Важнейшим навыком психолога в ситуации беседы является умение устанавливать и поддерживать раппорт, соблюдая при этом чистоту исследования, избегая нерелевантных (мешающих получению достоверного результата) вербальных и невербальных влияний на субъект, которые могут способствовать активному изменению его реакций. К разрушению раппорта с респондентом или же к оказанию побочных внушений на респондента могут привести неосторожные высказывания со стороны психолога, выполненные, например, в форме приказов, угроз, нравоучений, советов, обвинений, оценочных суждений касательно сказанного респондентом, успокоений и неуместных шуток.
Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды беседы:
Терапевтическая беседа;
Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез);
Автобиографическая беседа;
Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта);
Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта);
Телефонная беседа;
Интервью относят, как и к методу беседы, так и к методу опроса.
Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста.
Рефлексивное слушание - стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента.
Рефлексивное слушание используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации. Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежат респондент и психолог).
Нерефлексивное слушание - стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога.
Нерефлексивное слушание применяется в тех случаях, когда существует необходимость дать субъекту выговориться. Оно особенно полезно в ситуациях, где собеседник проявляет желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие его темы и где он испытывает трудности в выражении проблем, легко сбивается с мысли вмешательством психолога и ведёт себя закрепощено в связи с разницей в социальном положении между психологом и респондентом.
Консультативная беседа - один из основных методов оказания психологической помощи. Восходящая к социологической технике опроса, именуемой «глубинным интервью», консультативная беседа - это личностно-ориентированное общение, в котором осуществляется ориентировка в личностных особенностях и проблемах клиента, устанавливается и поддерживается партнерский стиль отношений (на равных), оказывается требуемая психологическая помощь в соответствии с потребностями, проблематикой и характером консультативной работы.
Требования к формулировке вопросов в консультировании
Специальные вопросы в психологическом консультировании используются достаточно часто, и их целью служит углубление понимания высказываний клиента, раскрытие их точного смысла, а также направление речи клиента в нужное для терапевтического эффекта русло и стимулирование его к более глубокому осмыслению своего рассказа и, следовательно, к более глубокому осознанию своей проблемы.
Существуют следующие виды вопросов, используемых в консультировании:
• закрытые вопросы, имеющие следующие характеристики:
- предполагают краткий однозначный ответ клиента, подтверждающий или опровергающий мысль консультанта, или ответ "да"/"нет";
- ориентированы на получение фактической информации, сведений о жизни клиента. Например, вопрос "Вы когда-нибудь чувствовали гнев по отношению к...?" предполагает ответ клиента "да" или "нет", или "Сколько раз за последнее время вы...?" также ориентирован на получение конкретной информации;
• открытые вопросы, имеющие следующие характеристики:
- предполагают развернутый ответ на вопрос;
- ориентированы на "движение" клиента в его проблеме и обсуждение его чувств. Например, вопрос "С чего бы вы хотели начать сегодня?" предполагает развернутый ответ и провоцирует клиента на понимание своей потребности в данный момент, а вопрос "Какие чувства вы сейчас испытываете?" позволяет клиенту глубже понять свои чувства и обсудить их;
- ориентированы на формирование у клиента ответственности за беседу и исследование им своего внутреннего мира: установок, чувств, мыслей, поведения, ценностей и т. п.;
- часто используются в начале консультативной встречи, так как позволяют начать беседу и снять тревожность клиента;
- ориентированы на побуждение клиента продолжить или дополнить уже сказанное ранее;
- побуждают клиента проиллюстрировать свои проблемы примерами, что способствует более глубокому осознанию и пониманию им своей проблемы;
- побуждают клиента обратить внимание на свои чувства, осознать и понять их, наладить более глубокий контакт с самим самой;
• парадоксальные вопросы, имеющие следующие характеристики:
- ориентированы на "движение" клиента в своей проблеме, на формирование у него нескольких точек зрения на проблему;
- провоцирование у клиента сомнения в тех истинах, которые он считает очевидными, с тем чтобы он понял, насколько эти истины являются "его" истинами и установками, а не привнесены извне, то есть не интроецированы;
- подталкивание клиента к переосмыслению некоторых своих решений, поведения и т. п.;
- для постановки такого вопроса консультант использует конструкции типа "А почему бы вам не...?" или "А что было бы, если бы...?".
Вопросы — не единственная техника ведения психотерапевтической беседы и они имеют свои ограничения и правила использования.
Существуют следующие правила использования вопросов в психологическом консультировании:
• любой вопрос должен быть грамотно сформулирован и задан в подходящее время — не раньше и не позже. В противном случае консультант может не получить на него ответ или спровоцировать у клиента реакцию защиты;
• следует избегать чрезмерного опрашивания клиента, так как это может привести к тому, что клиент переложит ответственность за процесс консультирования и его результаты на консультанта, а также может почувствовать тревогу;
• консультант всегда должен понимать, зачем он задает тот или иной вопрос, какова его цель и что он надеется услышать в ответ;
• если вопрос задан, необходимо выслушать и проанализировать ответ, нельзя задавать "пустых" вопросов "для галочки", так как это может сформировать у клиента ощущение механистичности процесса консультирования и эмоциональной невовлеченности консультанта в этот процесс;
• необходимо следить за тем, чтобы беседа не переросла в обмен вопросами-ответами и не потерялась ее эмоциональная окраска;
• вопросы "кто?", "что?"носят характер фактологических, то есть ориентированы на сбор жизненных фактов клиента, хотя своевременность и контекстуальность такого вопроса может иметь пользу для понимания клиентом сути своей проблемы, поведения или чувств и т. п.;
• вопросы "почему?" часто вызывают тревожность у клиента и провоцируют его на стандартный ответ, основанный на рационализации, хотя заданный в нужное время вопрос "почему?" может помочь клиенту расширить свою точку зрения на проблему;
• вопросы "как?" ориентированы на внутренний мир человека и позволяют и консультанту и клиенту глубже понять природу проблемы, себя, свое поведение и т. п.;
• любые вопросы, которые задает консультант, имеют две пели:
- сам консультант может прояснить проблему и личность клиента и глубже понять его;
- подталкивают клиента на более глубокое осознавание своей проблемы, чувств, своей личности и т. п.;
• консультант не должен задавать несколько вопросов одновременно, так как это может ввести клиента в состояние беспокойства из-за незнания, на какой вопрос отвечать, и в результате не будет получено ответа ни на один из поставленных вопросов либо они будут формальными;
• не следует задавать один и тот же вопрос два раза подряд, но в разных формулировках. Если консультант не получил ответа на поставленный вопрос из-за сопротивления клиента, то ему следует изменить формулировку и задать этот вопрос позже, но не подряд, предварительно проанализировав причины сопротивления клиента;
• вопросы, которые задает консультант, не должны содержать в себе ответы, то есть они должны быть построены таким образом, чтобы побудить клиента к размышлению, а не подсказать ему "правильный" ответ, например вопрос "У вас все хорошо?" может из-за нежелания или страха клиента анализировать свое состояние спровоцировать стандартный ответ "да".
Дата: 2019-07-31, просмотров: 276.