Консультант, используя невербальные каналы общения, решает следующие задачи:
• поддержание консультационного контакта с клиентом;
• понимание, анализ и поиск причин проблем клиента через наблюдение за его невербальными проявлениями и эмпатию, когда консультант начинает осознанно или неосознанно перенимать невербалику клиента: принимать ту же позу, использовать те же жесты, голос и т. п. и таким образом "вживаться" в мир клиента;
• контроль своих невербальных проявлений;
• скрытое воздействие на клиента через невербальную систему знаков, целью которого является "ведение" клиента и помощь ему в осознании каких-либо фактов, отреагировании эмоций, чувств.
Видами невербальных каналов общения являются:
- контакт глаз;
- мимика, выражение лица;
- позы и жесты тела;
- голос;
- пространство и время;
- пауза.
Контакт глаз консультанта и клиента не должен быть постоянным и навязчивым.
Существуют следующие особенности использования контакта глаз:
- длительность контакта не должна быть постоянной, оптимальное время — 2/3 общего времени общения консультанта с клиентом;
- оптимальное положение консультанта и клиента по отношению друг к другу — под углом чуть наискосок;
- консультант должен обращать внимание и анализировать следующую специфику проявлений клиента при контакте глаз:
_пристальное внимание клиента к каким-либо объектам в помещении;
_постоянное смотрение вниз, в пол, в сторону, но не на консультанта;
_вызывающий, пристальный и тому подобный взгляд клиента, направленный на консультанта;
_"бегающий", беспокойный, суетливый взгляд;
_отвод глаз от консультанта при каждом визуальном контакте с его стороны;
_ глаза, прикрытые рукой.
Мимика, выражение лица является одним из главных источников получения информации о клиенте, а также важнейшим каналом передачи информации от консультанта к клиенту.
Консультант должен уметь использовать мимику для решения следующих задач:
• поддержки клиента через демонстрацию в выражении лица определенных чувств и эмоций;
• чтения внутреннего состояния, эмоций и т. п. по выражению лица клиента;
• распознания маскировки одних чувств другими.
Позы и жесты тела могут быть очень информативными как для консультанта, так и для клиента. Консультант, "читая" и анализируя невербальные проявления тела клиента, в свою очередь также посылает ему сигналы относительно своего эмоционального состояния, мыслей, желаний и т. п.
Существуют следующие проявления тела, на которые консультант должен обращать внимание:
• руки и жесты, которые чаще всего носят символический характер и могут являться маркерами проблемы или какого-либо состояния, которое при этом может не осознаваться клиентом;
• манипулирование своим телом (может свидетельствовать о наличии у клиента тревоги, невыраженных, подавленных переживаний и т. п. и чаще всего осуществляется на неосознанном уровне), такие его проявления, как:
- покусывание ногтей, пальцев и т. п.;
- хруст суставами;
- монотонное покачивание;
- постукивание ногой, пальцами рук;
• "командные сигналы" клиента, когда какой-либо жест или поза имеет символическое послание для консультанта:
- подмигивание;
- указывание пальцем;
- кивание головой;
- пожимание плечами и т. п.;
- прикосновение, которое может иметь как дружеский, так и сексуальный характер, а также может означать желание получить поддержку через тактильный контакт. Также консультант должен обратить внимание на то, как клиент относится к тактильным контактам, и проанализировать это.
Существует множество человеческих движений, каждое из которых может нести для консультанта определенную информацию о клиенте.
Выделяются следующие виды движений тела:
- невербальные "слова", то есть жесты и позы, заменяющие слова, например помахивание рукой, которое может означать прощание;
- усиливающие знаки, то есть жесты и позы, целью которых является усиление, подчеркивание значения того или иного слова, а также попытка более точно передать его смысл;
- регуляторы, цель которых — дополнение вербального послания, например кивание головой;
- адаптеры, осуществляемые клиентом на неосознанном уровне и которые, как правило, отражают какие-то чувства, эмоции, которые клиент не до конца осознает, например неосознанное испытывание клиентом чувства тревоги может быть выражено в его позе.
Голос, являясь важнейшим инструментом человеческого взаимодействия, содержит в себе ряд характеристик, которые служат информаторами:
- тон голоса, с помощью которого консультант и клиент могут передавать друг другу различные эмоции, настроения, а также помогающий понять актуальные состояния;
- темп речи, также часто свидетельствующий об актуальном состоянии клиента, а также о его характерологических особенностях и паттернах поведения, например слишком быстрый темп может говорить о внутреннем беспокойстве клиента или о такой черте характера, как суетность, привычка к постоянной спешке, нервозности как ситуативному или привычному паттерну поведения;
- громкость голоса, информирующая об актуальном состоянии и чертах личности, а также передающая определенное настроение и атмосферу консультативного пространства или специфику и важность проблемы для клиента. Например, тихий голос как типичный для конкретного клиента может быть показателем неуверенности в себе, и в то же время понижение голоса во время разговора о какой-либо проблеме, ситуации и т. п. может показывать отношение клиента к этой ситуации, например, когда речь идет об интимных для клиента темах;
- произношение, его четкость, так же как и другие параметры голоса, является маркером отношения клиента к проблеме и проявлений его личности. Например, постоянное невнятное произношение может говорить о низкой осознанности себя, своих границ и т. п., а невнятность, нечеткость отдельных фраз — о нежелании клиента осознавать какие-то аспекты проблемы, эмоциональном замешательстве.
Консультант, используя свой голос как инструмент поддержания контакта и голос клиента как источник информации, решает следующие задачи:
• получение информации о скрытых, неосознаваемых проблемах клиента, об истинных причинах его состояния и т. п.;
• поддержание контакта с клиентом, выражение эмпатии, принятия и т. п.;
• воздействие на клиента, коррекция через голос: "присоединение" к клиенту через голосовую модальность, то есть подстройка своего голоса под голос клиента, и дальнейшее постепенное изменение параметров своего голоса;
• подталкивание клиента к осознанию своих состояний, эмоций, мотивов и т. п. через обращение внимания консультанта на окраску голоса клиента.
Пространство и время имеют следующие параметры, используемые для анализа в психологическом консультировании:
• дистанция, которая может являться:
- желанием углубить отношения, когда собеседник сокращает физическое расстояние;
- демонстрацией актуального отношения к собеседнику — принятия в случае маленькой дистанции и отгороженности, закрытости в случае большой;
- желанием нарушить личные границы собеседника (при постоянном приближении одного и удалении другого);
- формированием общего безопасного климата консультирования при оптимальном расстоянии собеседников;
• предметы обстановки и оборудование, которые могут нести клиенту информацию о консультанте и его личности и способствовать или не способствовать формированию доверия и безопасности в консультативном пространстве;
• одежда, общий стиль, несущие огромный пласт информации как о личности клиента, так и о личности консультанта и помогающие им лучше понять друг друга.
Существуют следующие правила невербального поведения консультанта:
- удобство физической обстановки в пространстве психологического консультирования, когда консультант и клиент визуально доступны друг другу;
- открытая поза консультанта, когда руки и ноги не скрещены, указывающая на его готовность к принятию клиента;
- физическая близость консультанта по отношению к клиенту, когда консультант время от времени наклоняется ближе к клиенту, с тем чтобы показать заинтересованность в том, о чем идет речь, и в самом клиенте;
- поддержание консультантом контакта глаз, подчеркивая таким образом свою заинтересованность в клиенте, но избегая как пристального смотрения на клиента, так и блуждающего в стороне взгляда;
- расслабленность, отсутствие напряжения у консультанта, которое часто наблюдается у клиента, и, демонстрируя свое спокойствие и эмпатию через невербальные каналы, консультант может помочь расслабиться и клиенту.
Вербальный контакт между клиентом и консультантом, основанный на использовании ими речи, имеет большое значение не только для поддержания консультативного контакта, но и для всего процесса консультирования.
Использование консультантом речи в пространстве консультирования имеет следующие функции:
- установление и поддержание доверительных отношений с клиентом в начале консультирования;
- снятие напряжения на любой стадии процесса консультирования;
- оказание поддержки, когда клиент чем-то сильно расстроен или плачет;
- подталкивание клиента к самораскрытию, осознанию себя, истинных причин проблемы, то есть к внутреннему развитию;
- ведение процесса консультирования в нужном направлении, когда необходимо перебить, остановить клиента и т. п.;
- помощь клиенту в формулировании мыслей.
Существуют следующие виды средств поддержания вербального контакта:
• прямые высказывания, к которым относятся:
- похвала ("Вы молодец, что приняли такое решение");
- подбадривание ("Я думаю, у нас получится с этим разобраться");
- выражение поддержки ("Я понимаю ваше состояние");
• косвенные высказывания, к которым относятся:
- использование имени клиента, способствующее более искреннему и теплому контакту между консультантом и клиентом;
- Ага-реакция, то есть использование междометий "Ага", "Угу", "Конечно" для демонстрации заинтересованности, выражения согласия и одобрения;
- использование языка клиента, то есть консультант должен говорить с каждым конкретным клиентом на свойственном только ему одному языке, это означает употребление консультантом тех слов, понятий и определений, которые использует в своей речи клиент;
• слушание клиента, которое может быть:
- пассивным, когда консультант молча слушает клиента, демонстрируя при этом свою заинтересованность невербальными способами;
- активным.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 227.