Основные виды психологич.консультирования
В Психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б.Д.Карвасарского описаны следующие виды психологического консультирования:
1.Проблемно-ориентированное консультирование. Акцент здесь делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы с клиентом: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Многое с поведенческой терапии.
2.Личностно-ориентированное консультирование .Центрировано на анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из многочисленных психоаналитических и постпсихоаналитических течений западной психотерапии. Прежде всего, сюда следует отнести техники гештальтерапии, гуманистической психотерапии.
3. Решение-ориентированное консультирование. Упор здесь делается на активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы. Представители этого подхода обращают внимание на тот факт, что анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента. Много приемов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии. Активация ресурсов, поиск их у клиента осуществляются с помощью вопросов или цепочек вопросов.
Кроме этого выделять виды психологического консультирования можно по характеру решаемых задач: возрастно–психологическое, профессиональное, психолого–педагогическое, семейное и др. В качестве основания для выделения видов психологического консультирования можно использовать и характер теоретического подхода, в котором работает психолог–консультант: когнитивная психология, бихевиоризм, гуманистическая психология, психоанализ. Можно также использовать в качестве основания для выделения внутри психологического консультирования видов степень непосредственности или опосредованности контакта между психологом–консультантом и клиентом. В этом плане можно говорить об очном консультировании, консультировании на телефоне доверия, консультировании посредством дистантного письма, консультировании посредством написания популярных книг по психологии или открытых ответов психологов на письма читателей в популярных изданиях. Все перечисленные выше формы психологического консультирования, кроме очного психологического консультирования, можно объединить единым понятием – дистантное психологическое консультирование.
Требования к личности консультанта.
Р.-А.Б. Кочюнас [1999] пишет о следующих чертах:
1. Проявление глубокого интереса к людям, следствием чего является терпение в общении с ними.
2. Чувствительность к установкам и поведению других людей, способность отождествляться с самыми разными людьми.
3. Эмоциональная стабильность и объективность. Имеется в виду способность уважать права других людей, восприятие других людей как способных решать свои собственные проблемы и принимать на себя ответственность.
Наиболее значимыми требованиями (Кочюнас):
1. Аутентичность. Имеется в виду, что человек жаждет быть и является сам собой в противовес расходованию энергии на проигрывание ролей и создание внешнего фасада, вместо того чтобы использовать ее на решение реальных проблем.
2. Открытость собственному опыту. Это означает искренность в восприятии собственных чувств. Консультант должен знать, замечать свои чувства, в том числе и отрицательные, не вытеснять их. Только в таком случае он будет успешно контролировать свое поведение. Вытесненные же чувства становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения. Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента только тогда, когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций.
3. Развитое самопознание. Чем больше консультант знает о самом себе, тем больше он поймет своих клиентов. Этому способствует умение слышать то, что творится внутри.
4. Сильная идентичность. Понятие «идентичность» - относительно новое для отечественного контекста, поэтому остановимся на нем подробнее. В данном изложении мы будем опираться на результаты анализа зарубежных и отечественных публикаций по проблемам, связанным с идентичностью, осуществленным Н.В. Антоновой [1995]. Идентичность - сложная динамическая структура, формирующаяся и развивающаяся на протяжении всей жизни человека. Единицей этой структуры является самоопределение - некоторое решение относительно себя, своей жизни, своих ценностей, принятое в результате интериоризации родительских ожиданий (преждевременная идентичность) или преодоления кризиса идентичности (достигнутая идентичность). Кризис идентичности предполагает наличие ситуации выбора, начиная от выбора школы, работы и кончая поиском и выбором цели и смысла своего существования. Кризис идентичности отнюдь не всегда завершается формированием единиц идентичности - самоопределений. Возможен также деструктивный вариант последствий кризиса. Это происходит, когда человек не замечает необходимости самоизменения, не видит имеющихся в его распоряжении альтернатив выбора. В таком случае человек может испытывать ряд негативных состояний: высокий уровень тревожности; ощущение собственной беспомощности; неверие в будущее; пониженный эмоциональный фон; ощущение потери смысла в жизни вплоть до депрессии и склонности к самоубийству.
Н.Н. Обозов [1993] обращает внимание на следующие качества:
Требования к формулировке вопросов в консультировании
Специальные вопросы в психологическом консультировании используются достаточно часто, и их целью служит углубление понимания высказываний клиента, раскрытие их точного смысла, а также направление речи клиента в нужное для терапевтического эффекта русло и стимулирование его к более глубокому осмыслению своего рассказа и, следовательно, к более глубокому осознанию своей проблемы.
Существуют следующие виды вопросов, используемых в консультировании:
• закрытые вопросы, имеющие следующие характеристики:
- предполагают краткий однозначный ответ клиента, подтверждающий или опровергающий мысль консультанта, или ответ "да"/"нет";
- ориентированы на получение фактической информации, сведений о жизни клиента. Например, вопрос "Вы когда-нибудь чувствовали гнев по отношению к...?" предполагает ответ клиента "да" или "нет", или "Сколько раз за последнее время вы...?" также ориентирован на получение конкретной информации;
• открытые вопросы, имеющие следующие характеристики:
- предполагают развернутый ответ на вопрос;
- ориентированы на "движение" клиента в его проблеме и обсуждение его чувств. Например, вопрос "С чего бы вы хотели начать сегодня?" предполагает развернутый ответ и провоцирует клиента на понимание своей потребности в данный момент, а вопрос "Какие чувства вы сейчас испытываете?" позволяет клиенту глубже понять свои чувства и обсудить их;
- ориентированы на формирование у клиента ответственности за беседу и исследование им своего внутреннего мира: установок, чувств, мыслей, поведения, ценностей и т. п.;
- часто используются в начале консультативной встречи, так как позволяют начать беседу и снять тревожность клиента;
- ориентированы на побуждение клиента продолжить или дополнить уже сказанное ранее;
- побуждают клиента проиллюстрировать свои проблемы примерами, что способствует более глубокому осознанию и пониманию им своей проблемы;
- побуждают клиента обратить внимание на свои чувства, осознать и понять их, наладить более глубокий контакт с самим самой;
• парадоксальные вопросы, имеющие следующие характеристики:
- ориентированы на "движение" клиента в своей проблеме, на формирование у него нескольких точек зрения на проблему;
- провоцирование у клиента сомнения в тех истинах, которые он считает очевидными, с тем чтобы он понял, насколько эти истины являются "его" истинами и установками, а не привнесены извне, то есть не интроецированы;
- подталкивание клиента к переосмыслению некоторых своих решений, поведения и т. п.;
- для постановки такого вопроса консультант использует конструкции типа "А почему бы вам не...?" или "А что было бы, если бы...?".
Вопросы — не единственная техника ведения психотерапевтической беседы и они имеют свои ограничения и правила использования.
Существуют следующие правила использования вопросов в психологическом консультировании:
• любой вопрос должен быть грамотно сформулирован и задан в подходящее время — не раньше и не позже. В противном случае консультант может не получить на него ответ или спровоцировать у клиента реакцию защиты;
• следует избегать чрезмерного опрашивания клиента, так как это может привести к тому, что клиент переложит ответственность за процесс консультирования и его результаты на консультанта, а также может почувствовать тревогу;
• консультант всегда должен понимать, зачем он задает тот или иной вопрос, какова его цель и что он надеется услышать в ответ;
• если вопрос задан, необходимо выслушать и проанализировать ответ, нельзя задавать "пустых" вопросов "для галочки", так как это может сформировать у клиента ощущение механистичности процесса консультирования и эмоциональной невовлеченности консультанта в этот процесс;
• необходимо следить за тем, чтобы беседа не переросла в обмен вопросами-ответами и не потерялась ее эмоциональная окраска;
• вопросы "кто?", "что?"носят характер фактологических, то есть ориентированы на сбор жизненных фактов клиента, хотя своевременность и контекстуальность такого вопроса может иметь пользу для понимания клиентом сути своей проблемы, поведения или чувств и т. п.;
• вопросы "почему?" часто вызывают тревожность у клиента и провоцируют его на стандартный ответ, основанный на рационализации, хотя заданный в нужное время вопрос "почему?" может помочь клиенту расширить свою точку зрения на проблему;
• вопросы "как?" ориентированы на внутренний мир человека и позволяют и консультанту и клиенту глубже понять природу проблемы, себя, свое поведение и т. п.;
• любые вопросы, которые задает консультант, имеют две пели:
- сам консультант может прояснить проблему и личность клиента и глубже понять его;
- подталкивают клиента на более глубокое осознавание своей проблемы, чувств, своей личности и т. п.;
• консультант не должен задавать несколько вопросов одновременно, так как это может ввести клиента в состояние беспокойства из-за незнания, на какой вопрос отвечать, и в результате не будет получено ответа ни на один из поставленных вопросов либо они будут формальными;
• не следует задавать один и тот же вопрос два раза подряд, но в разных формулировках. Если консультант не получил ответа на поставленный вопрос из-за сопротивления клиента, то ему следует изменить формулировку и задать этот вопрос позже, но не подряд, предварительно проанализировав причины сопротивления клиента;
• вопросы, которые задает консультант, не должны содержать в себе ответы, то есть они должны быть построены таким образом, чтобы побудить клиента к размышлению, а не подсказать ему "правильный" ответ, например вопрос "У вас все хорошо?" может из-за нежелания или страха клиента анализировать свое состояние спровоцировать стандартный ответ "да".
Сбор информации
Анализ информации
1. Не спешить, не торопиться со своими выводами. Желательно после окончания исповеди клиента сделать паузу в общении с ним длительностью от 10 до 15 минут, заполнив ее каким-либо делом, позволяющим отвлечься от слушания, поразмышлять, сделать выводы. Такой перерыв нужен не только психологу-консультанту, но и клиенту. За время перерыва он сможет отойти от исповеди, успокоиться, психологически настроиться на выслушивание консультанта и на конструктивный диалог с ним. Рекомендуется, например, организовать во время такого перерыва чаепитие, пригласив к участию в нем клиента и сказав ему о том, что во время чаепития может быть продолжен разговор о его проблеме. Перерыв, кроме того, даст возможность психологу-консультанту собраться с мыслями и задать, если нужно, дополнительные вопросы клиенту.
2. Консультанту важно проследить за тем, чтобы при интерпретации исповеди клиента не были упущены какие-либо существенные детали и подробности, чтобы среди тех фактов, на основе которых будут сделаны выводы о проблеме клиента и о способах ее решения, не оказалось таких, которые противоречат, не согласуются друг с другом.
3. Следить за тем, чтобы предлагаемая интерпретация фактов не оказалась односторонней, т.е. чтобы в ней не было явного предпочтения какой-либо одной теории или интерпретации перед другими, т.к. любая из существующих теорий личности или является неполной и не учитывает все возможные факты.
4. Любая из исповедей, какая бы она ни была по содержанию, не может иметь одну, единственно возможную интерпретацию. Таких интерпретаций обязательно должно быть несколько и, как правило, столько, сколько существует разных теорий личности и межличностных отношений в психологии.
Из сказанного следует, что для того, чтобы научиться теоретически правильно, разносторонне и интегрировано интерпретировать исповедь клиента, психолог-консультант сам должен стать разносторонне теоретически подготовленным практическим психологом. Хорошая общетеоретическая подготовка психолога-консультанта предполагает его глубокое знакомство с разными психологическими теориями, охватывающими круг тех проблем, с которыми люди могут обратиться в психологическую консультацию. Но этого недостаточно, нужна, оказывается, еще и разносторонняя практическая подготовка психолога-консультанта в интерпретации проблем клиента. Она, в частности, предполагает выработку умения не только интерпретировать исповедь клиента, но и правильно формулировать свои выводы, пользуясь различными теориями.
Явные проблемы
К очевидным, явным, лежащим "на поверхности" внутренним проблемам относятся страхи и отсутствие воли (нежелание напрягаться, лень), проблемы с самоконтролем, проблемы в общении и отношениях, зависимости и больные привязанности, ревность, психосоматика, депрессии.
Скрытые проблемы
За явными проблемами иногда лежат и их провоцируют другие, скрытые проблемы, как психологического, так и общежитейского характера. Скрытые проблемы не профессионалу (в том числе и клиенту) могут быть не видны, но их наличие можно достоверно обнаружить.
Современные направления практической психологии.
Развитие практической психологии определяется, с одной стороны, интенсивным развитием психологической теории, с другой – социальным заказом общества в условиях социальной нестабильности, межнациональных конфликтов, событий кризисного и катастрофического характера. Становление практической психологии происходит в тесной взаимосвязи с фундаментальными отраслями психологии, такими как общая, возрастная, социальная психология, педагогическая психология и психология личности, основу которых составляют теоретические принципы и методы психологического познания, закономерности существования и развития психической реальности. В круг основных задач практической психологии входят познание психической реальности и выработка средств практической помощи и психологической поддержки личности, испытывающей затруднения в решении жизненных проблем, в организации оптимальных условий жизнедеятельности, способствующих наилучшей социальной и психологической адаптации. Среди разнообразных направлений деятельности практического психолога можно выделить следующие: 1) психодиагностическая работа; 2) психологическое консультирование; 3) психотерапия; 4) коррекционно-развивающая деятельность; 5) психопрофилактическая работа. Психологическая диагностика базируется на использовании психодиагностических инструментов и методов, обеспечивающих надежность и достоверность данных, позволяющих получать значимую информацию о конкретном человеке или группе людей. В психодиагностическом обследовании просматриваются три основных этапа: сбор данных, их обработка и интерпретация, вынесение решения (диагноз, прогноз или составление психологического портрета личности). Психологическое консультирование является важным направлением деятельности практического психолога, включающим в себя индивидуальное консультирование, педагогическое консультирование, профконсультирование, управленческое консультирование, консультирование руководителей и др. Фактически в любой сфере деятельности, в которой используются психологические знания, в той или иной форме применяется консультирование. Содержанием психологического консультирования является работа с конкретным запросом, идущим как от отдельного клиента, так и от группы или организации в целом. Наиболее широкой сферой применения психологического консультирования является семейное консультирование, связанное с нормализацией детско-родительских отношений, решением добрачных и супружеских проблем, предразводных и послеразводных состояний. Возрастное консультирование направлено на решение проблем психического развития ребенка, в том числе в периоды возрастных кризисов. Значительное место занимает консультирование организаций, связанное с проблемами отбора персонала, управления персоналом, формирования команды, планирования карьеры отдельных работников, прогнозом развития организации в целом. Специфическим видом консультирования является «телефон доверия», позволяющий человеку обратиться за психологической поддержкой в наиболее трудные моменты жизни и предупредить нежелательные действия и поступки. Психологическое консультирование можно определить как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с преодолением трудностей в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Психологический смысл консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку понять причины трудностей, проблем социальных взаимодействий в личных, семейных и профессиональных контактах. Основная задача психолога-консультанта заключается в том, чтобы дать клиенту возможность взглянуть на свои проблемы и житейские сложности со стороны, изменить психологические установки. Под психотерапией традиционно понимают более глубокое в сравнении с консультированием психологическое воздействие на психику, а через нее и на весь организм человека или группу с целью лечения или профилактики заболеваний и состояний дезадаптации, развития здоровья и т. д. Однако за последние годы интенсивное развитие психотерапии в нашей стране и за рубежом привело к успешному распространению ее влияния на значительно более широкий круг проблем и областей нашей жизни, психотерапевтические знания и даже некоторые техники стали представлять интерес не только для узких специалистов, но и для каждого человека. Сегодня уже можно говорить о формировании особого психотерапевтического мировоззрения, центром которого является целостная самоактуализирующаяся и развивающаяся личность. Коррекционно-развивающая деятельность психолога наиболее востребована в работе с детьми, где она направлена на устранение отклонений в психическом и личностном развитии ребенка. Эта деятельность тесно связана с психологической диагностикой. Практический психолог не только ставит диагноз, но и разрабатывает на его основе коррекционную программу, а также самостоятельно осуществляет значительную часть коррекционной работы. Основными задачами коррекции психического развития ребенка являются устранение отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка и профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития. Психопрофилактическая деятельность связана с сообщением необходимых психологических знаний тем, кто в первую очередь в них нуждается, – родителям, учителям, учащимся, работникам социальных служб и др. – с целью предупреждения возможных нарушений условий развития, повышения психологической компетенции. Это может быть также работа по созданию условий, максимально благоприятных для развития продуктивных межличностных взаимодействий в педагогических коллективах или в организационных структурах на предприятиях. Психопрофилактика касается также превентивных мер по предупреждению неблагополучия в психическом и личностном развитии, совершения противоправных действий, пагубных последствий наркоманических и алкогольных пристрастий. Психопрофилактика включает работу с неблагополучными семьями, родителями и детьми из этих семей, предупреждая случаи возможных социальных осложнений. Таким образом, основное содержание и цель практической психологии – это психологическая помощь и психологическая поддержка человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, обеспечение психологического комфорта личности в отношении к самому себе, во взаимодействиях с другими людьми, в отношениях к миру в целом. В данном аспекте можно говорить о психологическом здоровье личности. Психологическое здоровье находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа, делает личность самодостаточной, вооруженной средствами самопознания, самопринятия, самоуважения и саморазвития в контексте взаимодействий с окружающими людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира.
2.Виды деятельности психолога-практика.
Пять основных видов деятельности:1) психологическое просвещение – это приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания; достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учебно-воспитательном учреждении; 2) психопрофилактика, подразумевающая работу по предупреждению дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде) персонала организации или детей в образовательном учреждении,просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей и т.п. Рядом исследователей психопросвещение выделяется в самостоятельное направление; 3) психодиагностика, важнейшей целью которой является добывание психологической информации о человеке или группе, «конкретных знаний о конкретном человеке, полученных на основе обобщенной научной теории»; 4) психологическая коррекция, понимаемая как целенаправленное воздействие на те или иные сферы психики клиента, ориентированное на приведение ее показателей в соответствие с возрастной или иной нормой; 5) психологическое консультирование, целью которого является обеспечение человека необходимой психологической информацией и создание условий – в результате общения с психологом – для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах.
3. Психологическое просвещение как вид деятельности практического психолога .
Психологическое просвещение — это приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы: 1) знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; 2) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; 3) формировать потребность в психологических знаниях» желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; 4) знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания; 5) достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учебно-воспитательном учреждении. Психологическое просвещение выполняет следующие четыре задачи: 1) формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии в частности (психологизация социума); 2) информирование населения по вопросам психологического знания; 3) формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития; 4) профилактика дидактогений (ятрогений). Средства психопросвещения подразделяются на: 1) вербальные (беседа, лекция, тематический КВН, выступление по радио, на телевидении), публицистика (печатные и электронные СМИ), 2) наглядные (плакат, буклет, памятка), интерактивные и т.п. «Иногда просвещение принимает нетрадиционные формы: психолог проводит урок вместе с учителем, направляя его деятельность в желаемое русло».
4. Психологическая профилактика как вид деятельности практического психолога.
Психопрофилактика — это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.
Выделяют три уровня психопрофилактики. I уровень – первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей. II уровень – вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых уже обозначились проблемы. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Основная ее задача – преодолеть возникшие трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. III уровень – третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами. Основная задача – коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными учащимися, направленными к нему педагогами.
Психологическая профилактика предполагает: 1) ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении (детский сад, интернат, детский дом, школа, Лицей, колледж, профессиональное училище и пр.) психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе; 2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях; 3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень. Психолог: 1) разрабатывает развивающие программы и проводит развивающие занятия с детьми; 2) выявляет психологические особенности ребенка, которые могут в будущем обусловить определенные сложности в его интеллектуальном и личностном развитии; 3) следит за соблюдением в детском саду, школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития детей; 4) предупреждает возможные осложнения в психическом развитии детей, связанные с их переходом на следующую возрастную ступень; 5) заботится о создании благоприятного психологического климата в детском образовательном учреждении.
Важная форма психопрофилактической работы - психолого-педагогический консилиум. Задача психолога в консилиуме - помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития, личностных качеств и поведения школьника, помочь избежать субъективизма в оценке отдельных учащихся. Психопрофилактическую работу следует начинать тогда, когда еще нет проблем, в целях их предупреждения.
5. Психологическая диагностика как вид деятельности практического психолога.
Психодиагностика— это наука и практика, связанная с разработкой разнообразных методов распознавания индивидуально-психологических особенностей человека и постановкой с помощью этих методов психологического диагноза. Слово «диагностика» имеет греческие корни: «диа» — различие, «гнозис» — познание. Практический психолог обычно не занимается созданием новых психодиагностических методик, он является пользователем разработанных исследователями методов. Практический психолог с помощью психодиагностики решает следующие основные задачи{Немое Р. С, 1995): 1. Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения.2. Определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях. 3. Описание диагностируемых психологических иповеденческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо. 4. Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.
Подавляющее число психодиагностических методов можно разделить на две группы: экспертные (клинические)и стандартизированные (тестовые). Теств психодиагностике — это серия однотипных стандартизированных кратких заданий (испытаний), которым подвергается испытуемый — носитель предполагаемого качества. Работа психодиагноста предъявляет к нему ряд важных требований. Самые простые и очевидные — это умение располагать к себе людей и доскональное знание используемых психодиагностических методик и условий их применения. Кроме того, каждому психологу, работающему в области психодиагностики, необходимо знать и соблюдать важнейшие профессионально-этические принципы: 1. Принцип личной ответственности за проводимую работу. 2. Принцип профессиональной тайны (нераспространения научных психодиагностических методик). 3. Принцип конфиденциальности (соблюдения тайны полученной психологической информации от посторонних). 4. Принцип научной обоснованности (применяемые методики должны соответствовать требованиям надежности, валидности, дифференцированности и точности результатов). 5. Принцип объективности (интерпретация результатов и выводы должны делаться в строгом соответствии полученным показателям). 6. Принцип обеспечения суверенных прав личности, который включает: а) добровольность участия в психологическом обследовании (кроме особых случаев в судебной и медицинской практике); б) психопрофилактическое изложение результатов (осторожность и деликатность, адекватность и доступность языка, готовность использовать эквивалентную методику); в) предупреждение о вероятности выдачи такой информации о себе, которую человек сам не осознает; г) право знать результаты обследования (при тестировании детей родители также имеют это право).
6. Психологическая коррекция как вид деятельности практического психолога.
Психокоррекция — это совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психически здорового человека, не имеющих органической основы и не представляющих собой такие устойчивые качества, которые формируются в раннем детстве и в дальнейшем практически не изменяются. В работе психолога образования коррекция характеризуется как совокупность психолого-педагогических воздействий, направленных либо на исправление, либо на профилактику недостатков и отклонений в развитии ребенка. Тем самым постулируется взаимосвязь двух форм коррекционной работы с детьми: симптоматическая, направленная на отдельные отклонения в развитии, и этиологическая, направленная на источники и причины этих отклонений. Психолог осуществляет коррекцию нормального развития в случаях его временной задержки, социально-педагогической запущенности и других девиаций, вызванных социально-психологическими и педагогическими причинами. В рамках психодинамического подхода выделяются игротерапия, арттерапия, а также детский психоанализ. Поведенческий подход связан с формированием у ребенка оптимальных моделей адаптивного поведения и поведенческих навыков путем научения (жетонная программа), развития исполнительской компетентности (тренинг поведения), модификации поведения через изменение образа мыслей (когнитивная терапия), развития саморегуляции (скилл-терапия). Деятельностный подход, сформировавшийся преимущественно в отечественной психологической школе, предполагает коррекцию за счет организации специального обучения деятельности, в ходе которой подвергающийся коррекции человек овладевает психологическими средствами, позволяющими на новом уровне осуществлять контроль и управление внутренней и внешней активностью. Выбор целей и направленности коррекции, т.е. стратегия ее осуществления, определяется тремя основными принципами: нормативности развития, коррекции «сверху вниз» и системности развития психической деятельности. Принцип нормативности основан на закономерностях психического развития, значении последовательности его стадий для формирования личности ребенка. Принцип коррекции «сверху вниз» ставит в центр внимания создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка. Принцип системности обусловливает необходимость учета сложного системного характера психического развития в онтогенезе.
7. Психологическое консультирование как вид деятельности практического психолога.
Психологическое консультирование - работа непосредственно с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа. Суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых тот переживает свои новые возможности в решении собственных психологических задач. Основная задача психолога-консультанта - помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источником трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Обычно они осознаются и не контролируются самим человеком. В ходе консультационной беседы клиент получает возможность осознать и оценить установку на других людей и на этой основе изменить свое отношение к происходящему и свое поведение. Основой такой формы воздействия является изменение установок клиента на других людей и формы взаимодействия с ними. В зависимости от того, работают ли психологи с отдельными людьми или группами, выделяют индивидуальное и групповое консультирование. Индивидуальное консультирование - это беседа консультанта с клиентом наедине, обсуждение жизненной проблемы, которая его беспокоит. Психолог-консультант помогает клиенту посмотреть на свои проблемы со стороны, обсуждает с ним те особенности его поведения и межличностных отношений, которые стали источником его жизненных трудностей. Групповое консультирование может заключаться, например, в решении какой-либо проблемы или в поощрении выражения подавленных эмоций в психотерапевтической группе. Такой группой может быть семья, производственная группа или группа людей, не связанных друг с другом в повседневной жизни, но имеющих общие проблемы. В зависимости от типа проблем, на решение которых направлены консультации, различают несколько сфер консультирования. Интимно-личностное консультирование по вопросам, которые глубоко затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычно тщательно скрываемые от окружающих. Семейное консультирование по вопросам, возникающим у человека в собственной семье или в семьях близких для него людей. Психолого-педагогическое консультирование - это обсуждение консультанта с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, повышения педагогической компетентности учителей и родителей. Профессиональное консультирование связано с решением людьми проблем в разных сферах профессиональной деятельности. Организационное консультирование заключается в консультировании персонала организаций по проблемам структуры и развития организаций (подбор, отбор, обучение), кадровое консультирование, консультирование руководителей по управлению персоналом по решению конкретных проблем организации групповой деятельности.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 260.