Supervisor – Tatyana A. Zheleznova, Ph. D., associate Professor, Department of biology, geography and chemistry, Arzamas branch of UNN
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Abstract: the article presents the development of the program of extracurricular activities "Chemical composition of the springs of the Nizhny Novgorod right Bank" for students of 8th grade of primary school, which includes examples of design work, as well as a list of final control questions. As an example, the results of some physical and chemical indicators of water quality of five springs of the Nizhny Novgorod right Bank, conducted in the framework of the study program.

Key words:program of extracurricular activities, project, springs, water, physical and chemical indicators of water quality.

 

21 век – век технологий и научных достижений, однако экологическая грамотность населения находится на довольно низком уровне. Для решения этой проблемы необходимо внедрять различные технологии в процесс образования. Необходимость этого решения представлена вФедеральномГосударственном образовательном Стандарте (ФГОС) основного общегообразования, который устанавливает такие требования к результатамосвоения обучающимися программы, как «формирование основэкологической культуры, соответствующей современному уровнюэкологического мышления, развитие опыта экологически ориентированнойрефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненныхситуациях; формирование и развитие экологического мышления, умениеприменять его в познавательной, коммуникативной, социальной практикеи профессиональной ориентации» [6, с. 1].

Всвязи с этим в рамках изучения курса химии указывается на необходимость формирования у обучающихся универсальных учебных действий по «овладению основами химической грамотности: способностью анализировать иобъективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасногообращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать ипланировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды» [4, с. 1].

Анализ школьных программ показал, что возможность реализации экологической деятельности школьников представлена не в полном объеме, однако учащиеся активно принимают участие в различных мероприятиях эколого-химического характера, что показывает необходимость их проведения.

На данный момент ФГОС основного общего образования предполагает наличие предпрофильной подготовки, одним из компонентов которой выступают курсы по выбору (элективные курсы). Они являются единственной свободной сферой в условиях стандартизации обучения [4, с. 1].

С целью повышения экологической грамотности, привлеченияобучающихся к исследовательской деятельности был разработанэлективный курс «Химический состав родников Нижегородского правобережья».

Пояснительная записка

Данная программа предназначена для учащихся 8 классов, изучающих дисциплину «Химия», рассчитан на 34 часа в год. Программа носит теоретический и практико-ориентированный характер. Ее содержание базируется на знаниях вопросов ботаники, экологии, химии, математики, географии. Обучающиеся в процессе освоения курса должны овладеть методиками качественного химического и экологического анализа родников [1, с. 4].

Целевое назначение программы:формирование у учащихся понятий «химический анализ», «родник», повышение экологической грамотности учащихся путем проведения биохимических исследований.

Задачи: 1. Сформировать системные знания о химическом и экологическом анализе родниковых вод.

2. Познакомить учащихся с основными методиками химико-экологического анализа.

3. Сформировать практические знания и умения работы с природными объектами.

4. Воспитать у учащихся познавательную культуру и интерес к исследовательской деятельности.

Теоретические идеи программы: Расширение экологической части в основных образовательных программах; региональный подход в осуществлении экологических и химических исследований родниковых вод; развивающий и воспитывающий характер обучения [2, с. 69-71].

Ключевые понятия программы:«Химический анализ», «окружающая среда», «загрязнение», «родник», «водородный показатель (pH)», «нитриты», «нитраты», «фосфаты». Содержание элективного курса представлено в табл.1.

Таблица 1

Содержание программы внеурочной деятельности

№№п/п

Разделы / блоки

Всего часов

Из них

Экскурсии

Теоретические занятия Практические занятия 1 Введение. Основные представления о экологическом и химическом анализе воды 3 3     2 Экологические причины загрязнения родниковых вод 3 2     3 Забор образцов родниковых вод 6 2   5 4 Оценка экологического состояния родников Нижегородского правобережья 8 2 6   5 Оценка химического состава родниковых вод 8 3 6   6 Камеральная и статистическая обработка данных 5 2 3   7 Итоговая конференция 1         Итого 34 14 15 5

 

Текущий и итоговый контроль:

Предварительный контрольпроводится с целью диагностикиимеющихся знаний у учащихся перед началом реализации программы.

В нашем случае учащимся были предоставлены темы проектов для попытки апробирования их во время изучения курса.

Темы проектных работ:

1. Воздействие родниковой и водопроводной воды на комнатные цветы.

2. Количественное определение нитратов и нитритов в родниковой воде (составление плаката о вреде данных веществ).

3. Влияние родниковой воды на семена огурцов и помидоров (составление презентации с фото и видео материалами).

4. Количественное определение фосфатов и азотного остатка в родниковой воде (составление кластера).

5. Составление карты загрязнения родников Нижегородского правобережья.

Итоговый контроль позволяет сделать выводы о результативности и эффективности проведённой работы.

Нами был составлен список вопросов для итогового контроля учащихся:

1. Определение местонахождения родника на карте Нижегородской области, краткая характеристика с указанием растительности, дебита и режима.

2. Какие вредные химические показатели в роднике можно выявить в условиях школьной лаборатории.

3. Охарактеризовать наличие фосфатных и азотных соединений в роднике, указать их вред для здоровья организма человека.

4. Назвать отличие нитратов и нитритов, а так же охарактеризовать их негативное влияние на здоровье человека;.

5. Какие химические показатели свидетельствуют о наличии загрязняющих веществ в роднике (подробный рассказ о вредных химических показателях).

6. Польза и вред родниковой воды (составление кроссворда или тестового задания по вредным химическим компонентам).

Апробация работ учащихся в рамках данной программы показала, что в настоящее время большинство родников загрязнены различными химическими веществами, которые попадают в подземные воды[5, с. 113]. Учащимися была проведена оценка качества воды 5 родниковна такие показатели как: фосфаты, нитраты, нитриты, жесткость, цветность, мутность, а так определение рН показателя[3, с. 115].

Полученные результаты экологического состояния родников и некоторых физико-химических показателей воды представлены в табл. 2 и 3.

Таблица 2

Дата: 2019-07-31, просмотров: 144.