КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(заполняется руководителем практики от Арзамасского филиала ННГУ)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка руководителя практики

от Арзамасского филиала ННГУ _________________________________

                                                                                                                      прописью

_________________________                  должность _____________________                   подпись _________________________     И.О. Фамилия  

 

«____»______________________

МП

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ЗА ПРАКТИКУ:

________________________                                                ___________________________

        (прописью)                                                                                                                               (подпись руководителя практики

                                                                                                                                                                  от Арзамасского филиала ННГУ)                         

 «___» _________________ г.

 

Доклад

Организация внеурочной деятельности учащихся по химии в условиях перехода на ФГОС общего образования.

Учебно-воспитательный процесс в основной и средней школе осуществляется через различные организационные формы, находящиеся в тесной взаимосвязи: урок, факультативные занятия, а также внеурочную работу.

Урок - одна из ведущих организационных форм обучения химии, представляющая собой учебное занятие, которое проводит преподаватель

в течение определенного времени (40-45 мин) по установленному расписанию с группой учащихся, имеющих примерно одинаковый возраст и относительно одинаковый уровень химической подготовки. Урок позволяет преподавателю химии систематически излагать содержание учебного предмета в соответствии с обязательной для всех учебной программой, формировать и развивать умения (общетрудовые, общелогические, общеучебные и специфические, интеллектуальные и практические) и другие качества личности молодого человека (самостоятельность, трудолюбие, гуманность, волю, эмоциональность, потребности, ценностные отношения). Указанные задачи решает и внеурочная работа.

Факультативные занятия и курсы представляют собой форму учебной деятельности по выбору учащихся. Цель занятий - углубление химических

знаний, развитие интересов, склонностей и способностей учащихся. Аналогичную цель ставит и внеурочная работа.

Внеурочная работа имеет много общего с урочными и факультативными занятиями. Это касается ее задач, содержания, закономерностей функционирования, методов, способов организации, критериев оценки результатов. Существенные особенности внеурочной работы обусловлены тем, что занятия не ограничены жесткими временными рамками учебного расписания, проводятся во внеурочное время, сверх учебного плана и обязательной программы. Такая работа выполняется учащимися добровольно в соответствии с их интересами, по их желанию, под руководством учителя. Особенности внеурочной работы можно объединить в две группы. Первую группу образуют особенности, обусловленные спецификой внеурочной работы как организационной формы, вторую группу - особенности, определяемые спецификой задач, решаемых данной школой

Первая группа особенностей позволяет реализовать следующие возможности:

- углубление программного материала;

- изучение внепрограммного материала;

- выполнение общественно полезной деятельности;

- разнообразие форм, методов и средств организации (организационно-методические возможности);

- организация досуга учащихся.

Вторая группа особенностей внеурочной работы дает возможность

осуществить:

- интеграцию и дифференциацию задач, содержания и методов обучения разных учебных предметов (общеобразовательных, специальных, гуманитарных, естественных и технических),

- принцип профессиональной направленности.

Только в процессе внеурочных занятий могут быть реализованы такие виды работы, как оформление и выпуск газет, химические олимпиады, экскурсии на химические производства и др. Внеурочные занятия, в отличие от урочных и факультативных, связаны с выполнением общественно полезной деятельности учащихся (оснащение химического кабинета наглядными пособиями, выпуск химических календарей, подготовка химического эксперимента к предстоящим урокам, изготовление макетов и т.п.).

Внеурочная работа - единственная и оптимальная форма организации досуга учащихся. Проблема организации свободного от уроков времени является одной из актуальных в современной педагогике, дидактике и частной методике. Правонарушения подростков, увлечение алкоголем, наркомания среди учащихся - это следствие не только низкой их обученности и воспитанности, но и также плохой организации их свободного времени. Внеурочная работа по химии должна сыграть немаловажную роль в решении проблемы организации свободного времени учащихся.

Термин "внеурочная работа" более точно характеризует ее сущность, чем название "внеклассная работа". Суть не в том, что учебно-воспитательная работа осуществляется вне класса, школы, а в том, что она реализуется во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы.

Итак, внеурочная работа - это учебно-воспитательная работа с учащимися, организуемая учителем с учетом их интересов во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы, вне обычных урочных и факультативных занятий.

При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, ребенок участвовал в реализации химического проекта «Выращивание кристаллов», получил эффектные образцы кристаллов, создал мультимедийную презентацию, принял участие в школьной научно-практической конференции. Эффект – это последствие результата. Приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, пробудили в нем исследовательский талант, определили выбор будущей профессии.

    Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития ребенка. В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьезная путаница понятий «результат» и «эффект». Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности. При этом упускается из виду, что развитие личности ребенка зависит и от его собственных усилий по самостроительству, «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, т.е. развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что что ряд субъектов воспитания и социализации достигли своих результатов.

Невнятность понимания самими учителями результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и недоверие к педагогической деятельности. Становиться ясным, что педагог-профессионал видит результаты своей работы прежде эффектов. Никакая увлеченность процессом деятельности не отменяет для него необходимости добиваться образовательных и воспитательных результатов.

В ходе индивидуальной работы мной было изучено большое количество литературных источников, необходимых для разработки технологических карт уроков и конспектов внеурочных мероприятий. Кроме того, мне удалось использовать полученные знания по назначению: мной был разработан конспект мероприятия «Чудесная наука – химия», а также в соавторстве с Фроловой Т.С и Пудаевым Д.С. программа внеурочной деятельности «Химический состав родников Нижегородского правобережья» для учащихся классов средней школы.

В статье представлена разработка программы внеурочной деятельности «Химический состав родников Нижегородского правобережья» для учащихся 8–х классов основной школы, к которой прилагаются примеры проектных работ, а также перечень итоговых контрольных вопросов. В качестве примера представлены также результаты некоторых физико-химических показателей качества воды пяти родников Нижегородского правобережья, проведенных в рамках изучения программы.

 

 

                   

Библиографический список

1. Артамонова, И.Г. Практические работы с исследованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии / И.Г. Артамонова, В.В. Сагайдачная // Химия в школе. – 2002. – № 9. – с.73-80

2. Баженова, О.Ю. Пресс-конференция "Неорганические соединения в нашей жизни" / О.Ю. Баженова // Химия в школе. – 2005. – № 3. – с.67-74

3. Габриелян О.С. Химия. 9 класс / О.С. Габриэлян. – М.: Дрофа, 2010. – 134 с.

4. Габриелян О.С. Химия. 11 класс / О.С. Габриэлян, Г.Г. Лысова // М.: Дрофа, 2010. – 78 с.

5. Головнер, В.Н. Практикум-обобщение по курсу органической химии / В.Н. Головнер – Химия в школе. – 1999. – № 3. – с.58-64.

6. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников / Д.В. Григорьев, П.Н. Степанов. – М.: Просвещение, 2013. – 115 с.

7. Гроссе Э. Химия для любознательных / Э. Гроссе, Х. Вайсмантель. – Л.: Химия, 1985. – 78-81 с.

8. Добротин Д.Ю. Настоящая химия для мальчиков и девочек / Д.Ю.Добротин – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 15 с.

9. Запольских, Г.Ю. Элективный курс "Химия в быту" / Г.Ю. Запольских // Химия в школе. – 2005. – № 5. – с.15-26.

10. Лаврова С.А. Занимательная химия для малышей / С.А. Лаврова. – М.: Белый город, 2009. – 13-18 с.

11. Ольгин О.М. Опыты без взрывов / О.М. Ольгин – М.: Химия, 1986. – 17-49 с.

12. Мойе Стивен У. Занимательная химия. Замечательные опыты с простыми веществами / У. Мойе Стивен. – АСТ, 2007. – 12-37 с.

13. Северюхина, Т.В. Старые опыты с новым содержанием / Т.В.Северюхина //  Химия в школе. – 1999. – № 3. – с.64-70.

14. Стройкова,  С.И. Факультативный курс "Химия и пища" / С.И. Стройкова // Химия в школе. – 2005. – № 5. – с.18-29.

15. Штемплер Г.И. Химия на досуге: Домашняя химическая лаборатория: Книга для учащихся / Г.И. Штепплер. – М.: Просвещение, 1996. – 182 с.

16. Яковишин, Л.А. Химические опыты с лекарственными веществами / Л.А. Якошвилин // Химия в школе. – 2004. – № 9. – с.61-65.

 

 

УДК 54.061

Дата: 2019-07-31, просмотров: 152.