Закономерности наследования признаков при моно- и дигибридном скрещивании.
Вопросы для самостоятельной подготовки студентов | Источники | Цель занятия | Вопросы для самоконтроля |
1. Что такое фенотип, генотип, аллельные гены, гомозиготный и гетерозиготный организм, доминантность, рецессивность? 2. Закон единообразия. Закон расщепления. 3. Закон независимого комбинирования признаков у потомства. 4. типы взаимодействия генов. | Основная: Учебник по биологии. Под ред. В.Н. Ярыгина, 2008, 1 т, c. 61-65, 222-230 Рекомендуемая: 1. Учебник по биологии. Под ред. В.Н.Ярыгина, 1984, с. 66-96 2. Учебник по биологии А.А.Слюсарева, с. 64-79. | 1. Ознакомиться с основными закономерностями наследования, установленными Г. Менделем. 2. Уметь применить законы Г. Менделя к наследованию признаков у человека. 3. Познакомиться с закономерностями наследования, связанными с явлением множественного аллелизма и взаимодействием аллельных и неаллельных генов. | 1. Определение понятий наследственность и изменчивость. 2. Какой характер расщепления по генотипу и фенотипу наблюдается при моногибридном скрещивании (цифровое соотношение). 3. Какой характер расщепления по фенотипу наблюдается при дигибридном скрещивании? 4. Качественные или количественные изменения наблюдаются в случае полимерии? 5. Сколько аллелей одного гена обусловливают 4 группы крови человека. |
Знать: Основные термины генетики. Сущность трех законов Менделя. Способы взаимодействия аллельных и неаллельных генов.
Уметь: Применить законы Г. Менделя к наследованию признаков у человека, решать задачи на закономерности наследования одного-трех признаков, на неполное доминирование и наследование групп крови.
Работа 1. Моногибридное скрещивание.
1. Синдактилия (сращение пальцев) наследуется как доминантный аутосомный признак. Какова вероятность рождения детей со сросшимися пальцами в семье, где один из родителей гетерозиготен по анализируемому признаку, а другой имеет нормальное строение пальцев?
2. У человека умение владеть преимущественно правой рукой доминирует над умением владеть преимущественно левой рукой. Мужчина - правша, мать которого была левшой, женился на женщине - правше, имевшей трех братьев и сестер, двое из которых левши. Определите возможные генотипы женщин и вероятность того, что дети, родившиеся от этого брака, будут левшами.
3. Миоплегия /периодические параличи/ передается по наследству как доминантный
признак. Определите вероятность рождения детей с аномалиями в семье, где отец гетерозиготен, а мать не страдает миоплегией.
4. Фенилкетонурия /нарушение обмена фенилаланина, в результате которого развивается слабоумие/ наследуется как рецессивный признак. Какими могут быть дети в семье, где родители гетерозиготные по этому признаку?
5. У человека ген полидактилии /шестипалость/ доминирует над нормальным строением кисти. А) определить вероятность рождения шестипалых детей в семье, где оба родителя гетерозиготные. Б) в семье, где один из родителей имеет нормальное строение кисти, а второй шестипалый, родился ребенок с нормальным строением кисти. Какова вероятность рождения следующего ребенка тоже без аномалий?
6. Болезнь Вильсона /нарушение обмена меди/ наследуется как рецессивный признак
/аутосомный/. Какова вероятность рождения больных детей в семье, где один из супругов страдает анализируемым заболеванием, а другой здоров, здоровы были также его родители, братья и сестры?
7. Детская форма амавротической семейной идиотии Тей-Гакса наследуется как аутосомно рецессивный признак и заканчивается обычно смертельным исходом к 4-5 годам. Первый ребенок умер от анализируемой болезни в то время, когда должен родиться второй. Какова вероятность того, что ребенок будет страдать той же болезнью?
Дата: 2019-07-31, просмотров: 232.