ИЗ ГАЗЕТ ЧУВАШИИ ЗИМЫ 1994-1995 г.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сообщает пресс-служба президента Чувашии:
«Как уже сообщалось, в Чебоксары прибыла группа американских экспертов для проведения в рамках Вайомингского меморандума между Россией и США инспекции объектов, связанных с производством и хранением химического оружия на ЧПО «Химпром». 9 декабря Президент Чувашской Республики Н.Федоров принял руководителя инспекционной группы Д.У.Килгора».

«Советская Чувашия», Чебоксары, 10 декабря 1994 года.

Из письма в редакцию:
«На территории АО «Химпром», в том числе цехов 3-го производства, нет складов с каким-либо типом химического оружия. В декабре 1994 г. в АО «Химпром» с инспекцией находилась группа американских инспекторов. В качестве инспекции по запросу американская сторона избрала цех № 83. Группа инспекторов США подтвердила, что цех № 83 химического оружия не производит с 1987 г., в нем нет складов с какими-либо запасами ОВ, их компонентов, а также снаряженных средств его доставки. В.Шкуро, генеральный директор АО «Химпром».

С.Воронов, министр безопасности Чувашской Республики».
«Советская Чувашия», Чебоксары, 3 марта 1995 года.

Что означает в контексте сообщения пресс-службы президента Чувашии слово хранение, никто объяснить не может. Точно так же никто не может растолковать, почему именно американцы должны подтверждать факт отсутствия склада химоружия в цехе № 83, если все желающие знают, что подземный склад химических боеприпасов был построен не там, а при цехе № 74 и его работники не скучали без дела. И уж совсем не понять, почему даже принятое решение о конверсии цехов производства V-газа на «Химпроме» вновь стало предметом… обсуждения532. Впрочем, жителям российской глубинки опыта не занимать.

ИЗ ОТКРОВЕНИЙ В.Г.ШКУРО:

«Кого у нас только не было. Результат — пустые разговоры. Даже подписанный О.Сосковцом протокол по проблемам химоружия, по социальной защите, мониторингу остался лишь на бумаге. Ни единой копейки мы не получили. О каких гарантиях говорить, если правительство не в состоянии сегодня решить для профбольных социальные вопросы, обеспечить нормальное медицинское обслуживание? Нас просто обманули.»

«Советская Чувашия», Чебоксары, 25 марта 1995 года.

Одно из последних событий случилась, по-видимому, 27 мая 1996 года. В тот день было подписано Соглашение между правительством РФ и кабинетом министров Чувашии «О разграничении полномочий по уничтожению или конверсии объектов по производству химического оружия в акционерном обществе «Химпром» и ликвидации последствий производства химического оружия на территории Чувашской Республики»593. Этот документ был издан вскоре после утверждения программы уничтожения химоружия, чем был по существу завершен процесс дискуссий и можно было заняться реальным делом.

Основной акцент документа очевиден из его названия. Можно удивляться, но договаривающиеся стороны условились даже о том, что правительство России обеспечит разработку «документации по клинике, диагностике и лечению заболеваний, связанных с поражением отравляющими веществами (токсичными химикатами, относящимися к химическому оружию)», а также «возмещение ущерба, причиненного здоровью граждан, вследствие вредных воздействий, связанных с производством химического оружия».

Данных о реальном исполнении этих обязательств не имеется и вряд ли Чувашия их дождется. Главное же состоит в том, что ни в этом соглашении, ни в других документах центральная власть больше не рассматривала этот регион в качестве основного места для уничтожения химических боеприпасов с ФОВ573.

Впрочем, жители Чувашии еще долго не расставались с осторожностью. И не только они.

Забегая вперед, расскажем, чем кончился тот важный для Чувашии эпизод. В новом тысячелетии, когда в России политика бездумной раздачи суверенитетов сменилась на столь же малоосмысленное возведение вертикали власти, вспомнили и о тихой Чувашии. На этот раз критик из Центра объявился в образе прокурора, озабоченного тем, что по Конституции РФ вопросы обороны и безопасности относятся к ведению Центра и потому отдельно взятые регионы не вправе указывать ему, Центру, что у них разрешается и что запрещается на эту тему. И законодательный орган Чувашии пошел навстречу, внеся изменения в закон республики. Вот в такой обстановке 21 декабря 2001 года абсолютно ясный запрет на работы с химоружием («На территории Чувашской Республики запрещается производство, хранение, испытание и уничтожение химического оружия») был заменен на двусмысленную формулу: «На территории Чувашской Республики запрещается размещение объектов по уничтожению химического оружия и продуктов его переработки, а также их перевозка из других субъектов Российской Федерации без согласования с Государственным Советом Чувашской Республики» («Советская Чувашия», 22 декабря 2001 года).

К сожалению, это был тот случай, когда федеральному Центру не стоило так однозначно пропихивать в лояльном регионе свою державную волю.

4.4. МНОГО ШУМА… И НИЧЕГО (1993-1999)

Ответственность — штука дефицитная. Особенно в России.

После подписания Конвенции о запрещении химоружия18 для президента России и тех, кто давал ему советы и носил документы на подпись, наступил экзамен на наличие чувства ответственности и умение ему следовать. Нижеследующая таблица демонстрирует, чем надобно было срочно заняться властям России после того, как ее министр иностранных дел слетал в Париж на подписание Конвенции о запрещении химоружия.




Дата: 2019-07-31, просмотров: 174.