ХИМИЧЕСКИЕ АРСЕНАЛЫ ИРАКА И ИНЫХ СТРАН
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наша эпоха — это время между прошлыми и будущими операциями по ликвидации советского химического арсенала. В связи с этим полезно соотнести информацию о работах с советским химоружием с имеющимися данными о химоружии в двух странах, где к нему относятся с разным уровнем рационализма.

В Великобритании в 1939-1945 годах был произведен значительный объем ОВ первого поколения — 40 719 т иприта и 14 042 т ОВ двух видов — фосгена, а также боевой смеси двух слезоточивых ОВ (75% бромбензилцианида и 25% фенилацетонитрила). Большая часть этих ОВ пошла на снаряжение авиационных боеприпасов (более 31 000 т ОВ) и боеприпасов сухопутных войск (более 12 000 т ОВ), остальное хранилось в емкостях. Однако в конце войны, когда стала очевидна нереалистичность ее химической стадии, Великобритания начала ликвидацию всех средств ведения химической войны. И к 1948 году вся операция по избавлению от запасов ОВ первого поколения была завершена. При этом сами ОВ были большей частью сожжены или же подверглись химической нейтрализации, в том числе часть ОВ, извлеченная из химических боеприпасов. Те же боеприпасы, чье расснаряжение вызывало трудности, были загружены на морские суда и затоплены в море вместе с судами к западу от Шотландии и Ирландии. А работы по химоружию второго поколения, которые были начаты в Великобритании после войны, к концу 1950-х годов были полностью прекращены, а имевшиеся незначительные количества ФОВ — уничтожены261,474.

Другой пример — это Ирак, который, пожалуй, обладает самой свежей практикой операций по ликвидации химоружия.

ИЗ ОТКРОВЕНИЙ ШВЕЙЦАРСКОГО ЭКСПЕРТА:

«На прошлой неделе Камбарка вновь принимала иностранных гостей. Завязалась дискуссия о проблеме уничтожения ОВ. Эксперт из Швейцарии, занимавшийся уничтожением химоружия в Ираке, посоветовал снять у людей страх перед транспортировкой ОВ. В Ираке все ОВ свозились на один-два завода, где вещества нейтрализовались. Это экономически выгоднее, чем уничтожать ОВ в местах хранения. »

«Камская новь», Камбарка, 21 июля 1994 года.

Наличие в Ираке запасов иприта, табуна, зарина и заполненных ими авиационных, артиллерийских и ракетных боеприпасов никогда не было секретом ни для начальника войск РХБ защиты генерала С.В.Петрова271, ни для международного сообщества576. Та часть опыта Ирано-Иракской войны 1980-1988 годов, которая связана с химической агрессией Ирака и поражением химоружием 3500 мирных жителей Ирана576, свидетельствует, что серьезных секретов производства СОВ и ФОВ для Ирака не существовало.

Ирак имел 12 типов боеприпасов, причем примерно 70 000 шт. были заполнены ОВ. Всего запасы ОВ составили около 500 т, в том числе: иприта, полученного по тиодигликольному методу, 398 тыс. л, табуна 21,4 тыс. л (75 т) и зарина 61,6 тыс. л. Запасы химоружия были складированы в месте производства в Эль-Мутанна. По сообщению Ирака, часть ОВ еще до контрольных действий ООН была вылита из боеголовок ракет на грунт. Остальное специальная комиссия ООН решила уничтожать на месте324 и предписала Ираку построить две установки для уничтожения577.

Операции по сжиганию иприта на установке мощностью 10 т в сутки начались в ноябре 1992 года. На ней же был сожжен табун. Уничтожение было закончено в июне 1994 года, после чего установка была возвращена под контроль Ирака. Были уничтожены также запасы прекурсоров. Операция по ликвидации зарина началась в сентябре 1992 года и к 1994 году была завершена.

Иприт сжигали в смеси 50:50 с жидким горючим. Выбросы очищали от продуктов сгорания в скруббере. Заполимеризованный иприт предварительно разрушали в течение 48 часов щелочью. Зарин и его прекурсор газ GF разрушали гидролизом со щелочью при перемешивании в построенном реакторе. После гидролиза жидкие отходы помещали в открытые барабаны и уменьшали в объеме естественным испарением. Затем в них добавляли цемент и получившуюся смесь захоранивали возле Эль-Мутанна.

Неповрежденные боеприпасы, допускавшие безопасное перемещение, уничтожали в Эль-Мутанна. Их просверливали, ОВ удаляли и уничтожали отдельно. Эта стадия является лимитирующей, и она должна была проводиться медленно и осторожно. Опорожненные боеприпасы дегазировали изнутри и снаружи, проверяли на полноту дегазации, после чего приводили в негодность для боевого использования каким-либо физическим воздействием.

Боеприпасы, которые было опасно перевозить в Эль-Мутанна или опасно сверлить и опорожнять, уничтожали на месте. Это относится к реактивным122 ммснарядам с зарином, складированным в местечке Хамисан. Опасность усиливалась возможной нестабильностью твердого топлива. Эти боеприпасы были уничтожены специальной комиссией. Метод уничтожения — комбинация разрушения боеприпаса взрывом и быстрого высокотемпературного сжигания в топливо-воздушной печи (fireball). Управление сжиганием осуществлялось на расстоянии. Предполагалось, что неразрушенное ОВ не попало атмосферу.

Укажем на три особенности программы уничтожения химоружия в Ираке, которые необходимо иметь в виду при разрешении аналогичных задач в России. Конструкция печи для сжигания иприта и табуна была не такая, как та, что сооружена в США. При решении вопросов экологической безопасности специальной комиссией ООН в Ираке были избраны стандарты ООН, а не стран, официально обладающих большими запасами химоружия. Стандарты ООН менее строги, чем американские, а те в ряде случаев менее строги, чем подпольно существовавшие в России578. Во время операций по сжиганию ОВ в Ираке случались и инциденты, о которых мы мало что знаем579.

Не будет лишним упомянуть, что в конце ноября 2002 года в Ираке начала работу Комиссия инспекторов ООН, предназначавшаяся для поиска признаков наличия оружия массового поражения — химического, биологического, ядерного. Первый доклад представлен в СБ ООН 27 января 2003 года. За два месяца работы группа химического и биологического оружия (примерно 100 экспертов) провела 300 проверок в 230 различных точках Ирака. Не было обнаружено ничего, что бы не было известно раньше (при инспекциях, проводившихся до 1998 года) и что было бы достойно включения в доклад СБ ООН.

Тем не менее именно наличие химоружия было использовано США для начала прямых военных действий против Ирака. В апреле 2003 года туда были введены войска, что позволило американцам продолжить поиски химического оружие своими силами. Однако и эта дорогостоящая активность закончилась пшиком, так что 8 января 2004 года армия США была вынуждена отправить многочисленную команду своих контролеров домой. За ненадобностью.

Химическое разоружение — это долгоиграющий процесс. И появление все новых и новых данных, важных для мирового сообщества, — обычное явление.

Поначалу считалось, что запасы химоружия имеются в 4-х странах496. Две страны очевидны — Россия и США. Кроме того, стали говорить об Индии (запас — 1000 т ОВ; завершение ликвидации — 2009 год)499. А представители Швейцарии495 и США499 указали также на Южную Корею (запас — 1000 т ОВ; срок окончания уничтожения — конец 2008 года499). Затем появились сообщения о запасах химоружия Албании (количество — 16 т ОВ499), и США включились в финансирование его уничтожения496,497 (срок окончания — апрель 2007 года499). А к концу 2005 года говорилось уже о «шести странах, объявивших о наличии химического оружия», и одна из них — это Ливия с запасами в 23 т ОВ499.

Кроме того, речь идет и о 64 бывших производствах химоружия, которые были объявлены в 12 странах и уже ликвидированы498.

Международное сообщество и, в частности ОЗХО, не забывает и о старом и оставленном химоружии, хотя особых событий в XXI веке не произошло. Во всяком случае до конца 2003 года в мире продолжали числиться 9 государств, объявивших свое старое химоружие, — Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Словения, США, Франция и Япония. Три государства (Италия, Китай и Панама) объявили об оставленном химоружии на своей территории, а Япония — на территории Китая. Почти во всех из этих стран фиксировались случаи обнаружения старого химоружия, и они будут неизбежно продолжаться в будущем. К концу 2002 года Канада, Словения и США, уничтожили все старое химоружие, которое они обнаружили и объявили, хотя по-прежнему ожидаются новые случаи такого обнаружения. В Великобритании, Бельгии, Германии и Италии для уничтожения старого химоружия используют объекты, ранее производившие химоружие. В 2002 году Китай и Япония завершили строительство подъездного пути к крупнейшему из предполагаемых мест оставленного химоружия. (Научные записки ПИР-Центра, 2003, № 3 (24)).

Что касается инспекционной деятельности ОЗХО, то основная ее часть затрагивает объекты, связанные с химоружием. В частности, в 2002 году из 210 инспекций наибольшее число приходилось на США (60 инспекций), Россию (38), Южную Корею (24) и Индию (14). Инспекционные группы проверяли и ход работ по уничтожению/ конверсии бывших цехов по производству химоружию (40 инспекций). В 2002 году были также проведены 5 инспекций по поводу оставленного химоружия и 7 инспекций — старого химоружия. (Научные записки ПИР-Центра, 2003, № 3 (24)).

Россию инспекции ОЗХО по поводу старого химоружия не затрагивали — она, в отличие от США, не объявляла этот вид оружия. Россию затронула лишь проблема ликвидации так называемых «аварийных» химбоеприпасов на объектах хранения химоружия, которое осуществлялось в нарушении Конвенции о запрещении химоружия. Впрочем, на сей раз состоялся нормальный сговор — чиновники России отговорились тем, что нарушение проводилось в присутствии инспекторов ОЗХО. То, что в действительности эти боеприпасы не были аварийными, их (инспекторов) не обеспокоило.

«Хотя и сладостен азарт
По сразу двум идти дорогам,
Нельзя с одной колодой карт
Играть и с дьяволом, и с Богом».
Игорь Губерман





КОНТРОЛЬНАЯ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Расставание с большой и не очень почтенной тайной всегда болезненно.

В Советском Союзе практическая подготовка к химическому разоружению, начиная с принятия первого решения, то есть с конца 1985 года, осуществлялась исключительно в рамках властной бюрократии. Все реальные дела от имени партии и правительства ВХК вел внутри своей системы, не снисходя до информирования кого бы то ни было. Потом по необходимости пришлось включить в число информируемых основного участника по переговорам — власти США. Оттуда же, из США, поступил импульс разобраться в прошлой деятельности с химоружием. Разобраться для самих себя, поскольку незнание правой рукой о деятельности левой было в Советском Союзе болезнью обычной, в том числе в пределах ВХК.

Будем справедливы — расставались советская власть и лично товарищ М.С.Горбачев со своей «химической игрушкой» очень неохотно (кстати, с «биологической» — тоже197). Об этом можно судить даже по деталям первого публичного показа химоружия (1987)248-251. К сожалению, дальше все проходило точно так же. Что до жителей своей страны, то в этом вопросе для ВХК сомнений не было никаких — они (жители) не должны были знать ничего. И даже о чем-то догадываться. Поэтому многие из тех материалов, которые мы будем использовать при обсуждении, были извлечены из недр нашей бюрократии без ее (бюрократии) особой радости. Появилось и немало материалов, касающихся реакции общественности на события в области химического разоружения.

3.1. ХИМИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ ВЫШЛО ИЗ ПОДПОЛЬЯ (1985-1990)

Это была езда в незнаемое.

Поэтому разбор событий, которые происходили в Советском Союзе с 1985 года и до подписания Конвенции о запрещении химоружия18, очень поучителен.

Поначалу советская властная бюрократия «не беспокоила» общество по пустякам. Решения по химоружию исходили от КПСС148,149,332-341, которая в разные периоды относилась к вопросам взаимодействия с обществом по-разному. Назовем две группы событий. Первая относится к числу совсем «подпольных», охватывающих 1985-1987 годы, то есть конец периода, когда химоружия в СССР просто «не существовало» (а было это долгих 70 лет). Вторая — это события 1987-1992 годов, о которых советское общество по-прежнему не извещали, хотя само химоружие уже материализовалось, по крайней мере для остального мира.

Одним из принципиальных событий подпольного периода, по-видимому, можно считать постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1985 года (генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев, председатель правительства Н.И.Рыжков). Этим документом было принято решение построить в Советском Союзе первый объект по уничтожению химоружия. Местом для него вскоре был назначен г.Чапаевск (Самарская область). Ни жители города, ни тем более все советское общество не были в курсе планов партии и правительства.

Пока в Чапаевске на бывшем складе химоружия начала разворачиваться мирная стройка, в ВХК сочли необходимым изменить вид всей инфраструктуры готовности страны к наступательной химической войне. Чтобы не перепугать партнеров по переговорам о химическом разоружении своим перевесом в этом направлении, ей решили придать похожесть на инфраструктуру США, которая только что стала известной. И постановлением ЦК КПСС от 29 сентября 1986 года «О мероприятиях, связанных с созданием специализированных баз хранения химического оружия»148 было решено собрать все химические боеприпасы с десятков мест, разбросанных по всей советской стране, а также зарубежью230.

Почти все химоружие было решено сгруппировать в 8 складах только на территории России — совсем как на континентальной части США. Причем было решено оставить такое количество ОВ, которое бы было сопоставимо с только что опубликованными данными по США.

Остальное решили тайно и по-старинке сжечь230. И сожгли.

Разумеется, по обычной советской практике ВХК сделал вид, что больше химоружие никогда и нигде в Советском Союзе не существовало. Так в течение двух-трех лет были выполнены интенсивные перевозки химоружия из тех мест, где его «никогда не было», в ограниченное число точек на территории лишь одной советской республики — РСФСР. Кстати, именно в то время советское химоружие вернулось, наконец, из длительных зарубежных командировок в ряд братских стран — из ГДР, Чехословакии, Монголии…

А параллельно интенсивной подпольной работе миру демонстрировался официальный и вполне адресный оптимизм.

ИЗ ЗАЯВЛЕНИЙ М.С.ГОРБАЧЕВА

15 января 1986 года:
«Советский Союз считает вполне реальной задачу полностью ликвидировать еще в этом столетии и такое варварское оружие массового уничтожения, как химическое. Советский Союз стоит за быстрейшую ликвидацию этого оружия и самой промышленной базы для его изготовления».

10 апреля 1987 года:
«Советским Союзом прекращено производство химического оружия. СССР не имеет химического оружия за пределами своих границ»12.

Имитация выхода советского химоружия из подполья настала лишь весной1987 года, когда М.С.Горбачев проинформировал мировое сообщество о факте его существовании12 (последний раз так открыто утверждалось, если судить по зарубежной прессе, 22 февраля 1938 года по случаю 20-летия Красной Армии).

Кстати, сделано это было почему-то в братской Чехословакии — для сограждан слов не нашлось. Не нашел нужных слов для сограждан и министр иностранных дел СССР Э.А.Шеварднадзе, который 6 августа 1987 года на Конференции по разоружению в Женеве информировал мировое сообщество о строительстве в Чапаевске завода по уничтожению химоружия264. Впрочем, и в этом нет ничего удивительного, поскольку в постановлении ЦК КПСС от 22 июля 1987 года действительно было решено «информировать США и других участников переговоров о местоположении нашего строящегося специального предприятия по уничтожению химического оружия (Куйбышевская область, г.Чапаевск)», однако о советском народе в том постановлении не упоминалось.

Хотя советское химоружие вроде бы вышло из подполья, последующие события в области подготовки к химическому разоружению прошли в том же, что и раньше, подпольном ключе: общество уже вроде бы было в курсе его существования, однако большего о деятельности в этом направлении знать ему было не обязательно. В таком ключе состоялся и показ образцов советских химических боеприпасов в октябре 1987 года в Шиханах248-251.

Соответственно, секретным осталось и решение ЦК КПСС от 27 октября 1987 года «О мерах по политико-пропагандистскому и дипломатическому обеспечению нашей линии на скорейшее запрещение химического оружия по результатам посещения участниками переговоров советского военного объекта Шиханы»149. Во исполнение его Конференции по разоружению в Женеве был передан официальный документ с данными о демонстрации на химполигоне в Шиханах (Саратовская область) советских химических боеприпасов. Конечно, сообщались данные только о тех 19 образцах, которые были реально показаны247. Остальные типы боеприпасов, состоявших на вооружении и снабжении Советской Армии, были по-прежнему скрыты от мирового сообщества. А сам документ остался секретным и для советских людей. Такое вот было тогда «новое мышление», о котором сообщил М.С.Горбачев в вышедшей 1 ноября 1987 года книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира».

Очередной шажок в направлении открытости перед Западом настал после постановления ЦК КПСС от 16 января 1988 года332, когда в связи с очередной встречей на переговорах по разоружению было решено, наконец, снизойти до конкретного числа: «Объявить на переговорах, что объем запасов химического оружия СССР не превышает 50 тысяч тонн по отравляющим веществам, при этом все запасы химического оружия находятся на территории СССР… Разъяснять также, что объявленный объем запасов относится ко всем отравляющим веществам, находящимся на вооружении ВС СССР».

Согласимся, что выглядело это скромно, если учесть, что армия США поделилась гораздо большим объемом данных: что уничтожение химоружия будет осуществляться там, где оно складировано — на территории 8 объявленных военно-химических баз. Причем эта информация была немедленно опубликована в открытой научной печати320. Не будет лишним напомнить, что в нашей прессе официально список российских складов химоружия появился лишь в 1994 году298, а неофициальный на полгода раньше512, когда эти данные Советской Армии было скрывать уже невмоготу, а до решения уничтожать химоружие по месту его лежания власти уже новой России доросли лишь в 1995 году. Да и цифра 50 000 т советских запасов ОВ была передана в прессу не в начале 1988 года, когда ее сообщили Западу332, а лишь в феврале 1989 года266,267.

Тогда же произошло еще одно тайное событие. 25 января 1989 года Минздрав СССР утвердил секретный протокол, которым задним числом был «рекомендован к производству работ» проект завода по уничтожению химоружия в Чапаевске (его строительство на самом деле уже заканчивалось). Возводился объект для осуществления первой стадии процесса уничтожения (детоксикации самих ФОВ с образованием токсичных реакционных масс), а сами реакционные массы было решено вывозить по железной дороге на «Химпром» в Новочебоксарск для проведения второй стадии. Разумеется, ни жители Чапаевска, ни жители Чувашии не были в курсе планов партии и правительства.

На этом полуподпольная жизнь советского химического разоружения могла бы быть прервана, поскольку 9 апреля 1989 года жители Чапаевска вышли на массовый митинг протеста против планов экологически не оправданного уничтожения химоружия на вновь построенном объекте (кстати, на месте него на рубеже 1950-1960 годов была сожжена большая партия иприта, и жителям Чапаевска об этом ничего не сообщалось).

Впрочем, и тот митинг в Чапаевске никого из советского твердолобого начальства ничему не научил. 19 апреля 1989 года Госкомиссия СМ СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК) утвердила первую концепцию ликвидации химоружия337. ВПК наметил построить 4 завода по его уничтожению — не только в Чапаевске, но также в поселке Горный (Саратовская область) и в городах Камбарка (Удмуртская Республика) и Новочебоксарск (Чувашская Республика). Жители последних трех точек пока ничего не знали о своей судьбе, равно как и все советское общество так и не узнало о самой концепции.

В сознании обитателей Советского Союза то время помнится разве что открывшимся 25 мая 1989 года I Съездом народных депутатов СССР, заседания которого транслировались на всю страну по телевизору, в том числе памятное выступление А.Д.Сахарова.

А меж тем советские представители продолжали разъезжать по миру с данными, не известными своему народу. Так, 12 июня 1989 года ЦК КПСС решил направить в Женеву делегацию на очередной тур переговоров по запрещению химоружия335. Сам состав делегации демонстрировал уровень отношения властей к химическому разоружению — были посланы люди, которые десятилетиями истово действовали на поприще вооружения: Н.Н.Ковалев из ВПК — будущий лауреат Госпремии СССР за создание бинарного химоружия185, С.В.Голубков из Минхимпрома СССР — лауреат Ленинской премии СССР за организацию выпуска зомана в Волгограде180, А.С.Иванов из оборонного отдела ЦК КПСС — лауреат Госпремии СССР за создание психотропного химоружия182. С таким составом можно было успешно затягивать переговоры еще долгие и долгие годы.

Смысл затяжки был — оставались не вытащенные занозы Конечно можно было надеяться, что публичное заявление М.С.Горбачева 1987 года об отсутствии советского химоружия за рубежом отражало реальное положение дел12. Но не более чем надеяться — советский ВХК не так уж старательно информировал новых генеральных секретарей о действительной картине событий прошлых лет. Во всяком случае 6 февраля 1989 года ЦК КПСС был вынужден поручить команде представителей КГБ, Минобороны, Госплана, МВЭС и МХП проанализировать положение дел, а также действия, которые следовало бы предпринять, чтобы обеспечить нераспространение советского химоружия и во всяком случае возврат на Родину того химоружия, которое могло где-то застрять.

Вскоре (это случилось 11 мая 1989 года) пришлось все же принимать даже специальное постановление ЦК КПСС «Об обвинениях Советского Союза в причастности к распространению химического оружия»334. Было декларировано, что «СССР не оказывал содействие ни одной стране в разработке и создании химического оружия, в строительстве или эксплуатации объектов для его производства и хранения. Советский Союз никогда не осуществлял поставки химического оружия, в том числе отравляющих веществ и химических боеприпасов за рубеж… Советский Союз строго придерживается политики отказа от размещения химического оружия за пределами своей территории».

Фактически то решение было не более чем инструкцией для делегации, поехавшей в Женеву на переговоры, и скорее всего ею оно и было подготовлено. Реальность, к прискорбию, была далека от деклараций. Если начать с синильной кислоты, то бывший СССР был по существу единственным государством на всем свете, где химические боеприпасы снаряжались синильной кислотой в масштабных количествах. Технологические секреты производства синильной кислоты были переданы по крайней мере в три страны (КНР, СРР и ЧССР) еще во времена «оттепели», когда с КНР и СРР сохранялись отношения дружбы531. Вопрос о судьбе тех производств и снаряженных на них боеприпасов, а также о том, сколь необратимо они были перепрофилированы в мирные, открыт. Ясно, однако, и то, что лишь синильной кислотой эта проблема не исчерпывается. Во всяком случае незадолго до государственной ссоры с КНР, во втором полугодии 1958 года, СССР провел с нею плодотворные переговоры о сотрудничестве в производстве наступательного химоружия — от иприта до зомана143,518. Тогда СССР поделился с КНР также и технологическими тайнами заводского выпуска зарина и зомана. Занимался этим, естественно, институт химической войны ГСНИИОХТ. Поэтому далеко не праздным выглядит вопрос, каковы последствия той передачи в КНР больших объемов технологической информации по производству иприта, синильной кислоты, зарина и зомана531? Кстати, тогда же в КНР перед самой ссорой была направлена большая партия иприта, которая была специально изготовлена в Дзержинске на заводе № 96 («Капролактам»).

Тем не менее 22 июля 1989 года, по результатам анализа, ЦК КПСС принял новое решение «О неразмещении советского химического оружия за рубежом»338. Теперь сделать это было несложно, поскольку все химоружие, за исключением уничтоженного по месту «протекания», вернулось из зарубежных командировок, и все задействованные ведомства, как могли, это подтвердили. Ну а когда химоружие вернули домой, можно было сбросить эту часть проблемы на прокорм пропагандистам. И уж они не стесняли себя в явлении энтузиазма268,269.

В связи с этим напомним об инициативе бывших коммунистических партий СЕПГ и КПЧ исчезнувших с карт социалистических государств ГДР и ЧССР — о создании в Европе зоны, свободной от химоружия518. Инициатива не осталась без реакции, и в 1988 году ЦК КПСС обсудил вопрос об освобождении их территорий от химоружия — от складов советских химических боеприпасов333. Возможно, хранение этого оружия прошло для стран восточной Европы без особых экологических последствий, если международные эксперты их потом не обнаружили, однако факт такой был. На складах 2-й гвардейской армии СССР, размещавшейся в ГДР в окрестностях Бранденбурга, хранились, например, артхимснаряды с зарином для 122 мм гаубицы М-30531. Были на том складе и на других складах ГДР и ЧССР также и иные типы химических боеприпасов, которые предназначались для обеспечения наступательных операций в Европе.

Итак, страна встала на путь заключения международных договоренностей по химоружию. Однако ВХК лишь чрезвычайно медленно отступал под напором событий и без неотложной нужды не сдавал своих позиций, что бы ни декларировалось на самом властном верху. Именно в таком ключе следует рассматривать три принципиальных события тех лет — тайное уничтожение избытков ОВ230, открытую демонстрацию мировому сообществу некоторой части номенклатуры советских химических боеприпасов248-251, а также возникновение активного протеста жителей Чапаевска против пуска тайно построенного в этом городе завода по уничтожению химоружия556.

В 1990 году ВХК участвовал в переговорах по химическому разоружению с немалым увлечением. Ему было выгодно, чтобы объем предъявляемых запасов химоружия сокращался. Не удивительно, что в проекте директив для своего участия в переговорах по запрещению химоружия, утвержденных февральским решением ЦК КПСС341, чины ВХК записали следующее: «не возражать против предложения о том, чтобы ирританты Си-Эс, Си-Ар, Си-Эн не охватывались конвенцией». Советская делегация, как и было велено, «не возражала», и после этого сговора к августу 1990 года запасы официально декларируемых ОВ Советского Союза решили подсократить — с 50 000 т266,267 до 40 000 т228,229. Каких-либо объяснений своему населению нашими властями дано не было, разве что делались туманные намеки, что цифровые расхождения могли быть следствием исключения из рассмотрения ирритантов, то есть раздражающих ОВ, которых было накоплено в СССР будто бы примерно 9000 т. На самом деле ирританты исчезли из военно-дипломатического оборота позже, когда в 1992 году их исключили из последней редакции проекта Конвенции о запрещении химоружия.

Подчеркнем, что в дальнейшем было принято решение число объявленных складов химоружия снизить с 8 до 7 (имея в виду на восьмом складе полагать — для международных контролеров — хранящимися 9 000 т ирритантов, вынесенных за скобки Конвенции о запрещении химоружия18), а насчет общих объемов ОВ твердо держаться 40 000 т, забыв о дополнительных 5 000 т ОВ навсегда.

Где они, эти тонны? Все ли были тайно уничтожены в период описанного ниже тайного уничтожения ОВ?

В заключение не будет лишним вернуться к химическому вооружению.

Как ни прискорбно констатировать, но вся эта почти мирная активность происходила по-прежнему на уровне игры и имела пока лишь весьма отдаленное отношение к реальным делам ВХК — этот многоликий и многорукий монстр продолжал готовиться не к миру без химоружия, а к наступательной химической войне. Наша военно-химическая бюрократия никак не могла взять в толк, что американцы пошли на химическое разоружение не по своему миролюбию, а из-за военной бесперспективности химоружия10. А наше химическое подполье истово продолжало модернизировать наступательный химический потенциал.

Приведем несколько примеров. 22 апреля 1986 года журнал «Огонек» раскупали как горячие пирожки — там под праздничной обложкой (с портретом Ильича) были впервые за многие десятилетия напечатаны «Стихи разных лет» яркого и сознательно вычеркивавшегося из жизни поэта Н.С.Гумилева. Страна потихоньку просыпалась. Только вот у МХП СССР были свои и в высшей степени секретные хлопоты — оттуда 4 апреля 1986 года в ЦК КПСС поступил документ «О плане выпуска и поставок элементов боеприпасов по проблеме «Фолиант» на 1986-1990 гг.» И решение по нему было принято безотносительно к планам химического разоружения. Продолжался и выпуск химоружия.

А на химкомбинате в Новочебоксарске (Чувашская Республика) 30 декабря 1986 года госкомиссия приняла «модернизированные» технологические потоки, предназначавшиеся для выпуска нескольких новейших типов химических боеприпасов с советским V-газом (табл.3).

Активность эта станет особенно понятной, если учесть достигнутые к тому времени успехи в подготовке к выпуску бинарного химоружия. Они были закреплены 6 октября 1989 года, когда в разгар неудач в связи с Чапаевским протестом ЦК КПСС и СМ СССР утвердили программу создания бинарного химоружия третьего поколения340.



Дата: 2019-07-31, просмотров: 229.