Эмпирическая интерпретация понятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

    Прежде всего, нужно дать интерпретацию понятия «видеопродукция». Под этим словом подразумеваются фильмы, демонстрирующиеся в кинотеатрах, видеосалонах и фильмы, видеопрограммы, записанные на видеокассетах и просмотренные в домашней обстановке. В понятие «видеопродукция» не включаются фильмы, показанные по телевидению. Дело здесь в наличии или отсутствии неких элементов потребительской активности. Недостаточно просто включить телевизор в определенное время чтобы стать потребителем видеопродукции, нужно приложить некоторые усилия, как то: покупка билета и посещение кинотеатра, покупка видеомагнитофона и покупка, обмен, прокат видеокассет. Именно в таких случаях можно говорить об определенном потреблении видеопродукции. В самом деле, разница между потреблением видеопродукции, в вышеуказанном виде, сильно отличается от просмотра фильмов по телевизору. Добавляется целый ряд фактором связанных с возможностями, с мотивацией зрителя, что делает «видепродукцию» очень привлекательной для социологического исследования.

    Далее необходимо объяснить, что значат «предпочтения в выборе видеопродукции». Под «предпочтением» понимается мотивированный, осознанный выбор зрителя, сделанный с учетом своих возможностей. Другими словами, говоря о «предпочтении» необходимо учитывать множество различных факторов. Поэтому, говоря о динамике изменения предпочтений, необходимо проследить динамику изменения мотиваций и возможностей и из этих компонентов сложить верную картину происходящего.

    Под словом «динамика» подразумеваются определенные изменения. Естественно, для этого необходимо определить этапы, во временных рамках, которых и будет производиться исследование. В данном случае, таких этапов можно выделить два:

1. Первый этап, «советский»: ограничивается началом 90-х годов. Характеризуется практически полным отсутствием домашних видеомагнитофонов, в связи с чем, потребление видеопродукции связывается с просмотрами фильмов в кинотеатрах, и в последние годы этапа, в видеосалонах;

2. Второй этап, «постсоветский»: наступает в начале 90-х годов и характеризуется глобальным смещением потребления видеопродукции в сторону домашнего просмотра видеопрограмм.

И, естественно, было бы очень интересно исследовать сегодняшнее положение дел в этой области, для чего можно выделить и третий этап: «послекризисный», наступивший осенью прошлого, 1998 года.

    Теперь можно приступить к интерпретации понятий упомянутых в задачах исследования.

Под «структурой потребления видеопродукции» понимается система организаций и частных лиц, способствующих утолению потребности в потреблении видеопродукции, на разных уровнях. С кинофильмами все довольно просто, их можно посмотреть только в кинотеатрах, которых в городе не так много, с видео же ситуация несколько сложнее: в структуру потребления домашнего видео можно включить непосредственно владельцев видеомагнитофонов, количество которых достаточно велико, стоит упомянуть и видеосалоны. Их место в структуре скорее ближе к кинотеатрам, чем к домашнему видео. К индикаторам изучения структуры потребления видеопродукции можно отнести следующие: для кинотеатров и видеосалонов – абсолютная и относительная частота посещения каждого конкретного кинотеатра / видеосалона, сезон и время посещения, наличие или отсутствие спутников - зрителей; для домашнего видео – также, частота просмотра, время просмотра, но добавляется фактор наличия собственного видеомагнитофона, источники получения видеокассет, частота появления новых видеопрограмм. По всем этим параметрам можно сделать выводы о структуре потребления видеопродукции.

Предпочтения в выборе видеопродукции неразрывно связаны с мотивацией этого выбора. Это понятие особенно интересно в связи с потреблением культурных ценностей, так как в данном случае понятие мотивации неразрывно связано с понятием ценностной ориентации индивида.

Прежде всего, можно выделить мотивацию выбора конкретного вида проведения досуга, затем мотивацию в выборе конкретного элемента структуры потребления видеопродукции, мотивацию выбора времени просмотра и, наконец, мотивацию в выборе конкретного фильма. Для каждого уровня характерны разные мотивы. Это можно проследить на следующем примере: а) Иван Иванович любит ходить в кинотеатр потому, что на широком экране фильм выглядит гораздо привлекательнее, чем на экране телевизора; б) Он предпочитает ходить в кинотеатр «Россия» потому, что он находится рядом с его домом и там обычно показывают самые новые фильмы; в) Иван Иванович предпочитает посещать утренние сеансы, так как на них самые дешевые билеты; г) Смотреть он любит американские боевики с А. Шварцнеггером в главной роли. Во всех четырех случаях мотивация различна. Поэтому при выделении индикаторов стоит разбить их на группы.

 

1. Индикаторы связанные с выбором конкретного вида проведения досуга: важнейший индикатор – концепция просмотра (для кинотеатров – наличие широкого экрана, эффект массового присутствия; для домашнего видеопросмотра – возможность просмотра интересного фильма в домашних условиях). В принципе этот индикатор один, но он слишком общий и задевает целый пласт, как психологических причин, так и социокультурных. Вероятно, можно говорить о предрасположенности отдельного индивида, или группы оных к просмотру фильмов в кинотеатрах / дома по видеомагнитофону, но данная проблема, на наш взгляд требует отдельного изучения.

 

2. Индикаторы связанные с выбором конкретного элемента структуры потребления видеопродукции: в данной подгруппе спектр индикаторов достаточно широк, и имеет смысл разделить их на группы: 1. Применимые для кинотеатра, видеосалона; 2. Применимые для домашнего видеопросмотра.

В первой группе можно выделить следующие индикаторы:

a) технические: ширина экрана/ диагональ телевизора; качество звука;

b) сервисные: удобство сидений, качество гардероба, общая атмосфера, качество буфета, возможность покупки специальной еды, съедаемой во время просмотра («попкорн» и т.п.); удобство, с точки зрения времени сеансов; качество автомобильной стоянки; удобство в приобретении билетов; размер зрительного зала;

c) географические: расположение кинотеатра; наличие поблизости остановок общественного транспорта;

d) информационные: наличие стационарных афиш по городу; расклеивание бумажных афиш, накануне премьеры; реклама в СМИ;

e) социокультурные: престижность учреждения

Во второй группе индикаторы:

a) технические: качество телевидеотехники; качество записи на видеокассете

b) сервисные: удобство кресел; еда во время просмотра;

c) географические: расположение дома, при условии, что фильм просматривается в гостях

d) социокультурные: наличие компании во время просмотра, личные взаимоотношения с хозяином дома, если фильм просматривается в гостях.

Индикаторы второй группы в основном относятся к ситуации, когда видеопрограмма просматривается именно в гостях.

    Стоит отметить, что группы индикаторов (технические, сервисные, географические и т.п.) имеют разную значимость, при выборе досугового учреждения. Кроме того, вероятно, эта иерархия разная для каждой из двух групп.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 178.