Методологические основы социологического анализа динамики изменения предпочтений в области видеокультуры.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Введенный нами термин «видеокультура» есть по сути лишь объединение трех феноменов культуры – кино, видео- и телефильмов. Как первое, так и второе будут иметь свои особенности, но объединяться они будут в термине «видеокультура». Кино, видео- и телефильмы естественно будут являться элементами культуры, понимаемой в широком смысле, в данной работе мы понимаем видеокультуру как род искусства, имеющий особые качества.

    Искусство у различных исследователей определяется по-разному: как предметная, материальная часть культуры; как творческий процесс; как актуализация ценностей общества; как процесс выражения человеческой индивидуальности и т.д. Наиболее ценным для нашей работы является понимание искусства как актуализации и трансляции ценностей общества через творческую индивидуальность личности. Это определение основано на логике интегративного подхода к пониманию культуры, заданного в свое время П. Сорокиным. Дальнейшие построения мы предполагаем проводить, оставаясь в спектре заданного научного направления.

    Искусство в целом представляет собой видимую часть культуры, ее материальное воплощение, с одной стороны и искусство, как процесса, как творение, с другой. В произведениях искусства закрепляются не только каноны прекрасного, доброго и т.д., но и моральные нормы, идеологические установки, формирование концептов, отношений, ценностей, правил[1]. По сути, искусство является формой актуализации вышеперечисленных компонентов культуры и их опредмечивания. Таким образом, произведения искусства, являясь, по сути, индивидуальными творениями авторов, через их включенность в социум с его законами транслируют ценности либо реально присутствующие в обществе на данный момент времени (реализм), либо какие то назревающие, еще не проявившие себя, быть может, даже не осознанные. В тоже время произведения искусства сами оказывают непосредственное влияние на осознание и восприятие потребителями искусства. То есть мы получаем замкнутый круг взаимовлияний. Этот круг нельзя размыкать искусственно, иначе мы рискуем пропустить сеть существующих связей и зависимостей.

    В контексте вышесказанного, трудно переоценить роль исследования, затрагивающего проблему динамики трансформации искусства в современной России. Возможно, в разгадке этой проблемы, лежит ключ к пониманию причин трансформации российской культуры и, следовательно, - общества.

Одной из составных частей современного искусства, как мы выяснили является, видеокультура. Многие ученые занимались проблемой трансформации культуры, однако, исследований, которые охватывали бы целиком и полностью видеокультуру, к сожалению крайне мало. Хотя проблема эта чрезвычайно актуальна и интересна. В самом деле, нельзя не заметить, что, к примеру, в 90-е годы происходил упадок советского кино, фильмы практически не выпускались, рынок был наводнен фильмами не самого лучшего качества, преимущественно американского производства. Но в последнее время создается впечатление того, что происходит возврат к прежним ценностям. Эта проблема нуждается в пристальном изучении.



Глава №1

Методологические основы социологического анализа динамики изменения предпочтений в области видеокультуры.

Особенности видеокультуры

    Видеокультура имеет множество особенностей, выделяющих ее из ряда остальных видов искусства. Можно начать с того, что видеокультура сложилась сравнительно недавно и не имеет столь глубоких, ставших уже сакральными, корней, как, например, у живописи, пения, театра. По сути видеокультура не имеет истории, того необходимого для непоколебимости системы сакрального тыла, к которому можно было бы апеллировать, не опасаясь быть уличенным в неверной интерпретации каких либо «законов жанра».

    Видеокультура является наиболее массовой, а, следовательно, и наиболее закрыто (или «болезненно») элитарной. Причем элит, как и во многих других видах искусства, может быть несколько. Они будут отличаться взглядами на те или иные специфические детали фильмов. Итак, существуют «массы» – потребители видеокультуры в основном воспроизводящего типа, и «элита» – потребители видеокультуры экспериментального или ценностно-ориентированного типа.

 Массовая продукция ориентирована на воспроизводство существующих ценностей, языковых норм, символов, образов и т.д. ее можно назвать «игрой в бисер», она не производит ни чего нового, ее функция – закрепление и трансляция набора универсалий, востребованных данным обществом. В данном случае видеокультура как актор выступает в пассивной, «приспособленческой форме.

 Элитарное направление в видеокультуре напротив выносят на суд зрителей альтернативные ценности, поданные в альтернативной языковой или пространственной форме. Это направление можно назвать «лабораторией» видеокультуры. Здесь происходит генерирование новых идей (по всем универсалиям), и опробирование и селекция. В этом случае видеокультура выступает активным актором, предлагающим новые решения.

Выделение этих двух сторон видеокультуры как акторов необходимо для сохранения баланса в обществе, где основная масса населения не заинтересована или просто не в состоянии тратить время и усилия на осмысление новых ценностей и форм их подачи. Культура в целом и видеокультура в частности не может существовать без подобного разделения. Массовая видеокультура сохраняет и транслирует существующие ценности, осуществляя тем самым социализирующую функцию культуры. Элитарная видеокультура является необходимым для сохранения жизнеспособности культуры и общества в целом «авангардом». С течением времени элитарная видеокультура может стать и становится массовой, то есть происходит движение, согласно концепции А. Тойнби[14] - развитие, как разрешение элитой ей поставленных задач.

    Таким образом, мы можем говорить о том, что существует прямая взаимосвязь между содержанием и функционированием культурных универсалий и состоянием и функционированием общества. Состояние и функционирование универсалия (как уже было доказано выше) полностью зависит от акторов, то есть форм активности, наполняющих универсалии реальным содержанием и поддерживая необходимый баланс взаимодействия универсалии как системы с внешней (для нее) средой. Логическим выводом из этого следует, что исследование и анализ акторов позволит говорить о состоянии общества в целом. Наиболее интересным и весомым актором, как уже говорилось выше, является искусство. Следовательно, исследуя наибольший интегральный актор – видеокультуру, мы можем схематически определить структуру изменений социальных отношений. В основном в ценностных ориентациях, символьных наборах, эталонах поведения, связях и взаимодействиях.

Глава №2

Программа исследования

 

Объект исследования: жители г. Ижевска

 

Предмет исследования: динамика изменения предпочтений в выборе видеопродукции

 

Цель исследования: проследить динамику изменения предпочтений в выборе видеопродукции жителями г. Ижевска

 

Задачи исследования:

 

1. Выявить структуру потребления видеопродукции в г. Ижевске в период до начала 90-х годов.

2. Выявить структуру потребления видеопродукции в г. Ижевске в период начала и середины 90-х годов.

3. Выявить структуру потребления видеопродукции в г. Ижевске в настоящее время.

4. Проследить динамику изменения структуры потребления видеопродукции в г. Ижевске

5. Исследовать мотивацию жителей г. Ижевска в выборе видеопродукции в период до начала 90-х годов.

6. Исследовать мотивацию жителей г. Ижевска в выборе видеопродукции в период начала и середины 90-х годов.

7. Исследовать мотивацию жителей г. Ижевска в выборе видеопродукции в настоящее время.

8. Проследить динамику изменения мотивации в выборе видеопродукции в г. Ижевске.

9. Выяснить возможности потребления видеопродукции в период до начала 90-х годов

10. Выяснить возможности потребления видеопродукции в период начала и середины 90-х годов.

11. Выяснить возможности потребления видеопродукции в настоящее время.

12. Проследить динамику изменения возможностей потребления видеопродукции в г. Ижевске

13. Выявить социально – демографические характеристики основных потребителей видеопродукции в г. Ижевске в период до начала 90-х годов.

14. Выявить социально – демографические характеристики потребителей видеопродукции в г. Ижевске в период начала и середины 90-х годов.

15. Выявить социально – демографические характеристики потребителей видеопродукции в г. Ижевске в настоящее время.

16. Проследить динамику изменения социально – демографических характеристик потребителей видеопродукции в г. Ижевске.

17. Сделать прогноз относительно дальнейшего изменения предпочтений в выборе видеопродукции жителями г. Ижевска



Заключение

 

Подведем некоторый итог всему вышесказанному:

· Во всем многообразии культурологических концепций для нашей работы была выбрана концепция, понимающая искусство, как актуализацию и трансляцию ценностей общества через творческую индивидуальность личности. Это определение основано на логике интегративного подхода к пониманию культуры, заданного в свое время П. Сорокиным.

· Искусство, как актор можно разделить на виды, каждый из которых отвечает за свой «кусок» реальности. Наиболее полно объединяющим все универсалии, интегративным почти до середины XX века был театр. Но с появлением большого количества телевизоров, а позже и видеомагнитофонов уже набравшее к тому времени мощь кинематограф, получил весьма серьезное подкрепление в лице телекультуры. Таким образом, наиболее интегративным актором на сегодняшний день является кинематограф и телевидение.

· В рамках массовой культуры, видеокультура как актор выступает в пассивной, «приспособленческой форме. В случае с элитарной культурой, видеокультура выступает активным актором, предлагающим новые решения.

· Выделение этих двух сторон видеокультуры как акторов необходимо для сохранения баланса в обществе, где основная масса населения не заинтересована или просто не в состоянии тратить время и усилия на осмысление новых ценностей и форм их подачи.

· Потребление видеокультуры, можно разделить на пассивное и активное. Для кинематографа в современной России более характерно активное потребление. Для телепродукции - пассивное потребление. Видеозаписи могут потребляться как активно, так и пассивно. На наш взгляд, более интересным предметом исследования будет являться изучение динамики изменения предпочтений в выборе, именно видеопродукции, включающей в себя кинематограф и видео, но не включающей телевидение. 

· Цель исследования: проследить динамику изменения предпочтений в выборе видеопродукции жителями г. Ижевска

· Под словом «динамика» подразумеваются определенные изменения. Естественно, для этого необходимо определить этапы, во временных рамках, которых и будет производиться исследование. В данном случае, таких этапов можно выделить два: «советский» и «постсоветский», наступающий в начале 90-х годов и характеризуется глобальным смещением потребления видеопродукции в сторону домашнего просмотра видеопрограмм.

· Предпочтения в выборе видеопродукции неразрывно связаны с мотивацией этого выбора. Мотивацию можно поделить на 3 уровня: связанная с выбором конкретного вида проведения досуга; связанная с выбором конкретного элемента структуры потребления видеопродукции; связанная с выбором конкретного фильма.

· При интерпретации понятия «возможности», можно выделить два класса факторов: экономические и неэкономические

· Основными методами исследования на первом и втором временном этапе, будут анализ документов (печатных статей, статистики посещаемости кинотеатров, архивы министерства культуры УР) и экспертный опрос (работников кинотеатров, служащих министерства культуры, владельцев видеосалонов и т.п.). Кроме того возможно использование глубинного интервью, и фокус – групп. Для дополнения и проверки полученных данных, на последнем этапе исследования необходим большой анкетный опрос населения Ижевска.



Литература

 

1. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество Москва 1993г.

2. Бурдье П. Начала Москва 1995г.

3. Ионин Л. В. Социология культуры. Москва 1998г.

4. Ионин Л.В. Идентификация и инсценировка. Социс 1996 №11

5. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции. Социс 1996г. №7.

6. Смелзер Н. Социология Москва 1994г.

7. Артемов В. А. Изменения условий и образа жизни в Сибири (1972-1993). Социс 1995г. №8.

8. Романова И. В. Телевидение как средство коммуникации. Вестник УдГУ 1997г. №5

9. Демидов А. М. Социокультурные стили в центральной и восточной Европе. Социс 1998г. №4

10. Голенкова З.Т. Гражданское общество в России. Социс 1997 г. № 8

11. Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества. Социс 1997 г. № 5

12. Шапко В.Т. Феномен актуальной культуры. Социс 1997 г. №10

13. Ушакин С.А. Бледнова Л.Г. Джеймс Бонд, как Павка Корчагин. Социс 1997 № 11

 


[1] Смелзер Н. Социология. Москва 1994. Стр. 49-50

[2] Более полный обзор смотри в Ионин Л. В. Социология культуры. Москва 1998г. Стр. 98-100

[3] Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество Москва 1993г.

[4] Бурдье П. Начала Москва 1995г.

[5] Ионин Л. В. Социология культуры. Москва 1998г. Стр. 94-95

[6] Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции. Социс 1996г. №7. Стр. 15-25.

[7] Смелзер Н. Социология Москва 1994г. Стр. 50

[8] Демидов А. М. Социокультурные стили в центральной и восточной Европе. Социс 1998г. №4. Стр. 17-28.

[9] Там же. Стр.24- 26

[10] Артемов В. А. Изменения условий и образа жизни в Сибири (1972-1993). Социс 1995г. №8. Стр. 73-75.

[11] Р. Бенедикт, У. Гуденау и др. Цит. по Смелзер Н. Социология. Москва 1994г. Стр.65-67.

[12] Романова И. В. Телевидение как средство коммуникации. Вестник УдГУ 1997г. №5. Стр. 196

[13] Демидов А. М. Социокультурные стили в центральной и восточной Европе. Социс 1998г. №4. Стр. 19-23

[14] цыт. по Картины мира под ред. Гуревича. Москва 1994г. Стр. 34-35


Введение

 

Введенный нами термин «видеокультура» есть по сути лишь объединение трех феноменов культуры – кино, видео- и телефильмов. Как первое, так и второе будут иметь свои особенности, но объединяться они будут в термине «видеокультура». Кино, видео- и телефильмы естественно будут являться элементами культуры, понимаемой в широком смысле, в данной работе мы понимаем видеокультуру как род искусства, имеющий особые качества.

    Искусство у различных исследователей определяется по-разному: как предметная, материальная часть культуры; как творческий процесс; как актуализация ценностей общества; как процесс выражения человеческой индивидуальности и т.д. Наиболее ценным для нашей работы является понимание искусства как актуализации и трансляции ценностей общества через творческую индивидуальность личности. Это определение основано на логике интегративного подхода к пониманию культуры, заданного в свое время П. Сорокиным. Дальнейшие построения мы предполагаем проводить, оставаясь в спектре заданного научного направления.

    Искусство в целом представляет собой видимую часть культуры, ее материальное воплощение, с одной стороны и искусство, как процесса, как творение, с другой. В произведениях искусства закрепляются не только каноны прекрасного, доброго и т.д., но и моральные нормы, идеологические установки, формирование концептов, отношений, ценностей, правил[1]. По сути, искусство является формой актуализации вышеперечисленных компонентов культуры и их опредмечивания. Таким образом, произведения искусства, являясь, по сути, индивидуальными творениями авторов, через их включенность в социум с его законами транслируют ценности либо реально присутствующие в обществе на данный момент времени (реализм), либо какие то назревающие, еще не проявившие себя, быть может, даже не осознанные. В тоже время произведения искусства сами оказывают непосредственное влияние на осознание и восприятие потребителями искусства. То есть мы получаем замкнутый круг взаимовлияний. Этот круг нельзя размыкать искусственно, иначе мы рискуем пропустить сеть существующих связей и зависимостей.

    В контексте вышесказанного, трудно переоценить роль исследования, затрагивающего проблему динамики трансформации искусства в современной России. Возможно, в разгадке этой проблемы, лежит ключ к пониманию причин трансформации российской культуры и, следовательно, - общества.

Одной из составных частей современного искусства, как мы выяснили является, видеокультура. Многие ученые занимались проблемой трансформации культуры, однако, исследований, которые охватывали бы целиком и полностью видеокультуру, к сожалению крайне мало. Хотя проблема эта чрезвычайно актуальна и интересна. В самом деле, нельзя не заметить, что, к примеру, в 90-е годы происходил упадок советского кино, фильмы практически не выпускались, рынок был наводнен фильмами не самого лучшего качества, преимущественно американского производства. Но в последнее время создается впечатление того, что происходит возврат к прежним ценностям. Эта проблема нуждается в пристальном изучении.



Глава №1

Методологические основы социологического анализа динамики изменения предпочтений в области видеокультуры.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 170.