Понятие о синхронных историко-литературных системах: их состав и дифференциация.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Историко-литературный процесс движется сменой стилей и направлений, изменения в общественной идеологии => схождение идей, образов, особенностей лит. стиля.

Историко-лит. процесс движется сменой больших лит. направлений и стилей. Они управляемы общественной идеологией и художественными воплощениями => частотность типических схождений ->из одной системы переходят в другую систему.

Реконструкция -> рез-т внутр. развития и воздействия извне, давления, рез-т развития как целого направления, так и отдельного художника + воздействие извне – из др. цив-ций, народов.

Системы синхронные – характеризуют качество литературного процесса, его эстетическое своеобразие, художественную структуру, которую образует эстетическое явление, механизмы создания произведений искусства.

Синхронные – типы культур, литературное направление, течение, жанр.

 Состав – ЛН- -историко-литературная система большого масштаба, ориентированная на эстетическое освоение целой эпохи духовного развития и концепции личности как ее «ценностного центра». Единство творчества писателей по одному типу художественного содержания.

Течение – общность художников на основе единства социально-идеологической позиции.

Творческий метод – это система принципов эстетического освоения действительности.

Жанр – закон конструирования всех компонентов воображаемого художественного мира в модель.

Стиль – отвечает за мелодию, интонацию, колорит. особенность художественной речи данного произведения с его лексикой, семантикой, синтаксисом.

Внутри каждой культурной эры как диахронной системы формируется своя синхронная система, которая характеризует качество, состав культурной эры.

Всякая синхронная историко-литературная система – это огромная модель, состоящая из молекул, каковыми являются отдельные произведения. И каждое отдельное литературное произведение воплощает в себе основные качества этой системы. Молекула воплощает в себе все качества вещества. Значит, синхронная система обязательно должна исходить из тех компонентов, которые являются совершенно необходимыми составляющими структуры художественного произведения.

 

10.    Понятие о метажанре литературного направления, охарактеризовать метажанр класссицистского направления. (на примере «Оды русскому огороду» В.П. Астафьева).

Существует три фундаментальных определения метажанра.

Первое принадлежит Р. С. Спивак. По её мнению это - структурно выраженный, нейтральный по отношению к литературному роду, устойчивый инвариант многих исторически конкретных способов художественного моделирования мира, объединенных общим предметом художественного изображения.

Автор второго определения – Е. Я. Бурлина. Она подчеркивает спаянность метажанра с культурой времени, его функцию воспроизводителя данной культуры, более доминантную, чем у простых жанров, поскольку метажанр, по мнению ученого, пресуществляется одновременно в разных сферах определенной культуры: в литературе, музыке, живописи, скульптуре. То есть, это не что иное, как культурологический аспект жанра.

Третья точка зрения принадлежит Лейдерману, который в своей статье «Жанровые системы литературных направлений и течений» пишет, что метажанром является ведущий жанр, который формирует остальные системы художественного направления. Ведущим жанром становится ядром формирующейся жанрвой системы литературного направления. Присущий ему принцип построения художественного мира распространяется на более отдаленные жанры, ориентируя их структуры на освоение действительности в соответствии с познавательной оценочными принципами метода, господствующего в ЛН.

Метажанр – это теоретическая абстракция. Он позволяет уловить связь между методом и жанром.

Метажанр классицизма

Драматизация как метажанровый принцип в оде русскому огороду Астафьева.

В классицизме руководящие принцип: теория 3х единств (ед-во действия (завершенность действий, смысловых частей), времени и места), обращение к идеалам античности (связано с представлением о прекрасном прошлом), разделение героев на + и - предельно схематично (персонфицурует качество), принцип рационализма (автор и герой); текст имеет стройность симметрию, конфликт должного со стростями, гражданский долг и любовь (любовный конфликт не м б жанрообразующим). Высокие жанры: трагедия, ода, эпопея. принцип драматической поэзии. диалог внутр мира и внешняя организация, воля, разум героя.

Метажанр - это главный жанр. В системе классицизма глпаный жанр - драма. Его принцип построения мира распространяется на конструктивно близкие жанры (близкие по жанровому содержанию). Ода - лирич жанр (переживания), субъективный образ мира. Есть рассказчик, выражающий мнение субъективное, но оно дано объективно - эпический род (объективная картина мира).

Ода русскому огороду.

 Субъектная организация - соотнесенность субъектов речи и субъектов сознания; совокупность голосов. Здесь - субъект удален от описанных событий. Воспоминания 1 героя - 2 сознания: детское и взрослое. Большое кол-во голосов – дед, бабка, девки, присказки, скороговорки итд. С 1 стороны - воспоминания, которые не дают покоя - о войне. С другой - страх будущего. предстоящей войны.

+ народное сознание - пословицы (не живи с сусеками а живи с соседями - семья мальчика не отгораживлась от других домов). Образ Земли -матери. Постоянная перефокусировка точек зрения. Отношение к огороду - любовь к родной земле (больной копает землю). Архетип земля. Образ национального бытия - ода РуССКОМУ огороду. (огород как сообщество растений. воспевает огород, он символизирует национальный образ бытия). Героев меньше чем голос и сознаний. Человек равновелик жизни, ощутив это однажды - захочет жить этим дальше. Обретение самостоятельности - эволюция. Прощание с девочкой. ее любовь как любовь матери. излечивает его. архетип любовь сильнее смерти. Этапы становления мальчика – процесс открытия мира. Он сталкивается с законами бытия. 1) есть смерть 2)жить в мире с людьми, кот рядом с тобой – закон добрососедства 3)таинство жизни, природы 4) таинство мира. Законы любви, семьи.

Ф-я мальчика – несет в себе должное – мир, добро. Недолжное в произвед: война, смерть, горе, современнная цивилизация.

Т.о. движение от одной сферы постижения мироздания к другому.

 

11. Охарактеризовать метажанр романтического направления (на примере новеллы «Ручьи, где плещется Форель» К.Г. Паустовского).

Формирование литературного направления романтизма шло через поиск «своего» ведущего жанра. Им стала романтическая поэма.

Ю.В. Манн определил конструктивныи принцип романтическои поэмы так: он «заключался в общности и параллелизме переживании автора и центрального персонажа, но не в их сюжетнои и повествова­ тельнои неразличимости», и далее исследователь уточняет: «Само деиствие освобождалось от авторского присутствия»1. В соответствии с конструктивным принципом структура всех романтических жанров - не только поэмы как ведущего жанра, но и романтическои? повести, новеллы, романтическои? трагедии - становилась бинарнои?. Отсюда двоемирие в хронотопе, бинарность в конфликте (отмеченная Л.Я. Гинзбург2), двухмерность в стиле (о чем писал Н.Я. Берковскии?3). Таким образом доводился до пластического воплощения романтиче­ скии? принцип освоения мира как непримиримого конфликта между идеальным и деи?ствительным, субъективным и объективным, духов­ ным и «пошлым».

Романтическии? «метажанр», прояснившии?ся в поэме, уже предпо­ лагает, в отличие от классицистского метажанра, наличие в самом ми­ ре двух одинаково деи?ствительных полюсов - субъективного и объек­ тивного, идеального и «пошлого», духовного и бездуховного. Гегель, характеризуя форму лирического произ­ ведения, объяснил, в сущности, отношение между субъективным и объективным, внутренним и внешним в романтическом метажанре. Он писал: «... В лирическом чувство рефлексия вовлекают внутрь себя наличныи? мир, переживают его в своеи? внутреннеи? стихии и уже по­ сле того, как мир этот стал чем-то внутренним, выражают его, находя для него слова»5. Переживание же и определяет способы формирова­ ния художественного мира в лирическом метажанре: оно может, гово­ ря словами Гегеля, непосредственно выразить «всеобщее как таковое», а может и в обособленнои? ситуации или в одном чувстве вскрыть их глубочаи?шее существо, «субстанциональное» (495).

«Лирическое в романтическом слышится лучше» - этим замечанием Эмиля Штаигера можно охарактеризовать се­ мантику романтического метажанра.

Черты: открывает внутр мир героя; личность сильная, одинокя, полная тайн и загадок; противопост себя миру; автобиографизм; романтич двоемирие; у героя нет прошлого; фон – экзотич природа, стихийная, мощная; исповедь (демон)

Ручьи, где плещется форель

Название – цитата из М. Кузьмина «форель разбивает лед». Рыба у него – человеч душа, кот разбивает лед, чтобы освободиться. Герой похож на Печорина – молод, но много повидал в жизни, уже седой. Цитаты из платонова, лермонтова. Изображ мудрым, абсолютное забвение собственной жизнью. Детство – тот идеальный мир, в кот хочет вернуться герой.

Пейзажи даны на контрасте. Ручей олицетворение жизни – движется, бурлит, но не замерзает.

В портрете Марии Черни нет индивид черт, схвачено только романтич – то, что есть у всех романтич красавиц. Поездка к ней – бегство в идеальный мир.

Баумвейс – музыкант, направляет судьбу гл героя, он двойник, странный человек. Пробужд чувства, внутр мир маршала музыкой.

Любовь – внезапная, сильная, захватыв героя полностью. Дана и как величайшее счастье и как глубокая трагедия.

 

12. Определить метажанр реалистического направления (на примере «Черного монаха» А.П. Чехова).

Метажанр -это главный принцип построения системы жанров. ведущий жанр.

Реализм - это художествен эстетич переработанная действительность. худож аналог действит-ти.

реализм или роман стремится объяснить судьбу.

человек в романе либо больше своей судьбы либо меньше своей человечности.чел судьба может быть неравновелика тем обстоятельствам в которые он попадает. человеч внутр мир проигрывает итоже не может реализовать себя.

Реалистич поэтика символична, пересоздает реальность, но на приближенным к реальности основаниям.

роман становящийся жанр и герой станов.

в романе - открытость, незамкнутость мира,моделируется и раскрывается.предмет - современность процессов..

роман - единственный жанр способный впитать в себя весь мир, он равновелик миру.

романизация - метажанр в реализме.

романизация повести и рассказа:

1. хронотоп расширен.

2. субъектная организация (соотнош субъекта речи и субъекта сознания) - диалогизм.

3.ассоциативный фон расширен. романная проблематика. в лирике - многоголосие, в драме - развернутые ремарки.

чехов черный монах. Не только отражение реальной действит, это попытка заглянуть в глубину современной действит. Худ мир – бесконечное отражение отражений.

Сад: описание схоже с балладным, только в такой сад мог прилететь ч.м. у райского сада создатель – Бог, у этого создатель Песоцкий, он показыв, что человек может всё. мистерия как жанр определяющий построение пейзажа. мистерия метажанр в границах рассказа. расширение хронотопа. Должны завестись адам и ева – коврин и таня. Змей искуситель – черный монах, но искушает коврина. Он отвечает тайным мыслям о предназнач славе.

появление героя связано с дымом. это сниженная параллель с чацким, т.к. герой ниже его. - способ показать авторскую оценку.

в произв не показана реализация ума Коврина. Для песоцкого - магистр - это ярлык. таня - говорит о нем как об идеальном. коврин - чацкий. таня- софья. песоцкий - фамусов.

в рассказе богатый ассоциативный подтекст - средство сближения автора с героями.

Черный монах как мефистофель (фауст) - искуситель. пространственное приближение ЧМ к герою. Приходит 3 раза.

Весь мир потерял краски вокург коврина, когда он выздоровел. Для него мир был прекрасен в состоянии ненормальности. Чехов отвеч на вопрос о том, ценно в коврине – любовь к жизни. Важно не то, насколько оригинален или ординарен Коврин, а то, что гениальное не исчезает из мира.

Т.о. чехов создает огромны мир, пронизан тонами, импульсами в едином потоке становления. Идиллия (сад) легенда (чм) трагедия (смерть К), баллада, романс – все эти миры обнимаются мистерией. Она как жанр равновелика миру.

 

6. Переходные эпохи и хаографические системы. Характер эстетики в культуре переходных эпох. Утрачивается масштабность, измельч. темы – системный кризис -> хаографическая эпоха.

Хаография переходных эпох: культурные эры всегда завершаются крахом ментальности, сменяются переходными эпохами – свержение идеалов, или их перерождение.

Острое ощущение катастрофичности; тотальный кризис веры в господствующие прежде ценностные ориентиры; ниспровержение худ. норм и традиций; энергичная разработка худ. стратегий, которые моделируют мир как хаос.

Движение ученой мысли – открытие науки. Падение птолемеевой картины; крушение ментальности – Ренессанс. Мечта о гармоничном согласии обернулась реальностью свирепой борьбы. Рухнули гуманистические идеалы. «Век вывихнут» (Шекспир), «век расшатался».

Типы культуры переходных эпох: отлич. реальность и достижимость мировой гармонии вообще.

Рельеф первой хаографической концепции бытия еще в 4-3 в. до н.э.: стоики, киники, эпикурейцы:

- тотальное неприятие всех институтов и законов, стремление к независимости от об-ва, неприятие нравственности;

- Спасение человека – в бедности, презрение к роскоши и удовольствиям;

Эстетика провокативная, вывороченность наизнанку, неприличе. Культовая фигура эпохи эллинизма – Диоген (властелин мира).

Барокко: два типа поэта – один скептик-гуманист, другой – скорбник-плакальщик.

Исходный постулат хаографической модели мира: ОСОЗНАНИЕ СМЕРТИ КАК НЕПРЕЛОЖНОГО ЗАКОНА.

Нужно успеть урвать мгновения радости; но помнить о смерти (Виньон). Относительность существования.

Что же касается всех до единой эпох переходного типа, то они воспринимают мир как хаос. Как правило, каждая культурная эра завершается кризисом и крахом типа ментальности, который там господствует. Античность когда разрушилась? Когда люди перестали верить, что миром управляют стихийные силы природы. Средневековье когда рухнуло? Когда вера в абсолютную власть бога пошатнулась, потому что человек понял, что он не фитюлька, а венец творения, что он не только есть раб божий, но и сам созидатель, творец. Отсюда мотивы: образ титана Возрождения, образы архитекторов, скульпторов. Это воплощение того типа ментальности. А вот вы берете эпоху Новое время, и рождается тип ментальности научный, просветительский, знания того, что миром управляют объективные законы, и эти законы надо познавать и надо им следовать.

Рано или поздно люди выходят из переходных эпох, когда находят новую космографическую стратегию, когда находят новое более или менее устраивающее объяснение мироустройства, в котором есть какой-то смысл, находят некую структуру, которая позволяет находить в мире смысл. Каждая новая художественная структура, предлагающая нам новую модель мира, это новый космографический миф о мире. Рано или поздно его раскритикуют, да потом еще и осмеивают. Но какое-то время он устраивает наши души, и мы говорим, хорошо, приятно, мы будем это читать.

 

7.      Особенность жанрообразования в переходные эпохи.

Жанровые тенденции переходных эпох:

1)текст скроен по принципу мозаики; каждый из фрагментов иное значит и по-иному функционирует.

Готика: гротеск. Возникают разнообразные пародийные жанры.

2) расцвет малых жанров (анекдот – из Средних Веков).

Множество конструктивно-свободных форм (Смирнов).

В барокко: возниконовение жанра эссе; принцип декоративности, как стилевой меты; маньеризм.

Рождение плутовского романа, Апулей ка«Метаморфозы».

 

Дата: 2019-07-31, просмотров: 486.