Подходы к изучению сюжета в современном литературоведении. Сюжет и конфликт. Структура и функции сюжета.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сюже - цепь событий в жизни лит.персонажей,в прост-но-времен. измен-ях их лит.жизни, в разл. обстоятел-х. Так воз-т событийный ряд пр-ия, к-ый им.непосредствен.отн-ие к сформирован. в нем образной стр-ре. Сюжет-организующее начало драм,эпич,лиро-эпич.жанров. Менее значим в лирич.жанре,но в лирике м.присут-сть сюжетные стих-ия, что хар-но для тв-ва Некр, и Гумилева. Значит. вклад в эту отрасль лит/вед-ия внесли работы таких уч-х как Веселовский «Поэтика сюжетов», О.Фрейденберга «П-ка сюжетов и жанров», рус.формальная школа, к-рая строго стала разгран-ть фабулу и сюжет. «Совок-сть соб-ий в их взаимной внутр.связи назовем фабулой,худ-но построенное распределение событий в пр-ии б.именовать сюжетом»(Б.Томашевский) Позже Шкловский гов-т это проще: «Фабула-то,что рассказано,сюжет-то,как рассказано» Также Шкловский вводит понятие бродячий сюжет:события,составляющие сюжет на протяж-ии многих веков,к-рые брались авторами из мифологич.пр-ний,из предшеств.лет и т.о. видоизменялись,модифиц-сь.

Заимствование сюж-в многие века сч-сь нормальным.Это активно использ-ли в тв-ве пис-ли классиц-ты, Выдел-т 2 рода сюжетн.конфл-в:1)к.,в к-х присутствуют противоречия локальные и преходящие.2)в основании сюжета конфликты устойчивые, их наз-т вечные. В лит-ре наиб.полно представлены сюж.1-го типа,т.е.происходит соб-ие д-ие к-го убыстр-ся, присут-т его пик и обязательно это д.разреш-ся.Здесь велика роль придуманной автором случайности.

ф-ция действующ.лица и выстраивает 3 важн. эл-та разв-я соб-ий:1)они связаны с иной изначальн.недостачей,присутсв. в жизни героя и к-то намерен.эту недостатачу воспол-ть. .Как прав,важн.мотвами выст-т бог-во,прекр.невеста( «МиМ» Булг) 2)возн-т практич. всегда некое противовоборство героя. Пропп предл-т т-н «протогонист» и антигероя- «антогониста»,к-рый мешате герою восполнить недостачу.3)герой в итоге эту недостачу воспол-т и возн-т фабульн.завершенность.Счастлив.развязка в сказке обяз-на. С т.зр.взаимод-ия с чит-лем исп-ся терминология М.Бахтина:1 наз-т-монологической,2-диалогической. У них есть общее:обе модели нужд-ся в оформлении ч/з образн.стр-ру. Д.б. определны персонажи,к-ые действ-т,нах-ся в к-то отношениях с людьми и окруж.миром,облад-т созн-м и подсозн-м.Если этого нет,возн-т бессюжетн.проза,что близко к л-ре потока созн-ия и нов.фр.р-ну.

Жанр конкретизир в сюжете, а сюжет в концепц образа. 3 обл-ти (целевич, левитан): 1. Сюжетостроение – сюжет как один из элем завершенности произведения. Отношения сюжета с др произвед, специфика сюжета в родовом плане. 2. Сюжетосложение: а) вним к протосюжету и предсюжету, те то, что есть в сознании художника и нереализов в тексте. Б)сюжетнокомпозиц ед-во в) сюжетн ситуация г)сюжет в соотношении со стилем и образом. 3. Сюжетообразование. Изучает закономерн возникнов и трансформации типов сюжетных отношений му сюжетом и архетипом и актуализир сюжет конкр произвед.

 

9.Метод – жанр – стиль как структурообразующая основа литературного направления. Понятие о творческом методе. Относительно термина идут дебаты, т.к. из-за господств соцреализма термин себя дескридитировал.

Парадигма художественности=творч метод. Это сист основных принципов худ освоения действит. Выраб под влиянием мира и чел-а, кот складыв в определ эпоху, служит инструментом ее эстетич постижения.

Общее для тв методов:

1.пр-п творч претворения, кот характериз отношения му эстетически осваиваемой действит и воссоздает ее в вымышленной худож реальности.

2. пр-п эстетич оценки. Отнош му эстетич идеалом и действит. Проявл в тяготении эестетич идеала к одному из полюсов: умозрительная нормативность или соц-историч причинность.

3. пр-п худож обобщ. Характериз отношениями му образом и воплощен в нем сущностью, проявл в типизации. Жанр, его функции и структура (теоретическая модель жанра).

Творч метод проступает в жанре и стиле.

Жанр – тип устойчив структуры произведения. Каждое произвед тяготеет к структурному типу: роман, повесть, трагедия итд.

Каждый жанр сущ в свою эпоху, для кажд ж характерно определен худож содерж, проблематика, масштаб действит.

Складыв определн жанров форма, кот представляет собой устойчив сист структурно-образных элементов. Осн ф-я ж – миромоделир, т.к. стремится быть аналогом реальности.

Миромоедлир элем-ты: 1. Субъектная организация. Предметом явл худ слово. Оркестр голосов. (корман суб организ – соотнесенность всех отрывков текста, образующ произввед, с субьектами речи – теми, кому приписыв текст и теми, чье сознание выраж в тексте). Каждый жанр генетически связан со своей типовой субъектной организацией 2. Простр-времен организ. Вял консрукцией внутритекстов сферы худ произвед. Сосредоточ на анализе простр-врем образности, кот выраж простр-времен модель. Сюжет как цель действий, обытий, поступков, кот разгадыв внутр логику бытия, находит причины и следствия действит-ти, событий, постпуков. Тогда можно уловить целостность жизни.

 3. ассоц фон. Худ произвед обязат вкл в себя др фон. Оно осущ посредством залож сигналов. (подтекст – сигналы связей му отдельн элем текста; сверхтекст – опыт самого читат втягив в худ мир произвед). 4. Интонац. Понятие стиля: функции стиля, носители стиля, категории стиля.

Стиль – одна из самых универсальных и многозначных категорий. Стиль характеризует произвед во всех проявлениях его, не повторяющей творческой индивидуальности. Его можно сравнить с почерком, отпечатками пальцев. В искусстве под стилем понимается индивидуальность неповторимого творческого почерка, черт творчества. В современном литературоведение различают: стили произведений, стили тех или иных этапов литературного процесса, индивидуальность, групповые, определение направлений, течений, стили, несущие отблеск тех или иных родов, жанров, стили традиционные и новаторские.

Стиль выполн жанрообраз роль – им создается мелодия.

 

3.Культурные эры и переходные эпохи - их расположение на «стреле времени», в чем состоят принципиальные различия между ними?  ФОТКИ В ТЕЛЕФОНЕ!!!!!

Историческо-литературный процесс движется сменой стилей и направлений, изменения в общественной идеологии.

В каждой культурной эре формируется тип модели мира как космоса. Мир представлен универсумом, цельным где человеку отведено свое место. В каждой эре свой тип личности и конфликт между личностью и миром.

Античность – 13в до н.э. – 1, 2 в н.э. (Поздний эллинизм – 2-5 в) Средневековье – 6 – 13 вв. (Поздняя готика) Возрождение –14- 16 в (Барокко –к 16.) Новое время – 18-19вв (20 век.)

Проблема цикличности.

Цикл – это совокупность взаимосвязанных явлений, процессов, работ, образующих законченный круг развития в течение какого-либо промежутка времени.

Траектория цикла: зарождение – высший взлет – кризис – завершение.

Схема Чижевского (верхние – первичные, нижние – вторичные).

Вторичные – сообщают реальности черты текста; первичные – понимают мир смыслов как продолжение фактической действительности (И.п. Смирнов).

Каждая культурная эра завершается кризисом и крушением того типа ментальности, который в эту эпоху сложился.

Ментальность – система самых общих представлений о фундаментальных феноменах бытия, о силах управляющих универсумом, об онтологических принципах взаимосвязи между человеком и миром.

В каждой культурной эре формируется типа модели мира как Космоса и в этой космографической модели мир представлен универсумом, цельным и целесообразным, где чел-ку уделено своё достойное место.

В недрах кажд. культурной эры – свой тип личности и конфликт между личностью и миром.

Переходные эпохи: острое ощущение катастрофичности; тотальный кризис веры в господствующие прежде ценностные ориентиры; ниспровержение худ. норм и традиций; энергичная разработка худ. стратегий, которые моделируют мир как хаос.

Семантической основой циклической смены основных типов культуры является оппозиция Космос – Хаос.

Античность разрушилась, когда люди перестали верить, что миром управляют стихийные силы природы. Средневековье, когда вера в абсолютную власть бога пошатнулась, человек понял, что он венец творения. Новое время – революция, научные исследования.

 

Дата: 2019-07-31, просмотров: 295.