Апокалиптичность и революционаризм —мироощущение, которое распространилось в конце XIX века и заразило собою все последующее столетие. Ментальное потрясение, произошедшее в последние десятилетия XIX века, привело к колоссальному сдвигу в художественном сознании — зародился новый тип культуры – модернистский.
Новый тип культуры – хаологический. Неустойчивость, неопределенность. Открытия в науке.
Постижение хаоса – как основа и содержание искусства. Расшатываение этического и эстетического. Социальное отчуждение личности. Опровержение того, что являлось ценностью. Поэтизация и постижение Хаоса как универсальной формы человеческого бытия. Отказ от поиска гармонии в «объективной» (исторической, социальной, природной) реальности.
В течение ХХ века был разработан целый букет хаографических художественных стратегий, те которые имели целостный характер – символизм, экспрессинизм, условно эстетика абсурда, постмодернизм.
выводы:
1. в течение 20 века постоянно шла тяжба между хаографическими и космографическими стратегиями, ни одна из них не была победителем. В 20 веке не было ни одного лидирующего метода.
2. кроме этих основных тенденций были тенденции и промежуточные, такие, как неоромантизм – попытка найти контакты между реальностью и действительностью, миром и идеалом, неосентиментализм – попытка найти связь между масштабными общественными движениями, идеями и частным человеком. Неореализм – попытка найти контакт между реалистическим видением жизни человека и вечными мифологизированными ценностями.
3. полемика идет не просто между отдельным течениями, тенденциями, веяниями, полемика идет между художественными стратегиями, что означает, что полемика идет между концепциями мира и человека .
Поэтому во всяком произведении всегда есть художественный образ мироздания, модель мира.
Для выражения хаографического сознания, или модернистского сознания в искусстве начинается поиск соответствующих художественных стратегий. Этот новый тип сознания должен выражаться в тех стратегиях, которые это сознание будут изучать, углублять, осваивать соответствующий тип концепции личности, тип конфликта. И естественно, эти стратегии как любой творческий метод должны состоять из каких параметров: принципов претворения, оценки и обобщения. Но не всегда поиски в плане метода завершаются созданием метода.
Как мы можем заметить, в течение ХХ века был разработан целый букет хаографических художественных стратегий: символизм, экспрессинизм, условно эстетика абсурда, постмодернизм.
15. Основные течения (тенденции) в постмодернизме. Охарактеризовать «необарокко» как одну из тенденций (на примере расскза В. Пелевина «Ника»).
60е гг статья Барта - смерть автора.
Децентрализация текста(отсутствие понятия центр). не проявляется авторская позиция. читатель сам моделирует текст. мир есть текст.оппозиция текст-контекст разрушается.текст открыт для взаимодействия с контекстом.
Симулякры - копия стремящаяся заменить оригинал. реальность состоит из дублир симулякров.
Фрагментраность.нелинейность организации целостности.розома лишена временной и протранственной структуры.
интертекстуальность- цитата интерпретирована в тексте, интерпретирован и исходный текст. диалогизм - диалог культурных моделей (культ кодов).
Хронотоп снимает категорию времени - текст происходит здесь и сейчас. пространство - всей культуры, время - одномоментно - в постмодернизме.
диалог с хаосом.
игра.
Пелевин Ника.
в первом же абзаце встречаемся с Буниным (томик бунина), герой смотрит на фото. композиция кольцевая - как в легком дыхании. Набоков Лолита - нимфетка. здесь - кошка. - преуменьшение. сходство судеб героев. Изначально автор соотносит себя с авторами - набоков, бунин, мережковский (юлиан отступник) и др.
Игра именами - Ника - это богиня победы. - как и виктория- виктор (автор).
игра - художественная стратегия.граница между автором и героями размывается. автор ощущает себя кошкой (пытается узнать и почувствовать как она). кошка как автор - оборотничество.
постмодернистская трансгрессия- преодоление непреодолимого предела.герой любит выдумку, это его мечта. герой- мечтатель. близок типу художника.
Десокрализация (лишение священного статуса). у Бунина - настоящие чувства. здесь - растрата телестности.
Пространство культуры. судьба героя как судьба культуры. Герой помещен в рамки текста , пропускает через себя всю культуру, растворяется в ней. Относительность истины? мусор относителен. Чернышевский из дара набокова. герой двойник двойника.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 294.