Практическое исследование по проблеме влияния социально-экологичеких факторов на брачно-семейные отношения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

На основании выбранного подхода к рассмотрению экологии семьи в целях практического исследования данной проблемы была разработана анкета, рассчитанная на опрос семей (Приложение 1).

Для удобства и оперативности анкета была разбита на несколько тематических блоков. В первом из них содержатся общие вопросы, которые позволят узнать пол, возраст, род занятий респондентов. Второй включает в себя вопросы, касающиеся режима дня, отношения к спорту и т.д. И, наконец, в третьем блоке вопросы посвящены отношению к вредным привычкам.

На некоторые вопросы нужно будет дать развернутый ответ, вписав его в специальную строку, на другие необходимо ответить, выбрав один из предложенных вариантов ответа. Всего в анкете 25 вопросов.

Исследование проводилось в городе Ульяновске в период с 10 апреля по 1 мая 2010 г.

База исследования: Прогимназия №200

В исследовании приняли участие в качестве респондентов родители детей дошкольного и младшего школьного возраста (1 – 4 класс) прогимназии №200, в возрасте от 20 до 30 лет.

В ходе выполнения исследования были получены следующие статистические данные.

Касательно вопроса «Как вы понимаете понятие «здоровый образ жизни»?» 65% респондентов ответили – не пить, не курить, не употреблять наркотики, 25% выбрали ответ – заниматься спортом, 10% - иметь полноценную духовную жизнь.

 

Отвечая на вопрос «Где Вы предпочитаете покупать продукты питания для Вашей семьи?» большая часть респондентов - 45% - предпочла ответ «б», 25% - «а», 25% «в», 5% - «г». Следует сделать вывод о том, что многие из опрошенных предпочитают покупать продукты питания в супермаркете и на ближайшем рынке, и лишь небольшая часть предпочитают выращивать сами.

 

 

При ответе на вопрос «Знаете ли Вы свою группу крови (группу крови членов Вашей семьи)?» у респондентов не возникло особых затруднений. 75% опрошенных знают свою группу крови и резус фактор тоже. Лишь 10% респондентов ответили, что точно не помнят свою группу крови (Группу крови членов своей семьи).

Отвечая на вопрос «Как часто кто-то из Вашей семьи болеет?» 65% респондентов отметили, что в их семье болеют, время от времени, например, из-за сезонной простуды. 30% - постоянно, то один, то другой. 5% - утверждают, что практически никогда не болеют, т. к. ведут ЗОЖ.

Анализируя ответы, данные на вопрос «Есть ли у Вас или у членов Вашей семьи хронические заболевания? Какие?» выяснилось следующее: большинство опрошенных респондентов подтвердили, имеют хронические заболевания. Самыми распространенными являются: у взрослых – хронический гастрит, хронический тонзиллит; у детей – фарингит, ОРВИ, отит.

Анализируя ответы, данные на вопрос «Что, на Ваш взгляд, влияет на повышение числа хронических заболеваний у новорожденных?» выяснилось следующее: 55% опрошенных считают, что на повышение числа хронических заболеваний у новорожденных влияет неправильный образ жизни родителей; 25% - что влияют глобальные экологические проблемы; 20% - что влияют мутационные изменения.

 

 

Отметим, что в вопросе «Где, на Ваш взгляд, лучше жить семье для воспитания детей?» респонденты отдали свое предпочтение варианту «б» - 60%, варианту «а» - 40%. Можно сделать вывод о том, что большинство респондентов считают, что для воспитания ребенка лучше жить за городом, недалеко от густонаселенного города.

 

На вопрос «Что, по-Вашему, оказывает наибольшее негативное влияние на уровень здоровья детей?» 50% опрошенных респондентов ответили, что это малоподвижный образ жизни, отказ от занятий спортом. 30% - считают, что это некачественные продукты, 20% - загазованность воздуха.

 

 

Что касается вопроса «Курите ли Вы?», то здесь выявлены следующие результаты: 85% ответили, что не курят. 15% - да, курят. Можно сделать вывод о том, что подавляющее число респондентов не курят.

Отвечая на вопрос «Сколько членов Вашей семьи курят (склонны к чрезмерному употреблению алкоголя)?» подавляющее число опрошенных - 85% - выбрали ответ «г». 15% - «в».

Отметим, что в вопросе «Употребляли ли Вы наркотики?» респонденты отдали свое предпочтение варианту «а» - нет, и никогда не будут употреблять – 100%.

На вопрос «Нужна ли антиалкогольная пропаганда?» 90% опрошенных респондентов ответили – да. А 10% ответили, что она не нужна, мотивируя это тем, что она не принесет ощутимой пользы.


 

А на вопрос «Обращаете ли вы внимание на социальную рекламу против курения, алкоголя, наркомании?» 65% опрошенных выбрали вариант «а», 25% - вариант «б», 10% - «в».

 

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Здоровый образ жизни для многих это: и рациональной питание, и двигательная активность, и отказ от вредных привычек, положительные эмоции, личная гигиена и закаливание.

Неоспоримо и то, что сохранению здоровья и продлению жизни способствуют физическая активность на свежем воздухе, умеренное питание, преобладание в рационе растительных и кисломолочных продуктов, положительный психический настрой, творческий труд. Эти выводы, правда, не являются для большинства людей открытием, но они подтверждаются каждый день.

Одним из путей сохранения здоровья также является и отказ от вредных привычек: курения, употребления спиртных напитков и т.д.

Можно выделить комплекс социально-экологических факторов, совершенствующих брачно-семейные отношения:

1. Рациональное питание:

- пища, сбалансированная по макро- и микроэлементам;

- правильный баланс в рационе питания растительной и животной пищи, необходимость пищевых волокон;

- регулярность и своевременность питания;

2. Физическая нагрузка:

- подвижные, спортивные игры; спортивные секции, аэробика;

- активный отдых, прогулки и ближний туризм;

- утренняя гигиеническая гимнастика;

3. Снижение влияния неблагоприятных факторов жизни:

- правильный выбор продуктов питания;

- бытовые средства очистки воды и воздуха;

4. Распорядок дня:

- определенное время для работы, отдыха, приема пищи, сна;

5. Закаливание.

6. Преодоление вредных привычек:

- алкоголизм;

- наркомания, токсикомания;

- курение;

- азартные и компьютерные игры;

7. Организация быта:

- разумный выбор места жительства;

- положительный микроклимат в семье;

- экология жилища.

Итак, каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости.

 




Заключение

 

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.

Наблюдаемый в обществе на протяжении последних десятилетий рост внимания к проблемам, традиционно составляющим предмет изучения экологической науки, вполне закономерен. Успехи естествознания в раскрытии тайн мироустройства позволили раздвинуть границы привычных представлений о реальности, подойти к осознанию системной сложности и целостности мира, создали необходимую базу для уточнения и дальнейшего развития представления о месте человека в системе природы.

В то же время обострение проблем перенаселения планеты, исчерпания природных ресурсов, загрязнения среды обитания человека отходами промышленного и сельскохозяйственного производства, разрушения естественных ландшафтов, сокращения видового многообразия способствовало росту заинтересованности общественности в получении сведений экологического характера.

Между тем в складывающихся обстоятельствах система образования должна взять на себя основную ответственность за решение важнейшей задачи - воспитания экологической культуры нового поколения людей. Она призвана, с одной стороны, обеспечить трансляцию достоверных, научно обоснованных сведений экологического характера широким массам населения, а с другой - максимально содействовать переводу знаний и представлений людей об окружающей среде и своих связях с ней в план их практической деятельности.

Для решения всего комплекса проблем экологического образования необходимы следующие меры:

1. Создание целостной национальной системы всеобщего непрерывного экологического образования и воспитания на всех уровнях;

2. Совершенствование законодательных основ экологического образования и воспитания населения;

3. Разработка научно-педагогических обоснований государственной стратегии развития экологического образования и воспитания населения и программ ее реализации;

4. Принятие организованных мер, направленных на создание эффективной инфраструктуры экологического образования, просвещения, воспитания;

5. Информационное обеспечение системы всеобщего непрерывного экологического образования населения;

6. Формирование экологического мировоззрения у разных слоев населения и др.

Экологическое воспитание, приобщение к здоровому образу жизни и спорту в первую очередь должно начинаться с семьи. Именно в семье должны прививаться основы личной гигиены и бережного отношения к окружающей среде.

Необходимость этого подтверждается проведенным практическим исследованием.

Здоровый образ жизни для многих это: и рациональной питание, и двигательная активность, и отказ от вредных привычек, положительные эмоции, личная гигиена и закаливание.

Неоспоримо и то, что сохранению здоровья и продлению жизни способствуют физическая активность на свежем воздухе, умеренное питание, преобладание в рационе растительных и кисломолочных продуктов, положительный психический настрой, творческий труд. Эти выводы, правда, не являются для большинства людей открытием, но они подтверждаются каждый день. Одним из путей сохранения здоровья также является и отказ от вредных привычек: курения, употребления спиртных напитков и т.д.

Можно выделить комплекс социально-экологических факторов, совершенствующих брачно-семейные отношения:

1. Рациональное питание:

- пища, сбалансированная по макро- и микроэлементам;

- правильный баланс в рационе питания растительной и животной пищи, необходимость пищевых волокон;

- регулярность и своевременность питания;

2. Физическая нагрузка:

- подвижные, спортивные игры; спортивные секции, аэробика;

- активный отдых, прогулки и ближний туризм;

- утренняя гигиеническая гимнастика;

3. Снижение влияния неблагоприятных факторов жизни:

- правильный выбор продуктов питания;

- бытовые средства очистки воды и воздуха;

4. Распорядок дня:

- определенное время для работы, отдыха, приема пищи, сна;

5. Закаливание.

6. Преодоление вредных привычек:

- алкоголизм;

- наркомания, токсикомания;

- курение;

- азартные и компьютерные игры;

7. Организация быта:

- разумный выбор места жительства;

- положительный микроклимат в семье;

- экология жилища.

Проведенное исследование позволяет говорить о том, что именно родители должны вносить вклад в развитие представлений своих детей о биосфере, антропогенных факторах, параметрах окружающей среды, влияющих на здоровье человека, и других понятиях экологии, попытаться скоординировать свои действия для достижения лучшего результата.

Семейное экологическое воспитание может сыграть положительную роль, если ему будут отведены, прежде всего, интегрирующие функции, то есть развитие у членов семьи широкого, системного и целостного охвата природных и социальных явлений, который лежит в основе современной экологии.

Гипотеза о том, что совершенствованию брачно-семейных отношений способствует комплекс социально-экологических факторов, в данной работе нашла свое подтверждение.

 


Библиографический список использованной литературы

 

1. Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П., Янушанец О.И. Экология человека: Учебник. – М.: Икар, 2002.

2. Бардов В.Г. Гигиена и экология. Учебник. – Киев: Новая книга, 2008.

3. Бахарев В.В., Каменюк В.М. Экология человека и проблемы экологической генетики. – Ульяновск: СВНЦ, 2000. – 17с.

4. Бахарев В.В. Экологический кризис и общечеловеческие ценности. – Ульяновск: СВНЦ, 2000. – 42 с.

5. Бахарев В.В. Демографические аспекты экологии человека и общества: уч. пособие для ВУЗов. – Ульяновск: СВНЦ, 2000. – 73с.

6. Безручко Н.В., Келина Н.Ю. Экология человека: Уч. пособие. – М.: Академия, 2009. – 395 с.

7. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. -М.:Прогр.-Трад.,2000. – 384 с.

8. Бондарь Е.В. Социальная экология: Уч. программа. – Ставрополь: СГУ, 2001.

9. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М., 1990.

10. Букчин М. Реконструкция общества: на пути к зеленому будущему. - Нижний Новгород: Третий Путь. 1996. – 190 с.

11. Валеология человека (сост. В.П. Петленко), С.-П., 1996, "Петроградский и Ко", т.т. 1-5.

12. Василенко В.Н. Экологические конфликты общества как предмет социологии и социальной экологии. // Социологические исследования. 1998. – № 3.– С. 73-79.

13. Введение в валеологию: Учебное пособие / В.Ф. Сыч. – Ульяновск: ПОП УлГУ, 1997. – 257 с.

14. Вестник «ЗОЖ», №04, 2009

15. Вишневский А.А. Реклама курения в средствах массовой информации // Профилактика и лечение табачной зависимости – состояние и перспективы развития. Материалы докладов IV Московской научно-практической конференции. М., 2004. С. 50–53.

16. Гончарук Е.И., Воронцов М.П. Окружающая среда и ее гигиеническое значение// Общая гигиена. – Киев. – 1991.

17. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи // Социологические исследования. 1995. №10.

18. Дежникова Н. С. Учитель как человек экологический // Педагогика. 1994. - №5. - С. 37-40.

19. Дубровский В.И. Валеология. ЗОЖ: уч. для пед. ВУЗов и институтов физич. культуры, 2-е изд. – М.: ФЛИНТА: РЕТОРИКА-А, 2001. – 559с.

20. Ермаков Д.С., Петров Д.П. Экологическое образование: мнение экспертов и школьников // Социологическое исследование. 2004. №9.

21. Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть ХХ века / под ред. Н.М. Римашевской. М.: ИСЭПН, 2001.

22. Задачи по достижению здоровья для всех: Европейская политика злравоохранения. – Копенгаген. – ВОЗ, 1993.

23. Здоровье и физическая культура студента: Учеб. пособие - 2-е изд.,перераб. (ГРИФ) /Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. – М.: Альфа-М., 2009. – 336 с.

24. Здравоохранение в России. М., 2005. С.136-147.

25. Зыкова И.А., Нечаев А.Ф., Прояев В.В., Касьяненко А.П. Субъективные оценки экологических рисков // Социологические исследования. 1999. № 1. С. 137-141.

26. Ильина А.Пробуждая интерес и волнение. Несколько советов по организации экологического воспитания // Директор школы. 1997. № 6. С. 58-62.

27. Каменек В.М. Экологическая генетика. – Ульяновск, УлГУ, 1999. – 125с.

28. Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века: Соц. – педагогический анализ. – Дубна: Феникс+, 2001.

29. Королев А.А. Гигиена питания. – М.: Академия, 2008. – 528 с.

30. Корякина Т.Н., Андреева М.В., Яцышена Т.Л. Социальная экология: Уч.-методич. пособие. – Волгоград: ВолГУ, 2005. – 90 с.

31. Крайг Грейс. Психология развития / Пер. с англ. - СПб. : Питер, 2000. - 992 с.

32. Краснов Е.В., Кривошеев В.В. Социальная экология: от науки к реальности // Социологические исследования. 2006. № 7. С. 93-96.

33. Крымская И. Г., Рубан Э. Д. Гигиена и основы экологии человека./ под ред. Э. Рубан. – Феникс, 2007. -351 с.

34. Курбатова О.Л. Наследственность человека и окружающая среда // Экология человека / Под ред. Б.Б. Прохорова. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.

35. Левченко Ю.Н. Секс и здоровье: рекомендации специалиста. – М.: Мир книги, 2008. – 256 с.

36. Леонов А.В., Матвеева Н.А., Грачева М.П. Гигиена и экология человека. –М.: Академия, 2008. – 304 с.

37. Маркович Данило Ж. Глобализация и экологическое образование. // Социс.- 2001.- № 1.

38. Матвеева Н.А. Гигиена и экология человека. 3-е издание. – М.: Академия, 2008. – 304 с.

39. Мовчан В.Н. Экология человека. – СПб: Санкт-Петербургский университет, 2006. – 292 с.

40. Оберг Л. Л., Шишко О.А., Пирожников В.А. Изучение отношения населения к санитарному просвещению // Здравоохранение Российской Федерации. 1983. № 8. С. 17–20.

41. Образование. Личность. Здоровье. / КГУ; под ред. М.Н. Лазутовой и др. – Кемерово, 1996. – 160с.

42. Очерки экологии человека: уч. пособие/ Алексеев В.П. ; Межд. независим. эколого-политолог. ун-т. – В пер. – М, 1998. – 232с.

43. Петленко В.П. Основы валеологии: Книга 3. – Киев, 1999. – 433 с.

44. Петров с.В., Румянцев Г.И. Гигиена/ под ред. Румянцева Г.И. – М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2005. – 608 с.

45. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека: уч. для мед. ВУЗов. – М.: Академия, 2008. – 528с.

46. Психология здоровья: Уч. пособие для ВУЗов/ под ред. Г.С. Никифорова, - СПб.: Питер, 2003. – 607 с.

47. Прохоров Б.Б, Здоровье населения России в XX веке. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.

48. Прохоров Б.Б. Экология человека: учебник. – М.: Академия, 2008. – 319 с.

49. Прохоров Б.Б. Экология человека: Понятийно-терминологический словарь. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.

50. Прохоров Б.Б. Здоровье населения России в 20 веке. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.

51. Прохоров Б.Б. Социальная экология. – М.: Академия, 2005. – 416 с.

52. Румянцев Г.И., Прохоров Н.И., Новиков С.М. и др. Гигиена / под. ред. Г.И. Румянцева. – М.: Издательский дом «ГЭОТАР-МЕД», 2001.

53. Рыбакова М.В., Тюрина И.Ю. Формирование здоровья детей первого года жизни в Московской семье // Социологические исследования, № 10, октябрь 2008. С.127-132.

54. Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 280 с.

55. Сосунова И.А. Социально-экологическая ситуация в России: состояние и факторы формирования // Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов России». 2001. №5.

56. Статистический сборник. –М.: Госкомстат, 2007 – 2008.

57. Филатов В.Б. Роль политических факторов в развитии системы здравоохранения в России // Общественное здоровье: стратегия развития в регионах Сибири. - Новосибирск, 2002. С. 62.

58. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

59. Хартия прав человека: Всеобщая декларация прав человека. – 1948.

60. Харчев А.Г. Социология воспитания. – М.: Политиздат, 1990. – 468 с., 120 с.

61. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. – М.: У-Фактория, 2006. – 465 с.

62. Черемисов В.Н. Валеология: уч. пособие. – М.: Физич. кльтура, 2005. – 144с.

63. Энциклопедический социологический словарь / под ред. Г.В. Осипова М.: ИСПИ РАН, 1995. – 561 с.

64. Яновский Р.Г., Шилин К.И. Социальная экология как отрасль социологии // Социологические исследования. 1997. № 1. С. 134-140.

 




Приложение 1

 

У каждого человека есть представление о том, что такое здоровый образ жизни. Главным образом – это основа брачно-семейных отношений.

Для выявления степени влияния здорового образа жизни на семью в ее социально-экологических аспектах была разработана данная анкета.

Для удобства и оперативности анкета разбита на несколько тематических блоков. В первом из них содержатся общие вопросы, которые позволят узнать Ваш пол, возраст, род занятий. Второй включает в себя вопросы, касающиеся режима дня, отношения к спорту и т.д. И, наконец, в третьем блоке вопросы посвящены Вашему отношению к вредным привычкам.

На некоторые вопросы нужно будет дать развернутый ответ, вписав его в специальную строку, на другие необходимо ответить, выбрав один из предложенных вариантов ответа и обведя его в кружок.

Всего в анкете 25 вопросов – ее заполнение не займет много времени.

Блок 1.

1. Ваш пол?

· Мужской;

· Женский.

2. Сколько Вам полных лет?

15-20;

21-25;

26-30;

31-35;

36-40;

41-50;

50 и более.

3. Род Вашей деятельности?

· Учеба;

· Работа;

· И работа и учеба.

Блок 2.

4. Как Вы понимаете понятие «здоровый образ жизни»?

А. Не пить, не курить, не употреблять наркотики;

Б. Заниматься спортом;

В. Иметь полноценную духовную жизнь.

5. Считаете ли необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?

А. Считаю, что это необходимо;

Б. Считаю, что это не главное в жизни;

В. Может быть стоит;

Г. Эта проблема меня не волнует.

6. Во сколько Вы обычно просыпаетесь?

· 6-8 утра;

· после 10;

· после полудня.

7. Питаетесь ли Вы в учебном заведении (на работе)?

· нет, это дорого и невкусно;

· да, приходится;

· по-разному, если проголодаюсь.

8. Где Вы предпочитаете покупать продукты питания для Вашей семьи?

· на ближайшем рынке;

· в супермаркете;

· там, где дешевле;

· предпочитаете выращивать сами.

9. Делаете ли Вы утреннюю гимнастику?

· Да, регулярно;

· Нет, у меня нет на это времени;

· Иногда, зависит настроения.

10. Участвуете ли Вы вместе со своей семьей в спортивных праздниках, марафонах и т.д.?

· Да, это наше любимое время препровождение;

· Нет, и без этого проблем хватает;

· Редко, только, если есть возможность получить какой-то приз.

11. Совершаете ли Вы прогулки перед сном?

· Да;

· Нет;

· Время от времени.

12. Нравится ли Вам заниматься спортом? Почему?

_____________________________________________________________

13. Сколько времени в день или неделю Вы проводите за компьютером?

· 1-2 часа;

· 2-5 часов;

· Весь день.

14. Знаете ли Вы свою группу крови (группу крови членов Вашей семьи)?

· нет, никогда не интересовались;

· не помню;

· да, и резус фактор тоже.

15. Как часто кто-то из Вашей семьи болеет?

· постоянно, то один, то другой;

· бывает, время от времени, например, из-за сезонной простуды;

· практически никогда – мы ведем здоровый образ жизни.

16. Здоровье – это…

_____________________________________________________________

17. Есть ли у Вас и у членов Вашей семьи хронические заболевания? Какие?

______________________________________________________________________________________________________________________________

18. Что, на Ваш взгляд, влияет на повышение числа хронических заболеваний у новорожденных?

· глобальные экологические проблемы (загрязнение воздуха и воды, радиация и т.д.);

· мутационные изменения, происходящие на генном уровне;

· неправильный образ жизни родителей.

19. Где, на Ваш взгляд, лучше жить семье для воспитания детей?

· в индустриально развитом городе;

·  за городом, недалеко от густо населенного города;

· в деревне, подальше от цивилизации.

 

20. Что, по Вашему, оказывает наибольшее негативное влияние на уровень здоровья детей?

·  загазованность воздуха;

· некачественные продукты;

· малоподвижный образ жизни, отказ от занятий спортом.

Блок 3.

21. Курите ли Вы?

· Да;

· Нет;

· Иногда, за компанию.

22. Сколько членов Вашей семьи курят (склонны к чрезмерному употреблению алкоголя)?

· все;

· только взрослые члены семьи;

· только мужчины;

· никто.

23. Употребляли ли Вы наркотики?

· Нет, и никогда не буду употреблять;

· Нет, но может стоит попробовать;

· Да (1 или несколько раз);

· Да, употребляю до сих пор.

24. Нужна ли антиалкогольная пропаганда? Почему?

_______________________________________________________________________________________________________________________________

25. Обращаете ли Вы внимание на социальную рекламу против курения, алкоголя, наркомании:

· Да, помогает лишний раз задуматься о своем здоровье;

· Да, если в ней содержится сильный эмоциональный посыл;

· Нет, она бессмысленна.

26. Какие меры, на Ваш взгляд, нужно принять, чтобы существенно снизить уровень заболевания наркоманией, алкоголизмом в стране?

· а зачем снижать их уровень?

· запретить все это;

· прививать экологическую культуру молодому поколению, ввести семейное и школьное экологическое воспитание.

Спасибо за ответы!

Дата: 2019-07-31, просмотров: 163.