Современная семья как объект исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Семью, ее происхождение, сущность изучают многие науки: социология, политическая социология, психология, педагогика, демография, право, этика, политология, история и другие. В литературе можно найти разные определения семьи.

А.Г.Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.[27; c. 120]

По существу семья представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, имеющую исторически определенную организацию.

Ее основные признаки:

а) брачные или кровно родственные связи между всеми ее членами;

б) совместное проживание в одном помещении;

в) общий семейный бюджет.

Семья – один из важнейших компонентов человеческого счастья. В хорошей, крепкой семье заинтересовано общество. Хотя образование семьи, вступление в брак регулируется правом, ведущее место в нем принадлежит морали. Многие стороны брака контролируются только совестью вступающих в него людей.

Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу их детям, своему потомству, родителям.

Иными словами брак – это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля.

По данным Госкомстата в период с 1992 по 2007 гг. в России прослеживается следующая динамика численности браков и разводов (Таблица 2):[24]

 

Таблица 2. Браки и разводы в Российской Федерации

Годы

Тысяч

На 1000 человек населения

браки

разводы

браки

разводы

1950 1223 49,4 12 0,5
1960 1499,6 184,4 12,5 1,5
1970 1319,2 396,6 10,1 3
1980 1464,6 580,7 10,6 4,2
1990 1319,9 559,9 8,9 3,8
1995 1075,2 665,9 7,3 4,5
2000 897,3 627,7 6,2 4,3
2001 1001,6 763,5 6,9 5,3
2002 1019,8 853,6 7,1 5,9
2003 1091,8 798,8 7,6 5,5
2004 979,7 635,8 6,8 4,4
2005 1066,4 604,9 7,5 4,2
2006 1113,6 640,8 7,8 4,5
2007 1262,5 685,9 8,9 4,8
2008 1179 703,4 8,3 5

 

Несмотря на то, что к 2007 году заметно увеличение числа браков, в 2008 году их количество немного снижается. Да и число разводов по-прежнему остается значительным – почти половина всех браков заканчиваются его расторжением.

В Ульяновской области, как и в целом по стране, также заметна тенденция увеличения количества браков к 2007 году, хотя в период с 1996 по 2004 годы отмечается спад регистрации браков. Данная закономерность представлена на графике:


Рис. 1. Число браков в Ульяновской области[24]

 

Наглядно выявляемая тенденция снижения официально-зарегистрированных браков объясняется тем, что с 1996 по 2000 год страна находилась в сложном социально-экономическом положении, кроме того, в общественной жизни был признан институт совместного проживания пары, без юридического оформления брака. [24]

Несмотря на это, своеобразным социальным ориентиром для совести вступающих в брак людей по-прежнему остаются нравственные нормы, обобщенные в практике современной семьи:

· регистрация брака соответствующими государственными органами есть не только юридический акт, но и форма принятия моральных обязательств, вытекающих из брака. Есть сотни тысяч семей, не зарегистрированных в органах ЗАГСа. Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен подчиняться законам брака;

· морально оправданным есть тот брак, который заключается по взаимной любви;

· решение о вступлении в брак должно принадлежать только вступающим в него людям;

· необходимо быть социально и психологически подготовленным к вступлению в брак.

Нравственно регулируется не только вступление в брак, но и развод.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

1. вступление в брак – образование семьи;

2. начало деторождения – рождение первого ребенка;

3. окончание деторождения – рождение последнего ребенка;

4. «пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5. прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Кроме того, в современных условиях семью характеризует:

§ во-первых, социально-классовый признак – семья рабочего, работника сельскохозяйственного производства, представителя интеллектуального труда и т.п.;

§ во-вторых, городская, сельская (по типу населения);

§ в-третьих, однонациональная, межнациональная (по национальному признаку);

§ в-четвертых, по времени существования (семья молодоженов, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилые супружеские семьи и т.п.);

§ по количеству членов семьи (бездетные семьи, малодетные семьи, многодетные семьи и т.п.) А также неполные семьи (в которой представлен лишь один родитель с детьми); отдельные, простые (или нуклеарные – от слова «нуклеа» – ядро). Семьи – супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей и других родственников, они обладают полной самостоятельностью и поэтому организуют свою жизнь так, как им того хочется (чаще – как сложится); сложные семьи (расширенные) – состоящие из представителей нескольких поколений; большие семьи – состоящие из трех и более супружеских пар.

Одним из типов семьи есть семья, в которой руководство осуществляется одним из супругов – авторитарная или совместно равноправно – эгалитарная.

По особым условиям семейной жизни выделяют ряд типов семьи:

· студенческая семья (сейчас примерно в каждом третьем браке один из супругов – студент);

· дистатные семьи (семьи, которые юридически зафиксированы, а фактически их нет).

По качеству отношений в семье выделяют множество типов, но четкого различия между ними не установлено. В частности, выделяют семьи:

§ во-первых, благополучные, счастливые;

§ во-вторых, устойчивые;

§ в-третьих, проблемные;

§ в-четвертых, конфликтные;

§ в-пятых, социально-неблагополучные семьи.

Анализ и характеристика типов семьи не исчерпывает их разновидности.

Функции семьи – это способы проявления ее активности, жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла ряд основных функций:

· воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье);

· воспитательная функция – социализация молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества;

· хозяйственно-бытовая функция – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

· экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

· сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений;

· духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

· социально-статусная – предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

· досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

· эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Не случайно функция воспроизводства населения и воспитательная функция стоят на первом месте. Действительно, рождение детей и их воспитание в рамках принятых в обществе моральных и социальных норм и принципов – основная цель создания семьи, формирования брачно-семейных отношений.

Несмотря на то, что в последние десятилетие в развитии института семьи появились новые тенденции — общее снижение рождаемости, увеличение удельного веса разводов и неполных семей, уменьшение числа детей в семьях и их нуклеаризация. Это объясняется повсеместно происходящим процессом размывания системы поведенческих норм в сфере брака и семьи и представлений о содержании семейных ролей.

Существенная тенденция последних лет — отмеченное еще А.Г.Харчевым «разделение родительства и семьи» точнее, супружества.[27; c. 125] Выражается это в широком распространении неполных (прежде всего материнских) семей и в увеличении числа супружеских пар, отказывающихся иметь хотя бы одного ребенка.

Об этом свидетельствуют данные Госкомстата Российской Федерации, где наглядно виден рост числадетей, родившихся вне брака:

 

Рис.2. Воспроизводство: число родившихся детей по брачному состоянию матери [24]

 

Таким образом, в современных условиях все заметнее становится кризис семьи как социального института общества. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свои основные функции: организацию супружеской жизни, рождение и воспитание детей, воспроизводство населения и рабочей силы. Причины такого кризиса имеют общий характер для всех индустриальных государств, есть порождением индустриальной цивилизации.

Современная демографическая ситуация требует разработки целевой программы развития брачно-семейных отношений и оптимизации процессов воспроизводства населения. Ее создание требует объединения усилий представителей различных отраслей знаний.

Такая программа должна охватывать вопросы подготовки молодежи к семейной жизни, ее жилищного и экономического положения, оптимального сочетания людьми разных функций в семье, народном хозяйстве и обществе, некоторые проблемы социального обеспечения и мн. др., в том числе и вопросы, касающиеся ранней сексуальной жизни и планирования семьи.

За последние десятилетия увеличилась доля подростков, имеющих опыт сексуальных контактов. Это связано с несколькими видами рисков, среди которых заболевания, передаваемые половым путем, самым серьезным является, конечно, СПИД, повышенная материнская смертность, внебрачные рождения, нежелательные беременности, аборты. Официальные данные о применении методов и средств контрацепции населением России весьма скудные, а показатель их использования намного ниже, чем в западных странах.

Опросы подростков показывают, что использованию контрацепции препятствуют:

· недостаточная информированность;

· мнение об отрицательном влиянии противозачаточных средств на здоровье;

· их ненадежность;

· сложность применения;

· дороговизна;

· собственная психологическая неподготовленность;

· желание сохранить тайну интимных отношений от родственников, знакомых, врачей.

Растет число подростков, использующих гормональную контрацепцию, но особенно – использующих презерватив, возможно, под влиянием пропаганды этого метода в связи с угрозой распространения СПИДа и венерических заболеваний.[18; c. 231 – 234]

Формирование и укрепление семьи – непростое дело. Семья, как и вся окружающая действительность, развивается через преодоление ряда противоречий объективного и субъективного характера. Среди противоречий можно назвать:

· сокращение рождаемости и падение прироста населения,

· увеличение численности женщин по сравнению с численностью мужчин,

· уменьшение среднего размера семей и увеличение смертности,

· падение производительности труда в общественном и совершенно низкий уровень производительности в домашнем хозяйстве,

· возрастающие потребности семьи и ограничение возможности их удовлетворения и т.п.,

· легкомысленное отношение к браку и семье,

· миф об особых качествах мужчины по сравнению с женщиной,

· забвение принципов чести, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность,

· высокий процент числа разводов.

На смену разводу по инициативе мужа (прежде всего, в связи с бездетностью брака и супружеской неверностью), чрезвычайно редкому, приходит развод, вызванный исключительно личностными конфликтами, психологической несовместимостью супругов, а потому перестал быть чем-то чрезвычайным.[18; c. 214]

Причины снижения рождаемости вплоть до малодетности порождены внесемейным характером индустриальной цивилизации. Они связаны с утратой семей, прежде всего, производственной функции, а затем и ряда других (передача опыта от родителей к детям, власти родителей над детьми, обеспечение в старости и т.п.). Ни характер труда, ни вознаграждение за труд теперь не зависят от наличия детей, ни от наличия семьи вообще. Скорее наоборот: малодетные семьи выигрывают во всем перед многодетными.

Преодоление возникающих противоречий и трудностей способствует формированию такого социально-психологического феномена, как семейное единство. Это единство состоит из трех основных уровней.

Первый уровень характеризуется непосредственными эмоциональными и межличностными отношениями между мужчиной и женщиной и их детьми, между старшими, средними и младшими поколениями.

Второй представляет собой так называемое ценностно-ориентационное единство супругов и других членов семьи, опосредованное совместной деятельностью.

Третий включает еще более глубокие связи, выражающие общее отношение членов семьи к труду, природе, обществу в целом, их взгляды на мир.[18; c. 210]

Семья выступает посредником между человеком, государством и другими социальными институтами. Сохранение общественной стабильности и прогресса, исторической преемственности поколений, развитие личности и общества в целом может быть достигнуто только при условии полноценного выполнения семей своих функций.

В ходе социально-политических перемен семья становиться одним из основных институтов формирования новых ценностей и норм поведения. Поэтому в нашей стране проблемы семьи находятся в поле зрения государства.

Подтверждением этому служат «Основные направления государственной семейной политики», которые утверждены Указом Президента Российской Федерации 14 мая 1996года.

Говоря о создании государством необходимых условий для развития семьи, важно определить главные функции и обязанности государства по отношению к семье: охрана семьи, защита от необоснованного вмешательства в ее дела.[18; c. 219]

В современных условиях охрана семьи возводится в ранг государственной политики через гарантированное право на труд каждого человека, каждой семьи. Эффективное использование трудового потенциала молодых семей один из важнейших путей современного этапа социальной политики государства. Именно подрастающее поколение практически единственный источник в государстве пополнения рабочей силы.

Но, даже учитывая эти факторы, именно на семью как социальный институт возложена особая моральная обязанность по воспитанию детей. Выполнение семьей функции воспитания детей может успешно осуществляться, если в семье устанавливается атмосфера дружбы, взаимоуважения, взаимопомощи, разумной требовательности к детям, уважение к труду.

Не менее важным направлением укрепления семьи есть государственные меры, непосредственно направленные на стимулирование рождаемости, охраны материнства и детства, на сохранение здоровой семьи. Цель и целесообразность демографической политики состоит в том, чтобы пропорционально сочетать в семье воспроизводство, рождение детей и собственную жизнь родителей, учитывая социальные качества и гармоничное развитие личностей родителей и детей.

Укрепление здоровья людей, увеличение продолжительности активной жизни должны быть в центре демографической политики государства. Действительно, тема здоровья становится все более и более обсуждаемой в социальных науках. Возрастание значимости «человеческого капитала» в жизнедеятельности и развитии общества обуславливает его объективную потребность в людях здоровых как биологически, так и социально.

Однако данные медицинской статистики последних десятилетий отражают тенденцию ухудшения состояния здоровья взрослого и детского населения России. Утверждение – молодой, значит, здоровый – не отражает реалии настоящего времени.

По данным Госкомстата РФ заболеваемость детей в возрасте от 0 до 14 лет в 2008 г составила 182914,2 случаев на 100 000 детей, что на 8904,3 больше, чем в 2005 г.[10; c. 136 – 147]

В настоящее время в России принимаются меры по улучшению демографической ситуации, поддержке материнства и детства, охране и укреплению здоровья детей. С этой целью принята федеральная целевая программа «Дети России», проводятся всероссийские форумы «Здоровье нации – основа процветания России» и т.д.

Однако, несмотря на все усилия, принимаемые на государственном и общественном уровне, а также интенсивное развитие и углубление медико-биологических знаний, здравоохранение не способно в одиночку справиться с этими проблемами. Его работа, по утверждению ученых, в структуре причин, обуславливающих здоровье, составляет лишь 8-12%, окружающая среда – 20 -25%. генетический фон – 18 - 22%, а наибольшее влияние на здоровье оказывает образ жизни - 50 -55%.[11; c. 8]

 


Дата: 2019-07-31, просмотров: 174.