Характеристика и особенности экологических подходов к формированию здорового образа жизни современной российской семьи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Человек – живой организм, часть биосферы. Он находится во взаимоотношении с окружающей средой и влияет на ее состояние, причем за последние столетия это влияние стало определяющим. Поэтому человеку свойственно рассматривать экологию как «обслуживающую» его благополучие дисциплину.

Считалось, что экология должна, с этой точки зрения, дать ответы, как сохранить окружающую среду в максимально ненарушенном, естественном состоянии. Однако в последнее время наметилась тенденция к рассмотрению экологии не как «обслуживающей» дисциплины, а как естественной платформы для решения социальных проблем.

Термин «экология» оказался в этом смысле очень удачным, его действительно можно трактовать расширительно. Он произошел из двух греческих слов: oikos (ойкос) – дом или жилище, logos (логос) – изучение или наука. Термин оказался удачным лингвистически, им стали обозначать вообще качество жизни в отношении состояния окружающей среды (экологически благоприятный район, экологическое благополучие).

Среди множества проблем, связанных с таким расширительным пониманием экологии, одна из важнейших – экологическое воспитание и экологическое образование. Ей уделяли внимание многие видные экологи, академики Н.Н. Моисеев, А.Л. Яншин, Г.Н. Ягодин, Н.Н. Тарасова, Г.Н. Розенберг.

Еще Гиппократ (5 в. до н.э.) говорил о влиянии окружающей природной среды на здоровье и жизнедеятельность человека.

Соединение медицинских и географо-экологических данных можно найти в трудах врача Рамацци (12 век), утверждавшего, что на здоровье людей влияют природа и социальные условия.

Экология человека как раздел экологии оформляется в 18-19 веках, особенно отчетливо заявляя о себе после Стокгольмской конференции (1972).

Соединение в человеке двух философских категорий – биологического и социального определило появление экологии человека (как организма, особи, подчеркивая биологическую сущность) и социальной экологии (общности людей, законы социума, социальная сущность).

Эволюция человека как биологического вида продолжалась на протяжении 2 млн. лет (проходя последовательно через стадии архантропов, древних и современных людей). На современном этапе ее продолжение многими учеными оспаривается, другие допускают, что эволюция продолжается, но на уровне клетки, ее макромолекул. Основное значение сейчас придается социальной эволюции и социальным законам развития.

Важнейшими глобальными проблемами современности являются проблемы здоровья, народонаселения (демографический взрыв), продовольственных ресурсов, загрязнения, урбанизации и другие.

По рекомендации ВОЗ здоровье сейчас определяется не только как состояние отсутствия болезней, но и как психическое и социальное благополучие человека. В понятие здоровья включаются также понятия общественного и профессионального здоровья, качества жизни и качества природной среды той страны, где живет человек, а также нравственное и духовное здоровье нации.

Одно из центральных мест в исследованиях по экологии человека занимает анализ демографического поведения, которое можно трактовать как систему взаимосвязанных действий или поступков, направленных на изменение или сохранение демографического состояния человеческой общности.

В настоящее время в обществе преобладает рациональный тип воспроизводства, возникав не в связи с новым скачком в развитии производительных сил, о превращением преимущественно аграрной экономики в индустриальную. Этот скачок создает материальную основу новых условий демографического равновесия и требует приведения демографического механизма в соответствие с ними.

Демографическое поведение включает действия, связанные с воспроизводством населения (брачное и репродуктивное поведение), миграцией населения (миграционное поведение), отношением к своему здоровью (самосохранительное поведение).

Экология человека признает, что главной потребностью человека является потребность в жизни. Проистекающие из природы человека как двойственного биосоциального существа потребности включают:

· потребности существования (витальные),

· потребности удовольствия (эмоциональные),

· потребности совершенствования (рациональные).

Витальные потребности направлены на биологическое обеспечение самой жизни человека и возникают при нарушении биологического равновесия человека с внешним миром или же его внутреннего биологического равновесия (гомеостаза). Они проявляются как потребности в пище, одежде, жилище, семье, экологические и санитарно-гигиенические потребности.

Витальные потребности занимают первое место в иерархии потребностей человека: чувство голода, жажды, холода отодвигают на задний план другие потребности, мобилизуют интеллект, память, восприятие до тех пор, пока не будет удовлетворена конкретная витальная потребность.

Витальные потребности биологически обоснованы и жестко регламентированы биологической (генетической) программой. Нарушения в удовлетворении витальной потребности человека в естественной пище, соответствующей его биологической природе и пищевому статусу, могут стать причиной не только ухудшения здоровья, но и причиной инфаркта, инсульта, рака, артрита и многих других сотен болезней. Неудовлетворяющий витальную потребность в двигательной активности малоподвижный образ жизни современного человека неизменно ведет к сердечнососудистым болезням, артриту, остеопорозу и другим.

Следует отметить, что современная среда проживания человека способствовала перетренировке приятного чувства расслабления до такой степени, что многие надолго расслабляются даже после легкой нагрузки, многие живут по принципу «лучше вообще не напрягаться», хотя в дикой природе лень никогда не угрожала и не угрожает здоровью животных: источники пищи ограничены, запасов, как правило, нет, голод и враги не позволяют надолго расслабиться.

Таким образом, лень из важнейшего энергосберегающего свойства животных превратилась в порок современного человека.

Второй пример подобной трансформации связан с питанием. У всех животных генетическая программа задает повышенный аппетит, обеспечивающий не только покрытие энергетических затрат сегодняшнего дня, но и отложение жира как наиболее энергоемкого вещества про запас. Это обусловлено нерегулярностью питания в дикой природе из-за нехватки пищевых ресурсов. «Нежадные» к еде виды и особи животных, не запасавшие жир, вымерли от голода, уступив место «более жадным». Поэтому удовольствие от еды – одно из самых больших. Как и все чувства, оно тренируется, особенно если питаться вкусной пищей, обрекающей на систематическое переедание.

Поэтому современный человек и тренирует это чувство, а вместе с ним и пищевой центр с тех пор, как научился жарить мясо, употреблять специи и сладости, стимулирующие искусственный аппетит даже тогда, когда удовлетворен биологический голод.

Жадность к еде, обеспечивающая выживание в дикой природе, стала вторым серьезным пороком современного человека. Не предназначенный биологической программой для сытой малоподвижной жизни его организм обречен на плату за удовольствие кушать и отдыхать в тепле многочисленными болезнями. Питание должно быть рациональным или сбалансированном.

Оно должно соответствовать определенным требованиям:

· быть количественно достаточным и полностью компенсировать все энергозатраты организма;

· быть качественно полноценным;

· содержать в своем составе, прежде всего необходимые организму незаменимые компоненты (не синтезируемые в организме аминокислоты, витамины, минеральные элементы и др.) в оптимальных количествах и соотношениях.

Считается, что в дневном меню соотношение основных компонентов - белков, жиров и углеводов по массе должно составлять 1: 1: 4. Это значит, что продукты, содержащие белки, должны оптимальным образом сочетаться с растительными и животными жирами, а также углеводами (крахмалом, сахаром, клетчаткой).

Эмоциональные потребности – это определенные состояния психики, обусловленные неудовлетворенным чувственным отношением к окружающему миру. В реальном мире эмоциональные потребности обеспечивают адаптацию (приспособление) человека к меняющейся среде. Их основу формируют эмоциональные состояния человека, проявляющиеся как переживания и чувства. Эмоциональные потребности включают эстетические и коммуникативные потребности, потребности в любви, дружбе и другие.

В настоящее время социальная напряженность, стрессогенные ситуации, социальное расслоение, безработица резко повысили психотравматизирующее влияние внешней среды. Возросла потребность людей в сохранении психофизиологического гомеостаза (равновесия), что проявилось в резком росте обращений к психотерапевтам и экстрасенсам.

Эмоциональные потребности оказывают влияние на витальные: изменяется аппетит, состав крови, частота пульса и дыхания, иными становятся поведенческие реакции.

Рациональные потребности направлены на достижение сознательно поставленной цели и контролируются усилием воли человека. Это, прежде всего, познавательные, трудовые, эстетические потребности, потребности самоактуализации, преодоления и др. На первый взгляд эта группа потребностей меньше всего воздействует на здоровье человека. Но это справедливо только при поверхностной оценке.

Взаимосвязь рациональных потребностей и здоровья отчетливо видна, когда укрепление здоровья становится волевой потребностью человека, а также при реалистичной самооценке здоровья. К сожалению, самооценка здоровья часто подменяется удовлетворенностью жизнью, искаженной является самоактуализация индивидуума в современном обществе.[4; c. 46 – 47]

Люди слишком мало задумываются над оценкой своего личного образа жизни, образа жизни своей семьи. Имеющаяся пропаганда здорового образа жизни носит весьма отвлеченный характер, не учитывает конкретные условия жизни, поведение, привычки людей, причины их возникновения. При таком уровне информированности и осознания проблем здоровья люди зачастую рискуют своим здоровьем, не отдавая себе в этом отчета.

Уровень гигиенической информированности и грамотности населения весьма низкий, при этом на формирование здоровья население значительное влияние оказывает семейное экологическое воспитание.

При этом роль семьи, в которой родители употребляют наркотики и приучают к ним детей, оказывает колоссальное негативное воздействие на здоровье населения. Отсутствие духовного контакта с родителями приводит детей к раннему сексу, наркотикам, побегам из дома. В связи с семьей остро стоят проблемы нищеты, падения нравственности, насилия.

Отсюда в исследованиях по антропоэкологии необходимо проводить четкую грань между индивидуальным здоровьем и здоровьем общественным или популяционным. Индивидуальное здоровье — состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои специфические функции.

В исследованиях по экологии человека общественное здоровье можно рассматривать как основной признак, основное свойство человеческой общности, ее естественное состояние, отражающее индивидуальные приспособительные реакции каждого сочлена общности людей и способность всей общности наиболее эффективно осуществлять свою социальную и биологическую функцию в определенных условиях конкретного региона.

Качество популяционного здоровья отражает степень вероятности для каждого человека достижения наиболее высокого уровня здоровья и творческой работоспособности на протяжении максимально продленной индивидуальной жизни, а также характеризует жизнеспособность всего общества как социального организма и его возможности непрерывного гармоничного роста и социально-экономического развития.

Жизнедеятельность общности людей характеризуется уровнем напряжения, утомления, патологии, и, в конечном счете, ее здоровьем. Не существует количественной меры, позволяющей судить о качестве здоровья, есть только представление об уровнях здоровья человеческих общностей.

Уровень здоровья - универсальный признак, рассматриваемый в процессе общественного воспроизводства населения, находящегося в определенном взаимодействии с окружающей средой, обладающего динамическими тенденциями, структурой, спецификой размещения и территориальной организацией.

Уровень здоровья людей формируется в результате взаимодействия экзогенных (природных и социальных) и эндогенных (пол, возраст, телосложение, наследственность, раса, тип нервной системы и др.) элементов.

В самом широком толковании уровень здоровья — совокупность усредненных демографических, медико-статистических, антропометрических, генетических, физиологических, иммунологических, нервно-психических признаков отдельных людей, составляющих общность. Совокупность признаков позволяет судить о жизнеспособности изучаемой общности и ее работоспособности, физическом развитии, заболеваемости, средней продолжительности жизни членов общности, способности их к воспроизводству здорового потомства.

Состояние здоровья отдельно взятого человека - явление, в значительной степени, случайное. Оно может быть обусловлено преимущественно эндогенными факторами.

Уровень же здоровья достаточно представительной группы людей (усредненный уровень здоровья) — всегда служит показателем благотворного или негативного влияния окружающей среды на население. Оптимальной группой для выявления такого показателя является семья.[18; c. 67 – 95]

 По результатам оценки здоровья можно говорить об его уровне, например, регион с высоким уровнем здоровья населения, или страна с низким уровнем популяционного здоровья и т.д.

Уровень здоровья отражает степень адаптированности общности людей к определенным условиям жизни.



Дата: 2019-07-31, просмотров: 156.