Глава 1 Теоретические основы проблем социально-экологического рассмотрения семьи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 Теоретические основы проблем социально-экологического рассмотрения семьи

1.1 Современная семья как объект исследования

1.2 Характеристика и особенности экологических подходов к формированию здорового образа жизни современной российской семьи

ГЛАВА 2 Практические подходы к решению социально-экологических проблем современной семьи

2.1 Технологические подходы к проблемам экологии семьи

2.2 Практическое исследование по проблеме влияния социально-экологичеких факторов на брачно-семейные отношения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ

 



Введение

 

В семье проходит большая часть жизни человека. Для каждого ее члена – это определенное жизненное пространство, целая экологическая микросистема, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, развивать, реализовать себя и одновременно находится в тесной связи со всеми членами семьи.

Ребенок появляется на свет полностью беспомощным. Родители начинают приучать свое крохотное существо жить в окружающем мире.

Семья для всех ее членов является определенным жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. Для этой экологической системы характерно то, что несогласованность психологических потребностей и взаимоисключаемость способов их удовлетворения ведут к распаду семьи или процветанию одного из ее членов за счет другого (до определенного времени, конечно).

Образно говоря, каждый член семьи занимает определенную экологическую нишу, то есть выполняет определенные, необходимые для поддержания баланса системы функции.

Семья – социальное явление. Однако общеизвестно, что социальное и природное постоянно проникают друг в друга, не теряя своей особенности в этом процессе взаимодействия. То, как природа медленно, по фазам трансформировалась в общество, не игнорируя различия между природой и обществом, и степень их взаимопроникновения изучает наука – социальная экология. Социальная экология как часть экологии человека представляет собой комплекс научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп), а также связь человека с природной и социальной средой их обитания. Социальная экология пытается показать, что каждодневная социализация семьей не в меньшей степени основана на биологии, чем постоянная забота медицины о стариках – на устоявшихся социальных факторах. Человек никогда не престанет быть млекопитающим со своими первичными инстинктами, но люди институциализировали их и следуют им с помощью разнообразных общественных форм.

В настоящее время в России сложилась весьма неблагоприятная экологическая обстановка: из-за загрязнения воздуха и воды значительно возросло количество различных заболеваний (чума, холера, оспа и т. д.). В современном мире общепланетарной проблемой является ликвидация онкологических заболеваний, паралитического полиомиелита, сердечнососудистых заболеваний. Наиболее массовой инфекцией остаётся грипп. Серьёзной проблемой является гепатит, который часто переходит в хроническую форму с осложнениями типа цирроза и первичного рака печени. Среди основных инфекционных заболеваний СПИД распространяется наиболее быстро.

Как следствие этому – обострение демографических проблем, проблем воспроизводства населения. На снижение численности населения, уровень его здоровья оказывают влияние также социальные факторы, такие как наркомания, алкоголизм, большие физические и эмоциональные нагрузки. На формирование популяционного здоровья большое влияние оказывает так называемое самосохранительное поведение населения, т.е. система действий и отношений, в значительной мере определяющих качество индивидуального и семейного здоровья. Наиболее важными факторами такого поведения являются: сбалансированное (не избыточное) питание, умение правильно отдыхать и достаточная физическая активность, здоровая сексуальность, умение справляться со стрессовыми ситуациями, планирование семьи, отсутствие вредных привычек.[18; с. 103]

Исследования показывают, что около 80% населения озабочены сегодняшним состоянием окружающей среды, понимают необходимость решения экологических проблем.[7; с. 37-40] Но практическое осуществление экологического воспитания пока еще остается делом отдельных индивидов. В нашей стране достаточно давно разрабатывается идея использования мировоззренческих вопросов, в том числе экологических, как общего стержня, вокруг которого в тех или иных формах организуется целенаправленное экологическое воспитание.

Общеизвестно, что наибольшее влияние на ребенка оказывает его семья: без семейного воспитания не возможно эффективное педагогическое воздействие со стороны социальных структур, в том числе школы. Особенностью экологических знаний является их интегративность, взаимосвязь с повседневной действительностью, которая подкрепляется естественнонаучными и гуманитарными догмами.[12; c. 58 - 62]

Экология семейных отношений – необходимое условие устойчивого развития личности, так как именно в семье формируется и развивается представление о здоровом образе жизни, прививаются навыки личной гигиены, и воспитывается бережное отношение к окружающей среде. Семья – это такое пространство, где личность развивается согласно своей природе, в логике осознанного выбора. Этим объясняется актуальность выбранной темы исследования.

Объектом исследования являются брачно-семейные отношения.

Предметом исследования является социально-экологические аспекты современной российской семьи.

Исследованием социально-экологических проблем занимались многие исследователи (М.В.Рыбакова, И.Ю.Тюрина, Б.Б.Прохоров, Е.В.Краснов, В.В.Кривошеев и другие), однако аспекту влияния социально-экологических факторов на формирование брачно-семейных отношений в научной литературе уделено весьма мало внимания, то есть степень научной разработанности темы не достаточно высока. На сегодняшний день не существует ни одного цельного исследования, посвященного этому вопросу.

Перед началом работы была поставлена цель углубленно изучить и проанализировать влияние социально-экологических факторов на семью, брачно-семейные отношения.

Основываясь на поставленной цели, были определены следующие задачи:

· Рассмотреть теоретические основы проблем социально-экологического рассмотрения семьи;

· Проанализировать семью как объект;

· Дать характеристику и выявить особенности экологических подходов рассмотрения семьи;

· Рассмотреть практические подходы к решению социально-экологических проблем современной семьи.

Гипотеза данной дипломной работы: совершенствованию брачно-семейных отношений способствует комплекс социально-экологических факторов, к которым относятся:

1. Рациональное питание;

2. Физическая нагрузка;

3. Снижение влияния неблагоприятных факторов;

4. распорядок дня;

5. Закаливание;

6. Преодоление вредных привычек;

7. Организация семейного быта.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использованы методы исследования: теоретический анализ литературы; эмпирические методы (анкетирование и опрос).

Теоретическая и практическая значимость данной работы является неоспоримой и очевидной и заключается в том, что данное исследование может быть использовано в качестве методического материала социальными работниками.

Структура работы соответствует поставленным задачам. Работа состоит из двух глав. Первая имеет теоретическую направленность и раскрывает основы социально-экологического рассмотрения семьи. Она состоит из двух параграфов. Вторая глава – практического содержания, в ней проводится непосредственно исследования социально-экологических проблем формирования семьи. Данная глава также включает в себя два параграфа. Кроме того, работа содержит введение, заключение, список использованной литературы и приложение.

 



Заключение

 

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.

Наблюдаемый в обществе на протяжении последних десятилетий рост внимания к проблемам, традиционно составляющим предмет изучения экологической науки, вполне закономерен. Успехи естествознания в раскрытии тайн мироустройства позволили раздвинуть границы привычных представлений о реальности, подойти к осознанию системной сложности и целостности мира, создали необходимую базу для уточнения и дальнейшего развития представления о месте человека в системе природы.

В то же время обострение проблем перенаселения планеты, исчерпания природных ресурсов, загрязнения среды обитания человека отходами промышленного и сельскохозяйственного производства, разрушения естественных ландшафтов, сокращения видового многообразия способствовало росту заинтересованности общественности в получении сведений экологического характера.

Между тем в складывающихся обстоятельствах система образования должна взять на себя основную ответственность за решение важнейшей задачи - воспитания экологической культуры нового поколения людей. Она призвана, с одной стороны, обеспечить трансляцию достоверных, научно обоснованных сведений экологического характера широким массам населения, а с другой - максимально содействовать переводу знаний и представлений людей об окружающей среде и своих связях с ней в план их практической деятельности.

Для решения всего комплекса проблем экологического образования необходимы следующие меры:

1. Создание целостной национальной системы всеобщего непрерывного экологического образования и воспитания на всех уровнях;

2. Совершенствование законодательных основ экологического образования и воспитания населения;

3. Разработка научно-педагогических обоснований государственной стратегии развития экологического образования и воспитания населения и программ ее реализации;

4. Принятие организованных мер, направленных на создание эффективной инфраструктуры экологического образования, просвещения, воспитания;

5. Информационное обеспечение системы всеобщего непрерывного экологического образования населения;

6. Формирование экологического мировоззрения у разных слоев населения и др.

Экологическое воспитание, приобщение к здоровому образу жизни и спорту в первую очередь должно начинаться с семьи. Именно в семье должны прививаться основы личной гигиены и бережного отношения к окружающей среде.

Необходимость этого подтверждается проведенным практическим исследованием.

Здоровый образ жизни для многих это: и рациональной питание, и двигательная активность, и отказ от вредных привычек, положительные эмоции, личная гигиена и закаливание.

Неоспоримо и то, что сохранению здоровья и продлению жизни способствуют физическая активность на свежем воздухе, умеренное питание, преобладание в рационе растительных и кисломолочных продуктов, положительный психический настрой, творческий труд. Эти выводы, правда, не являются для большинства людей открытием, но они подтверждаются каждый день. Одним из путей сохранения здоровья также является и отказ от вредных привычек: курения, употребления спиртных напитков и т.д.

Можно выделить комплекс социально-экологических факторов, совершенствующих брачно-семейные отношения:

1. Рациональное питание:

- пища, сбалансированная по макро- и микроэлементам;

- правильный баланс в рационе питания растительной и животной пищи, необходимость пищевых волокон;

- регулярность и своевременность питания;

2. Физическая нагрузка:

- подвижные, спортивные игры; спортивные секции, аэробика;

- активный отдых, прогулки и ближний туризм;

- утренняя гигиеническая гимнастика;

3. Снижение влияния неблагоприятных факторов жизни:

- правильный выбор продуктов питания;

- бытовые средства очистки воды и воздуха;

4. Распорядок дня:

- определенное время для работы, отдыха, приема пищи, сна;

5. Закаливание.

6. Преодоление вредных привычек:

- алкоголизм;

- наркомания, токсикомания;

- курение;

- азартные и компьютерные игры;

7. Организация быта:

- разумный выбор места жительства;

- положительный микроклимат в семье;

- экология жилища.

Проведенное исследование позволяет говорить о том, что именно родители должны вносить вклад в развитие представлений своих детей о биосфере, антропогенных факторах, параметрах окружающей среды, влияющих на здоровье человека, и других понятиях экологии, попытаться скоординировать свои действия для достижения лучшего результата.

Семейное экологическое воспитание может сыграть положительную роль, если ему будут отведены, прежде всего, интегрирующие функции, то есть развитие у членов семьи широкого, системного и целостного охвата природных и социальных явлений, который лежит в основе современной экологии.

Гипотеза о том, что совершенствованию брачно-семейных отношений способствует комплекс социально-экологических факторов, в данной работе нашла свое подтверждение.

 


Библиографический список использованной литературы

 

1. Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П., Янушанец О.И. Экология человека: Учебник. – М.: Икар, 2002.

2. Бардов В.Г. Гигиена и экология. Учебник. – Киев: Новая книга, 2008.

3. Бахарев В.В., Каменюк В.М. Экология человека и проблемы экологической генетики. – Ульяновск: СВНЦ, 2000. – 17с.

4. Бахарев В.В. Экологический кризис и общечеловеческие ценности. – Ульяновск: СВНЦ, 2000. – 42 с.

5. Бахарев В.В. Демографические аспекты экологии человека и общества: уч. пособие для ВУЗов. – Ульяновск: СВНЦ, 2000. – 73с.

6. Безручко Н.В., Келина Н.Ю. Экология человека: Уч. пособие. – М.: Академия, 2009. – 395 с.

7. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. -М.:Прогр.-Трад.,2000. – 384 с.

8. Бондарь Е.В. Социальная экология: Уч. программа. – Ставрополь: СГУ, 2001.

9. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М., 1990.

10. Букчин М. Реконструкция общества: на пути к зеленому будущему. - Нижний Новгород: Третий Путь. 1996. – 190 с.

11. Валеология человека (сост. В.П. Петленко), С.-П., 1996, "Петроградский и Ко", т.т. 1-5.

12. Василенко В.Н. Экологические конфликты общества как предмет социологии и социальной экологии. // Социологические исследования. 1998. – № 3.– С. 73-79.

13. Введение в валеологию: Учебное пособие / В.Ф. Сыч. – Ульяновск: ПОП УлГУ, 1997. – 257 с.

14. Вестник «ЗОЖ», №04, 2009

15. Вишневский А.А. Реклама курения в средствах массовой информации // Профилактика и лечение табачной зависимости – состояние и перспективы развития. Материалы докладов IV Московской научно-практической конференции. М., 2004. С. 50–53.

16. Гончарук Е.И., Воронцов М.П. Окружающая среда и ее гигиеническое значение// Общая гигиена. – Киев. – 1991.

17. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи // Социологические исследования. 1995. №10.

18. Дежникова Н. С. Учитель как человек экологический // Педагогика. 1994. - №5. - С. 37-40.

19. Дубровский В.И. Валеология. ЗОЖ: уч. для пед. ВУЗов и институтов физич. культуры, 2-е изд. – М.: ФЛИНТА: РЕТОРИКА-А, 2001. – 559с.

20. Ермаков Д.С., Петров Д.П. Экологическое образование: мнение экспертов и школьников // Социологическое исследование. 2004. №9.

21. Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть ХХ века / под ред. Н.М. Римашевской. М.: ИСЭПН, 2001.

22. Задачи по достижению здоровья для всех: Европейская политика злравоохранения. – Копенгаген. – ВОЗ, 1993.

23. Здоровье и физическая культура студента: Учеб. пособие - 2-е изд.,перераб. (ГРИФ) /Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. – М.: Альфа-М., 2009. – 336 с.

24. Здравоохранение в России. М., 2005. С.136-147.

25. Зыкова И.А., Нечаев А.Ф., Прояев В.В., Касьяненко А.П. Субъективные оценки экологических рисков // Социологические исследования. 1999. № 1. С. 137-141.

26. Ильина А.Пробуждая интерес и волнение. Несколько советов по организации экологического воспитания // Директор школы. 1997. № 6. С. 58-62.

27. Каменек В.М. Экологическая генетика. – Ульяновск, УлГУ, 1999. – 125с.

28. Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века: Соц. – педагогический анализ. – Дубна: Феникс+, 2001.

29. Королев А.А. Гигиена питания. – М.: Академия, 2008. – 528 с.

30. Корякина Т.Н., Андреева М.В., Яцышена Т.Л. Социальная экология: Уч.-методич. пособие. – Волгоград: ВолГУ, 2005. – 90 с.

31. Крайг Грейс. Психология развития / Пер. с англ. - СПб. : Питер, 2000. - 992 с.

32. Краснов Е.В., Кривошеев В.В. Социальная экология: от науки к реальности // Социологические исследования. 2006. № 7. С. 93-96.

33. Крымская И. Г., Рубан Э. Д. Гигиена и основы экологии человека./ под ред. Э. Рубан. – Феникс, 2007. -351 с.

34. Курбатова О.Л. Наследственность человека и окружающая среда // Экология человека / Под ред. Б.Б. Прохорова. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.

35. Левченко Ю.Н. Секс и здоровье: рекомендации специалиста. – М.: Мир книги, 2008. – 256 с.

36. Леонов А.В., Матвеева Н.А., Грачева М.П. Гигиена и экология человека. –М.: Академия, 2008. – 304 с.

37. Маркович Данило Ж. Глобализация и экологическое образование. // Социс.- 2001.- № 1.

38. Матвеева Н.А. Гигиена и экология человека. 3-е издание. – М.: Академия, 2008. – 304 с.

39. Мовчан В.Н. Экология человека. – СПб: Санкт-Петербургский университет, 2006. – 292 с.

40. Оберг Л. Л., Шишко О.А., Пирожников В.А. Изучение отношения населения к санитарному просвещению // Здравоохранение Российской Федерации. 1983. № 8. С. 17–20.

41. Образование. Личность. Здоровье. / КГУ; под ред. М.Н. Лазутовой и др. – Кемерово, 1996. – 160с.

42. Очерки экологии человека: уч. пособие/ Алексеев В.П. ; Межд. независим. эколого-политолог. ун-т. – В пер. – М, 1998. – 232с.

43. Петленко В.П. Основы валеологии: Книга 3. – Киев, 1999. – 433 с.

44. Петров с.В., Румянцев Г.И. Гигиена/ под ред. Румянцева Г.И. – М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2005. – 608 с.

45. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека: уч. для мед. ВУЗов. – М.: Академия, 2008. – 528с.

46. Психология здоровья: Уч. пособие для ВУЗов/ под ред. Г.С. Никифорова, - СПб.: Питер, 2003. – 607 с.

47. Прохоров Б.Б, Здоровье населения России в XX веке. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.

48. Прохоров Б.Б. Экология человека: учебник. – М.: Академия, 2008. – 319 с.

49. Прохоров Б.Б. Экология человека: Понятийно-терминологический словарь. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.

50. Прохоров Б.Б. Здоровье населения России в 20 веке. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.

51. Прохоров Б.Б. Социальная экология. – М.: Академия, 2005. – 416 с.

52. Румянцев Г.И., Прохоров Н.И., Новиков С.М. и др. Гигиена / под. ред. Г.И. Румянцева. – М.: Издательский дом «ГЭОТАР-МЕД», 2001.

53. Рыбакова М.В., Тюрина И.Ю. Формирование здоровья детей первого года жизни в Московской семье // Социологические исследования, № 10, октябрь 2008. С.127-132.

54. Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 280 с.

55. Сосунова И.А. Социально-экологическая ситуация в России: состояние и факторы формирования // Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов России». 2001. №5.

56. Статистический сборник. –М.: Госкомстат, 2007 – 2008.

57. Филатов В.Б. Роль политических факторов в развитии системы здравоохранения в России // Общественное здоровье: стратегия развития в регионах Сибири. - Новосибирск, 2002. С. 62.

58. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

59. Хартия прав человека: Всеобщая декларация прав человека. – 1948.

60. Харчев А.Г. Социология воспитания. – М.: Политиздат, 1990. – 468 с., 120 с.

61. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. – М.: У-Фактория, 2006. – 465 с.

62. Черемисов В.Н. Валеология: уч. пособие. – М.: Физич. кльтура, 2005. – 144с.

63. Энциклопедический социологический словарь / под ред. Г.В. Осипова М.: ИСПИ РАН, 1995. – 561 с.

64. Яновский Р.Г., Шилин К.И. Социальная экология как отрасль социологии // Социологические исследования. 1997. № 1. С. 134-140.

 




Приложение 1

 

У каждого человека есть представление о том, что такое здоровый образ жизни. Главным образом – это основа брачно-семейных отношений.

Для выявления степени влияния здорового образа жизни на семью в ее социально-экологических аспектах была разработана данная анкета.

Для удобства и оперативности анкета разбита на несколько тематических блоков. В первом из них содержатся общие вопросы, которые позволят узнать Ваш пол, возраст, род занятий. Второй включает в себя вопросы, касающиеся режима дня, отношения к спорту и т.д. И, наконец, в третьем блоке вопросы посвящены Вашему отношению к вредным привычкам.

На некоторые вопросы нужно будет дать развернутый ответ, вписав его в специальную строку, на другие необходимо ответить, выбрав один из предложенных вариантов ответа и обведя его в кружок.

Всего в анкете 25 вопросов – ее заполнение не займет много времени.

Блок 1.

1. Ваш пол?

· Мужской;

· Женский.

2. Сколько Вам полных лет?

15-20;

21-25;

26-30;

31-35;

36-40;

41-50;

50 и более.

3. Род Вашей деятельности?

· Учеба;

· Работа;

· И работа и учеба.

Блок 2.

4. Как Вы понимаете понятие «здоровый образ жизни»?

А. Не пить, не курить, не употреблять наркотики;

Б. Заниматься спортом;

В. Иметь полноценную духовную жизнь.

5. Считаете ли необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?

А. Считаю, что это необходимо;

Б. Считаю, что это не главное в жизни;

В. Может быть стоит;

Г. Эта проблема меня не волнует.

6. Во сколько Вы обычно просыпаетесь?

· 6-8 утра;

· после 10;

· после полудня.

7. Питаетесь ли Вы в учебном заведении (на работе)?

· нет, это дорого и невкусно;

· да, приходится;

· по-разному, если проголодаюсь.

8. Где Вы предпочитаете покупать продукты питания для Вашей семьи?

· на ближайшем рынке;

· в супермаркете;

· там, где дешевле;

· предпочитаете выращивать сами.

9. Делаете ли Вы утреннюю гимнастику?

· Да, регулярно;

· Нет, у меня нет на это времени;

· Иногда, зависит настроения.

10. Участвуете ли Вы вместе со своей семьей в спортивных праздниках, марафонах и т.д.?

· Да, это наше любимое время препровождение;

· Нет, и без этого проблем хватает;

· Редко, только, если есть возможность получить какой-то приз.

11. Совершаете ли Вы прогулки перед сном?

· Да;

· Нет;

· Время от времени.

12. Нравится ли Вам заниматься спортом? Почему?

_____________________________________________________________

13. Сколько времени в день или неделю Вы проводите за компьютером?

· 1-2 часа;

· 2-5 часов;

· Весь день.

14. Знаете ли Вы свою группу крови (группу крови членов Вашей семьи)?

· нет, никогда не интересовались;

· не помню;

· да, и резус фактор тоже.

15. Как часто кто-то из Вашей семьи болеет?

· постоянно, то один, то другой;

· бывает, время от времени, например, из-за сезонной простуды;

· практически никогда – мы ведем здоровый образ жизни.

16. Здоровье – это…

_____________________________________________________________

17. Есть ли у Вас и у членов Вашей семьи хронические заболевания? Какие?

______________________________________________________________________________________________________________________________

18. Что, на Ваш взгляд, влияет на повышение числа хронических заболеваний у новорожденных?

· глобальные экологические проблемы (загрязнение воздуха и воды, радиация и т.д.);

· мутационные изменения, происходящие на генном уровне;

· неправильный образ жизни родителей.

19. Где, на Ваш взгляд, лучше жить семье для воспитания детей?

· в индустриально развитом городе;

·  за городом, недалеко от густо населенного города;

· в деревне, подальше от цивилизации.

 

20. Что, по Вашему, оказывает наибольшее негативное влияние на уровень здоровья детей?

·  загазованность воздуха;

· некачественные продукты;

· малоподвижный образ жизни, отказ от занятий спортом.

Блок 3.

21. Курите ли Вы?

· Да;

· Нет;

· Иногда, за компанию.

22. Сколько членов Вашей семьи курят (склонны к чрезмерному употреблению алкоголя)?

· все;

· только взрослые члены семьи;

· только мужчины;

· никто.

23. Употребляли ли Вы наркотики?

· Нет, и никогда не буду употреблять;

· Нет, но может стоит попробовать;

· Да (1 или несколько раз);

· Да, употребляю до сих пор.

24. Нужна ли антиалкогольная пропаганда? Почему?

_______________________________________________________________________________________________________________________________

25. Обращаете ли Вы внимание на социальную рекламу против курения, алкоголя, наркомании:

· Да, помогает лишний раз задуматься о своем здоровье;

· Да, если в ней содержится сильный эмоциональный посыл;

· Нет, она бессмысленна.

26. Какие меры, на Ваш взгляд, нужно принять, чтобы существенно снизить уровень заболевания наркоманией, алкоголизмом в стране?

· а зачем снижать их уровень?

· запретить все это;

· прививать экологическую культуру молодому поколению, ввести семейное и школьное экологическое воспитание.

Спасибо за ответы!

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 Теоретические основы проблем социально-экологического рассмотрения семьи

1.1 Современная семья как объект исследования

1.2 Характеристика и особенности экологических подходов к формированию здорового образа жизни современной российской семьи

ГЛАВА 2 Практические подходы к решению социально-экологических проблем современной семьи

2.1 Технологические подходы к проблемам экологии семьи

2.2 Практическое исследование по проблеме влияния социально-экологичеких факторов на брачно-семейные отношения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ

 



Введение

 

В семье проходит большая часть жизни человека. Для каждого ее члена – это определенное жизненное пространство, целая экологическая микросистема, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, развивать, реализовать себя и одновременно находится в тесной связи со всеми членами семьи.

Ребенок появляется на свет полностью беспомощным. Родители начинают приучать свое крохотное существо жить в окружающем мире.

Семья для всех ее членов является определенным жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. Для этой экологической системы характерно то, что несогласованность психологических потребностей и взаимоисключаемость способов их удовлетворения ведут к распаду семьи или процветанию одного из ее членов за счет другого (до определенного времени, конечно).

Образно говоря, каждый член семьи занимает определенную экологическую нишу, то есть выполняет определенные, необходимые для поддержания баланса системы функции.

Семья – социальное явление. Однако общеизвестно, что социальное и природное постоянно проникают друг в друга, не теряя своей особенности в этом процессе взаимодействия. То, как природа медленно, по фазам трансформировалась в общество, не игнорируя различия между природой и обществом, и степень их взаимопроникновения изучает наука – социальная экология. Социальная экология как часть экологии человека представляет собой комплекс научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп), а также связь человека с природной и социальной средой их обитания. Социальная экология пытается показать, что каждодневная социализация семьей не в меньшей степени основана на биологии, чем постоянная забота медицины о стариках – на устоявшихся социальных факторах. Человек никогда не престанет быть млекопитающим со своими первичными инстинктами, но люди институциализировали их и следуют им с помощью разнообразных общественных форм.

В настоящее время в России сложилась весьма неблагоприятная экологическая обстановка: из-за загрязнения воздуха и воды значительно возросло количество различных заболеваний (чума, холера, оспа и т. д.). В современном мире общепланетарной проблемой является ликвидация онкологических заболеваний, паралитического полиомиелита, сердечнососудистых заболеваний. Наиболее массовой инфекцией остаётся грипп. Серьёзной проблемой является гепатит, который часто переходит в хроническую форму с осложнениями типа цирроза и первичного рака печени. Среди основных инфекционных заболеваний СПИД распространяется наиболее быстро.

Как следствие этому – обострение демографических проблем, проблем воспроизводства населения. На снижение численности населения, уровень его здоровья оказывают влияние также социальные факторы, такие как наркомания, алкоголизм, большие физические и эмоциональные нагрузки. На формирование популяционного здоровья большое влияние оказывает так называемое самосохранительное поведение населения, т.е. система действий и отношений, в значительной мере определяющих качество индивидуального и семейного здоровья. Наиболее важными факторами такого поведения являются: сбалансированное (не избыточное) питание, умение правильно отдыхать и достаточная физическая активность, здоровая сексуальность, умение справляться со стрессовыми ситуациями, планирование семьи, отсутствие вредных привычек.[18; с. 103]

Исследования показывают, что около 80% населения озабочены сегодняшним состоянием окружающей среды, понимают необходимость решения экологических проблем.[7; с. 37-40] Но практическое осуществление экологического воспитания пока еще остается делом отдельных индивидов. В нашей стране достаточно давно разрабатывается идея использования мировоззренческих вопросов, в том числе экологических, как общего стержня, вокруг которого в тех или иных формах организуется целенаправленное экологическое воспитание.

Общеизвестно, что наибольшее влияние на ребенка оказывает его семья: без семейного воспитания не возможно эффективное педагогическое воздействие со стороны социальных структур, в том числе школы. Особенностью экологических знаний является их интегративность, взаимосвязь с повседневной действительностью, которая подкрепляется естественнонаучными и гуманитарными догмами.[12; c. 58 - 62]

Экология семейных отношений – необходимое условие устойчивого развития личности, так как именно в семье формируется и развивается представление о здоровом образе жизни, прививаются навыки личной гигиены, и воспитывается бережное отношение к окружающей среде. Семья – это такое пространство, где личность развивается согласно своей природе, в логике осознанного выбора. Этим объясняется актуальность выбранной темы исследования.

Объектом исследования являются брачно-семейные отношения.

Предметом исследования является социально-экологические аспекты современной российской семьи.

Исследованием социально-экологических проблем занимались многие исследователи (М.В.Рыбакова, И.Ю.Тюрина, Б.Б.Прохоров, Е.В.Краснов, В.В.Кривошеев и другие), однако аспекту влияния социально-экологических факторов на формирование брачно-семейных отношений в научной литературе уделено весьма мало внимания, то есть степень научной разработанности темы не достаточно высока. На сегодняшний день не существует ни одного цельного исследования, посвященного этому вопросу.

Перед началом работы была поставлена цель углубленно изучить и проанализировать влияние социально-экологических факторов на семью, брачно-семейные отношения.

Основываясь на поставленной цели, были определены следующие задачи:

· Рассмотреть теоретические основы проблем социально-экологического рассмотрения семьи;

· Проанализировать семью как объект;

· Дать характеристику и выявить особенности экологических подходов рассмотрения семьи;

· Рассмотреть практические подходы к решению социально-экологических проблем современной семьи.

Гипотеза данной дипломной работы: совершенствованию брачно-семейных отношений способствует комплекс социально-экологических факторов, к которым относятся:

1. Рациональное питание;

2. Физическая нагрузка;

3. Снижение влияния неблагоприятных факторов;

4. распорядок дня;

5. Закаливание;

6. Преодоление вредных привычек;

7. Организация семейного быта.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использованы методы исследования: теоретический анализ литературы; эмпирические методы (анкетирование и опрос).

Теоретическая и практическая значимость данной работы является неоспоримой и очевидной и заключается в том, что данное исследование может быть использовано в качестве методического материала социальными работниками.

Структура работы соответствует поставленным задачам. Работа состоит из двух глав. Первая имеет теоретическую направленность и раскрывает основы социально-экологического рассмотрения семьи. Она состоит из двух параграфов. Вторая глава – практического содержания, в ней проводится непосредственно исследования социально-экологических проблем формирования семьи. Данная глава также включает в себя два параграфа. Кроме того, работа содержит введение, заключение, список использованной литературы и приложение.

 



Глава 1 Теоретические основы проблем социально-экологического рассмотрения семьи

 

Для современного общества, очевидно, что время противостояния общества и природы прошло. Сейчас экологические проблемы в большей мере рассматриваются не как относящиеся к окружающей среде, а в своем генезе и последствиях.[2; c. 99]

В настоящее время наблюдается все более полная связь между действиями человека, способами освоения природы и ее состоянием.

Кроме того, между экологической ситуацией и состоянием здоровья населения установлена прямая зависимость. Так, отравление воздушной среды в крупных городах выхлопными газами автотранспорта повышает уровень заболеваемости органов дыхания на 25-30 % по сравнению с сельскими районами. Помимо загрязнения многие люди остро реагируют на деградацию среды своего обитания. Вырубка лесов, неорганизованные свалки отходов, разработки полезных ископаемых, дымящиеся терриконы около шахт не только приводят к нарушению естественной жизнедеятельности природных комплексов, но и разрушают прекрасное, а также вызывают у людей тревогу за будущее.[18; c. 108]

Резкое превышение смертности над рождаемостью также во многом связано с экологическим неблагополучием страны. Российскому обществу свойственна тенденция, которая состоит не только в дефиците гуманизма, отражающего реальную потребность в снижении опасности и рисков, связанных с варварским отношением к природе, но и в отсутствии заметного продвижения на пути обретения новой экологической культуры общества.

Данные проведенных исследований показывают, что в настоящее время 69% взрослого населения России видят опасность для личного здоровья и здоровья своей семьи в экологических факторах риска:

· загрязнение воздуха, питьевой воды, продуктов питания;

·  ядерные испытания, воздействие радиации;

·  транспортное движение.

На второе место выдвигаются, так называемые, социальные факторы потенциальной опасности для здоровья личности и его семьи:

· производственные и бытовые травмы;

· условия труда;

· проблемы преступности;

· употребление алкоголя, наркотиков, курение, возможность заразиться СПИДом.[11; c. 137 - 138]

На территории Российской Федерации в январе-августе 2009г. по сравнению с соответствующим периодом 2008г. эпидемиологическая обстановка характеризовалась определенным ростом заболеваемости населения по ряду инфекционных заболеваний, в их числе: острые кишечные инфекции, гепатит А, коклюш и отдельные социально значимые болезни.

Самые высокие показатели заболеваемости туберкулезом в январе-августе 2009г. имели место в Приморском крае, Республике Тыва и Еврейской автономной области (в 3,0-2,5 раза выше, чем в среднем по России), Республике Бурятия, Амурской области, Хабаровском крае, Кемеровской и Омской областях, Алтайском крае (в 2,1-1,7 раза выше). В январе-августе 2009г. зарегистрировано 8991 человек с болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), и 22823 человека - с бессимптомным инфекционным статусом, вызванным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), в том числе детей в возрасте 0-17 лет - соответственно 244 человека и 457 человек. Более половины (61,1%) всех выявленных больных ВИЧ-инфекцией учтено в 10 субъектах Российской Федерации: в Санкт-Петербурге, Челябинской, Нижегородской и Ульяновской областях, Приморском крае, Ростовской области, Пермском крае, Омской и Самарской областях, Москве.[24]

 


Таблица 1. Заболеваемость населения по основным классам болезней в 2001 - 2009 гг.

Года 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Всего, тыс. человек

Все болезни 106328 104322 106742 107385 106287 105886 108842 109571 109590
 из них:                  
некоторые инфекционные и паразитарные болезни 6448 6350 5939 5414 5505 5312 5327 5332 5187
новообразования 1226 1239 1295 1287 1375 1357 1418 1437 1437
болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм 551 563 731 626 648 647 765 776 758
болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ 1234 1297 1546 1373 1407 1361 1672 1638 1629
болезни нервной системы 2227 2179 2246 2174 2228 2178 2318 2361 2419
болезни глаза и его придаточного аппарата 4638 4701 4836 4722 4871 4778 5107 4976 4858
болезни уха и сосцевидного отростка 3191 3234 3305 3231 3415 3425 3502 3563 3526
болезни системы кровообращения 2483 2605 2805 2954 3146 3278 3787 3719 3781
болезни органов дыхания 46170 43012 43005 44560 41946 41915 42338 42958 432
болезни органов пищеварения 4698 4841 5149 5063 5079 5034 5024 4904 4910
болезни кожи и подкожной клетчатки 6407 6561 6763 6763 6993 7073 7239 7161 7056
болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани 4452 4583 5059 4818 4875 4746 5040 5022 5013
болезни мочеполовой системы 5470 5627 5880 6035 6523 6560 6967 6940 6916
осложнения беременности, родов и послеродового периода 2085 2181 2386 2512 2468 2471 2519 2651 2736
врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения 214 211 241 236 236 243 257 273 295
травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин 12544 12716 12866 12903 12846 12808 12759 13072 13021

 

Говоря о социально-экологическом аспекте общественных отношений, следует отметить, что не только экологическая культура, но и культура самосохранения индивида (отказ от наркотиков, алкоголя, здоровый образ жизни) является показателем уровня гуманизации общества.

Основы экологической культуры и культуры самосохранения закладываются в семье посредством экологического воспитания. Поэтому в данной главе будет рассмотрена семья как объект социально-экологического исследования, а также охарактеризованы экологические подходы к рассмотрению семьи.

Дата: 2019-07-31, просмотров: 163.