Прогноз цен по рынкам (тыс. у.е. за единицу)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине «Экономика предприятия»

на тему «Обоснование производственной программы предприятия»

 

 

Выполнил(а) студент(ка)

________формы обучения

специальности _________

специализации _________

__курса __ группы                         ________ __________________

(подпись)  (инициалы и фамилия)

Руководитель проекта

___________________                       _______     _________________

(ученая степень, звание)                      (подпись)   (инициалы и фамилия)

 

Москва 2007


С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

Задание   на выполнение курсового проекта ……………………...3

Исходные данные…………………………………………………...4

Введение……………………………………………………………..12

Резюме………………………………………………………………..15

1.План маркетинга…………………………………………………..18

2.План производства………………………………………………..22

2.1.Производственная мощность…………………………………..22

2.2.Производственные издержки…………………………………..26

3.Финансовый план…………………………………………………35

Заключение…………………………………………………………..36

Список использованной литературы……………………………..41

Приложения………………………………………………………….42




ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Цель – необходимо к 5-му году максимизировать объем продаж (в стоимостном выражении). Задача – разработать план развития действующего предприятия. Деятельность предприятия проводится на внутреннем и западном рынках.

Прогноз спроса на различных рыках приведен на рис. 1 в исходных данных.

Для разработки плана необходимо ответить на вопросы: где, сколько и какой продукции можно будет продать; какие производственные мощности необходимы для того, чтобы эту продукцию произвести; сколько необходимо капитальных вложений для реализации плана и откуда возможно их получение. То есть необходимо разработать маркетинговую, производственную и финансовую стратегии предприятия и выполнить по годам необходимые расчеты. Разработка плана предполагает выполнение многоитерационных расчетов, поэтому для удобства расчетов целесообразно использовать программа Excel или иные программы, способные работать с базами данных.



ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

Маркетинг

=> Цены и спрос

 

В первый год предприятие производит продукцию типа «Астра» и продает ее на внутреннем рынке. Для реализации цели предприятие может осваивать производство других видов продукции и выходить на другой рынок. Анализ конкурентов дает возможность заключить, что предприятие может завоевать не более 50% рынка. Прогноз спроса на различные виды продукции представлен на рис. 1. Прогноз ожидаемых цен представлен в табл.1.

Таблица 1

Прогноз цен по рынкам (тыс. у.е. за единицу)

Рынки

Годы

Продукция

Астра Тюльпан Пион Нарцисс Внутренний 1 2 3 4 5 420 410 410 400 410 660 660 650 650 650 - - 680 680 680 - - - - - Западный 1 2 3 4 5 440 440 440 430 430 650 650 650 640 630 - 840 840 840 840 - - - - 1200

 


     
 

Внутренний рынок*                                 Западный рынок

                 РИС. 1. Ожидаемый спрос на продукцию

 

*Начальное значение по оси «Годы» – 2 квартал 1-го года; значение 1-го и каждого последующего года находится по середине отрезка.

=> Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

(НИОКР)

 

Для выпуска продукции другого типа необходимо провести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Данные о продолжительности НИОКР и затрат на них приведены в табл.2.

Таблица 2



НИОКР

Вид продукции Продолжительность (кв.) Общая стоимость (тыс. у.е.)
Тюльпан 6 600
Пион 8  800
Нарцисс 12 1200

 

Инвестиции на проведение исследований и разработку технологии производятся ежеквартально по 100 тыс.

 


=> Рынки

 

При принятии решения о выходе на какой-либо рынок, предприятие вкладывает средства в освоение соответствующего рынка равными долями один раз в год. Размер необходимых средств для освоения нового рынка представлен в табл.3.

Таблица 3


Освоение рынков

Рынки

Продолжительность (лет)

Общая стоимость (тыс. у.е.)
Западный

1

100
         

 

Предприятия, имеющие доступ на рынок, в первом квартале каждого года должны вносить 20 тыс. у.е. на рекламу, выставки и т.п.

 

 

Производство

=> Помещения

 

Территория предприятия ограничена и рассчитана только на 3 корпуса: «А», «Б» и «В». В начале первого года предприятие имеет новый корпус «А». Можно продавать, покупать и строить корпуса всех видов, а также воспользоваться простой арендой и лизингом. Необходимо иметь в виду, что продавать корпуса можно только после того, как они были задействованы в производстве, т. е. строить корпуса для продажи с целью получения прибыли нельзя. Не допускается также сдача в аренду или лизинг собственных производственных корпусов другим предприятиям.

Арендная плата вносится авансовым платежом поквартально. Деньги на строительство вносятся равными долями поквартально. Норма амортизации зданий составляет 2% в год от полной первоначальной стоимости и начисляется ежеквартально.

Характеристики корпусов приведены в табл. 4.  

 

                                 Таблица 4

Производственные помещения

Корпус

Кол-во

цехов

Арендная плата

(тыс./год)

Цена при покупке (тыс.)

Цена при продаже (тыс.)

Строительство

 

Срок (кв.) Ст-ть (тыс.)
«А» 4 600 2500 2300-100 8 2000
«Б» 2 500 1500 1300-100 6 1200
«В» 1 250 800 600-100 4 500

 

=> Производственное оборудование

 

В начале первого года предприятие имеет новый корпус «А», в котором три цеха оснащены универсальным оборудованием (УО) и один цех – специализированным оборудованием (СО). Все оборудование новое и налаженное. При необходимости можно арендовать, брать по лизингу, покупать и продавать оборудование цехов, в том числе, поточные линии (ПЛ). Приобретение оборудования возможно только при наличии свободных производственных помещений. Оборудование, применяемое для изготовления продукции, обладает разной производительностью. Продолжительность изготовления единицы изделия на различном оборудовании указана в табл.5.

Таблица 5

Производственные издержки

Продукция

Материальные затраты, тыс.

 

Зарплата с начислениям, тыс. у.е.

 

 

Прочие переменные издержки, тыс. у.е.

УО СО ПЛ УО СО ПЛ
Астра 50 35 35 35 85 85 85
Тюльпан 100 70 70 70 170 170 170
Пион 100 100 70 70 200 170 170
Нарцисс 100 120 100 70 270 250 220

 

Цеховые расходы составляют 10 тыс. у.е. за один цех в квартал. Накладные расходы 100 тыс. у.е. в год и распределяются равномерно по кварталам. Если цех «простаивает» без оборудования, то цеховые расходы на него не начисляются.

Нереализованная готовая продукция, хранящаяся на складе, отражается в балансе по себестоимости .

Финансы

=> Кредитование

 

Краткосрочное кредитование. Предприятию может быть представлена кредитная линия на 1500 тыс. у.е. из расчета 20% годовых. Кредит можно взять в любое время, неограниченное количество раз. Срок погашения – 1 год.

Долгосрочные займы. В зависимости от финансового положения предприятию могут предоставляться долгосрочные займы из расчета 10% годовых. Максимальная величина ссуды – 70% величины собственного капитала. Максимальный срок – 7 лет.

Примечание: Так как курсовой проект предполагает обоснование производственной программы на срок 5 лет, то в конце 5-го года долгосрочные займы, предоставленные на максимальный срок (7 лет) погашать не обязательно.

 

=> Факторинг

 

При наличии дебиторской задолженности можно воспользоваться ее «продажей». Стоимость услуг по факторингу составляет 15% от величины дебиторской задолженности.

 

=> Банковские депозиты

 

Кассовая наличность может быть положена на депозит в банк. Ставка процента по депозитам составляет 7% годовых.

 

ВВЕДЕНИЕ

Выполнение курсового проекта является заключительным этапом изучения курса «Экономика предприятия». Курсовой проект представляет собой сокращенный вариант бизнес-плана или технико-экономические обоснования нового дела, сделки, варианта обслуживания или отдельных видов деятельности.

Цель курсового проекта состоит в приобретении навыков внутрифирменного анализа и планирования.

   Бизнес-план составляется в целях эффективного управления и планирования бизнеса и является одним из основных инструментов управления предприятием, определяющих эффективность его деятельности.

    В условиях рынка и жестокой конкурентной борьбы предприятие должно уметь быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде и внутри самого предприятия.

    Это становится возможным, когда выполняется несколько условий:

- администрация и инвестор правильно оценивают реальное финансовое положение предприятия и его место на рынке;

- существуют конкретные цели к достижению которых должно стремиться предприятие;

- планируется и выполняется каждый шаг по достижению этих целей;

- администрация предприятия и инвестор понимают суть процессов происходящих на рынке, во внешней среде и внутри самой организации.

       Бизнес-план составляется для внутренних и внешних целей. В подавляющем большинстве случаев, так уж сложилось в нашей стране, бизнес-план начинают составлять, когда необходимо привлечь инвестиции. Но дело в том, что это только одна сторона дела, на самом деле он составляется не только для внешних целей.                                                       

         Внешние цели, для которых составляется бизнес-план - обоснование необходимости привлечения дополнительных инвестиций или заемных средств, демонстрация имеющихся у фирмы возможностей и привлечение внимания со стороны инвесторов и банка, убеждение их в достаточном уровне эффективности инвестиционного проекта и высоком уровне менеджмента предприятия.

    Каждый инвестор захочет оценить выгодность инвестирования в предлагаемый инвестиционный проект и оценить соотношение возможной отдачи от проекта и рискованности вложений, а лучший способ для этого - изучить и проанализировать бизнес-план инвестиционного проекта.

   Бизнес-план, по сути - визитная карточка инвестиционного проекта. Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект и при каких условиях он будет наиболее эффективен при допустимой для инвестора степени риска и верности допущений сделанных разработчиком инвестиционного проекта.

      Обязательным условием получения банковского кредита является предоставленный банку грамотно составленный бизнес-план инвестиционного проекта. Если у заемщика он отсутствует, это говорит о низком профессиональном уровне администрации предприятия и делает получение банковского кредита невозможным, кроме того, в будущем банк будет оценивать выдачу кредита такому предприятию, как более высокорисковую операцию, что обязательно повлияет на величину процентов по кредиту в сторону увеличения.

         Гораздо более важными для предприятия являются внутренние цели, для которых составляется бизнес-план.

        Внутренние цели - проверка знаний управляющего персонала, понимания ими рыночной среды и реального положения предприятия на рынке. Очень важны достижение понимания инвестором и администрацией предприятия стратегических целей, характеристик, конкурентной среды, слабых и сильных сторон конкретного инвестиционного проекта, его возможной эффективности при заданных условиях.

     Таким образом, составив бизнес-план, предприятие станет более эффективным и управляемым , можно с более высокой точностью прогнозировать ситуацию на будущее.



РЕЗЮМЕ

Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства , конкурентоспособности продукции на основе внедрения достижений научно-технического прогресса , эффективных форм хозяйствования и управления , преодоления бесхозяйственности , активизации производства , инициативы и т.д.

Важная роль в реализации этой задачи отводится бизне-плану.С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия , обосновываются планы и управленческие решения.

В данной работе производится разработка плана развития действующего предприятия с целью максимизации объема продаж ( в стоимостном выражении) к 5-му году.

Предприятие на момент разработки плана выпускает продукцию типа Астра и реализует ее на внутреннем рынке.Производство осуществляется в корпусе «А» на универсальном и специализированном оборудовании.

Для достижения поставленной цели в 1-м же году предлагается предприятию выйти на западный рынок Кроме того предлагается резко увеличить объем выпуска продукции типа Астра ,с целью ее реализации как на внутреннем ,так и на западном  рынках.Кроме того в 1-м году ,в 4-м квартале предлагается начать выпуск новой продукции типа Тюльпан .

Для производства новой продукции предприятие приобретет новый корпус «Б» стоимостью 1500 тыс.у.е.В этом корпусе будет размещено два цеха ,в которых будет работать специализированное оборудование и поточные линии по производству новой продукции.Все это оборудование будет приобретено новое. Во втором году предприятие планирует произвести реализацию малоиспользуемого универсального оборудования ,а на освободившееся место будет приобретено и установлено новое специализированное оборудование стоимостью 1000 тыс.у.е.

Это ползволит предприятию начать выпуск новой продукции типа Пион. Первый  выпуск которой планируется на 4-й квартал 2-го года.

Все эти мероприятия требуют финансовых затрат.Поэтому в этот период предприятие планирует использование краткосрочных кредитов сроком на 1 год ,под 20% годовых.

В этот же период ,в связи с большими материальными затратами несколько снизится общий уровень рентабельности .К 3-му году он составит 52%.

Но выпуск новой продукции с выходом предприятия на западный рынок позволит к 5-му годуувеличить общий  уровень рентабельности до 62%.

К концу 5-го года предприятие планирует освоить выпуск четвертого вида новой продукции типа Нарцысс.В 4-м квартале его выпуск составит 3 единицы.

Для расширения производства и выпуска новой продукции в 4-м году предприятие планирует постройку нового корпуса «В» ,в котором будет работать поточная линия по производству новой продукции.

Все эти мероприятия позволят предприятию к 5-му году получить чистую прнибыль в сумме 27386 тыс.у.е. за счет увеличения объема производства продукции 4-х видов и ее реализации как на внутреннем , так и на западном рынках.

Следует отметить ,что рост выручки значительно превышает рост суммы прямых и переменных расходов.Все эти факторы в конечном итоге дали прибыль намного превышающую настоящую -290 тыс.у.е.

Рассматривая маркетинговый план ,план прооизводства и финансовый план можно более детально проследить процесс реализации поставленной задачи предприятия.



ПЛАН МАРКЕТИНГА ( МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ )

 

  В о –м году предприятие выпускало только продукцию типа Астра , которой было выпущено и реализовано 4 штуки по цене 420 тыс.у.е. на общую сумму 1680 тыс.у.е. Реализовывалась продукция только на внутреннем рынке . Для максимизации объема продаж и увеличения прибыли предприятие планирует выпуск продукции типа Тюльпан ,Пион , Нарцисс с выходом на западный рынок.

Проанализировав ожидаемый спрос на продукцию в 1-5 годах рассчитаем объем продаж по годам и разработаем номенклатуру продукции .

Рассмотрим внутренний рынок.Согласно задания , ожидаемый спрос на продукцию типа Астра в 1-5-м годах составит соответственно :28 шт.,23 шт., 20 шт.,18 шт.,17 шт..Т.е. прогнозируется спад спроса на эту продукци.

В 1-м   году планируется начать выпуск продукции типа Тюльпан. Ожидаемый спрос на нее соответственно по годам составит : 2 шт.,4 шт. ,5 шт., 8 шт. 13 шт.

В 3-м году планируется начать выпуск продукции типа Пион.Ожидаемый спрос на эту продукцию в 3-5 годах составит соответственно : 2 шт.,4 шт., 7 шт.

Используя прогноз цен на внутреннем рынке рассчитаем объем продаж по годам в соответствии с ассортиментом :

Продукция типа Астра :

1-й год : 28 шт.* 420 = 11760 тыс.у.е.

2-й год : 23 шт.*410 = 9430 тыс.у.е.

3-й год : 20шт.* 410 = 8200 тыс.у.е.

4-й год : 18 шт. * 400 = 7200 тыс.у.е.

5-й год : 17 шт.* 410 = 6970 тыс .у.е.

Продукция типа Тюльпан :

1-й год : 2 шт.*660 = 1320 тыс.у.е.

2-й год : 4 шт.*660 = 2640 тыс.у.е.

3-й год : 5 шт.* 650 = 3250 тыс.у.е.

4-й год :8 шт.* 650 = 5200 тыс.у.е.

5-й год : 13 шт.* 650 = 8450 тыс.у.е.

Продукция типа Пион :

3-й год : 2 шт.*680 = 1360 тыс.у.е.

4-й год : 4 шт.*680 = 2720 тыс. у.е.

5-й год : 7шт.*680 = 4760 тыс.у.е.

В 1-м году предприятие планирует выйти на западный рынок с продукцией типа Астра и Тюльпан , а во 2-м году еще и с продукцией типа Пион.В 5-м году планируется выпустить и реализовать на западном рынке продукцию типа Нарцисс.

Согласно графиков ожидаемого спроса на продукцию на западном рынке , планируется реализация продукции типа Астра в 1-5-м годах соответственно : 21 шт., 15 шт., 13 шт., 11 шт., 8 шт.

Ожидаемый спрос на прдукцию типа Тюльпан в 1-5-м годах соответственно : 3 шт., 4 шт.,5 шт.,8 шт.,14шт.

Ожидаемый спрос на продукцию типа Пион на западном рынке во 2-5-м годах соответственно : 2 шт.,4 шт., 7 шт., 8 шт.

В 5-м году планируется начать выпуск продукции типа Нарцисс. Ожидаемый объем продаж в 5-м году – 3 шт.

Используя прогноз цен на западном рынке рассчитаем объем продаж по годам , аналогично внутреннему рынку .

Однако , следует иметь ввиду , что при принятии решения о выходе на западный рынок предприятие вкладывает в освоение рынка 100 тыс.у.е. Кроме того , в первом квартале каждого года предприятие тратит 20 тыс.у.е. на рекламу , выставку и т.п.

Для выпуска продукции другого типа предприятие проводит научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Инвестиции на проведение исследований и разработку технологии производятся ежеквартально по 100 тыс.у.е.

Результаты прогноза представим в виде сметы объемов продаж по годам.

Таблица 1.1.

11760

23

9430

20

8200

18

7200 17 6970 Тюльпан 2

1320

4

2640

5

3250

8

5200 13 8450 Пион

2

1360

4

2720 7 4760 Нарцисс Всего

4

1680 30

13080

27

12070

27

12810

30

15120 37 20180 Западный рынок Астра 21

9240

15

6600

13

5720

11

4730 8 3440 Тюльпан 3

1950

4

2600

5

3250

8

5120 14 8820 Пион 2

1680

4

3360

7

5880 8 6720 Нарцисс 3 3600 Всего 24

11190

21

10880

22

12330

26 15730 33 22580 Всего по предприятию

4

1680 54

24270

48

 22950

49

25140

56

30850 70 42760                                    

 

Таким образом , расчеты показали ,что в 1-м году за счет выпуска продукции типа Тюльпан и резкого увеличения объема продаж продукции типа Астра планируется резкое увеличения обема продаж до 24270 тыс.у.е. Во 2-м году - некоторое снижение объема продаж ,за счет снижения спроса на продукцию типа Астра , до 22950 тыс.у.е.Однако ,начиная с 3-го годак объем продаж увеличивается каждый год ,за счет увеличения спроса на новые виды продукции типа Тюльпан , Пион и в 5-м году -Нарцисс.Кроме того ,большую роль сыграл выход предприятия на западный рынок.В 5-м году наблюдается увеличение объема продаж на западном рынке по сравнению с внутренним на 2400 тыс.у.е.

Все эти мероприятия помогут предприятию в решении постапвленной задачи.



ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА

Производственная мощность

 

Для достижения поставленной цели , предприятию необходимо увеличение выпуска продукции .Для этого необходимо увеличение производственных мощностей .

Территория прредприятия ограничена и рассчитана только на 3 корпуса : «А» , «Б» и «В».

По состоянию на начало 1-го года предприятие имеет новый корпус «А» ,в котором три цеха оснащены универсальным оборудованием (УО) и один цех – специализированным оборудованием (СО) .Все оборудование налаженное и новое.

Однако в 1-м году предприятие планирует резкое увеличение выпуска продукции типа Астра и выпуск новой продукции типа Тюльпан . Для этого необходимо увеличение производственных площадей и оборудования.

Предприятие принимает решение о покупке корпуса «Б» во втором квартале ,цена которого 1500 тыс.у.е. В данном корпусе два цеха , в которых планируется разместить специализированное оборудование и поточные линии. Данное оборудование планируется приобрести в третьем квартале .  Расходы на увеличение производственных мощностей представлены в таблице 2.1.



Таблица 2.1.

Таблица 2.2.

Во 2-м году

Мероприятия по развитию производственных мощностей

2 год

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

шт, вид тыс. у.е. шт, вид тыс. у.е. шт, вид тыс. у.е. шт, вид тыс. у.е.
Покупка зданий                
Аренда зданий                
Строительство зданий                
Покупка оборудования     1 СО 1000                
Лизинг                
Переналадка оборудования                

В 3-м году для более рационального использования оборудования , для улучшения качества выпускаемой продукции предприятие планирует произвести переналадку специализированного оборудования  в 3-м квартале в цехе корпуса «Б».Расходы на переналадку отражены в таблице 2.3.



Таблица 2.3.

Во 3-м году

 

Мероприятия по развитию производственных мощностей

3 год

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

шт, вид тыс. у.е. шт, вид тыс. у.е. шт, вид тыс. у.е. шт, вид тыс. у.е.
Покупка зданий                
Аренда зданий                
Строительство зданий                
Покупка оборудования                        
Лизинг                
Переналадка оборудования          СО 100    

 

В 4-м году предприятие планирует построить еще один корпус «В» для размещения в нем поточных линий для производства нового вида продукции в 5-м году типа Нарцисс. Приобрести поточные линии планируется во 2-м квартале 4-го года.Расходы на строительство корпуса «В» отражены  в таблице 2.4.



Таблица 2.4.

В 4-м году

Мероприятия по развитию производственных мощностей

3 год

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

шт, вид тыс. у.е. шт, вид тыс. у.е. шт, вид тыс. у.е. шт, вид тыс. у.е.
Покупка зданий                
Аренда зданий                
Строительство зданий 1«В» 125 1«В» 125 1«В» 125 1«В» 125
Покупка оборудования     1ПЛ 2000                
Лизинг                
Переналадка оборудования                

Как уже отмечалось ранее в 5-м год предприятие планирует выпуск нового  вида продукции типа Нарцисс.Для его производства требуется произвести переналадку специализированного оборудования в цехе 4 корпуса «А».Расходы на  переналадку оборудования отражены в таблице 2.5.



Таблица 2.5.

В 5-м году

Мероприятия по развитию производственных мощностей

3 год

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

шт, вид тыс. у.е. шт, вид тыс. у.е. шт, вид тыс. у.е. шт, вид тыс. у.е.
Покупка зданий                
Аренда зданий                
Строительство зданий                
Покупка оборудования                        
Лизинг                
Переналадка оборудования 1 СО 100            

Полный расчет производственной мощности ,с учетом ввода в эксплуатацию новых корпусов и нового оборудования , представлен в Приложении 1.

 

Производственные издержки

При производстве продукции предприятие несет ряд постоянных и переменных издержек.Согласно учетной политики предприятия к постоянным издержкам относят инвестиции в рынок , расходы на маркетинг , расходы на НИОКР , накладные расходы ,цеховые расходы , арендная плата , расходы на переналадку , плата за факторинг , прочие расходы (штрафы за неуплату налога , исчисленного в прошлом году.

Согласно плана выпуска продукции произведем расчет производственных издержек по годам с 1-5-ый соответственно,используя расценки на единицу продукции ,указанные в задании.

Следует иметь ввиду,что предприятие в 1-м году планирует выход на западный рынок,поэтому в первом квартале 1-го года вкладывает в освоение западного рынка 100 тыс.у.е.

Кроме того в первом квартале каждого года предприятие должно вносить 20 тыс.у.е.на рекламу ,выставки и т.п.

В 1-м году предприятие принимает решение о выпуске новой продукции типа Тюльпан. Поэтому , начиная с первого квартала 1-го года предприятие проводит научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) , связанные с выпуском Тюльпана. На его освоение необходимо 600 тыс.у.е. с инвестициями по 100тыс.у.е. ежеквартально.

Накладные расходы составляют 25 тыс.у.е. ежеквартально,согласно задания.

В 1-м году в 1-м и 2-м квартале работали 4 цеха в корпусе «А» ,а,в 3-м и 4-м квартале в новом корпусе «Б» производилась наладка нового оборудования.Поэтому цеховые расходы в 1-м и 2-м кварталах составят 4*10=40 тыс.у.(10тыс.у.е. за один цех) , а в 3-м и 4-м кварталах :6*10=60 тыс.у.е. (т.к. работать будут уже 6 цехов).

Расчет сметы производственных расходов представлен в таблице 2.6.

                                                                                


Таблица 2.6.


Таблица 2.10.

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Согласно маркетингового плана и плана производства можно обощить результаты и оценить их в стоимостной форме .

Для этого обощим данные и разработаем прогнозный  баланс в приложении 3 ,составим отчет по прибылям и убыткам в приложении 2 , а также составим план движения денежной наличности в приложении 4.

Для решщения поставленной задачи предприятию необходимо привлечение дополнительного капитала, особенно это ощутимо в 1-й год.Поэтому предприятие на протяжении трех лет принимает решение о привлечении краткосрочного кредита под 20% годовых.В 4-м квартале кредит погашается ,согласно кредитного договора.

Других заемных средств на предприятии не прендусмотрено.Денежной наличности у предприятия хватает для приобретьения материалов ,выплаты зарплаты , приобретения нового оборудования и корпуса ,для проведения строитедбных работ и других мероприятий ,направленных на развитие предприятия.

Предприятие прибыльно.Причем в 4-м квартале каждого года уплачивается налог в размере 50%.Оставшаяся прибыль накапливается для дальнейшего использования.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак , цель поставленная предприятием к окончанию 5-го года, максимизация объема продаж (в стоимостном выражении) , будет выполнена. Разработанный план развития действующего предприятия позволит увеличить объем продаж к концу 5-го года до 42760 тыс.у.е. за год с 1680 тыс.у.е. на начало анализируемого периода.

Об эффективности разработанного плана можно судить рассчитав ряд важных показателей.

1.Уровень общей рентабельности,рассчитываемый по формуле :

 

УР 1 =

УР 2 =

УР 3 =

УР 4 =

УР 5 =

Согласно расчета можно сделать вывод,что уровень общей рентабельности достаточно высок по предприятию.Причем ,следует отметить,что к середине планируемого периода ,т.е. в 3-м году рентабельность несколько снизится ,но к концу планируемого периода она возрастет и составит 62 %.Это достаточно высокий показатель.

2.Число оборотов капитала рассчитаем по формуле :

 

О 1 =

О 2 =

О 3 =

О 4 =

О 5 =

Что касается числа оборотов капитала ,то в планируемом проекте количество оборотов практически не меняется, только на сотые доли уменьшется к концу планируемого периода.

3.Рентабельность оборота рассчитаем по формуле :

 

РО 1 =

РО 2 =

РО 3 =

Ро 4 =

РО 5 =

Итак ,расчеты показали,что рентабельность оборота к середине планируемого периода несколько снизится ,до 0,42 ,но к концу 5-го года она возрастет и составит 0,52.

4.Рентабельность собственного капитала рассчитаем по формуле :

 

  РК 1 =

 РК 2 =

 РК 3 =

 РК 4 =

РК 5 =

Аналогичная ситуация наблюдается и с рентабельностью собственного капитала. К середине планируемого периода рентабельность падает , а к концу анализируемого периода она возросла до 67,22%.

5.Сумма покрытия рассчитывается по формуле:

Сумма покрытия + Чистая выручка – Переменные затраты ,

СП 1 = 24270-10030=14240 тыс.у.е.,

СП 2 =22950-10380=12570 тыс.у.е.,

СП 3 =25140-11900=13240 тыс.у.е.,

СП 4 =30850-13810=17040 тыс.у.е.,

СП 5 = 42760-18600=24160 тыс.у.е.

Расчеты показали ,что сумма покрытия постепенно увеличивается в планируемом периоде с 14240 тыс.у.е. до 24160 тыс.у.е. Это увеличение происходит за счет увеличения суммы чистой выручки и превышения роста размера выручки над суммой переменных затрат.

6.Коэффициент покрытия рассчитывается по формуле :

 

КП 1 =

КП 2 =

КП 3 =

КП 4 =

КП 5 =

Расчеты показали ,что к середине планируемого периода коэффициент покрытия уменьшается до 54,4% , однако к концу планируемого периода он возрастает до 59,3%.

7.Точка безубыточности рассчитывается по формуле :

 

ТБ 1 =

ТБ 2 =

ТБ 3 =

ТБ 4 =

ТБ 5 =

Итак ,согласно рассчетов, на каждый год определена точка безубыточности,т.е. рассчитана сумма выручки при которой прибыль будет равна нулю.Если выручка будет ниже рассчитанной суммы , то предприятие получит убыток.

8.Рассчитаем запас финансовой прочности надежности) по 

 

формуле :

 

 

З 1 =

З 2 =

З 3 =

З 4 =

З 5 =

Согласно произведенных расчетов , запас финансовой надежности предприятия несколько снизится к середине планируемого периода ,т.е. в  3-м году ,однако к концу 5-го года запас финансовой устойчивости будет составлять 23,1%.

Таким образом, проект в целом можно считать положительным и принимать к исполнению.









СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бизнес-план инвестиционного проекта: методические указания /БГСХА; Сост. К.К.Шебеко и др. Горки,2002.

2.Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг: Теория и 86 ситуаций - учебное пособие для вузов-М: Юнити-Дана, 1999.

3.Предпринимательство: Учебник для вузов/под ред. Полякова Г.Б. М: Банки и биржи, Юнити,1999.

4.Бизнес-план:Методические материалы /Под.ред.Р.Г.Маниловского –М.:Финансы и статистика,2006.

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине «Экономика предприятия»

на тему «Обоснование производственной программы предприятия»

 

 

Выполнил(а) студент(ка)

________формы обучения

специальности _________

специализации _________

__курса __ группы                         ________ __________________

(подпись)  (инициалы и фамилия)

Руководитель проекта

___________________                       _______     _________________

(ученая степень, звание)                      (подпись)   (инициалы и фамилия)

 

Москва 2007


С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

Задание   на выполнение курсового проекта ……………………...3

Исходные данные…………………………………………………...4

Введение……………………………………………………………..12

Резюме………………………………………………………………..15

1.План маркетинга…………………………………………………..18

2.План производства………………………………………………..22

2.1.Производственная мощность…………………………………..22

2.2.Производственные издержки…………………………………..26

3.Финансовый план…………………………………………………35

Заключение…………………………………………………………..36

Список использованной литературы……………………………..41

Приложения………………………………………………………….42




ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Цель – необходимо к 5-му году максимизировать объем продаж (в стоимостном выражении). Задача – разработать план развития действующего предприятия. Деятельность предприятия проводится на внутреннем и западном рынках.

Прогноз спроса на различных рыках приведен на рис. 1 в исходных данных.

Для разработки плана необходимо ответить на вопросы: где, сколько и какой продукции можно будет продать; какие производственные мощности необходимы для того, чтобы эту продукцию произвести; сколько необходимо капитальных вложений для реализации плана и откуда возможно их получение. То есть необходимо разработать маркетинговую, производственную и финансовую стратегии предприятия и выполнить по годам необходимые расчеты. Разработка плана предполагает выполнение многоитерационных расчетов, поэтому для удобства расчетов целесообразно использовать программа Excel или иные программы, способные работать с базами данных.



ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

Маркетинг

=> Цены и спрос

 

В первый год предприятие производит продукцию типа «Астра» и продает ее на внутреннем рынке. Для реализации цели предприятие может осваивать производство других видов продукции и выходить на другой рынок. Анализ конкурентов дает возможность заключить, что предприятие может завоевать не более 50% рынка. Прогноз спроса на различные виды продукции представлен на рис. 1. Прогноз ожидаемых цен представлен в табл.1.

Таблица 1

Прогноз цен по рынкам (тыс. у.е. за единицу)

Рынки

Годы

Продукция

Астра Тюльпан Пион Нарцисс Внутренний 1 2 3 4 5 420 410 410 400 410 660 660 650 650 650 - - 680 680 680 - - - - - Западный 1 2 3 4 5 440 440 440 430 430 650 650 650 640 630 - 840 840 840 840 - - - - 1200

 


     
 

Внутренний рынок*                                 Западный рынок

                 РИС. 1. Ожидаемый спрос на продукцию

 

*Начальное значение по оси «Годы» – 2 квартал 1-го года; значение 1-го и каждого последующего года находится по середине отрезка.

=> Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

(НИОКР)

 

Для выпуска продукции другого типа необходимо провести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Данные о продолжительности НИОКР и затрат на них приведены в табл.2.

Таблица 2



НИОКР

Вид продукции Продолжительность (кв.) Общая стоимость (тыс. у.е.)
Тюльпан 6 600
Пион 8  800
Нарцисс 12 1200

 

Инвестиции на проведение исследований и разработку технологии производятся ежеквартально по 100 тыс.

 


=> Рынки

 

При принятии решения о выходе на какой-либо рынок, предприятие вкладывает средства в освоение соответствующего рынка равными долями один раз в год. Размер необходимых средств для освоения нового рынка представлен в табл.3.

Таблица 3


Освоение рынков

Рынки

Продолжительность (лет)

Общая стоимость (тыс. у.е.)
Западный

1

100
         

 

Предприятия, имеющие доступ на рынок, в первом квартале каждого года должны вносить 20 тыс. у.е. на рекламу, выставки и т.п.

 

 

Производство

=> Помещения

 

Территория предприятия ограничена и рассчитана только на 3 корпуса: «А», «Б» и «В». В начале первого года предприятие имеет новый корпус «А». Можно продавать, покупать и строить корпуса всех видов, а также воспользоваться простой арендой и лизингом. Необходимо иметь в виду, что продавать корпуса можно только после того, как они были задействованы в производстве, т. е. строить корпуса для продажи с целью получения прибыли нельзя. Не допускается также сдача в аренду или лизинг собственных производственных корпусов другим предприятиям.

Арендная плата вносится авансовым платежом поквартально. Деньги на строительство вносятся равными долями поквартально. Норма амортизации зданий составляет 2% в год от полной первоначальной стоимости и начисляется ежеквартально.

Характеристики корпусов приведены в табл. 4.  

 

                                 Таблица 4

Производственные помещения

Корпус

Кол-во

цехов

Арендная плата

(тыс./год)

Цена при покупке (тыс.)

Цена при продаже (тыс.)

Строительство

 

Срок (кв.) Ст-ть (тыс.)
«А» 4 600 2500 2300-100 8 2000
«Б» 2 500 1500 1300-100 6 1200
«В» 1 250 800 600-100 4 500

 

=> Производственное оборудование

 

В начале первого года предприятие имеет новый корпус «А», в котором три цеха оснащены универсальным оборудованием (УО) и один цех – специализированным оборудованием (СО). Все оборудование новое и налаженное. При необходимости можно арендовать, брать по лизингу, покупать и продавать оборудование цехов, в том числе, поточные линии (ПЛ). Приобретение оборудования возможно только при наличии свободных производственных помещений. Оборудование, применяемое для изготовления продукции, обладает разной производительностью. Продолжительность изготовления единицы изделия на различном оборудовании указана в табл.5.

Таблица 5

Дата: 2019-07-31, просмотров: 221.