Страдательные (Пассивные) Причастия Прошедшего Времени
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Комментарий
Пассивные (страдательные) причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов совершенного вида.

 


Задание 9. Прочитайте пассивные причастия прошедшего времени. Запишите инфинитивы глаголов, от которых образованы данные причастия. Поставьте вопрос после этих глаголов.
Образец. Сделанный кем – сделал что.
Полученный кем – …, образованный кем – …, увиденный кем – …, созданный кем – …, открытый кем – …, взятый кем – …, решенный кем – …, прочитанный кем – …, рассказанный кем – ….

Задание 10. Составьте и запишите словосочетания с причастиями из задания 9 и глаголами, от которых они образованы.
Образец. Сделать вывод – вывод, сделанный человеком.

Задание 11. Образуйте от данных глаголов пассивные причастия прошедшего времени. Составьте с ними словосочетания и запишите их.
Прочитать, выполнить, поддержать, признать, произнести, изобрести, принять, занять, открыть, упомянуть.

Задание 12. Ответьте на вопросы утвердительно, заменив придаточные предложения со словом который причастными оборотами по образцу.
Образец.
– Вы читали статью, которую написал журналист Василий Песков?
– Да, я читал статью, написанную журналистом Василием Песковым.
1. Вы записали результаты, которые мы получили в ходе эксперимента?
2. Вы слушали доклад, который прочитал Иванов?
3. Вы поняли закон, который сформулировал Ломоносов?

Задание 13. Согласитесь со следующими высказываниями, заменив причастный оборот придаточными предложениями со словом который.
Образец.
– Закон сохранения массы вещества, открытый Ломоносовым, имеет большое значение.
– Верно, закон сохранения массы вещества, который открыл Ломоносов, имеет большое значение.
1. – Состав воздуха, определенный французским ученым Лавуазье, известен сейчас каждому школьнику.
2. – Лучи, не видимые глазом человека, называются инфракрасными лучами.

Задание 14. Письменно ответьте на вопросы по образцу. Определите падеж слова который.
Образец.
– Что такое молекула? Это самая маленькая частица вещества, которая сохраняет его состав и свойства?
– Да, молекула – это самая маленькая частица вещества, которая сохраняет его состав и свойства (И.п.).
1. – Что такое траектория? Это линия, которую описывает материальная точка при своем движении? 2. – Что такое вес тела? Это сила, с которой Земля притягивает к себе тело? 3. – Что такое окислы? Это вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород? 4. – Что такое свойство вещества? Это признак, по которому можно отличить одно вещество от другого?

Задание 15. Ответьте письменно на вопросы, используя сложное предложение с союзным словом который.
Образец.
– Вы закончили опыт? Этот опыт вы проводили в лаборатории?
– Да, я закончил опыт, который я проводил в лаборатории.
1. – Вы исправили ошибку? Эту ошибку вы сделали в контрольной работе? 2. – В XVIII веке многие химики изучали процессы? Эти процессы происходили при прокаливании металлов? 3. – Вы изучили вещество? С этим веществом вам нужно провести опыт? 4. – Вы знаете студентов? Этих студентов не было на лекции? 5. – Вы прочитали конспект? Конспект дал вам ваш друг?

Задание 16. Составьте из двух предложений одно сложное.
Образец. Прибор вольтметр включается параллельно участку. На этом участке измеряется напряжение. – Прибор вольтметр включается параллельно участку, на котором измеряется напряжение.
1. Трапецией называется четырёхугольник. У этого четырёхугольника две стороны параллельны, а две другие – не параллельны. 2. В настоящее время известно 106 химических элементов. Из этих элементов на долю металлов приходится 80 %. 3. Химией называется наука. Эта наука изучает вещества, их свойства и превращения.

Задание 17. Согласитесь со следующими утверждениями, заменив предложения со словом который причастными оборотами.
Образец.
– М.В. Ломоносов был первым ученым, который превратил химию в точную науку.
– Верно, М.В. Ломоносов был первым ученым, превратившим химию в точную науку.
1. – Многие предметы, которые нас окружают, имеют форму различных геометрических фигур. 2. – Большинство движений, которые мы наблюдаем в природе, являются неравномерными. 3. – Люди, которые не знают законов механики, думают, что с одинаковой высоты тяжелые предметы падают быстрее, чем легкие. 4. – Сейчас люди используют почти все металлы, которые встречаются на Земле.

Комментарий
Обратите внимание, что если слово который является определением какого-либо слова придаточного предложения, то оно ставится после этого слова.

Задание 18. Согласитесь с данным утверждением, употребив одно сложное предложение с союзным словом которым.
Образец.
– Водород – это простое вещество. Одна молекула этого вещества состоит из двух атомов.
– Вы правы, водород – это простое вещество, одна молекула которого состоит из двух атомов.
1. – Всем нравится Московское метро. Его станции похожи на дворцы.
2. – Мы рассматриваем окружность. Радиус окружности равен 12 см.
3. – Спортсмен пробежал дистанцию. Длина дистанции – 1 км.
4. – В природе существует много сложных веществ. Молекулы этих веществ состоят из сотен атомов.

Задание 19. Замените придаточные определительные предложения с союзным словом который причастными оборотами.
1. Реакции, которые проводили ученые-химики в лаборатории, осуществлялись с небольшими потерями исходных веществ. 2. Реакции, которые протекают в двух взаимно противоположных направлениях, называются обратимыми. 3. Многие реакции, которые осуществляются в лабораториях, идут с выделением тепла. 4. Реакции, которые протекают с выделением тепла, называются экзотермическими, а реакции, которые происходят с поглощением тепла, получили название эндотермических.
































































Деепричастие

Комментарий
Деепричастия обозначают действие, происходящее одновременно или последовательно по отношению к главному действию, выраженному предикатом предложения.
Деепричастия несовершенного вида выражают действие, одновременное с действием, выраженным предикатом предложения.
Например: Уходя, выключайте свет.
Деепричастия совершенного вида выражают действие, произошедшее раньше действия, выраженного предикатом предложения.
Например: Написав контрольную работу, мы вышли из аудитории.






Образование Деепричастий

Деепричастия несовершенного вида

 


Деепричастия совершенного вида

 


Суффикс – а– употребляется только после шипящих. От некоторых глаголов эта форма не образуется. Например, от глаголов бежать, бить, ждать, петь, писать, пить, мочь, казаться, беречь и др.
Суффиксы – в и – вши употребляются после гласного. Перед – ся употребляется только – вши. Суффикс – ши употребляется после согласного.

Задание 1. Образуйте от следующих глаголов деепричастия несовершенного вида.
Контролировать, записывать, анализировать, рассматривать, показывать, выполнять, реагировать, наблюдать, учитывать, проходить, держать, молчать, стучать, бороться, слушать, советовать, слышать.

Задание 2. Образуйте от следующих глаголов деепричастия совершенного вида.
Прослушать, записать, получить, научиться, увидеть, решить, проанализировать, окончить, рассмотреть.

Задание 3. Ответьте на вопросы утвердительно, заменив придаточное предложение времени деепричастным оборотом совершенного или несовершенного вида. Помните, что в предложении с деепричастием должен быть один субъект.
Образец.
– Когда Виктор получил диплом, он стал работать инженером?
– Да, получив диплом, Виктор стал работать инженером.
1. – Когда Д.И. Менделеев изучил свойства химических элементов, он создал свою периодическую систему? 2. – Когда вода закипает, она превращается в пар? 3. – Когда твердое вещество нагревается до определенной температуры, оно начинает плавиться? 4. – Когда преподаватель закончил читать лекцию, он стал задавать вопросы? 5. – Когда вы читаете книги на русском языке, вы пользуетесь словарём? 6. – Когда вы получите диплом об окончании университета, вы сразу поедете к себе на родину?

Задание 4. Замените придаточные предложения с союзом когда деепричастием с зависимыми от него словами.
1. Когда мы слушаем лекцию, мы всегда записываем ее в тетрадь. 2. Когда мы прослушали лекцию, мы стали задавать вопросы преподавателю. 3. Когда преподаватель объяснял правило, он приводил много примеров. 4. Когда преподаватель объяснил правило, он дал студентам письменное задание. 5. Когда различно заряженные ионы встречаются друг с другом, они образуют нейтральную молекулу. 6. Когда различно заряженные ионы встретились, они образовали нейтральную молекулу.
Конец ознакомительного фрагмента

 






















Дата: 2019-07-31, просмотров: 215.