Предложный Падеж С Предлогом При
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задание 8. Вместо точек поставьте существительные, данные справа, с предлогом при.

 


Задание 9. Спишите текст. Вместо точек вставьте один из предлогов: на, в, о, об. Слова, данные в скобках, поставьте в нужном падеже и числе. Перескажите текст.

Посланец мира и дружбы
12 апреля 1961 года Юрий Гагарин впервые в мире поднялся в космос.
Как посланец мира и дружбы, Юрий Гагарин побывал … (Европа и Азия), … (Африка и Америка).
… (самолет, автомашина, поезд и речной транспорт) совершил он путь, равный 100 000 километров.
Юрий Гагарин выступал … (массовый митинг), прочитал … (высшие учебные заведения) десятки лекций, был … (заводы, строительные площадки, сельскохозяйственные участки).
Каждая поездка в гости – … (Англию) или (Индия), … (Бразилия) или … (Куба) – была заполнена напряженным трудом во имя мира. Юрий Гагарин рассказывал … (своя страна), … (строители) космических кораблей и ракет, … (товарищи-космонавты).










Полные И Краткие Прилагательные

Комментарий
Полные прилагательные в предложениях являются определением других членов предложения, краткие прилагательные являются сказуемым. Краткие прилагательные имеют такие же род и число, как и субъект предложения.

Образование кратких прилагательных

 


Задание 1. Прочитайте. Обратите внимание на образование кратких форм прилагательных.
Полезный – полезен – полезна – полезно – полезны. Похожий – похож – похожа – похоже – похожи. Активный – активен – активна – активно – активны. Горький – горек – горька – горько – горьки.

Задание 2. От данных прилагательных в полной форме образуйте прилагательные в краткой форме.
Твердый, хороший, легкий, крепкий, инертный, свойственный, характерный, маленький.

Задание 3. Согласитесь со следующими утверждениями, используя краткие прилагательные в качестве сказуемых.
Образец. Этому материалу присуща мягкость. – Да, этот материал мягок.
1. Этой жидкости присуща прозрачность. 2. Этой ткани присуща легкость. 3. Этой нити присуща прочность. 4. Этой фигуре присущ большой размер. 5. Это вещество обладает активностью. 6. Золото обладает прочностью. 7. Это волокно обладает упругостью. 8. Стекло обладает прозрачностью. 9. Для этих веществ характерна радиоактивность. 10. Для этих газов характерна инертность. 11. Для этих элементов характерна одновалентность.

Задание 4. Согласитесь со следующими утверждениями, заменяя полные прилагательные краткими.
Образец. Марганец – хрупкий металл. – Да, марганец хрупок.
1. Углерод при обычной температуре – малоактивный элемент. 2. Алмаз – твердое вещество. 3. Свинец – очень мягкий металл. 4. Элементы первой группы периодической системы – одновалентные.

Задание 5. Прочитайте следующие предложения с полными прилагательными. Определите, какими членами предложения являются полные прилагательные.
1. Высокая упругость металлов позволяет использовать их в металлургии. 2. Малая пластичность технических сплавов усложняет их обработку. 3. Невысокая прочность железа не позволяет широко использовать его в металлургии. 4. Незначительная теплопроводность древесины не влияет на окружающую среду.





















Глагол

Виды Глагола

Комментарий
По характеру действия, по отношению к пределу действия различают глаголы несовершенного вида (н.в.) и совершенного вида (с.в.).
Несовершенный вид глагола выражает действие в процессе, без указания на предел и границу действия. Например:
а) прошедшее время: Студент писал курсовую работу по русскому языку – значит, действие происходило, но неизвестно, есть ли результаты;
б) будущее время: Студент будет писать курсовую работу по русскому языку – значит, что указанное действие будет происходить, но неизвестно, будет ли оно доведено до конца.
Совершенный вид глагола выражает действие в его целостности, доведенное до конца (в прошлом или будущем), ограниченное каким-либо пределом, с указанием на результат. Например:
а) прошедшее время: Студент написал курсовую работу по русскому языку – значит, курсовая работа готова;
б) будущее время: Студент напишет курсовую работу – значит, курсовая работа будет написана к определенному сроку.
Некоторые глаголы совершенного вида указывают не только на законченность действия, но и на однократность, мгновенность действия: действие произошло один раз, в один момент и закончилось. Например: Мальчик толкнул соседа по парте.
Глаголы несовершенного вида обозначают, что действие было или длительным, или повторялось несколько раз. Например: Мальчик (постоянно) толкал соседа по парте.










Способы Образования Видов Глаголов

 

 


Задание 1. Прочитайте данные ниже глаголы. Определите их вид. Подберите к ним видовую пару. Объясните способ образования вида. Запишите полученные видовые пары.
Учить – …, делать – …, готовить – …, уставать – …, задать – …, встать – …, кончать – …, выполнить – …, встать – …, выучить – …, рассказать – …, показывать – …, опоздать – …, одевать – …, задавать – …, сдать – …, вставать – …, мыть – …, спросить – ….

Комментарий
Глаголы несовершенного вида выражают действие в его течении, процессе, неограниченном во времени, что обычно выражают слова и словосочетания, указывающие на продолжительность действия: минута, час, целый день, до тех пор пока и т. д. Например:
Студенты писали (н.в.) контрольную работу два часа (писали сколько времени?).
Глаголы совершенного вида выражают законченное действие, имеющее результат. Например:
Студенты написали (с.в.) контрольную работу за два часа (написали за сколько времени?).

Задание 2. Составьте словосочетания, выбрав нужный вид глагола. Запишите полученные словосочетания.
Выполнять (выполнить) работу за час, повторить (повторять) текст 10 минут, рассказать (рассказывать) любимое стихотворение каждое утро, получить (получать) результат за месяц, учить (выучить) домашнее задание весь вечер, читать (прочитать) статью за полчаса.

Задание 3. Трансформируйте предложения, заменив глаголы несовершенного вида глаголами совершенного вида. Запишите полученный вариант.
1. Весь вечер я читал статью. 2. Ученый весь день проводил опыты в лаборатории. 3. Шахматист целый час обдумывал свой ход. 4. Мы писали контрольную работу три часа. 5. Преподаватель все воскресенье проверял наши тетради. 6. Студенты обедали полчаса. 7. Весь вечер я выполнял домашние задания по русскому языку. 8. Обычно я кончаю готовиться к занятиям в одиннадцать часов вечера. 9. На летних каникулах я часто писал письма на родину, родителям. 10. Я долго разбирался с незнакомыми словами в новом тексте.

Задание 4. Прочитайте текст, выбрав из скобок подходящий по смыслу глагол нужного вида. Запишите полученный вариант текста.
Какой-то человек (захотел – хотел) увидеться со знаменитым ученым Ньютоном. Время (приблизилось – приближалось) к обеду. Ньютон работал в своем кабинете. Человек (решил – решал) подождать Ньютона в столовой. Через некоторое время слуга (принес – приносил) для Ньютона обед – вареную курицу. Прошел час. Ньютон не (появился – появлялся). Гость (решил – решал) подкрепиться, (сел – садился) к столу и (съел – ел) курицу. Вскоре (появился – появляться) ученый.
– Извините, что (заставил – заставлял) вас долго ждать. Позвольте мне (пообедать – обедать), так как я очень голоден. После обеда мы (побеседуем – беседуем).
Ньютон (сел – садился) к столу и (увидел – видел) куриные кости на тарелке. Он весело (рассмеялся – смеялся):
– Вот видите, каковы ученые. Я совсем (забыл – забывал), что уже пообедал.

Задание 5. Составьте диалоги, действие в которых не достигло результата.
Образец.
– Я весь вечер переводил текст.
– Перевел?
– Нет, не перевел: текст очень трудный.
Ситуации:
переводить – перевести (статья)
решать – решить (задача)
учить – выучить (стихотворение)































Настоящее Время Глаголов

Комментарий
По своим личным окончаниям глаголы в форме настоящего времени делятся на две группы: глаголы I спряжения и глаголы II спряжения.
Глаголы I спряжения имеют следующие личные окончания: – у (-ю), – ешь, – ет, -ем, – ете, – ут (-ют).
Глаголы II спряжения имеют следующие личные окончания: – у (-ю), – ишь, – ит, -им, – ите, – ат (-ят).
Запомните! Глаголы хотеть, бежать образуют одни лица по I спряжению, а другие – по II спряжению и называются разноспрягаемыми:

 


Задание 6. Проспрягайте наиболее употребительные глаголы II спряжения. Запомните их окончания.
Бояться, говорить, гореть, греметь, дрожать, жужжать, звенеть, звучать, кричать, кроить, лежать, лететь, ложиться, решить, садиться, свистеть, сидеть, шить, стоять, стучать.

Задание 7. Составьте предложения, используя словосочетания, данные справа. Предикаты – глаголы поставьте в форме настоящего времени. Запишите полученные варианты.
Я, ты, он (она),
мы, вы, они …

писать письмо,
вносить предложение,
проводить занятие,
готовить домашнее задание,
сдавать экзамен,
жить в Туле,
играть в футбол,
бежать по улице.

Задание 8. Прочитайте предложения. Выделенные слова поставьте в форме множественного числа. Запишите полученный вариант.
Образец: Высоко в небе летит птица. – Высоко в небе летят птицы.
1. С аэродрома взлетает самолет. 2. Этой весной часто дует сильный ветер. 3. Лодка быстро плывет вниз по реке. 4. Мальчик сидит на берегу и ловитрыбу. 5. Перед домом растет большое дерево. 6. Студент закрывает дверь своей комнаты и идет на занятия. 7. Преподаватель готовит темы курсовых работ для иностранных студентов.

Задание 9. Вы знаете, что пословица – это краткое народное изречение с назидательным содержанием. Прочитайте восточную пословицу. Обратите внимание на употребление в ней глаголов. Ответьте, знакомо ли вам состояние, описываемое в этом афоризме?
Если сердце не на месте, то смотришь, да не видишь, слушаешь, да не слышишь, ешь, да не чувствуешь вкуса.

Задание 10. Прочитайте предложения, вместо точек вставляя подходящие по смыслу глаголы: а) слушать – слышать, б) смотреть – видеть в форме настоящего времени.
а) 1. Студенты внимательно … объяснение преподавателя. 2. Лектор говорит громко, и они все хорошо …. 3. Вечером вся семья … по радио музыкальные передачи. 4. Я всегда с удовольствием … музыку П.И. Чайковского. 5. Ты …, кто-то стучит. 6. После операции больной стал хорошо ….
б) 1. В этом зале студенты … много новых экспонатов. 2. Я люблю … документальные фильмы. 3. Без очков он плохо …. 4. Мы … этот фильм впервые. 5. Из своего окна я … огромный парк. 6. Преподаватель всегда … работы студентов очень внимательно и … даже незначительные описки.

Комментарий
1-е и 2-е лицо единственного и множественного числа настоящего времени от глагола быть в современном русском языке не употребляется. Лишь в некоторых случаях используется форма 3-го лица единственного числа – есть – и очень редко – множественного числа – суть.
Форма есть употребляется:
1. Как связка составного сказуемого (предиката) в научных определениях, например: Мышление есть продукт деятельности мозга. Обычно связка естьне употребляется: Я студент Тульского государственного университета. Моя подруга – врач.
2. При установлении наличия чего-нибудь (и для единственного, и для множественного числа): У меня есть брат и сестра. У меня есть братья и сестры. У нас сегодня есть время сходить в библиотеку. У моего друга есть интересная книга.
При установлении наличия каких-либо признаков, качеств предмета, душевного состояния глагол связка есть не употребляется:
а) У девочки светлые волосы и серые глаза. У моего друга прекрасная память. У певицы замечательный голос;
б) Сегодня у меня плохое настроение. У моих друзей большая радость: они получили письма из дома;
в) Сегодня на занятии многие студенты отсутствовали: они заболели.

Задание 11. Прочитайте данные предложения и объясните необходимость употребления или отсутствие глагола есть.
1. У кого есть конспект? У меня есть конспект, и у моей подруги Марии тоже есть конспект. 2. У кого мой реферат? Твой реферат у меня. 3. У вас есть брат? У меня есть не только брат, но и две сестры. 4. У моей сестры очень хорошие способности к иностранным языкам. 5. В университетской библиотеке много технической литературы.

Задание 12. Запишите предложения. Глаголы, данные справа, употребите в форме настоящего времени.
1. Каждое утро я … чай, а мой брат … молоко.
пить
2. На завтрак я обычно … яйцо, сыр, булку. Мой есть друг … рисовую кашу. Анна и Марта … макароны.
А что ты … на завтрак?
есть
3. Виктор … в хоре. Я тоже … в хоре. Мы часто … петь вместе русские песни. А ты … русские песни?
петь

Задание 13. Перепишите тексты. Инфинитивы глаголов, данные в скобках, употребите в нужной форме.
1. Я очень (любить) своего младшего брата. Его (звать) Владимир. Он еще маленький. Он (учиться) во втором классе. Он (любить) школу и свою учительницу. Борис и Саша (учиться) вместе с ним. Они (любить) играть в футбол и часто (играть) на школьном стадионе. В свободное время мы с братом (любить) смотреть интересные фильмы.
2. Анна и ее старшая сестра очень (любить) балет. Они часто (ходить) в театр и не (пропускать) ни одного нового спектакля. Девочки (заниматься) танцами в школьном балетном кружке. Они хорошо (танцевать) и часто (выступать) на школьных вечерах.
3. Берта и Сяхаин – подруги. Они (учиться) в одной группе и (жить) в одной комнате в общежитии университета. Они вместе (готовить) и (обедать). После занятий в университете они (ходить) в библиотеку. Вечером они (смотреть) по телевизору музыкальные программы. Берта хорошо (петь), а Сяхаин хорошо (танцевать). Они (любить) русские песни и танцы и (принимать) участие в студенческих концертах.

Задание 14. Прочитайте предложения. Обратите внимание на употребление выделенных глаголов.
Это наша аудитория. Здесь стоят столы и стулья. На стене висит доска. На доске лежит мел. Справа от доски висит карта мира. Сейчас урок. Студенты в аудитории. Преподаватель стоит у доски. Студенты сидят и пишут диктант.

Задание 15. Перепишите текст, используя глаголы стоять, лежать, висеть. Расскажите о своей комнате.
Я студентка. Моя подруга Берта тоже студентка. Мы живем в одной комнате. Наша комната на пятом этаже. Это небольшая, но светлая и уютная комната. В комнате две кровати. Моя кровать … справа, а слева … кровать Берты. У окна … большой стол. На столе … компьютер, … учебники, тетради и словари. В углу … тумбочка. На ней … телевизор. Справа на стене … красивая картина, а на двери … большой календарь. В шкафу … наши куртки и пальто. На полках … белье и одежда. На стене … полка, на которой … наша посуда.

































































Дата: 2019-07-31, просмотров: 241.