Грамматика Русского Языка: Учебное Пособие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Грамматика Русского Языка: Учебное Пособие

Александр Михайлович Николаев
Анна Николаевна Жукова
Людмила Анатольевна Константинова
Наталия Николаевна Гончарова

 Русский язык как иностранный

· Предисловие

· Часть I

o Имена существительные и прилагательные

§ Склонение существительных и прилагательных в единственном и множественном числе

§ Именительный падеж

§ Родительный падеж

§ Дательный падеж

§ Винительный падеж

§ Творительный падеж

§ Предложный падеж

§ Полные и краткие прилагательные

o Глагол

§ Виды глагола

§ Способы образования видов глаголов

§ Настоящее время глаголов

§ Неопределенная форма глагола

§ Прошедшее время глаголов

§ Будущее время глаголов

o Причастие

§ Действительные (активные) причастия настоящего времени

§ Действительные (активные) причастия прошедшего времени

§ Страдательные (пассивные) причастия настоящего времени

§ Страдательные (пассивные) причастия прошедшего времени

o Деепричастие

§ Образование деепричастий

Людмила Анатольевна Константинова, Наталия Николаевна Гончарова, Анна Николаевна Жукова, Александр Михайлович Николаев
Грамматика Русского Языка: Учебное Пособие





Предисловие

Пособие по грамматике русского языка содержит языковой материал, изучаемый иностранными студентами-нефилологами на продвинутом этапе.


Цель данного пособия – сформировать у иностранных учащихся грамматические умения и навыки и научить применять их в речи.
Представленный языковой материал охватывает грамматические темы, рекомендованные к изучению на продвинутом этапе в нефилологических вузах Программой по русскому языку для студентов-иностранцев (1985) и требованиями, предъявляемыми к владению грамматикой русского языка в объеме II Сертификационного уровня.
Пособие состоит из трех частей. Первая часть включает морфологию существительного, прилагательного, глагола, причастия и деепричастия. Во второй части рассмотрен синтаксис простого предложения, в третьей – синтаксис сложного предложения. Грамматический материал представлен в функциональном аспекте, что отвечает сложившейся практике преподавания русского языка как иностранного. Каждая тема пособия предваряется грамматическим комментарием, позволяющим выполнять упражнения не только под руководством преподавателя, но и самостоятельно.
В пособии содержится материал для наблюдения и сопоставления грамматических явлений, даны разнообразные упражнения, сложность которых увеличивается по мере изучения темы, включены тексты, задания, побуждающие применять усвоенные навыки в речевой практике, и тесты. Все упражнения и задания построены на основе наиболее частотных конструкций разговорного языка.
Данное пособие может быть рекомендовано к использованию для обучения иностранных студентов нефилологических специальностей на продвинутом этапе.
О.Д. Митрофанова член-корр. РАО, член-корр.
Академии российской словесности, доктор филологических наук, профессор

Часть I
Морфология









Имена Существительные И Прилагательные

Склонение Существительных И Прилагательных В Единственном И Множественном Числе

Именительный Падеж

Задание 1. Составьте словосочетания, согласовав прилагательные с существительными.
1. Веселый (день, песня, брат, группа, кино, история, минута, утро, студент).
2. Иностранный (язык, литература, журнал, клуб, книга, словарь).
3. Теплый (хлеб, комната, дождь, январь, аудитория, лето, шарф, вода).

Задание 2. Поставьте данные словосочетания во множественном числе.
1. Новый компьютер, математический класс, любимая книга, большое окно.
2. Верный друг, простой человек, младший брат, старший сын, новое имя, спортивное знание.

Задание 3. Напишите аббревиатуры и сложносокращенные слова полностью.
ТулГУ, политэкономия, РФ, вуз, ООН, КНР, спорткорпус, танцкласс, МГУ.

Задание 4. Подберите к данным существительным подходящие по смыслу прилагательные. Поставьте к прилагательным вопросы.
Образец.
А. Новая программа. Какая программа?
Б. Иностранные студенты. Какие студенты?
А. Движение, вопрос, план, библиотека, машина, магазин, текст, солнце, озеро, лицей.
Б. Овощи, газеты, ночи, журналы, марки, города.

Задание 5. К данным существительным на – ь подберите подходящие по смыслу прилагательные. В один столбец напишите слова мужского рода, а в другой – женского.
Образец.
Мужской род
Летний лагерь
Женский род
Большая площадь
Апрель, дочь, осень, день, ночь, рубль, соль, тетрадь, учитель, автомобиль, вещь, житель, календарь, картофель, кровать, обувь, любовь, болезнь, власть, гибель, молодежь, надпись, зверь, роль, путь, огонь, нефть, юность, церковь, царь, ансамбль, область, отрасль, ткань, печать, жизнь, уголь, медаль, словарь, помощь, речь.

Задание 6. Спишите словосочетания, вместо точек поставьте нужные окончания. Подчеркните прилагательные с мягкой основой.
Народн… артист. Ранн… осень. Маленьк… ключ. Русск… литература. Трудн… диктант. Холодн… вода. Маленьк… мальчик. Больш… карта. Интересн… гость. Празднич… день. Далек… берег. Дальн… Восток. Одинок… дерево. Нов… обувь. Мощн… компьютер. Сложн… текст.

Задание 7. Подберите к прилагательным подходящие по смыслу существительные и напишите их вместе, согласуя в роде и числе.
Образец. Яркий – яркое пламя.
Легкий, английский, детский, веселый, маленький, родной, студенческий, теплый, холодный, хороший, главный, длинный, громкий, космический, одинаковый, молодой, здоровый, нормальный.

Задание 8. Прочитайте текст. Определите род и число прилагательных. Перескажите текст с опорой на карту.
Это Российская Федерация. На севере России – Северный Ледовитый океан, на востоке – Тихий океан, на юге – Черное и Каспийское моря, на северо-западе – Балтийское море.
Вот Волга. Волга – великая русская река. Это Уральские горы. Енисей и Лена – великие сибирские реки. Лена – очень красивая река. Её берега покрыты лесами.
Ангара – крупный приток Енисея. Это глубокая и широкая река. Это Байкал. Байкал – самое глубокое и чистое озеро в мире.

Задание 9. С помощью географической карты ответьте на вопросы:
1. Какие государства граничат с Россией?
2. Какие моря омывают берега России?
3. Какая река в России самая длинная?
4. Какие горы отделяют Европу от Азии?
5. Какое озеро в России самое глубокое?

Задание 10. Подберите к выделенным словам антонимы.
Теплая осень, большое государство, старая книга, высокий дом, слабый голос, веселый вечер.

Задание 11. Подберите прилагательные к данным словам. А. Молодежь, дружба, помощь, отдых, кино, океан, зонт. Б. Переговоры, каникулы, очки, перчатки, сутки.

Задание 12. Подберите к данным прилагательным подходящие по смыслу существительные. Составьте с некоторыми словами предложения.
Единый, единственный. Экономный, экономический. Организованный, организационный. Журнальный, журналистский.

Задание 13. Образуйте прилагательные от данных слов. Подберите к ним подходящие по смыслу существительные.
Вечер, минута, лето, история, институт, дверь.

Задание 14. Среди данных слов найдите однокоренные.
Университет, народ, город, учение, народный, пригород, учиться, университетский, ученый, народник, городской, народность, учитель.

Задание 15. Данные слова разберите по составу: укажите корень, приставку, суффикс и окончание.
1. Перевод, переводить, переводчик, переводчица, переводной.
2. Труд, трудиться, трудовой, трудящийся, труженик, сотрудничать, сотрудничество.
3. Свобода, свободный, освободить, освободитель, освободительный, освобождение.

Задание 16. Прочитайте предложения. Найдите сложные существительные, объясните, как они образованы.
1. Успешно работал на Марсе автоматический робот-марсоход. 2. На кинофестиваль в Москву приехали кинематографисты из многих стран мира. 3. Новая автомагистраль идет от Москвы до Тулы. 4. Гости из Китая осмотрели Тульский кремль и побывали в районе новостройки. 5. В хозяйствах Тульской области развиваются овощеводство и садоводство. 6. В последние годы стало повышаться благосостояние народа.

Задание 17. Среди данных слов найдите однокоренные.
1. Работать, писать, строить, писатель, строительство, работа, строитель, работник.
2. Увеличение, укрепление, лучший, увеличитель, улучшить, великий, улучшение, крепкий, укреплять.
3. Тула, Москва, туляк, сибирячка, тульский, Сибирь, москвич, сибиряк, московский, тулячка, подмосковный.

Задание 18. От данных существительных образуйте прилагательные.
А. Болгария, Вьетнам, Китай, Индия, Африка, Азия, Европа, Америка.
Б. Космос, философия, библиотека, история, математика, лекция, семинар, мороз, шахматист.

Задание 19. Прочитайте сложные слова. Определите, от основ каких слов они образованы.
Столетие, трехэтажный, двухметровый, самолет, пароход, луноход, нефтепровод, среднегодовой, древнерусский, внешнеэкономический, сухопутный.

Задание 20. Составьте словосочетания со сложными прилагательными международный, научно-технический и данными существительными.
Прогресс, проблема, солидарность, уровень, обозрение, сотрудничество, организация, связь, отношения, рынок.

Задание 21. Образуйте сложные прилагательные. Подберите к ним подходящие по смыслу существительные.
Образец.
А. Материальный, технический – материально-технический, материально-техническая база.
Б. Народное хозяйство – народнохозяйственный, народнохозяйственный план.
А. Русский, китайский. Народный, демократический. Северный, западный. Мясной, молочный.
Б. Естественная наука. Железная дорога. Западная Европа. Средняя Азия. Сельское хозяйство.

Задание 22. Прочитайте текст, найдите в нем сложные существительные и прилагательные. Выделите в них корень.

Тульский государственный университет
Тульский государственный университет отметил 80 лет своего открытия в 2010 году. Более 80 лет он готовит высококвалифицированных специалистов. Выпускники университета работают в машиностроительной, электротехнической, приборостроительной отраслях. Хорошо известны инженеры-робототехники.
В университете 12 учебных корпусов, многочисленные лаборатории, компьютерные залы, библиотеки, спорткорпуса, благоустроенные общежития.
Тульский государственный университет – один из ведущих вузов страны.

Задание 23. Прочитайте предложения. Найдите главные члены предложения. Укажите, какими частями речи они выражены.
1. Москва – столица России. 2. Важнейший вопрос нашего времени – борьба с терроризмом. 3. Современная Тула – город оружейников. 4. Тульский университет – вуз со славной историей.

Задание 24. Составьте предложения, где данные словосочетания будут подлежащими.
1. Люди всего мира. 2. Народы стран Азии и Африки. 3. Современное олимпийское движение. 4. Юноши и девушки всех стран.

Задание 25. Прочитайте предложения. Укажите, какие из выделенных слов являются подлежащими, какие – обращениями.
1. С каждым годом все краше становится Москва. 2. Ты всегда молода, дорогая моя Москва. 3. Друзья поздравили меня с днем рождения. 4. Я верю, друзья, караваны ракет помчат нас вперед от звезды до звезды. 5. В защиту мира вставайте, люди! 6. На всей планете люди мечтают о мире.

Задание 26. Составьте предложения, где словосочетание дорогой друг и слова мама, друзья, родина будут обращениями.











































































































Родительный Падеж

Дательный Падеж

Винительный Падеж

Творительный Падеж

Предложный Падеж

Глагол

Виды Глагола

Комментарий
По характеру действия, по отношению к пределу действия различают глаголы несовершенного вида (н.в.) и совершенного вида (с.в.).
Несовершенный вид глагола выражает действие в процессе, без указания на предел и границу действия. Например:
а) прошедшее время: Студент писал курсовую работу по русскому языку – значит, действие происходило, но неизвестно, есть ли результаты;
б) будущее время: Студент будет писать курсовую работу по русскому языку – значит, что указанное действие будет происходить, но неизвестно, будет ли оно доведено до конца.
Совершенный вид глагола выражает действие в его целостности, доведенное до конца (в прошлом или будущем), ограниченное каким-либо пределом, с указанием на результат. Например:
а) прошедшее время: Студент написал курсовую работу по русскому языку – значит, курсовая работа готова;
б) будущее время: Студент напишет курсовую работу – значит, курсовая работа будет написана к определенному сроку.
Некоторые глаголы совершенного вида указывают не только на законченность действия, но и на однократность, мгновенность действия: действие произошло один раз, в один момент и закончилось. Например: Мальчик толкнул соседа по парте.
Глаголы несовершенного вида обозначают, что действие было или длительным, или повторялось несколько раз. Например: Мальчик (постоянно) толкал соседа по парте.










Способы Образования Видов Глаголов

 

 


Задание 1. Прочитайте данные ниже глаголы. Определите их вид. Подберите к ним видовую пару. Объясните способ образования вида. Запишите полученные видовые пары.
Учить – …, делать – …, готовить – …, уставать – …, задать – …, встать – …, кончать – …, выполнить – …, встать – …, выучить – …, рассказать – …, показывать – …, опоздать – …, одевать – …, задавать – …, сдать – …, вставать – …, мыть – …, спросить – ….

Комментарий
Глаголы несовершенного вида выражают действие в его течении, процессе, неограниченном во времени, что обычно выражают слова и словосочетания, указывающие на продолжительность действия: минута, час, целый день, до тех пор пока и т. д. Например:
Студенты писали (н.в.) контрольную работу два часа (писали сколько времени?).
Глаголы совершенного вида выражают законченное действие, имеющее результат. Например:
Студенты написали (с.в.) контрольную работу за два часа (написали за сколько времени?).

Задание 2. Составьте словосочетания, выбрав нужный вид глагола. Запишите полученные словосочетания.
Выполнять (выполнить) работу за час, повторить (повторять) текст 10 минут, рассказать (рассказывать) любимое стихотворение каждое утро, получить (получать) результат за месяц, учить (выучить) домашнее задание весь вечер, читать (прочитать) статью за полчаса.

Задание 3. Трансформируйте предложения, заменив глаголы несовершенного вида глаголами совершенного вида. Запишите полученный вариант.
1. Весь вечер я читал статью. 2. Ученый весь день проводил опыты в лаборатории. 3. Шахматист целый час обдумывал свой ход. 4. Мы писали контрольную работу три часа. 5. Преподаватель все воскресенье проверял наши тетради. 6. Студенты обедали полчаса. 7. Весь вечер я выполнял домашние задания по русскому языку. 8. Обычно я кончаю готовиться к занятиям в одиннадцать часов вечера. 9. На летних каникулах я часто писал письма на родину, родителям. 10. Я долго разбирался с незнакомыми словами в новом тексте.

Задание 4. Прочитайте текст, выбрав из скобок подходящий по смыслу глагол нужного вида. Запишите полученный вариант текста.
Какой-то человек (захотел – хотел) увидеться со знаменитым ученым Ньютоном. Время (приблизилось – приближалось) к обеду. Ньютон работал в своем кабинете. Человек (решил – решал) подождать Ньютона в столовой. Через некоторое время слуга (принес – приносил) для Ньютона обед – вареную курицу. Прошел час. Ньютон не (появился – появлялся). Гость (решил – решал) подкрепиться, (сел – садился) к столу и (съел – ел) курицу. Вскоре (появился – появляться) ученый.
– Извините, что (заставил – заставлял) вас долго ждать. Позвольте мне (пообедать – обедать), так как я очень голоден. После обеда мы (побеседуем – беседуем).
Ньютон (сел – садился) к столу и (увидел – видел) куриные кости на тарелке. Он весело (рассмеялся – смеялся):
– Вот видите, каковы ученые. Я совсем (забыл – забывал), что уже пообедал.

Задание 5. Составьте диалоги, действие в которых не достигло результата.
Образец.
– Я весь вечер переводил текст.
– Перевел?
– Нет, не перевел: текст очень трудный.
Ситуации:
переводить – перевести (статья)
решать – решить (задача)
учить – выучить (стихотворение)































Настоящее Время Глаголов

Комментарий
По своим личным окончаниям глаголы в форме настоящего времени делятся на две группы: глаголы I спряжения и глаголы II спряжения.
Глаголы I спряжения имеют следующие личные окончания: – у (-ю), – ешь, – ет, -ем, – ете, – ут (-ют).
Глаголы II спряжения имеют следующие личные окончания: – у (-ю), – ишь, – ит, -им, – ите, – ат (-ят).
Запомните! Глаголы хотеть, бежать образуют одни лица по I спряжению, а другие – по II спряжению и называются разноспрягаемыми:

 


Задание 6. Проспрягайте наиболее употребительные глаголы II спряжения. Запомните их окончания.
Бояться, говорить, гореть, греметь, дрожать, жужжать, звенеть, звучать, кричать, кроить, лежать, лететь, ложиться, решить, садиться, свистеть, сидеть, шить, стоять, стучать.

Задание 7. Составьте предложения, используя словосочетания, данные справа. Предикаты – глаголы поставьте в форме настоящего времени. Запишите полученные варианты.
Я, ты, он (она),
мы, вы, они …

писать письмо,
вносить предложение,
проводить занятие,
готовить домашнее задание,
сдавать экзамен,
жить в Туле,
играть в футбол,
бежать по улице.

Задание 8. Прочитайте предложения. Выделенные слова поставьте в форме множественного числа. Запишите полученный вариант.
Образец: Высоко в небе летит птица. – Высоко в небе летят птицы.
1. С аэродрома взлетает самолет. 2. Этой весной часто дует сильный ветер. 3. Лодка быстро плывет вниз по реке. 4. Мальчик сидит на берегу и ловитрыбу. 5. Перед домом растет большое дерево. 6. Студент закрывает дверь своей комнаты и идет на занятия. 7. Преподаватель готовит темы курсовых работ для иностранных студентов.

Задание 9. Вы знаете, что пословица – это краткое народное изречение с назидательным содержанием. Прочитайте восточную пословицу. Обратите внимание на употребление в ней глаголов. Ответьте, знакомо ли вам состояние, описываемое в этом афоризме?
Если сердце не на месте, то смотришь, да не видишь, слушаешь, да не слышишь, ешь, да не чувствуешь вкуса.

Задание 10. Прочитайте предложения, вместо точек вставляя подходящие по смыслу глаголы: а) слушать – слышать, б) смотреть – видеть в форме настоящего времени.
а) 1. Студенты внимательно … объяснение преподавателя. 2. Лектор говорит громко, и они все хорошо …. 3. Вечером вся семья … по радио музыкальные передачи. 4. Я всегда с удовольствием … музыку П.И. Чайковского. 5. Ты …, кто-то стучит. 6. После операции больной стал хорошо ….
б) 1. В этом зале студенты … много новых экспонатов. 2. Я люблю … документальные фильмы. 3. Без очков он плохо …. 4. Мы … этот фильм впервые. 5. Из своего окна я … огромный парк. 6. Преподаватель всегда … работы студентов очень внимательно и … даже незначительные описки.

Комментарий
1-е и 2-е лицо единственного и множественного числа настоящего времени от глагола быть в современном русском языке не употребляется. Лишь в некоторых случаях используется форма 3-го лица единственного числа – есть – и очень редко – множественного числа – суть.
Форма есть употребляется:
1. Как связка составного сказуемого (предиката) в научных определениях, например: Мышление есть продукт деятельности мозга. Обычно связка естьне употребляется: Я студент Тульского государственного университета. Моя подруга – врач.
2. При установлении наличия чего-нибудь (и для единственного, и для множественного числа): У меня есть брат и сестра. У меня есть братья и сестры. У нас сегодня есть время сходить в библиотеку. У моего друга есть интересная книга.
При установлении наличия каких-либо признаков, качеств предмета, душевного состояния глагол связка есть не употребляется:
а) У девочки светлые волосы и серые глаза. У моего друга прекрасная память. У певицы замечательный голос;
б) Сегодня у меня плохое настроение. У моих друзей большая радость: они получили письма из дома;
в) Сегодня на занятии многие студенты отсутствовали: они заболели.

Задание 11. Прочитайте данные предложения и объясните необходимость употребления или отсутствие глагола есть.
1. У кого есть конспект? У меня есть конспект, и у моей подруги Марии тоже есть конспект. 2. У кого мой реферат? Твой реферат у меня. 3. У вас есть брат? У меня есть не только брат, но и две сестры. 4. У моей сестры очень хорошие способности к иностранным языкам. 5. В университетской библиотеке много технической литературы.

Задание 12. Запишите предложения. Глаголы, данные справа, употребите в форме настоящего времени.
1. Каждое утро я … чай, а мой брат … молоко.
пить
2. На завтрак я обычно … яйцо, сыр, булку. Мой есть друг … рисовую кашу. Анна и Марта … макароны.
А что ты … на завтрак?
есть
3. Виктор … в хоре. Я тоже … в хоре. Мы часто … петь вместе русские песни. А ты … русские песни?
петь

Задание 13. Перепишите тексты. Инфинитивы глаголов, данные в скобках, употребите в нужной форме.
1. Я очень (любить) своего младшего брата. Его (звать) Владимир. Он еще маленький. Он (учиться) во втором классе. Он (любить) школу и свою учительницу. Борис и Саша (учиться) вместе с ним. Они (любить) играть в футбол и часто (играть) на школьном стадионе. В свободное время мы с братом (любить) смотреть интересные фильмы.
2. Анна и ее старшая сестра очень (любить) балет. Они часто (ходить) в театр и не (пропускать) ни одного нового спектакля. Девочки (заниматься) танцами в школьном балетном кружке. Они хорошо (танцевать) и часто (выступать) на школьных вечерах.
3. Берта и Сяхаин – подруги. Они (учиться) в одной группе и (жить) в одной комнате в общежитии университета. Они вместе (готовить) и (обедать). После занятий в университете они (ходить) в библиотеку. Вечером они (смотреть) по телевизору музыкальные программы. Берта хорошо (петь), а Сяхаин хорошо (танцевать). Они (любить) русские песни и танцы и (принимать) участие в студенческих концертах.

Задание 14. Прочитайте предложения. Обратите внимание на употребление выделенных глаголов.
Это наша аудитория. Здесь стоят столы и стулья. На стене висит доска. На доске лежит мел. Справа от доски висит карта мира. Сейчас урок. Студенты в аудитории. Преподаватель стоит у доски. Студенты сидят и пишут диктант.

Задание 15. Перепишите текст, используя глаголы стоять, лежать, висеть. Расскажите о своей комнате.
Я студентка. Моя подруга Берта тоже студентка. Мы живем в одной комнате. Наша комната на пятом этаже. Это небольшая, но светлая и уютная комната. В комнате две кровати. Моя кровать … справа, а слева … кровать Берты. У окна … большой стол. На столе … компьютер, … учебники, тетради и словари. В углу … тумбочка. На ней … телевизор. Справа на стене … красивая картина, а на двери … большой календарь. В шкафу … наши куртки и пальто. На полках … белье и одежда. На стене … полка, на которой … наша посуда.

































































Прошедшее Время Глаголов

Комментарий
Как известно, глаголы в форме прошедшего времени не изменяются по лицам. Они изменяются по числам, а в единственном числе и по родам.

Задание 22. Образуйте форму прошедшего времени от данных глаголов.
1. Делать – сделать, видеть – увидеть, прекращать – прекратить, изучать – изучить, получать – получить, доказывать – доказать, бороться, гордиться, заниматься, соревноваться.
2. Вести, нести, везти, спасти, принести, расти, приобрести, изобрести, сесть, мочь, беречь, умереть.
3. Достигнуть, исчезнуть, привыкнуть, окрепнуть, крикнуть, отдохнуть.

Задание 23. Спишите предложения. Вместо субъектов (подлежащих), выраженных существительными мужского рода, употребите существительные женского рода. Обратите внимание на согласование субъектов и предикатов.
1. Мой старший брат работает на заводе инженером. Сейчас его послали на две недели в командировку в Москву. 2. Мой младший брат поступил в Тульский государственный университет на факультет экономики и права. Он очень активный и трудолюбивый студент, поэтому его выбрали старостой группы. Вчера на собрании группы он детально разъяснил положительные стороны кредитной системы оценки знаний студентов. 3. К утру выпал снег (роса). 4. Шумел лес (река). 5. Опустел сад (роща).

Задание 24. Прочитайте текст. Глаголы, данные в скобках, поставьте в форме прошедшего времени. Запишите полученный вариант.
В холодный зимний день по лесу медленно (двигаться) усталые геологи. (Идти) дождь. Геологи (промокнуть) и (замерзнуть). Наконец они (дойти) до реки, за которой (тянуться) поле. На берегу реки пастух (пасти) стадо коров. Геологи (расположиться) под большим деревом, которое (расти) на краю леса. Они (разжечь) костер и (сесть) вокруг него. Они (поесть) и (отдохнуть). Когда их одежда (высохнуть), они (продолжить) свой путь.

Задание 25. Прочитайте текст. Перепишите его, используя глаголы в форме прошедшего времени.
Моя семья живет в Пекине. Мой отец работает в университете. Он преподает китайский язык. Моя мама работает врачом в больнице. Она талантливый, опытный хирург, поэтому ей поручают делать сложные операции. Мой младший брат учится в школе. После окончания школы он хочет поехать учиться в Россию, поэтому он изучает русский язык на курсах. Я тоже учусь, правда, в колледже. Программа обучения у нас очень сложная, поэтому приходится много заниматься. После окончания колледжа я поступлю в Пекинский университет на экономический факультет.

Задание 26. Запишите предложения. Глаголы, данные в скобках, употребите в форме прошедшего времени.
1. Раньше моя семья (жить) в столице. 2. В прошлом году Алехандро (жить) в Туле и (учиться) на подготовительном факультете Тульского государственного университета. 3. Анна хорошо знает испанский язык, потому что она (изучать) его в школе. 4. Сегодня воскресенье, и студенты (завтракать, обедать) в общежитии, а вечером они (идти) в кафе. 5. На экскурсии студенты (сфотографироваться) у стен Кремля, у памятника Льву Толстому и (послать) фотографии в университетскую газету. 6. Студенты нашей группы много (заниматься) и хорошо (сдать) все экзамены в зимнюю сессию. 7. Когда мы (приехать) в Россию, мы плохо (знать) русский язык и у нас (быть) много проблем в магазинах, банке, на почте, в поликлинике. Нам (помогать) наши преподаватели русского языка, которые (ходить) с нами повсюду. 8. Самый любимый праздник у русских людей – Новый год. Мы с нашими русскими друзьями (отмечать) его в студенческом клубе. Мы (дарить) друг другу подарки, (танцевать), (петь) песни, (водить) хоровод вокруг елки. Мы (пригласить) на новогодний вечер наших любимых преподавателей и (подарить) им цветы.

Задание 27. а) Восстановите диалог. Запишите его.
– …?
– Меня зовут Берта.
– …?
– Я приехала из Перу.
– …?
– Нет, я приехала в Россию недавно, только 2 месяца назад.
– …?
– Нет, я родилась в маленьком городе на севере Перу.
– …?
– Нет, не все время. Мой отец – инженер-строитель. Когда мне было 12 лет, его перевели на работу в Лиму – столицу Перу. Через год мы всей семьей переехали туда.
– …?
– Да, моя семья большая: родители, две сестры, два брата и я. Кроме того, в моем родном городе остались мои бабушка и дедушка – родители моей мамы.
– …?
– Родители моего отца жили в Лиме, но они умерли несколько лет назад.
– …?
– Я учусь на первом курсе экономического факультета Тульского государственного университета.
__…?
– Я изучала русский язык на подготовительном отделении ТулГУ.
__…?
– Нет, на родине я не занималась русским языком.
__…?
– Да, мне нравится Тула, климат средней полосы России. Но больше всего я полюбила музей – усадьбу «Ясная Поляна» – родину великого русского писателя Льва Толстого.
__…?
– Да, в Перу я прочитала многие произведения Толстого на испанском языке. Мой самый любимый роман – «Война и мир», а любимая героиня – Наташа Ростова. Когда у меня родилась младшая сестра, я попросила родителей назвать ее Натали.
__…?
– Конечно, мы всей группой побывали в Тульком кремле, музее оружия, в Тульском драматическом театре. Несколько раз мы ездили в Москву на спектакли Большого театра. Я была в восторге от балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро».
__…?
– Наш преподаватель русского языка Мария Борисовна готовит нас к экскурсиям. Мы изучаем новые слова, грамматику, читаем тексты. Мария Борисовна много знает о жизни и творчестве русских поэтов, писателей, композиторов и художников, поэтому мы всегда с интересом слушаем ее рассказы. А так как она активный, непоседливый человек, то очень часто путешествует вместе с нами, превращая экскурсионные поездки в праздник: в автобусе (а мы чаще всего ездим на экскурсионных автобусах) мы поем русские песни, рассказываем стихи, разговариваем или просто шутим.
– …
– Я тоже была рада с вами познакомиться, Славчо. Приходите ко мне в гости. Я с удовольствием послушаю ваш рассказ о Болгарии. Побывать в Софии – моя мечта!
б) Как вы думаете, с кем разговаривала Берта, где они разговаривали?
в) Расскажите (напишите), что вы узнали о Берте.

Задание 28. Используя информацию задания 27, с помощью предложенных ниже вопросов расскажите о себе. Запишите рассказ.
Как вас зовут?
Откуда вы приехали?
Где вы учились?
Какие предметы вы любили в школе?
Что вы любили делать в свободное время?
Когда вы окончили школу?
Почему вы решили приехать в Россию?
Где вы сейчас живете?
В каком вузе вы учитесь?
На каком факультете? Почему?
Где вы успели побывать в Туле?
С кем познакомились?



































































Будущее Время Глаголов

Комментарий
В русском языке две формы будущего времени: будущее сложное и будущее простое.

 


Задание 29. Составьте предложения с будущим простым в 3-м лице множественного числа от глаголов совершенного вида.
Пойти (пойду, пойдешь), взять (возьму, возьмешь), сказать (скажу, скажешь), спросить (спрошу, спросишь), сделать (сделаю, сделаешь), выучить (выучу, выучишь), посмотреть (посмотрю, посмотришь), выполнить (выполню, выполнишь).

Задание 30. Прочитайте. Укажите, в каком времени стоят глаголы в правом и левом столбцах.

 


Задание 31. Ответьте письменно на вопросы.
1. Что вы будете делать летом?
2. Как вы будете проводить свои каникулы?
3. В какой области вы будете работать по окончании университета?

Задание 32. Раскройте скобки, употребляя глагол в простом будущем времени.
1. Завтра я не (сделать) эту работу, у меня и без нее много дел. 2. Я уверен, он не (вернуться) до вечера. 3. Мы (позвонить) домой, как только (приехать). 4. Надеюсь, они (принять) наши условия. 5. Ты (помогать) мне подготовиться к контрольной работе? 6. Уверен, на этот раз вы (принять) правильное решение. 7. Друзья (поздравить) меня с днем рождения.

Задание 33. Составьте диалоги по образцу. Прослушав предложение, спросите, сколько времени они будут выполнять данные действия. Ответьте на вопросы.
Образец. – Этот текст я переведу вечером. – Сколько времени вы будете переводить его? – Минут 20.
1. Сестра быстро приготовит обед. 2. Текст из пятого урока я переведу завтра. 3. Мы подготовимся к семинару на следующей неделе. 4. Эту книгу я прочитаю очень быстро. 5. На занятии студенты выполнят несколько упражнений.

Комментарий
Глагол будущего времени несовершенного вида указывает на процесс или повторяющееся действие в будущем; глагол совершенного вида – на единичное действие в будущем или на действие, которое будет иметь результат.

Задание 34. Вместо точек вставьте глагол несовершенного или совершенного вида в будущем времени. Объясните ваш выбор. Укажите варианты.
1. Не волнуйся, я … ему из аэропорта. Не волнуйся, я … ему через каждые пять минут (звонить – позвонить). 2. – Передавай ей привет. – Обязательно … В это время по телевизору … новости (передавать – передать). 3. Врач … больных после обеда. Уверен, что на этот раз ты … правильное решение (принимать – принять). 4. Я часто … в этот город. К обеду я обязательно … (возвращаться – вернуться). 5. Конечно, мы … тебя, не торопись. Мы … вас в воскресенье (ждать – подождать). 6. Я … тебе, когда буду готов. Я … тебе наши координаты на протяжении всего пути (сообщать – сообщить). 7. В пятницу я … гостей и не смогу с вами встретиться. Надеюсь, они … наши условия (принимать – принять). 8. Обещаю, я … только правду. Я … ему о нашем решении позже (говорить – сказать). 9. Я … вам в этом деле, можете на меня положиться. Я … тебе готовиться к контрольным работам (помогать – помочь).

Комментарий
Глаголы будущего времени несовершенного вида указывают на одновременное протекание действия в будущем; глаголы совершенного вида – на последовательное.

Задание 35. Раскройте скобки, употребляя в будущем времени данные в скобках глаголы несовершенного или совершенного вида. Объясните ваш выбор. Укажите варианты.
1. Когда он (читать – прочитать) литературу по специальности, он (выписывать – выписать) незнакомые слова в отдельную тетрадь. 2. Он (предлагать – предложить) свою помощь, когда мы (искать – найти) работу. 3. Когда я (вырастать – вырасти), я (быть – побывать) пожарным. 4. Этим летом, когда он (заканчивать – закончить) школу, он (поступать – поступить) в университет. 5. Завтра, когда ты (говорить – сказать) с ним, (напоминать – напомнить) ему о его обещании. 6. Мы (отдыхать – отдохнуть), когда (заканчивать – закончить) работу. 7. Я (покупать – купить) продукты на обратном пути, когда (возвращаться – возвратиться) домой.

Задание 36. Вставьте подходящие глаголы движения в форме будущего времени. Запишите предложения.
1. Когда наступит лето, он … на море. Куда ты … летом? Анна летом … в Сочи. Я … в Санкт-Петербург. 2. В Художественном музее открывается новая выставка, мы обязательно туда … Ты … с нами на выставку? – Нет, я не могу, ко мне … родственники. 3. Ребята … сегодня на тренировку? – Нет, они не успеют. Их поезд … ровно в 17 часов. – Когда они … в Санкт-Петербург? 4. Дождь должен скоро ….

Задание 37. Прочитайте пословицы. Найдите глаголы в будущем времени. Объясните, как вы понимаете пословицы. В каких ситуациях их можно употребить? Выучите несколько пословиц.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Терпенье и труд все перетрут.
Тише едешь – дальше будешь. Поспешишь – людей насмешишь.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Что посеешь, то и пожнешь.







































Причастие

Деепричастие

Комментарий
Деепричастия обозначают действие, происходящее одновременно или последовательно по отношению к главному действию, выраженному предикатом предложения.
Деепричастия несовершенного вида выражают действие, одновременное с действием, выраженным предикатом предложения.
Например: Уходя, выключайте свет.
Деепричастия совершенного вида выражают действие, произошедшее раньше действия, выраженного предикатом предложения.
Например: Написав контрольную работу, мы вышли из аудитории.






Образование Деепричастий

Деепричастия несовершенного вида

 


Деепричастия совершенного вида

 


Суффикс – а– употребляется только после шипящих. От некоторых глаголов эта форма не образуется. Например, от глаголов бежать, бить, ждать, петь, писать, пить, мочь, казаться, беречь и др.
Суффиксы – в и – вши употребляются после гласного. Перед – ся употребляется только – вши. Суффикс – ши употребляется после согласного.

Задание 1. Образуйте от следующих глаголов деепричастия несовершенного вида.
Контролировать, записывать, анализировать, рассматривать, показывать, выполнять, реагировать, наблюдать, учитывать, проходить, держать, молчать, стучать, бороться, слушать, советовать, слышать.

Задание 2. Образуйте от следующих глаголов деепричастия совершенного вида.
Прослушать, записать, получить, научиться, увидеть, решить, проанализировать, окончить, рассмотреть.

Задание 3. Ответьте на вопросы утвердительно, заменив придаточное предложение времени деепричастным оборотом совершенного или несовершенного вида. Помните, что в предложении с деепричастием должен быть один субъект.
Образец.
– Когда Виктор получил диплом, он стал работать инженером?
– Да, получив диплом, Виктор стал работать инженером.
1. – Когда Д.И. Менделеев изучил свойства химических элементов, он создал свою периодическую систему? 2. – Когда вода закипает, она превращается в пар? 3. – Когда твердое вещество нагревается до определенной температуры, оно начинает плавиться? 4. – Когда преподаватель закончил читать лекцию, он стал задавать вопросы? 5. – Когда вы читаете книги на русском языке, вы пользуетесь словарём? 6. – Когда вы получите диплом об окончании университета, вы сразу поедете к себе на родину?

Задание 4. Замените придаточные предложения с союзом когда деепричастием с зависимыми от него словами.
1. Когда мы слушаем лекцию, мы всегда записываем ее в тетрадь. 2. Когда мы прослушали лекцию, мы стали задавать вопросы преподавателю. 3. Когда преподаватель объяснял правило, он приводил много примеров. 4. Когда преподаватель объяснил правило, он дал студентам письменное задание. 5. Когда различно заряженные ионы встречаются друг с другом, они образуют нейтральную молекулу. 6. Когда различно заряженные ионы встретились, они образовали нейтральную молекулу.
Конец ознакомительного фрагмента

 






















Грамматика Русского Языка: Учебное Пособие

Александр Михайлович Николаев
Анна Николаевна Жукова
Людмила Анатольевна Константинова
Наталия Николаевна Гончарова

 Русский язык как иностранный

· Предисловие

· Часть I

o Имена существительные и прилагательные

§ Склонение существительных и прилагательных в единственном и множественном числе

§ Именительный падеж

§ Родительный падеж

§ Дательный падеж

§ Винительный падеж

§ Творительный падеж

§ Предложный падеж

§ Полные и краткие прилагательные

o Глагол

§ Виды глагола

§ Способы образования видов глаголов

§ Настоящее время глаголов

§ Неопределенная форма глагола

§ Прошедшее время глаголов

§ Будущее время глаголов

o Причастие

§ Действительные (активные) причастия настоящего времени

§ Действительные (активные) причастия прошедшего времени

§ Страдательные (пассивные) причастия настоящего времени

§ Страдательные (пассивные) причастия прошедшего времени

o Деепричастие

§ Образование деепричастий

Людмила Анатольевна Константинова, Наталия Николаевна Гончарова, Анна Николаевна Жукова, Александр Михайлович Николаев
Грамматика Русского Языка: Учебное Пособие





Предисловие

Пособие по грамматике русского языка содержит языковой материал, изучаемый иностранными студентами-нефилологами на продвинутом этапе.


Цель данного пособия – сформировать у иностранных учащихся грамматические умения и навыки и научить применять их в речи.
Представленный языковой материал охватывает грамматические темы, рекомендованные к изучению на продвинутом этапе в нефилологических вузах Программой по русскому языку для студентов-иностранцев (1985) и требованиями, предъявляемыми к владению грамматикой русского языка в объеме II Сертификационного уровня.
Пособие состоит из трех частей. Первая часть включает морфологию существительного, прилагательного, глагола, причастия и деепричастия. Во второй части рассмотрен синтаксис простого предложения, в третьей – синтаксис сложного предложения. Грамматический материал представлен в функциональном аспекте, что отвечает сложившейся практике преподавания русского языка как иностранного. Каждая тема пособия предваряется грамматическим комментарием, позволяющим выполнять упражнения не только под руководством преподавателя, но и самостоятельно.
В пособии содержится материал для наблюдения и сопоставления грамматических явлений, даны разнообразные упражнения, сложность которых увеличивается по мере изучения темы, включены тексты, задания, побуждающие применять усвоенные навыки в речевой практике, и тесты. Все упражнения и задания построены на основе наиболее частотных конструкций разговорного языка.
Данное пособие может быть рекомендовано к использованию для обучения иностранных студентов нефилологических специальностей на продвинутом этапе.
О.Д. Митрофанова член-корр. РАО, член-корр.
Академии российской словесности, доктор филологических наук, профессор

Часть I
Морфология









Дата: 2019-07-31, просмотров: 302.