ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

«ФУНКЦИИ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

 

МОСКВА 2006



ВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования . С принятием нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации возрастают требования к профессионализму и подготовленности следователей. Изучение профессиональной деятельности следователей и анализ их функциональных (должностных) обязанностей позволяет выделить наиболее характерные стороны их текущей работы.

Однако профессиональная деятельность следователя весьма специфична, и специальные исследования по изучению условий и факторов, влияющих на развитие успешной профессиональной карьеры следователей, состоящих на службе в следственных отделах МВД РФ специально не изучались.

Предметом исследования – выступают общие тенденции и ситуационно обусловленные закономерности в сфере выявления и документирования налоговых преступлений, и создаваемые на их основе рекомендации, способствующие на практике вынесению процессуально обоснованного решения в стадии возбуждения и расследования уголовных дел по делам рассматриваемой категории.

Целью исследования – является изучение особенностей предварительного расследования, возбуждения уголовных дел и расследования налоговых преступлений, внедрение рассмотренных, обоснованных и сформулированных положений и рекомендаций в практическую и научно-исследовательскую деятельность.

Задачи исследования – изучение сущности криминалистической характеристики налоговых преступлений на современном этапе;

- анализ проблем выявления налоговых преступлений.

- исследование особенностей поводов к возбуждению уголовных дел о налоговых преступлениях;

- исследование форм и методов рассмотрения сообщений о налоговых преступлениях.

- изучение роли оперативно-розыскной деятельности МВД РФ в процессе выявления налоговых преступлений;

- определение значения процесса выемки документов и получения объяснений для совершенствования доследственной проверки заявлений, сообщений о налоговых преступлениях;

Объект исследования- профессиональная карьера следователей следственных отделов УВД.

Процессуальное положение следователей следственных отделов МВД РФ.

Реализация теоретических, организационно-практических и методологических положений данной области научного знания в деятельности оперативного аппарата, службы документальных проверок и ревизий МВД РФ, следователей при выявлении, пересечении, документирования и расследования преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов.

Методы исследования- в исследовании дипломной работы использовались: Теоретический анализ литературных источников.

В качестве методических инструментов использовались следующие методики изучения личности следователя; стандартизированный многофакторный метод исследования личности; индивидуальная беседа с следователями; методика определения мотивации достижения успеха.

В ходе работы над выпускной квалификационной работой мною были использованы сравнительно-правовой, системно-структурный, социологический, статистический и другие принятые в науке методы исследования.

Изучены научные, нормативные, инструктивно-методические источники, материалы документальных проверок и обобщенные данные, характеризующие содержание и качественный уровень расследования уголовных дел данной категории.

Исследование базируется на положениях Конституции РФ, Федеральных законов, Указов Президента РФ, решений Правительства РФ, ведомственных нормативных актов различных министерств и ведомств. В работе учтены последние изменения законодательства. Исследование проведено на основе анализа действующего уголовного, уголовно-процессуального, оперативно-розыскного, налогового, финансового законодательства.



Глава 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕСИИ СЛЕДОВАТЕЛЯ

Воображение следователя.

Воображение, то есть создание новых образов, представлений или идей, ранее не воспринимавшихся человеком, имеет огромное значение в следственной работе. Бесконечное разнообразие жизненных явлений, с которыми приходится иметь дело следователю, придает его фантазии универсальный характер, формирует у него создание любых образов, отражающих и повседневные житейские ситуации, и различные формы человеческого поведения, и явления, относящиеся ко многим специальным областям человеческой практики.

Основным условием развития воображения следователя является накопление и обобщение его опыта и знаний.

Расследование как познавательный процесс, в первую очередь, опирается на воссоздающее воображение, то есть представления чего-либо (ранее не воспринимавшегося человеком, на основе словесного описания и условного изображения - чертежи, схемы, карты). Воссоздающее воображение связано с перекодировкой информации со слов, условных знаков или графических изображений в наглядные представления, живые образы действительности.

Большую часть информации следователь черпает из устных и письменных заявлений, сообщений и описаний, из актов, протоколов и других документов.

Значительно облегчает работу следственного воображения введение наглядной демонстрации, использование разного рода наглядных опор: рисунков, фотоснимков, чертежей, графических схем и иных изображений, а также слепков, макетов, моделей.

Поэтому очень важно иметь в следственных органах все необходимое для макетирования, проекционную аппаратуру, различные муляжи, наглядные пособия.

Качества ума следователя.

Психологическая сторона умственной деятельности следователя - одна из наиболее интересных и наименее исследованных проблем.

Следственное мышление имеет свою специфику. В нем своеобразно реализуются общие закономерности. Мышление - не только логический, но и психический процесс. Анализ содержания самих умственных процессов относится к компетенции психологической науки, и, в частности, того ее раздела, который именуется психологией мышления.

Практическое мышление в процессе трудовой деятельности именуют оперативным. Термин "оперативное" допускает различные толкования: оперативной можно назвать деятельность, состоящую из ряда операций либо протекающую особенно быстро, а если иметь в виду, что по латыни "опера" означает труд, то оперативным можно назвать мышление, непосредственно вплетенное в трудовой процесс. Все эти оттенки применимы к мышлению следователя.

Следователь, который имеет дело с конкретными предметами и явлениями, оторваться от чувственных данных бывает труднее, чем оперировать готовыми идеями.

Различая ум конкретный и ум абстрактный, обычно считают, что конкретный видит детали, проявляя внимание к мелочам, от которых абстрактный ум отличается отвлечением от не существенного.

Искусство расследования - это в значительной степени умение видеть и понимать мелочи.

Полная очевидность события - дело довольно редкое, чаще следователю достаются скрытые и незаметные следы, при помощи которых достигается опосредованное познание расследуемого события.

Почти в каждой работе по тактике и методике говорится об аналитической деятельности следователя: анализе исходных данных, анализе доказательств и тому подобное, но в редких случаях о синтетической работе ума. Это создает впечатление, что ведущей умственной операцией для следователя является анализ. Однако понимание материала, подготавливаемое анализом достигается в результате синтеза. Версии, план расследования, оценка доказательств - всё это синтетические образования. Без синтеза остаются лишь частности, механический набор знаний, не организованных в единую систему. Следственное мышление требует гармоничного сочетания анализа и синтеза.

Следователю необходимо продумывать свои действия и действия своих партнеров "на много ходов вперед". А поскольку имеющиеся данные допускают различные варианты и каждом из них возможны различные отклонения, то приходится учитывать огромное количество возможностей, рассчитывая промежуточные операции и действия. Умение видеть перспективу дела вплоть до судебного разбирательства - одна из существенных особенностей следственного мышления.

Мышление следователя. Любой предмет обладает бесконечным множеством свойств, признаков, сторон и отношений, исчерпывающее познание которых за короткий срок невозможно. Отражение их органами чувств и человеческой мыслью всегда избирательно, оно беднее действительности, но тем не менее несет в себе достоверное знание, необходимое для достижение той или иной цели.

В зависимости от цели исследования, мы абстрагируемся от многих несущественных в данной ситуации сторон и взаимосвязей, что позволяет глубже, вернее и полнее установить все то, что имеет значение для дела. Говоря о полном, объективном и всестороннем исследовании в уголовном процессе, имеют ввиду именно такие существенные и юридически значимые обстоятельства.

Но как достигается знание этих обстоятельств, как осуществляется движение человеческой мысли от незнания к неполному знанию, а от него - к знанию достоверному? Этот общий методологический вопрос имеет огромное значение в деятельности следователя.

При ответе на поставленный выше вопрос в юридической литературе обычно ограничиваются рассматриванием логической стороны мыслительных процессов, не касаясь их конкретного содержания. В таком освещении расследование выглядит как процесс выдвижения и проверки различных версий.1

Но ведь версия - это только логическая форма мысли, сама же мысль намного богаче и содержательнее. Между логическими операциями и отражаемой действительностью в сознании следователя находятся важные посредствующие звенья, протекают сложные познавательные процессы.

Поэтому было бы слишком упрощенным представлять себе мыслительную деятельность следователя только как систему логически развернутых рассуждений, именуемых в психологической науке дискурсивным мышлением. Мышление возникает тогда, когда окружающая действительность и в первую очередь окружающие люди требуют от человека решить какую-либо задачу, ответить на какой-либо вопрос и т.д. Мышление, как и воображение, нужно на всем протяжении расследования.

Мышление человека, в отличие от чувственного познания, начинается в связи с возникновением у него у него задачи, вопроса и даже удивления.

Следователю постоянно приходится разрешать те или иные задачи, которые ставит перед ним расследование уголовного дела.

Однако мышление - это не просто процесс решения задачи, хотя мышление возникает обычно из проблемной ситуации и направлено на ее разрешение.

Эти задачи стоят перед следователем с того момента, когда он получил первую информацию о совершении преступления, и до окончания расследования уголовного дела, которое тождественно решению проблемных ситуаций. Чем острее проблемность ситуации, тем активнее бывает процесс мышления. Таким образом, приходится мысленно восстановить картину действительности в ее конкретности.

А это по самому существу - задача анализа и синтеза, которые являются составными частями процесса мышления. Анализ и синтез - это две стороны, или два аспекта, единого мыслительного процесса. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Анализ по большей части совершается через синтез. Правильный анализ любого дела всегда является анализом не только частей, элементов, свойств, но и их связей или отношений.1 Он поэтому ведет не к распаду целого, а к его преобразованию. Это же преобразование целого, новое соотношение выделенных анализом компонентов целого и есть синтез.

Синтез непрерывно переходит в анализ и наоборот. Анализ помогает следователю выделить из показаний самое существенное, самое необходимое.

Через сравнение - конкретную форму взаимосвязи синтеза и анализа - следователь приходит к обобщению, что фактически является решением данной конкретной задачи. Сравнение - это анализ, который осуществляется посредством синтеза и, в свою очередь, ведет к обобщению, к новому синтезу. Сравнение - это способ проявления взаимодействия анализа и синтеза. Именно через сравнение следователь приходит к обобщению - становлению определенных версий.

Мыслительные действия связывают прошлый опыт и знания с вновь полученной информацией, помогая анализировать ее. Анализируя новую информацию, отбирая из нее самое необходимое, следователь тем самым дополняет свои знания, которые сыграют свою роль при решении очередной мыслительной задачи.

Полномочия следователя

Соответственно природе участия в уголовном процессе (выполнение определенной функции, защита своего интереса или выполнение определенных обязанностей) органы и должностные лица наделяются полномочиями, субъектам процесса предоставляются права и на них возлагаются обязанности. Обязанности и права участника процесса служат правовой предпосылкой его участия в уголовно-процессуальной деятельности, определяют объем такого участия.

Полномочия следователя составляют центральное звено его уголовно-процессуального статуса. Следует отметить, что чакон в основном определяет компетенцию и круг полномочий следователя, подробно регламентирует процессуальную деятельность по возбуждению и расследованию уголовных дел. Полномочия следователя, как и полномочия иных государственных органов и должностных лиц, в первую очередь, характеризуются властными признаками, выраженными в праве применения мер процессуального принуждения, обязательности исполнения его решений определенными лицами. Для успешного осуществление задач, стоящих перед следователем, важное значение имеет законодательная регламентация средств, способов и методов осуществления предварительного следствия.

Выделяются полномочия следователя: а) по собиранию доказательств (вызов и допрос свидетелей, потерпевших и других лиц, назначение экспертиз, производство обыска, выемки, осмотра, освидетельствования, совершение других следственных действий); 6) по принятию решений (о привлечении в качестве обвиняемого, признании потерпевшим, окончании предварительного следствия и др.).

Согласно статье 38 УПК РФ, следователь уполномочен:

- возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ;

- принимать уголовное дело к своему производству или передавать его прокурору для направления по подследственности;

- самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с Кодексом требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора;

- давать органу дознания в случаях и в порядке, установленных Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об зреете, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

- осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Далее мы рассмотрим те полномочия следователя, при выполнении которых вызывает проблемные вопросы, в ряде случаев в связи с недостаточной правовой регламентацией.

Процессуальные полномочия возникают у следователя на стадии возбуждения уголовного дела. Следователь обязан принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении я в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения (ст. 144). При необходимости следователь может ходатайствовать перед начальником следственного отдела о продлении этого срока до 10 суток. Таким образом, УПК РФ, наделив следователя процессуальными полномочиями еще до принятия решения о возбуждении уголовного дела, не упоминает их в статье 38, закрепляющей полномочия следователя. В целях упорядочения полномочий следователя в УПК РФ, на наш взгляд, необходимо часть вторую статьи 38 дополнить новым пунктом I следующего содержания: принимать, проверять сообщение о любом готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принимать по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения;», соответственно пункты 1 - 5 считать пунктами.

Далее, по результатам рассмотрения сообщения о преступлении следователь принимает одно из следующих решений:

- о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ;

- об отказе в возбуждении уголовного дела;

- о передаче сообщения по подследственности в соответствии с нормами УПК РФ.

При наличии повода и основания, следователь возбуждает уголовное дело, о чем выносит соответствующее постановление (ст. 146). Но постановления следователя недостаточно для признания уголовного дела возбужденным и только дача согласия прокурором означает юридический факт возбуждения уголовного дела. Заметим, что не все однозначно определяют момент возбуждения уголовного дела.

Согласно ч.4 ст. 146 УПК РФ, прокурор, получив постановление, незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращение материалов для дополнительной проверки, которая должна быть проведена в срок не более пяти суток.

С целью исключения случаев несвоевременного возбуждения уголовного дела данная норма, также как и некоторые другие, была уточнена в Приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 5 июля 2002 г. Так, если УПК РФ указывает о незамедлительности принятия решения прокурором по поступившим материалам, то данный нормативный акт установил, что прокуроры должны выносить постановление о возвращении мате риалов для дополнительной проверки в тот же день.

При этом должны быть даны указания о необходимости выполнения конкретных процессуальных действий (п.2.4.). По сообщениям об особо тяжких преступлениях прокуроры обязаны лично выезжать на место происшествия, непосредственно изучать обстоятельства происшедшего и собранные материалы, и при наличии достаточных оснований на месте возбуждать уголовное дело либо давать согласие на его возбуждение. В нерабочее время (включая выходные и праздничные дни) должны быть установлены дежурства прокуроров и их заместителей.

Несмотря на принимаемые меры, правоприменители сталкиваются с трудностями при исполнении требований этих норм закона. Так, прокуроры на местах не всегда имеют реальную возможность выезжать на место происшествия, по которым необходимо незамедлительно провести задержание подозреваемого, его допрос, потерпевшего и свидетелей, особенно это касается отдаленных регионов.

Промедление с допросом некоторых категорий лиц влечет за собой утрату важных доказательств. В различных регионах отсутствует единый подход при решении вопроса о получении согласия прокурор. В отдельных случаях согласие прокурора получается следователем по факсу, в других по телефону, в некоторых регионах прокурор требует непосредственного представления материалов.

Установленный УПК РФ порядок возбуждения уголовного дела явился одним из самых обсуждаемых вопросов среди ученых и практических работников.

По мнению В.С. Балакшина, установленный порядок возбуждения уголовного дела не содержит серьезных гарантий, направленных на обеспечение прав граждан в уголовном процессе, существенно ограничивает процессуальную самостоятельность следователя, дознавателя, снижает у них чувство ответственности за принимаемое решение. Кроме того, создает препятствия для активной работы по собиранию, закреплению и проверке доказательств на начальном, наиболее ответственном этапе расследования преступлений.

Следователь не получив согласие прокурора на возбуждение уголовного дела, не может проводить следственные действия даже при обстоятельствах совершения преступления, которые не терпят отлагательства.

Для решения этого проблемного вопроса предлагаются различные варианты.

Так, например, Ю. Овчинников предлагает разрешить следователю проводить неотложные следственные действия по обнаружению, сбору и закреплению доказательств. Если прокурор согласится с возбуждением уголовного дела, то все они будут считаться допустимыми, в случае принятия прокурором иного решения недопустимыми. Также возможен другой вариант, который заключается в том, чтобы следователь или дознаватель с места происшествия непосредственно с помощью технических средств получил от прокурора согласий на возбуждение уголовного дела. Конечно, все эти и иные варианты могут дать возможность следователю предпринять те действия, которые продиктованы порой очень сложной следственной ситуацией, но не снимают остроту проблемы.

Я придерживаюсь точки зрения о том, что полномочия прокурора вполне позволяют ему проверить законность и обоснованность возбужденного уголовного дела с момента принятия такого решения. Этому также может способствовать немедленное уведомление прокурора, но в данном случае следователь должен направлять прокурору не материалы проверки, а постановление о возбуждении уголовного дела.

В связи с чем считаю возможным предложить внесение следующих изменений в УПК РФ: в статье 20 части четвертой и статье 146 части первой слова «с согласия прокурора» исключить; в части четвертой статьи 146 второе и третье предложения исключить, а четвертое предложение изложить в следующей редакции: «О принятом решении следователь, дознаватель в тот же день уведомляет заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело».

Если для возбуждения уголовного дела по результатам проверки отсутствуют основания в порядке ст. 144 УПК РФ, то следователь выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (п.2 ч.1 ст.145).

Для закрепления следов преступления и установления лица, его совершившего, следователь в настоящее время, до получения согласия прокурора на возбуждение уголовного дела, производит осмотр места происшествия, освидетельствование и назначает судебную экспертизу (ч. 4 ст. 146).

УПК РФ представляет следователю полномочия по собиранию доказательств (ч.1 ст.86), определяет способы проверки доказательств (ст.87), критерии и правила оценки доказательств (ст. 88). Доказывание, осуществляемое следователем, имеет ряд особенностей, которые обусловлены как процессуальными условиями, в которых проводится предварительное расследование, так и характером полномочий, которыми закон наделяет следователя.1

В доказывании обстоятельств совершенного преступления следователю принадлежит определяющая роль. Следователь на основе всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела устанавливает факты, входящие в предмет доказывания, формулирует выводы по основным вопросам предварительного следствия. Следователь лично и непосредственно исследует все доказательства по делу, причем, как правило, делает это первым. От него во многом зависит исход дела. Поэтому следователь должен быть наделен широкими полномочиями и достаточной самостоятельностью в процессе доказывания.

Согласно ст. 73 УПК РФ, при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию:

- событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);

- виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы;

- обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;

- характер и размер вреда, причиненного преступлением;

- обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;

- обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

- обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Подлежат выявлению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

Таким образом, следователь, выполняя функцию обвинения (уголовного преследования), одновременно устанавливает обстоятельства, которые исключают преступность и наказуемость деяния и те, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания.

В связи с рассмотрением полномочий следователя по установлению обстоятельств, подлежащих доказыванию, необходимо отметить, что в УПК РФ получило развитие положение статьи 50 Конституции РФ, согласно которого при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. Следователь сам вправе признать доказательство недопустимым по ходатайству подозреваемого, обвиняемого или по собственной инициативе (ст.ст. 75, 88).

Закрепление в законе данного положения вызывает много споров, особенно это касается момента признания недопустимыми показаний подозреваемого, обвиняемого, данных в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, которые не подтверждены ими в суде (п. 1 ч.2 ст.75).

Доказательства, полученные на основании сведений, сообщенных обвиняемым на допросе, в отсутствие адвоката не теряют доказательственного значения в случае отказа от показаний обвиняемого (это могут быть результаты проверки показаний на месте, следственного эксперимента, обыска и т.д.). В этом вопросе мы согласны с мнением о том, что правило об исключении в суде показаний обвиняемого, данных на предварительном следствии, является специальным и твердо определенным правилом, относящимся именно к показаниям подозреваемого и обвиняемого.

Действие нормы о недопустимых доказательствах предполагает и иные правомочия следователя. Признание недопустимыми показаний, основанных на догадке, предположении, слухе, без указания источника осведомленности предполагает обязанность следователя подвергать проверке и оценке все получаемые сведения. При собирании доказательств он должен соблюдать все предъявляемые требования закона для исключения случаев признания их недопустимыми.

Следователь, реализует полномочия по собиранию доказательств путем принятия решений и производства следственных и иных процессуальных действий. Решения о производстве того или иного следственного действия следователь принимает самостоятельно за исключением случаев, предусмотренных законом.

Только по решению суда следователь производит следственные действия, предусмотренных пунктами 4-9 и 11 ч. 2 статьи 29 УПК РФ.

В исключительных случаях следователь может произвести осмотр жилища, обыск и выемку в жилище, а также личный обыск на основании постановления без получения судебного решения (ч.5 ст. 165). В этом случае он в течение 24 часов с момента начала производства данного следственного действия письменно уведомляет прокурора и судью, приложив копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности и обоснованности решения. Если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми.

На мой взгляд, закон в данном случае недостаточно регламентирует процедуру проверки судом законности и обоснованности проведенного следственного действия (например, вопросы участия прокурора, представления материалов).

Необходимо, например, поддержать авторов, предлагающих установить процедуру проверки, аналогичной при рассмотрении ходатайства следователя о проведении следственного действия. В законе должно быть предусмотрено право следователя или прокурора на участие в процедуре по проверке судьей законности проведения

следственного действия и дачи ими разъяснений.

В связи с чем, предлагаем в статье 165 часть пятую после слов «и выносит постановление о его законности или незаконности» дополнить предложением следующего содержания: «При проверке вправе участвовать прокурор или следователь и давать разъяснения».

Считаю, что закон должен предусматривать возможность обжалования решения судьи об отказе в производстве следственного действия и о признании произведенного следственного действия незаконным. Необходимо предусмотреть право следователя или прокурора обратиться в вышестоящий суд в случае несогласия с такими решениями, для чего предлагаем статью 165 УПК РФ дополнить новой частью шестой следующего содержания: «6. Постановления судьи об отказе в производстве следственного действия, о не законности произведенного следственного действия могут быть обжалованы в вышестоящий суд».

Неоднозначные мнения вызывают и полномочия следователя по профилактике преступлений. УПК РФ устанавливает, что при производстве по уголовному делу доказыванию подлежат обстоятельства, способствовавшие совершению преступления (ч. 2 ст. 73). Согласно ч. 2 ст. 158 УПК РФ следователь, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. В УПК РФ нет статей, предполагающих обязанность следователя выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступления и принятия по ним мер.

Отношение к вопросу о профилактике преступлений обусловлено, на мой взгляд, социальными, общественными и политическими условиями.

Обязательной формой реализации полномочий следователя в уголовном судопроизводстве являются правовые отношения, которые он осуществляет не в одностороннем порядке, а в процессе возникновения, изменения и прекращения правоотношений с другими субъектами.

УПК РФ, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее по тексту - ФЗ «Об ОРД»), ведомственные нормативные акты регулируют вопросы взаимодействия следователя и органа дознания, наделенного в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. В предусмотренных процессуальными нормами отношениях следователь выступает как субъект прав, а орган дознания - как субъект обязанностей, ибо именно следователь в полном объеме несет ответственность за направление, качество и сроки расследования по принятому к производству делу.

Согласно УПК РФ, следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ст.38).

Поручения следователя являются основной формой взаимодействия с органом дознания. УПК РФ не устанавливает сроки для исполнения поручений следователя и ответственность за надлежащее их исполнение или же невыполнение, от чего, на мой взгляд, нарушаются не только сроки расследования, но и страдает его качество.

УПК РФ устанавливает, что в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам (ст.89). Но при этом УПК РФ, не регламентирует порядок и форму предоставления таких данных следователю. Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» устанавливает, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут представляться следователю, в производстве которого находится уголовное дело, на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ст. 11). Неоднозначные мнения высказываются по вопросу наделения следователя полномочием проведения дознания по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п.8 ч.1 ст.5, ч. З ст.151). УПК РФ содержит положение, согласно которому дознание производится по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (ч.2 ст.223). Таким образом, на органы предварительного следствия было дополнительно возложено расследование 20 составов преступлений, в числе которых все уголовные дела о неочевидных преступлениях; уголовные дела, переданные прокурором из органов дознания по истечении предельного срока расследования в 25 дней.

Возложение на следователя полномочий обвинителя требует совершенствования профессиональной подготовки, повышения грамотности и мастерства, ведь участие в судебном разбирательстве требует овладения определенными знаниями и навыками. Так, государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании; излагает суду свое мнение; высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания. Он должен предъявить или поддержать гражданский иск. В настоящее время еще не наработана практика поддержания обвинения следователями.

На стадии предварительного следствия следователь, установив обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, а также обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания, должен принять решение о прекращении уголовного дела и уголовного преследования по основаниям, предусмотренном (ст. ст. 24 – 28, 427 УПК РФ).

В связи с построением состязательного уголовного судопроизводства, необходимо отметить иной подход к институту ознакомления с материалами уголовного дела и составления обвинительного заключения. Сохранение их в законодательстве свидетельствует о половинчатости мер законодателя по установлению состязательного процесса. Тогда как сторона защиты представляет свои аргументы только на стадии судебного производства, то сторона обвинения представляет их на более раннем этапе, что ставит их в неравное положение.

Срок ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела включен в срок предварительного следствия и срок содержания под стражей (ст.ст.109, 162). В то же время, УПК не предусматривает возможность ограничения во времени, когда обвиняемый или его защитник умышленно затягивают процесс ознакомления с материалами уголовного дела.

На практике имеются уголовные дела, по которым ознакомление с материалами уголовного дела лиц, содержащихся под стражей, происходит до года и полутора лет. Предельный же срок содержания под стражей, установленный УПК, составляет 18 месяцев (ч. З ст. 109).

Статья 220 УПК РФ устанавливает, что в обвинительном заключении кроме прочих обязательных данных, указывается перечень доказательств, подтверждающих обвинение и перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты. Таким образом, в обвинительном заключении следователь не приводит содержание самих доказательств, что на наш взгляд, является вполне обоснованным решением. УПК РФ практически отменил существовавший институт дополнительного расследования. Судья может по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвратить уголовное дело прокурору только по основаниям, не требующим производства следственных действий и получения новых доказательств (ст. 237 УПК РФ). Это в таких случаях, когда:

1) обвинительное заключение составлено с нарушением требований закона;

2) копия обвинительного заключения не была вручена обвиняемому;

3) необходимость составления обвинительного заключения по уголовному делу, направленному в суд с постановлением о принудительной мере медицинского характера.

Для устранения этих нарушений закон устанавливает довольно сжатые сроки – 5 суток.

Отмена института дополнительного расследования по УПК РФ вызвали дискуссию среди процессуалистов. Одни в закреплении его в таком виде видят установление демократических принципов. Так, И.Б. Михайловская считает, что существование данного института давало явное преимущество государственным органам, осуществляющим уголовное преследование, и тем самым нарушался принцип равенства прав участников процесса. «Сохранение права у суда возвращать дело на доследование по ходатайству прокурора оставляло органам расследования возможность исправить допущенные промахи и прямые нарушения закона, не подвергаясь при этом каким-либо процессуальным санкциям, что несправедливо: если обвинение не вынесло бремени доказывания, не представило суду достаточных доказательств виновности подсудимого, должен следовать оправдательный приговор» - пишет она.

Статистические данные показывают, что количество возвращенных судом уголовных дел на дополнительное расследование составляют достаточно большой процент. Ограничение оснований для возвращения дел на дополнительное расследование непременно отразится на качестве расследования, будет способствовать более ответственному подходу следователей к исполнению своих обязанностей.



Глава 2 . ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Процессуальные сроки предварительного следствия и дознания

 

Процессуальные сроки имеют важное значение для обеспечения режима законности как при выполнении отдельных следственных действий и принятии процессуальных решений, так и при производстве расследования в целом. Процессуальное значение сроков заключается в том, что они, с одной стороны, ограничивают время проведения процессуальных действий, способствуя тем самым устойчивости правового статуса отдельных участников уголовного судопроизводства в пределах определенного времени. С другой стороны, процессуальные сроки позволяют оптимизировать сам процесс расследования, предупреждая медлительность, волокиту, предопределяют темпы выполнения следователем процессуальных действий, обеспечивая тем самым максимально быстрое раскрытие преступлений. Особенности исчисления процессуальных сроков оказывают прямое влияние на определение следователем методики и выбор тактики расследование преступлений. Процессуальные сроки следует обозначать, исходя из УПК РФ. Помимо исчисления сроков в часах, сутках и месяцах (ч.1 ст.128 УПК РФ), закон предусматривает исчисление сроков терминами: «немедленно», «с момента», «до момента» и т.п.

Так, допрос обвиняемого должен состояться немедленно после предъявления ему обвинения с соблюдением п.9 ч.4 ст.47 и ч.3 ст.50 УПК РФ.

Немедленное выполнение этого следственного действия означает безотлагательное проведение допроса обвиняемого сразу после предъявления ему обвинения.

Согласно п.1 ч.3 ст.166 УПК РФ в протоколе следственного действия указываются время его начала и окончания с точностью до минуты. Такое требование имеет важное значение для исчисления процессуальных сроков в часах и сутках. Так согласно п.5 ст.5 УПК РФ моментом фактического задержания считается моментом фактического задержания определяется и предельный срок – 48 часов его нахождения под стражей (ч.2 ст.94 УПК РФ), не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого должен быть уведомлен кто-то из его близких родственников (ч.1 ст.96 УПК РФ). Законодатель в ч.2 ст.46 УПК РФ независимо от складывающейся следственной ситуации предписывает, что подозреваемый по делу должен быть допрошен в срок не позднее 24 часов с момента его фактического задержания. Исходя из анализа положения ч.4 ст.108 УПК РФ, гласящей, постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пересечения под стражу подлежит рассмотрению судьей не позднее 8 часов с момента поступления материалов в суд, следователь обязан заблаговременно до начала исчисления этих сроков дело надзирающему прокурору, а в тех случаях, когда по делу предъявления, в еще более ранние сроки, с соблюдением права на защиту, предъявить обвиняемому обвинение и допросить обвиняемого. Исходя из этого нельзя считать, что закон стесняет следователя в выборе тактики расследования.

Напротив, приемы и методы проведения отдельных видов следственных действий, планирование предварительного следствия в целом требует требуют максимальной оперативности, экономичности во времени, учета ограниченности во времени необходимо наиболее полное информационное обеспечение следствия данными о личности подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, наиболее значимых совершения отдельных следственных и иных процессуальных действий, а для этого потенциальных свидетелей, владение изменяющейся следственной ситуацией, в ряде случаях тесное оперативное сопровождение всего хода расследования и постоянное взаимодействие с оперативными подразделениями. Существенной новацией уголовно-процессуального закона является то, что такое распространенное следственное действие, как допрос, не может длиться непрерывно более 4 часов, целом длительность допроса после перерыва, в течение дня не может превышать 8 часов (ст.187 УПК РФ). В два раза уменьшается время допроса несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого (ст.425 УПК РФ). Исходя из этого, такого же времени следует придерживаться и при выполнении других следственных действий.

Эти требования закона диктуют следователю необходимость при расследованию вести учет времени в часах, с тем чтобы не ставить полученные доказательства под угрозу признания их недопустимыми.

При исчислении сроков задержания, заключения под стражу и иных мер пересечения, в них включается и нерабочее время (ч.1 ст. 128 УПК РФ), что важно при планировании расследования. Особое внимание следует уделять неукоснительному соблюдению требований ч.5 ст.109 УПК РФ о предъявлению материалов оконченного расследованием уголовного дела обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее чем 30 суток окончания срока содержания.

Предельные сроки содержания под стражей установлены ч.2 и 3 ст. 109 УПК РФ: в отношении обвиняемых в совершений небольшой и средней тяжести на срок до 6 месяцев; а за совершении тяжких преступлений на срок до 12 месяцев; в отношении обвиняемых за особо тяжкие преступления на срок до 18 месяцев.

Если после окончания предварительного следствия материалы уголовного дела были предъявлены обвиняемому и его защитнику менее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, то по его истечении обвиняемый подлежит немедленному освобождению.

Требования ч. 3 и 4 ст. 50 УПК РФ относительно обеспечения подозреваемого, обвиняемого; правом пользоваться защитником требуют от следователя такой организации работы по расследованию преступлений, чтобы приглашенный защитник уведомлялся о планируемых следственных действиях заблаговременно, с тем чтобы не допускать нарушений права на защиту и тем самым не обесценивать полученных в ходе следственных действий доказательств.

Важное значение для обеспечения режима законности имеет Соблюдение установленных в ст. 162 УПК РФ сроков предварительного следствия. Установление возможности продления сроков предварительного следствия до б месяцев прокурором района, города и приравненным к нему военным прокурором и их заместителями (ч. 4 ст. 162 УПК РФ) не должно означать попустительства необоснованному затягиванию сроков проведения предварительного следствия, требует от начальников следственных подразделений постоянного процессуального контроля за ходом расследования находящихся в производстве уголовных дел, повышения организации и эффективности прокурорского надзора.

В ч,6 ст. 162 УПК РФ по-новому, по сравнению с ранее действовавшим уголовно-процессуальным законодательством, решается вопрос об исчислении сроков предварительного следствия в случаях возвращения прокурором уголовного дела для производства дополнительного расследования, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела. Срок дополнительного следствия, установленный прокурором, не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю, т.е. следователь обязан принять к своему производству и приступить к расследованию в день поступления к нему уголовного дела. Ранее дела этой категории нередко неделями, а то и месяцами лежали у следователей без движения. По ныне действующему уголовно-процессуальному законодательству срок предварительного следствия начинает исчисляться со дня поступления дела к следователю.

Вопрос о соблюдении установленных процессуальных сроков следствия всегда был одним из самых больных. Нарушение сроков следствия нередко объясняется длительностью проведения судебных экспертиз, что действительно представляет собой проблему. Но вместе с тем встречаются случаи, когда судебные экспертизы назначаются несвоевременно, с большим опозданием либо материалы для производства экспертных исследований направляются следователем по истечении длительного времени после вынесения постановлений о назначении экспертиз. Иногда по делам назначаются экспертизы, проведение которых не вызывается необходимостью, что диктуется перестраховкой или слишком расширительным пониманием права на защиту.

Освещая важную, проблему процессуальных сроков, нельзя не коснуться Определения Конституционного. Суда Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 300-0 (РГ от 15 января 2003 г.) по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 116, 211, 218, 219 и 220 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации и жалобами ряда граждан. Правовая позиция Конституционного Суда РФ имеет значение и в условиях действия нового УПК РФ.2 Признана неконституционной практика многократного возобновления прекращенного уголовного дела, в том числе и по причинам неполноты проведенного расследования, ввиду недопустимо длительного нахождения подозреваемого в состоянии неопределенности. Возобновление производства по ранее прекращенному делу в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 214 УПК РФ возможно только ввиду новых обстоятельств и по вновь открывшимся обстоятельствам в пределах сроков давности привлечения к уголовной ответственности. По этой причине нельзя признать допустимой правоприменительную практику не только многократного прекращения уголовных дел, но и многократного приостановления предварительного следствия с тем расчетом, что следствие будет возобновлено, когда это будет удобно следователю, и надзирающий прокурор в соответствии с ч. 6 ст. 162 УПК РФ установит срок предварительного следствия еще на один месяц. Такой порочной практике иногда попустительствуют и надзирающие прокуроры, прикрывая медлительность и недостатки в расследовании, ведомственном процессуальном контроле и в организации прокурорского надзора.

Не в малой степени негативное влияние оказывают И существующие показатели оценки работы следователей, когда уголовное дело, по которому продлевались сроки расследования, априори и без учета конкретных обстоятельств может быть отнесено к делу, расследованному «с нарушением» процессуальных сроков.

Существующие формы статистической отчетности показателей работы органов предварительного расследования, оценка раскрываемости преступлений, качества и полнеть: предварительного следствия, а также прокурорского надзора не. соответствуют требованиям о назначении уголовного судопроизводства в современных условиях и часто провоцируют на нарушения уголовно-процессуального закона.

Соблюдение процессуальных сроков проведения следственных действий, принятия процессуальных решений предопределяет эффективность расследования уголовных дел, отвечает задачам, целям и назначению уголовного судопроизводства.

 

Обыск

Обыск по делам рассматриваемой категории обычно проводится с целью обнаружения черновых записей, временных документов, составляемых для обеспечения безопасности проводимой бездокументально хозяйственной операции, компьютеров и других носителей машинной информации, товаров, не оформленных документами, и т.п.

Наряду с обыском в офисе, личным обыском лиц, причастных к уклонению от уплаты налогов, обыском по месту жительства, целесообразно проведение обыска в автомобилях, гаражах, на дачах, в дочерних предприятиях и иных местах. При достижении в результате обыска поставленной цели необходим допрос лиц, у которых обнаружены черновые записи, документы и иные предметы, имеющие по делу значение доказательств.

Выемка

Выемка документов производится следователем по общим правилам, установленным уголовно-процессуальным законом, и в соответствии с криминалистическими рекомендациями. Но особое внимание следователь должен обратить на соблюдение правил выемки компьютерной техники и магнитных носителей информации для ЭВМ. Для проведения такой выемки целесообразно приглашать специалиста по вычислительной технике.

После принятия необходимых мер безопасности можно приступить к выемке компьютеров и магнитных носителей, придерживаясь следующих рекомендаций:

- перед выключением питания по возможности корректно закрыть все используемые на компьютерах программы, а в сомнительных случаях просто выключить компьютер;

- при наличии на компьютерах программ, защищенных паролем, принять меры к установлению паролей доступа;

- выключить питание всех компьютеров, находящихся в месте их выемки, Не пытаться на месте просматривать информацию, содержащуюся в компьютерах и на магнитных носителях;

- обращаться за консультацией только к приглашенному специалисту по вычислительной технике;

- изымать только системные блоки персональных компьютеров и дополнительные периферийные устройства (стримеры, модемы, сканеры, фото считыватели, перфораторы, принтеры и т.п.);

- при обнаружении в месте выемки компьютеров среднего или «большого» класса на локальной вычислительной сети или иной техники неясного назначения обратиться за рекомендациями к специалисту по вычислительной технике;

- изымать полностью все имеющиеся на месте выемки компьютеры и магнитные носители.

При выемке компьютеров может быть применен простой способ их опечатывания - наложение на разъем питания, находящийся на задней крышке, листа бумаги с закреплением его краев на боковых стенках компьютера клейкой лентой. На этом листе бумаги расписываются следователь, понятые и представитель организации.

Магнитные носители лучше всего упаковать в коробку или ящик и опечатать их обычным способом. В протоколе выемки указываются серийные номера всех изъятых компьютеров. Если на компьютерах нет серийных номеров, в протоколе выемки отмечаются их внешние индивидуальные признаки (конфигурация, цвет, надписи и т.п.).

При выемке магнитных носителей в протоколе необходимо указать их серийные номера, а при их отсутствии описать индивидуальные признаки носителя (размер, цвет, надписи). При отсутствии четких индивидуальных признаков магнитный носитель запечатывается в отдельную коробку (ящик, конверт), о чем делается запись в протоколе.

Допрос

По уголовным делам об уклонении от уплаты налогов с организаций должны быть допрошены руководитель и главный бухгалтер организации (либо лицо, отвечающее за ведение бухгалтерского учета):

- по вопросам, появившимся у следователя после изучения акта документальной проверки и других материалов, представленные следователю налоговым органом;

- о фактах внесения в бухгалтерские документы искаженных данных о доходах (выручке) или расходах либо об иных объектах налогообложения; о размере скрытых объектов налогообложения;

- о правильности применения налоговым инспектором ставки налога;

- о размере налога, причитающегося со скрытых объектов налогообложения;

- о наличии у них возражений против выводов налогового инспектора;

- об обжаловании ими этих выводов в Арбитражный суд и результатах рассмотрения спора в суде;

- о сроках представления бухгалтерской отчетности и расчетов по налогу в налоговую инспекцию;

- о сроках перечисления налога в бюджет; о том, кем подписаны и составлены документы бухгалтерской отчетности и расчеты по налогу, представленные в налоговую инспекцию;

- о наличии умысла на сокрытие объектов налогообложения и уклонение от уплаты налогов;

- о том, кем составлены бухгалтерские регистры и первичные учетные документы и почему в них внесены искаженные данные о доходах (выручке) или расходах либо иных объектах налогообложения;

- об иных вопросах, обусловленных спецификой расследуемого преступления.

Кроме того, нередко появляется необходимость в допросе работников бухгалтерии и других лиц, составивших первичные учетные документы с искаженными данными об объектах налогообложения, о причинах и размерах искажения этих данных.

Иногда целесообразно допрашивать представителей организаций - контрагентов, лиц, перевозивших товары, и др.

Там, где это возможно, допрос необходимо проводить с предъявлением допрашиваемым бухгалтерских и иных документов.

Почти по всем делам об уклонении от уплаты налогов с организаций приходится допрашивать налоговых инспекторов, проводивших проверку, с целью пояснения фактов, изложенных в акте проверки, и устранения недостатков в нем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение хотелось бы отметить, что применяемые к лицу, совершившему преступление, наказания и иные меры уголовно - правового воздействия должны соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, а также обстоятельствам его совершения.

Новое уголовное законодательство последовательно проводит принципы демократизации и гуманизации. К ним, в соответствии со ст. ст. 3 - 7 УК РФ, относятся принципы законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости, ответственности и гуманизма.

Именно на эти обстоятельства и стоит обращать внимание сотрудникам налоговых органов, готовящим сегодня обвинительные заключения, которые, как мы видим, идут вразрез с действующим законодательством. Целью принятого Налогового кодекса было обеспечить планомерное пополнение бюджета. Однако, заметим, делать это все же стоит в рамках существующего законодательства, а не путем изобретения новых положений и применения сомнительных методов.

Очевидно, что проведенное исследование не может претендовать на исчерпывающие рассмотрение всех аспектов такой сложной и многогранной проблемы как борьба с налоговой преступностью. В силу особой практической и научной значимости эта тема нуждается в дальнейшем изучении как с позиции ее теоретических, так и частных прикладных задач. Выражаю надежду на то, что проведенное исследование послужить основой для нового этапа работы направленной на совершенствование процесса выявления, проверки сообщений о налоговых преступлениях, пересечения, документирования и расследования преступлений рассматриваемой категории.



Список литературы

1. Приказ Генпрокурора РФ от 5 июля 2005 «об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства».

2. ФЗ от 4 июля 2005г. №92-ФЗ срок дознания продлен до 20 суток.

3. ФЗ от 4 июля 2005 г. № 92-ФЗ в ст. 237 внесены изменения.

4. Регламент рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке (утв. приказом МНС РФ от 17 августа 2001 г. № БГ-3-14-/290.

5. О порядке изъятия должностным лицом Государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения у предприятий, учреждений, организаций и граждан.// Инструкция Минфина РФ от 26 июля 1995 г. № 16/176.

6. Архив Люберецкого городского суда. Московской области.

7. Жалоба Потапова Ю.В.на неправомерность действий сотрудников УНП УВД МО.

8. Коваленко А.Г. Комментарии к УПК РФ. М.: ЭКСМО 2003.

9. Справочник следователя. М., Юр. Лит. 2001г.

10. Налоговый Кодекс РФ. Часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ//

11. ФЗ РФ от 20.02.1995г. «Об информации, информатизации и защите информации» // СЗ РФ. 1995 №8; ст.609.

12. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026 "О милиции" 20 июля, 22 августа 2004 г.).

13. Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон.

14. РФ "О банках и банковской деятельности в РФ" (с изм. и доп. от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999.

15. г., 19 июня, 7 августа 2001 г.. 21 марта 2002 г, 30 июня 2003 г.) // СПС «Гарант».

16. 20. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" ФЗ от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ с изменениями от 21 июля 1998 г., 9 марта 2001 г., 22 августа 2004.

17.  УК РФ ФЗ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ с изменениями от 11 марта 2003 г. № 30-ФЗ, 8 апреля.

18. УПК РФ ФЗ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (о введении в действие ) с изменениями от 8.12. 2003 г. № 161-ФЗ, 2 декабря 2004 г. № 154-ФЗ , 28 декабря 2004 г. № 187-ФЗ

19. Васильченко Е. Платить или сидеть? Российская газета 2004.

20. Пастухов И., Яни П. Уплата налогов предшествует платежам по хозяйственным договорам // Российская юстиция. 2002. №8.

21. Черных Л. Сажать нельзя помиловать. Как будут карать за налоговые преступления; //Двойная запись. 2004 №3.

22. Седов А. По налогоплательщикам заплакала тюрьма./Комсомольская правда. 10.06.2003.

23. Волобуев А.Ф. Противодействие расследованию экономических преступлений и его преодоление. // Государство и право. 2003.№4.С.43.

24. Асеев В.Г. Мотивация поведения и Формирование личности. М.1976.

25.  Григорьева В.В. Оптимизация профессионализация гос. и мунип-ых служащих: Автореф. Дис. Канд. Псих. наук. М-2003.

26. Еникеев М.И. Основы юридической психологии: Уч. Для вузов. М-2001.

27. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности следователей. М- Наука, 1988г.

28. Масленников Л.Н. Публичное и диспозитивное начала в уголовном судопроизводстве: Дисс. док. юр. наук. М-2000.

29. Гуляев А.П. Совершенствование правового регулирования деятельности следователя: Дис. док. юр. наук. М-1988.

30. Выдря М.М., Михайлов В.А. Процессуальные функции в стадии предварительного расследования М-1998.

31. Выдря М.М. Расследование уголовного дела - функция уголовного процесса. М-2000.

32. Стрпгович М.С. Курс советского уголовного процесса. - М, 1988.

33. Даев ВТ. Процессуальные функции и принцип состязательности в уголовном судопроизводстве // Правоведение. 1989.

34. Гуляев А.П. Следователь в уголовном процессе. - М., 1999.

35. Головко А.В. УПК РФ в контексте сравнительного уголовно-процессуального право. М-2005.

36. Деришев Ю.В. Предварительное следствие: исследование или преследование? М-2004.

37. Шадрин В.С. Обеспечение прав личности предварительное расследование в уголовном процессе М-1999.

38. Петрухин И.Л. Конституционные основы реформы уголовного судопро-ва в РФ. М-2005.

39. Балакшин В.С. Проблемы собирания и проверки доказательств нового УПК РФ. М-2005.

40. Овчинников Ю. Стадия возбуждения уголовного дела нуждается в совершенствовании // Законность. М-2002. №11.

41.  Петуховский А.А. Доказывание в уголовном судопроизводстве, виды и порядок производства следственных действий: Уч. Пособие М-2005.

42. Лупинская П. А. Доказательства и доказывание в новом уголовном процессе // Российская юстиция. М-2004.

43. Алексеев СМ. Функции прокурора по новому УПК РФ // Государство и право. 2004.

44. Михайловская И.Б. Права личности - новый приоритет УПК РФ. Российская юстиция. М-2005.

45. Гаврилов Б.Я. Актуальные вопросы предварительного следствия по УПК РФ. М-2004.

46. Исаева Л.М. Процессуальные сроки предварительного следствия М-2005

47. Мозякова В.В. Руководство для следователей. М-2005.

48. Шумилин С.Ф. Меры процессуального принуждения. М-2005.

49. Васильев А. Н. Следственная тактика. М-1989

50. Горниченко А.В. Руководство по расследованию преступления. Учеб. Пособия. М-2002.

51. Драпкин Л.Я. Общая характеристика следственных ситуаций. Учеб. пособия М-2005.

52. Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. М-2004.

53. Селезнев М.А. Предварительное следствие и дознание. М-2005.

54. И.И. Кучеров Налоговые преступления. Учеб. пособия М-2004.

55. Кобликова А.С. Уголовный процесс. Учеб. пособия: Изд. «Норма» М-2001.

56. Лулинская А.П. Уголовно-процессуальное право. Учеб. Пособия: Изд. «Юрист» М-2003.

57. Ривкин К.Е. Налоговые преступления: Вина должна быть доказана. Учеб пособия. М-2004.

58. Павлов И. Основания возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Учеб. Пособ. М-2004.

59. Айдаров Б.Б. Сущность и правовые формы изъятия предметов и документов правоохранительными органами: Дне. канд. юр.иаук. М.,2003.

60. Васильев В.П. Расследование налоговых преступлений: криминалистические и уголовно-процессуальные аспекты: Автореф. дис. канд. юр. наук / ВНИИ МВД России. М, 2003.

61. Глебов Д., Рлкин А. Налоговая преступность и проблемы квалификации налоговых преступлений. М-2003.

62. Короткова А.П. и М.Е. Токаревой. Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела. Под ред. М-: «Юрлитннформ», 2002.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

«ФУНКЦИИ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

 

МОСКВА 2006



ВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования . С принятием нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации возрастают требования к профессионализму и подготовленности следователей. Изучение профессиональной деятельности следователей и анализ их функциональных (должностных) обязанностей позволяет выделить наиболее характерные стороны их текущей работы.

Однако профессиональная деятельность следователя весьма специфична, и специальные исследования по изучению условий и факторов, влияющих на развитие успешной профессиональной карьеры следователей, состоящих на службе в следственных отделах МВД РФ специально не изучались.

Предметом исследования – выступают общие тенденции и ситуационно обусловленные закономерности в сфере выявления и документирования налоговых преступлений, и создаваемые на их основе рекомендации, способствующие на практике вынесению процессуально обоснованного решения в стадии возбуждения и расследования уголовных дел по делам рассматриваемой категории.

Целью исследования – является изучение особенностей предварительного расследования, возбуждения уголовных дел и расследования налоговых преступлений, внедрение рассмотренных, обоснованных и сформулированных положений и рекомендаций в практическую и научно-исследовательскую деятельность.

Задачи исследования – изучение сущности криминалистической характеристики налоговых преступлений на современном этапе;

- анализ проблем выявления налоговых преступлений.

- исследование особенностей поводов к возбуждению уголовных дел о налоговых преступлениях;

- исследование форм и методов рассмотрения сообщений о налоговых преступлениях.

- изучение роли оперативно-розыскной деятельности МВД РФ в процессе выявления налоговых преступлений;

- определение значения процесса выемки документов и получения объяснений для совершенствования доследственной проверки заявлений, сообщений о налоговых преступлениях;

Объект исследования- профессиональная карьера следователей следственных отделов УВД.

Процессуальное положение следователей следственных отделов МВД РФ.

Реализация теоретических, организационно-практических и методологических положений данной области научного знания в деятельности оперативного аппарата, службы документальных проверок и ревизий МВД РФ, следователей при выявлении, пересечении, документирования и расследования преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов.

Методы исследования- в исследовании дипломной работы использовались: Теоретический анализ литературных источников.

В качестве методических инструментов использовались следующие методики изучения личности следователя; стандартизированный многофакторный метод исследования личности; индивидуальная беседа с следователями; методика определения мотивации достижения успеха.

В ходе работы над выпускной квалификационной работой мною были использованы сравнительно-правовой, системно-структурный, социологический, статистический и другие принятые в науке методы исследования.

Изучены научные, нормативные, инструктивно-методические источники, материалы документальных проверок и обобщенные данные, характеризующие содержание и качественный уровень расследования уголовных дел данной категории.

Исследование базируется на положениях Конституции РФ, Федеральных законов, Указов Президента РФ, решений Правительства РФ, ведомственных нормативных актов различных министерств и ведомств. В работе учтены последние изменения законодательства. Исследование проведено на основе анализа действующего уголовного, уголовно-процессуального, оперативно-розыскного, налогового, финансового законодательства.



Глава 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕСИИ СЛЕДОВАТЕЛЯ

Дата: 2019-07-31, просмотров: 199.