Задачи, источники аудита основных средств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В задачи общего аудита входит аудит основных средств на организации.

Целью аудита основных средств является формирование достоверной бухгалтерской отчетности по основным средствам, и установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций с основными средствами действующим в Российской Федерации нормативным документам.

Главными задачами аудита основных средств с точки зрения законности, достоверности, целесообразности, сохранности являются проверки:[23]

- правильности отнесения расходов капитального характера на счет 08 «Внеоборотные активы», а не на себестоимость;

- правильности исчисления и отражения в учете амортизации основных средств;

- контроль за наличием, сохранностью и техническим состоянием основных средств;

- правильности отнесения предметов к основным средствам, их группировки по классификации, принадлежности и по характеру участия в производственном процессе;

- правильности оценки основных средств в учете;

- правильности оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;

- выполнения плана ремонтов, их своевременности и качества;

- правильности и эффективности использования основных средств;

- правильности определения результатов от реализации и прочего выбытия основных средств;

- правильности отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.

Согласно федерального правила (стандарта) № 3 «Планирование аудита» аудитор обязан планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает выявить аудитору события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. В целях реализации этой задачи аудитором на стадии планирования проводится предварительная оценка (тестирование) системы внутреннего контроля, которая подтверждается или корректируется в ходе аудита.

Аудитор должен получить ответы на следующие вопросы:

Своевременно ли отражаются в регистрах учета операции по установке, разборке, перемещению или остановке оборудования?

Аудитор должен изучить систему документооборота, процедуры передачи сведений из складских и производственных подразделений, инженерных и механических служб организации в бухгалтерию. Если информация передается несвоевременно, это свидетельствует о слабостях внутреннего контроля и может привести к появлению недостоверных данных в бухгалтерском учете и отчетности.

Аудитор также должен проверить:

- с какой периодичностью проводиться инвентаризация;

- оформление инвентаризационных документов;

- отражение результатов в бухгалтерской отчетности.

Как правило, аудиторы присутствуют при инвентаризации основных средств аудируемой организации, если они являются существенной статьей финансовой отчетности. Участвуя в инвентаризации, аудитор может также выборочно проверить наличие отдельных объектов основных средств, чтобы затем при проведении аудиторских процедур убедиться в том, что эти объекты действительно отражены в бухгалтерском учете организации.[24]

Наблюдая за проведением инвентаризации, аудитор должен обратить особое внимание на неиспользуемые основные средства, чтобы выяснить, отвечают ли они критериям активов, соответствует ли их балансовая оценка текущей рыночной стоимости или должна быть снижена. Наличие большого количества неиспользуемых основных средств может свидетельствовать о недостаточно эффективном контроле за их использованием и целесообразностью приобретения, а может указывать на подготовку организации к выпуску нового вида продукции. При этом нужно выяснить, что все расходы по освоению производства должным образом отражены в бухгалтерском учете и отчетности. Возможна также ситуация, когда наличие неиспользованных основных средств говорит о том, что организация сократила объемы производства, и у руководства существуют планы его закрытия. В этом случае, аудитор должен установить, что отчетность организации отражает существующее положение дел, и в ней в необходимой степени раскрыты намерения руководства.

Аудитор, наблюдающий за инвентаризацией, должен удостовериться в правильности ее проведения, полноте, точности и своевременности документального оформления, отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Кроме того, необходимо выяснить, анализируются ли результаты инвентаризации руководством, принимаются ли соответствующие меры, если в результате инвентаризации выявлены излишки или недостачи.

Аудитор в ходе проверки устанавливает:[25]

1. Страхование основных средств на случай стихийных бедствий, какова сумма страхового покрытия, проводится ли ее периодический пересмотр?

На данный вопрос следует обращать внимание в организациях, имеющих дорогостоящие и специализированные основные средства в регионах или на производствах с высокими рисками возникновения стихийных бедствий либо других чрезвычайных ситуаций. Наличие программы страхования ценных для организации активов, регулярная оценка достаточности страхового покрытия свидетельствуют о надежности внутреннего контроля в организации и о стремлении ее руководства избежать возможных убытков в связи с потерями производственных мощностей и соответствующим сокращением производства.

2. Анализ правильности исчисления налога на имущество и амортизации для целей налогообложения?

Контроль за правильностью исчисления налоговой базы – важная часть системы внутреннего контроля организации, которая позволяет минимизировать риски взысканий со стороны налоговых органов с неблагоприятными финансовыми последствиями для организации.

3. Планирование расходов на приобретение и создание основных средств, их ремонт и модернизацию, составление сметы и ее утверждение, сопоставление фактически произведенные расходов со сметой, анализ отклонений от сметы.

Наличие, утверждение и регулярный анализ сметы расходов на приобретение, строительство, ремонт и модернизацию основных средств важны в организациях, имеющих значительные производственные мощности. Контроль расходов на основные средства – важная часть внутреннего контроля финансовых потоков, поскольку такие расходы существенны в организациях производственной сферы. Кроме того, планирование расходов необходимо для своевременной замены и модернизации оборудования с целью регулярного обновления и поддержания в исправном состоянии производственных мощностей.

4. Критерии отнесения расходов к текущим или капитальным, на основании каких документов.

Вопросы учета капитальных вложений, расходов на ремонт и модернизацию достаточно сложны. Поэтому, наличие внутренних инструкций, установленных критериев деления расходов на текущие и капитальные и контроль за их соблюдением важны для предотвращения существенных ошибок в бухгалтерском учете и отчетности.

5. Сверка данных аналитического учета основных средств с данными синтетического учета, главной книгой, периодичность проведения.

Сверка данных аналитического и синтетического учета является относительно простым, но эффективным способом контроля за правильностью отражения основных средств в бухгалтерском учете и отчетности. Аудитору следует выяснить, своевременно ли отражаются в учете выявленные отклонения, проводится ли анализ их причин, принимаются ли меры для предотвращения отклонений в дальнейшем.

6. Осуществление государственная регистрация основных средств, требуемых в соответствии с законодательством?

Если государственная регистрация основных средств проводится несвоевременно, то могут возникнуть дополнительные риски с неподтвержденным правом собственности организации на соответствующие объекты недвижимого имущества.

Аудитор планирует характер, масштабы и сроки проведения аудиторских процедур в отношении основных средств, составляет и документально оформляет общий план аудита, с описанием в нем предполагаемого объема и порядка проведения аудиторской проверки.

Он также выявляет состояние хранения и сохранности основных средств в цехах и других внутрихозяйственных подразделениях. В ходе решения этой задачи практикуется проведение контрольных инвентаризаций отдельных объектов основных средств в местах их постоянного или временного хранения. Затем изучается целесообразность и законность приобретения, выявляется полнота и своевременность оприходования поступивших основных средств.

Далее проверяются хозяйственные операции по выбытию и списанию основных средств в целях установления соблюдения действующего законодательства и целесообразности этих операций.

В процессе дальнейшего проведения аудита выявляется эффективность использования основных средств, соблюдение действующего порядка начисления и использования амортизационных отчислений, смет по текущему и капитальному ремонту, а также наличие излишних и не используемых на данном предприятии отдельных машин, оборудования и других объектов.

Проверка основных средств заканчивается проверкой соответствия данных по учету и отчетности предприятия.

Программа аудита основных средств выглядит следующим образом: [26]

1. Полнота и соответствие отражения в бухгалтерской отчетности основных средств.

2. Отражение основных средств в отчетности в соответствии с принятой в организации учетной политикой, проведение амортизации основных средств.

3. Отражение основных средств в бухгалтерском учете и отчетности в правильной оценке и соответствующем отчетном периоде.

Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.

Если аудитор осуществляет аудиторскую проверку в организации впервые, то он должен получить доказательства того, что:

-  начальное сальдо по основным средствам не содержит искажений;

- остатки по счетам учета основных средств на начало текущего периода правильно перенесены из предыдущего периода (за исключением случаев изменения начального сальдо в результате переоценки основных средств);

-  учетная политика организации в отношении оценки и амортизации основных средств применялась последовательно от периода к периоду.

Если это не первая аудиторская проверка организации данным аудитором, ему нужно убедиться в том, что остатки по счетам учета основных средств на начало отчетного периода соответствуют остаткам, подтвержденным в составе финансовой отчетности на конец отчетного периода.

Если организация провела переоценку основных средств и их балансовая стоимость на начало отчетного периода изменена, аудитор проверяет правильность отражения в отчетности восстановительной стоимости основных средств.

Аудитору предоставляется полный список всех основных средств на дату составления отчета. В список включаются основные средства, находящиеся в распоряжении обособленных подразделений (филиалов, представительств), а также информация об арендованных основных средствах с подробным указанием следующих показателей: наименование объекта, дата его приобретения, краткая характеристика объекта, балансовая стоимость, норма амортизации, сумма начисленной амортизации.

Объем выборки для проверки сальдо по счету учета основных средств и операций с ними определяется на основе оценки аудиторских рисков, проведенной на стадии планирования аудита.

В том случае, если организация располагает большим количеством объектов основных средств, то при проверке остатка, применяются статистические методы выборки.

При выборочной проверке необходимо предварительно разделить на группы всю совокупность основных средств, чтобы отобранными для проверки могли быть с равной вероятностью элементы всех групп.

Совокупность основных средств организации может быть разделена на группы по следующим признакам:

- территориальная обособленность (в выборку с равной вероятностью должны попасть основные средства, расположенные в различных обособленных подразделениях организации);

- производственные характеристики (необходимо отобрать основные средства, используемые на различных стадиях производственного процесса в организации и в разных производствах, если организация является многопрофильной);

- классификация в отчетности (в выборку должны попасть основные средства, отраженные в каждой существенной классификационной группе);

- классификация по амортизационным группам (в выборку должны попасть основные средства из разных амортизационных групп);

- другие классификации, в зависимости от особенностей проверяемой организации.

Источники информации, используемые при аудите основных средств, зависят от принятой предприятием учетной политики. Это выражается в выборе форм учета: журнально-ордерной, мемориально-ордерной, упрощенной, автоматизированной, а также в перечне применяемых регистров, их построении, последовательности и способах записей в них.

Источниками аудита основных средств являются:[27]

- приказ об учетной политике организации;

- бизнес – план;

- бухгалтерская отчетность;

- главная книга;

- регистры аналитического и синтетического учета (инвентарные карточки; ведомости начисления амортизации; журналы-ордера; при автоматизированном учете - соответствующие машинограммы);

- первичные документы по отражению операций по основным средствам (счета-фактуры, платежные поручения, авансовые отчеты, наряды по начислению заработной платы, табель учета времени железнодорожные, автотранспортные накладные, акты приемки выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ, договора поставки, купли-продажи, аренды, заявления на приобретение основных средств, акты оценочных комиссий, акты приема-сдачи отремонтированных объектов).

Аудитор знакомиться с методологией учета основных средств в проверяемой организации, которая изложена в приказе об учетной политике, а именно:

- способы начисления амортизации;

- порядок отражения затрат на ремонт основных средств;

- предусмотрена ли их переоценка;

- сроки проведения инвентаризации;

- перечень счетов и субсчетов, установленных рабочим планом счетов и используемых для отражения операций по учету основных средств.

В бизнес плане аудитор увидит долю амортизации в стоимости, денежные потоки, направленные на капитализацию, сметы на ремонт и содержание оборудования.

Документы, используемые при проверке аудитором следующие:

1. Бухгалтерский баланс;

2. Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

3. Пояснительная записка.

Из этих документов аудитор получает информацию о наличии и движении основных средств, суммах начисленной амортизации, переданных в аренду основных средствах, переведенных на консервацию, реконструкции, достройке и др., о сроках полезного использования, способы начисления амортизации, и другие сведения.

Если какие-то существенные сведения об основных средствах не раскрыты в финансовой отчетности организации, аудитор предлагает руководству организации обсудить это, и по необходимости внести в отчетность.

Проверка соответствия показателей бухгалтерской отчетности и Главной книги также производится с использованием формы № 5: итого основных средств на начало и конец года должно быть равно сальдо по счету 01 «Основные средства» соответственно на 01.01. и на 31.12. отчетного года; амортизация основных средств на начало и конец года – сальдо по счету 02 «Амортизация основных средств» на 01.01. и на 31.12. отчетного года; поступило (введено) основных средств - сумме оборотов по дебету счета 01 «Основные средства» за отчетный период; выбыло основных средств – сумме оборотов по кредиту счета.

Кроме того, используя данные бухгалтерской отчетности, аудитор проводит анализ состава, движения и эффективности использования основных средств. При этом определяется показатель фондоотдачи на 1 рубль всех основных средств и на 1 рубль их активной части (машин, оборудования, транспортных средств). Определяются коэффициенты обновления, износа, годности основных средств.

Дальнейшая проверка проводится по результатам сверки данных Главной книги с показателями регистров синтетического и аналитического учета. Изучая Главную книгу, аудитор способом проверки по корреспонденции счетов бухгалтерского учета может выявить нестандартные хозяйственные операции, на которые в ходе аудита следует обратить особое внимание. Сведения, содержащиеся в Главной книге, должны подтверждаться информацией соответствующих учетных регистров.

Аудитор должен убедиться в соответствии данных синтетического и аналитического учета. На данном этапе проверки проверяется правильность отражения данных первичных документов в регистрах аналитического и синтетического учета. При расхождении между ними выясняются причины и виновные лица, определяются последствия и вносятся предложения по устранению выявленных недостатков.[28]

При изучении учетных регистров и первичных документов аудитор использует способы логической, арифметической и формальной проверки, т.е. одни документы сопоставляются с другими, проверяется правильность выведения итогов и правильность заполнения реквизитов. Следует помнить, что при любой форме учета операции по основным средствам должны оформляться унифицированными формами первичной учетной документации. Если обнаружены документы отличной формы, то они должны быть утверждены приказом об учетной политике организации.

 

Дата: 2019-07-31, просмотров: 172.