Закрепленная в Конституции России модель местного самоуправления как самостоятельного уровня публичной власти и элемента гражданского общества предполагает в качестве обязательного условия четкую и подробную правовую регламентацию всех видов отношений, возникающих в этой сфере. Формирование новой правовой базы местного самоуправления в России в 90-х годах XX века предопределило появление комплексной отрасли российского права – муниципального права.
В августе 1995 года был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который развил статьи Конституции РФ о местном самоуправлении, несколько расширив его понимание. Данный закон предоставляет органам местного самоуправления значительную степень независимости.
Принятый Государственной Думой 8 июля 2006 года Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» («Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, №31 (1 ч.), ст. 3448) пришел на смену действовавшему до него закону со схожим названием – «Об информации, информатизации и защите информацию этот закон
Деятельность Управления социальной защиты Министерства социальной защиты Министерства социальной защиты регулирует Положение об управлении социальной защиты. Положение ставит основные задачи, определяет функции Управления, а также разграничивает права и обязанности. Постановлением Кабинета Министров РТ от 22 января 2005 года №20 «Об информационном взаимодействии в системе предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг и ежемесячных денежных выплат» утвержден регламент информационного обмена между организациями – участниками с применением интегрированных технологий. Новый закон, как и прежний, продекларировал, что нарушение его требований влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Несмотря на продолжающуюся закрытость от граждан государственных ресурсов и тотальную открытость сведений о гражданах на «черном рынке» информации нам неизвестно о случаях наступления такой ответственности по прежнему закону.
Должностной регламент ведущего специалиста-эксперта Управления социальной защиты Министерства социальной защиты Республики Татарстан в Нижнекамском районе предъявляет квалификационные требования и определяет должностные обязанности специалиста-эксперта.
В работе использована справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Вышеуказанные законы и подзаконные акты составили нормативно-правовую базу выпускной квалификационной работы.
Программа социологического исследования информационного обеспечения Управления социальной защиты Министерства социальной защиты РТ в Нижнекамском муниципальном районе
Обоснование проблемы исследования. Философский словарь определяет термин «информация» как «некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний». Научное понятие информации во многом отвлекается от содержательной стороны сообщения, беря их количественный аспект. Так вводится понятие количества информации. Выработка научного понятия информации позволила подойти с единой точки зрения ко многим ранее казавшимся совершенно различными процессам: передаче сообщений по техническим каналам связи, функционированию нервной системы, работе вычислительных машин, разнообразным процессам управления и т.д. Все это связано с процессами передачи, хранения и переработки информации.
В понятии информации следует различать два аспекта. Во-первых, информация представляет собой меру организации системы. Математическое выражение для информации тождественно выражению для энтропии, взятой с обратным знаком. Как энтропия системы выражает степень ее неупорядоченности, так информация дает меру ее организации.
Можно сказать, что информация является средством организации и регулирования частной и общественной жизнедеятельности, одной из форм закрепления и распределения имеющихся и приобретенных знаний.
Под информацией понимается любое сообщение, содержащее какие-либо сведения о предметах, явлениях, событиях и т.д. Однако с позиции кибернетики, как науки об общих принципах управления, под информацией понимается не каждое сообщение, а лишь такое, которое содержит неизвестные ранее его получателю факты, дополняющие его представление об изучаемом или анализируемом объекте (процессе).
Основная цель информатизации – повышение качества и оперативности принятия управленческих решений. Качество управленческих решений базируется на достоверности и доступности исходной информации, оперативность принятия решений – на быстродействии управленческих механизмов. Таким образом, необходимых условий для достижения цели информатизации два: наличие полной и достоверной электронной учетной базы объектов и субъектов округа, представленной в виде системы сопряженных реестров и автоматизация первичных функций основных муниципальных служб.
Информационное обеспечение органов местного самоуправления в настоящее время является одной из самых насущных, в то же время, одной из самых сложных задач. Связано это с несколькими причинами. Во-первых, за последнее время резко увеличился поток информации, как внешней, так и внутриотраслевой. Во-вторых, в связи с постоянной потребностью улучшения эффективности управления, растет необходимость более качественной обработки информации.
Информация как совокупность каких-либо сведений, характеристик чего-либо, фактов, данных о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму, составляет основу муниципального управления.
По существу, все управленческие процессы – это ничто иное, как поиск, фиксация, анализ, оценка, закрепление, распространение социальной информации, т.е. той информации, которая связана с отражением, познанием и преобразованием различных форм жизнедеятельности людей. Но, в управлении вообще и в муниципальном управлении в частности, происходит взаимодействие не со всей информацией, а только с той, которая непосредственно необходима для формирования и реализации управляющих воздействий. Речь идет об управленческой информации.
В стране созданы значительные объемы информационных ресурсов различных видов и классов. Так, в разрезе отраслей, подотраслей, предприятий и организаций, видов деятельности насчитывается порядка 800 тыс. баз данных различного назначения. Однако, что касается информационного обеспечения звеньев муниципального управления, то этим проблемам уделяется недостаточное внимание. Именно разработка этих направлений способна дать значительный эффект и действительно улучшить положение дел. Проблемы информационного обеспечения органов власти и управления можно рассматривать в разрезе различных этапов и направлений создания, использования, организации и развития.
Одним из способов решения назревшей проблемы является федеральная целевая программа «Электронная Россия», рассчитанная до 2010 года. Несмотря на высокие темпы развития информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в последнее десятилетие, Россия не смогла сократить отставание от промышленно развитых стран в уровне информатизации экономики и общества. Недостаточное развитие ИКТ усугубляется целым рядом факторов, создающих препятствия для широкого внедрения и эффективного использования ИКТ в экономике.
Процессы информатизации уже активно идут на всех уровнях, многие мероприятия, направленные на развитие ИКТ, реализуются или планируются к реализации в рамках федеральных, региональных, ведомственных и муниципальных программ.
Информационное обеспечение органов местного самоуправления в настоящее время является одной из самых насущных в то же время одной из самых сложных задач. Связано это с несколькими причинами. Во-первых, за последнее время резко увеличился поток информации, как внешней, так и внутриотраслевой. Во-вторых, в связи с постоянной потребностью улучшения эффективности управления, растет необходимость более качественной обработки информации. Все это вместе взятое и заставляет искать новые пути и методы организации обработки информационных ресурсов.
Цель данного исследования – проанализировать информационную систему в Управлении социальной защиты г. Нижнекамска и Нижнекамского района.
Объектом исследования являются документы, регламентирующие информационное обеспечение, сотрудники и население, обратившееся в УСЗ.
Предметом исследования является организация и принципы информационного обеспечения Управления социальной защиты г. Нижнекамска и Нижнекамского района.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
– изучить систему информационного обеспечения Управления социальной зашиты;
– определить уровень оценки собственной профессиональной компетентности работниками Управления социальной защиты в сфере информационных технологий;
– изучить проблемы совершенствования информационной системы Управления социальной защиты;
– выявить проблемы в информационном обеспечении деятельности Управления социальной защиты;
– проанализировать мнение населения об организации информационного обеспечения деятельности Управления социальной защиты.
Методы сбора информации:
– анализ статистических материалов, отчетных документов;
– опрос граждан, пришедших на прием;
– опрос служащих УСЗ;
Выборочная совокупность – 10 служащих УСЗ г. Нижнекамска, 30 граждан, пришедших на прием.
Рабочий план исследования и логическая структура инструментария отражены в таблицах В1 и В2 приложенияВ.
Операционализация понятий:
– информация – совокупность каких-либо сведений, характеристик чего-либо, фактов, данных о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму;
– управленческая информация – это информация пригодная к обслуживанию процессов формирования и реализации управляющих воздействий;
– информатизация – организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;
– муниципальное управление – процесс управления комплекса операций, ориентированных на достижение определенных целей;
– информационное обеспечение – это система концепций, методов и средств, предназначенных для обеспечения пользователей(потребителей) информацией;
– информационный источник – это хранилище информации, с определенным порядком ее хранения и доступа к ней, а так же специфическими методами поиска.
Заключение
Информационное обеспечение является одной из важнейших составляющих системы муниципального управления.
Грамотный подход к решению вопроса информатизации органов муниципального управления позволяет качественно улучшить сам процесс управления, что, в конечном итоге позволяет более эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти.
В связи с этим в настоящее время необходимо комплексно ставить и решать вопросы информационного обеспечения, для координации развития информационного поля разрабатывать концепции развития на всех уровнях от федерального до муниципального.
Такой подход является необходимым условием для устойчивого развития муниципальных образований, эффективной реализации органами местного самоуправления своих полномочий.
В ходе работы мы дали определение, определили сущность и значение информации как совокупность каких-либо сведений, характеристик чего-либо, фактов, данных о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму, составляет основу муниципального управления. Н
Нами было изучено понятие информационной системы муниципального управления как система концепций, методов и средств, предназначенных для обеспечения пользователей (потребителей) информацией.
Мы описали систему прав, обязанностей и ответственности в сфере информационного обеспечения муниципального управления.
В ходе анализа информационного обеспечения органов местного самоуправления в Регионов России мы изучили опыт Нижегородской области, Башкортостана.
Проведя исследование в Управлении социальной защиты по информационному обеспечению, мы пришли к выводу, что уровень информационного обеспечения в управлении находится на низком уровне, что затрудняет работу Управления.
В ходе работы нами был изучен позитивный опыт по обеспечению органов социальной защиты Ханты-мансийского автономного округа. Работы в области автоматизации и применения новых информационных технологий в сфере социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа ведутся по следующим основным направлениям:
– организация разработки, внедрение и сопровождение программно-технических комплексов локальных сетей телекоммуникаций, связанных с ведением информационных баз данных в сфере социальной защиты населения автономного округа;
– внедрение прогрессивных форм и методов обработки отраслевой информации, участие в формировании единой информационной системы автономного округа;
– осуществление методического, информационного, программного и технического обеспечения органов управления социальной защиты населения автономного округа по вопросам информатизации.
Изученный нами опыт по этой проблеме в Республике Татарстан помог выявить проблемы информатизации в России.
Изучив опыт работы по информатизации органов местного самоуправления и на основании исследования нами были составлены рекомендации по повышению уровня информатизации в Управлении социальной защиты.
В работе мы обозначили социальную значимость внедрения разработанных мероприятий.
Реализовав поставленные задачи мы достигли цели работы, то есть исследовали состояние информатизации в муниципальном управлении и разработали предложения по улучшению уровня информатизации в Управлении социальной защиты Министерства социальной защиты РТ в Нижнекамском муниципальном районе
Делая выводы, необходимо сказать следующее:
– не на федеральном, не на областном уровне на сегодняшний день нет единого подхода к вопросам развития информационного обеспечения страны и регионов;
– на сегодняшний день отсутствие единой правовой и семантической базы позволяет существовать огромному количеству дублированной информации, что чрезвычайно усложняет и запутывает поиск и обработку необходимых данных.
На основании выводов необходимо решать следующие вопросы:
– разработать и принять федеральную Программу об информационном развитии;
– запустить проекты по реализации комплекса мер, направленных на повышение уровня информатизации органов социальной защиты и других органов и структур муниципального управления.
– принять городскую и районную программу информатизации органов управления на муниципальной основе.
Последовательное принятие этих программ поможет создать на территории Российской Федерации единое информационное пространство, в котором муниципальная составляющая будет неотделимой частью единой структуры.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 200.