Анализ информационного обеспечения органов местного самоуправления в регионах России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Надо отметить, что информационное поле даже одного муниципального образования настолько велико, что рассмотреть его всё в рамках данной работы не представляется возможным. Поэтому в качестве примера ограничимся рассмотрением уровня информатизации органов местного самоуправления Белебеевского района Башкортостана и г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

В целях развития и эффективного использования информационно-коммуникационных технологий во всех сферах общественной жизни Правительством Республики Башкортостан 27 марта 2006 года одобрена Программа информатизации «Электронный Башкортостан» на 2006–2010 годы.

Целью Программы является повышение эффективности государственного управления, создание условий для развития и действенного использования информационно-коммуникационных технологий во всех сферах общественной жизни [17, c. 87].

К основным задачам Программы относятся следующие: развитие систем информационно-коммуникационного взаимодействия органов исполнительной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, бюджетных организаций Республики Башкортостан; обеспечение доступа государственных образовательных учреждений республики к компьютерным сетям общего пользования; развитие республиканских информационных ресурсов и информационных систем; повышение эффективности проведения закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд на основе внедрения информационных технологий; повышение качества планирования и казначейского исполнения бюджета Республики Башкортостан и местных бюджетов; использование достижений информационных технологий в системе образования; развитие комплексной системы оплаты услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства [17, c. 88].

Основными ожидаемыми результатами реализации всех мероприятий являются: формирование и развитие первичной телекоммуникационной транспортной цифровой сети и создание на ее основе мультисервисной сети передачи данных для предоставления услуг доступа к компьютерным сетям общего пользования на всей территории Республики Башкортостан; повышение качества образования за счет эффективного использования современных информационных технологий; открытость и прозрачность деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления; формирование на Интернет-портале Правительства Республики Башкортостан централизованного информационного ресурса показателей социально-экономического развития Республики Башкортостан, который обеспечит возможность проведения соответствующего комплексного анализа и прогнозирования на различных уровнях детализации (отраслевом, муниципальном, республиканском); значительное повышение эффективности принятия решений за счет сокращения времени на получение необходимых и достоверных данных и предоставления органам исполнительной власти Республики Башкортостан оперативного доступа к ним; существенное снижение времени и качественно новый уровень обслуживания населения; возможность оперативного получения информации о задолженностях в любом пункте приема платежей в пределах одного населенного пункта; оперативный контроль за деятельностью организаций, принимающих платежи; существенное повышение уровня квалификации специалистов: администраторов, разработчиков, аналитиков, проектировщиков программных систем, программистов, специалистов по информационной безопасности, пользователей информационных систем [18, c. 189].

В качестве примера информационного поля муниципального образования, в данной работе рассмотрена администрация муниципального района Белебеевский район.

Основное средство ввода информации – персональный компьютер. Каждый отдел администрации укомплектован компьютерами, которые в основном используются для набора документов и их хранения. Единой сети не существует. Сейчас в структурных подразделениях администрации муниципального района и муниципальных учреждениях используется более 400 единиц вычислительной техники.

Так же для более быстрого ввода дополнительно используют устройства оптического ввода информации – сканеры и цифровые фотокамеры. В качестве устройств вывода используют принтеры (матричные, струйные, лазерные), плоттеры [18, c. 290].

Отдельно надо сказать об используемом программном обеспечении. Вначале работа с информацией осуществлялась только с помощью стандартных программ: текстовых редакторов, электронных таблиц и систем баз данных. С увеличением и усложнением задач возникла необходимость создания специализированных программных комплексов систем управления баз данных и автоматизированных рабочих мест. Разработкой и внедрением таких комплексов в рамках аппарата администрации занимается информационно-коммуникационный сектор информационно-аналитического отдела, созданный по распоряжению главы администрации муниципального района.

Огромный объём информации, накопленной в муниципальных структурах, и быстрый рост внедряемых технологий в информационное обеспечение местного самоуправления привел к возникновению принципиально новых задач – задач по планированию и координации дальнейшего развития информационного обеспечения. Их призвана решить предлагаемая Программа информатизации муниципального района Белебеевский район РБ на 2006–2010 годы. Данная Программа разработана на основе положений федеральной целевой программы «Электронная Россия» на 2002–2010 годы, в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Программой «Электронный Башкортостан» на 2006–2010 годы [18, c. 291].

Основная цель Программы информатизации муниципального района – оптимизация деятельности администрации муниципального района Белебеевский район (технологические, организационные, процедурные изменения) на основе использования современных достижений информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечивающая создание условий для достижения следующих результатов:

- обеспечение гласности деятельности администрации Белебеевского района, непосредственного участия граждан в самоуправлении;

- осуществление администрацией Белебеевского района наиболее эффективного (оптимального) управления всеми звеньями муниципального хозяйства и социальной сферы.

Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в следующем:

- создание телекоммуникационной и информационной среды, обеспечивающей взаимодействие администрации муниципального района с населением. Первым шагом в этом направлении является создание информационного портала администрации Белебеевский район, обеспечивающего высокую степень открытости и актуальности информации для населения, организаций района и города;

- совершенствование механизма сбора и обработки информационных массивов и данных, используемых в деятельности администрации МР, для повышения качества и оперативности принимаемых управленческих решений;

- внедрение электронного документооборота в администрации муниципального района Белебеевский район;

- внедрение информационных технологий в деятельность администрации муниципального района в сфере взаимодействия с хозяйствующими субъектами.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы – это повышение оперативности, качества и эффективности управленческих решений; разработка высокотехнологичного инструментария анализа обстановки и прогнозирования развития муниципального района Белебеевский район; создание на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий благоприятной информационной среды для более эффективного взаимодействия администрации муниципального района с населением, хозяйствующими субъектами, общественными организациями; повышения деловой активности населения и хозяйствующих субъектов района и города и, как следствие, ускорение социально-экономического развития; привлечение инвестиций в экономику и социальную сферу Белебеевского района [18, c. 324].

Последовательная реализация программ информатизации органов самоуправления на федеральном и республиканском уровнях поможет создать на территории Российской Федерации единое информационное пространство, в котором муниципальная составляющая будет неотделимой частью единой структуры.

Рассмотрим информационные потоки и ресурсы г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

Кратко перечислим основные информационные ресурсы и их источники.

В районных администрациях – базы данных «Население района», «Пенсии», «Пособия», «Социальная помощь», «Кадры», «Реестр муниципальных служащих», «Защита прав потребителей», «Мониторинг рынка», «Региональная статистика» и т.д.

В департаментах и муниципальных учреждениях:

– Во всех – «Реестр муниципальных служащих»;

– Департамент организационно-правовой работы – «муниципальные учреждения и предприятия города Нижнего Новгорода»;

– Департамент экономики, промышленности и планирования – «Паспорт инвестиционных проектов по промышленным предприятиям г.Н. Новгорода», «Промышленность», «Строительство и инвестиции», «Потребительский рынок», «Цены», «Рынок труда», «Уровень жизни», «Социальная статистика», «Демография», «Заявки по комиссии инвестиционной политики и земельным отношениям» [19 c. 25];

– Департамент здравоохранения – «Российский Государственный медико-дозиметрический регистр», «государственный регистр больных сахарным диабетом», «Вакцинопрофилактика детей и взрослых», «Поликлиника», «Статистика»;

– Департамент по социальной защите населения – «Социальный паспорт г.Н. Новгрода», «Основные средства», «Медицинское страхование», «Коллективные договора», «Информация о задолженности по выплате пособий»;

– Управление архитектуры и градостроительства – «Границы города и административных районов», «Улицы г.Н. Новгорода», «Дома и объекты строительства», «Земельные участки, закрепляемые в аренду, бессрочное пользование, собственность», «Памятники архитектуры», «Водоохранные зоны»;

– Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами – «Объекты недвижимости».

Данный список можно продолжать и дальше, но здесь отмечены все основные базы данных, которые формируются в структурных подразделениях органов местного самоуправления [19, c. 42].

Таким образом, используемые в работе информационные ресурсы таких организаций, как Комитет государственной статистики, Налоговая инспекция, Управление внутренних дел в рамках соглашений предоставляют необходимую информацию о населении и предприятиях.

Изучив состояние информационного обеспечения в республике Башкортостан мы пришли к выводу, что процессы информатизации уже активно идут на всех уровнях, многие мероприятия, направленные на развитие информационных компьютерных технологий или планируются к реализации в рамках федеральных, региональных, ведомственных и муниципальных программ.

Позитивный опыт накоплен и в других регионах России.

 

Дата: 2019-07-31, просмотров: 225.