Информационное обеспечение обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:   

учебная:

- систематизировать и углубить знания студентов по органам чувств человека.

развивающие:

- развивать логическое мышление;

- совершенствовать полученные знания, умения, навыки;

- развивать навыки речевого общения, самостоятельности в приобретении знаний, работы с литературой.

воспитательные:

- возбудить интерес к дисциплине и стремление к качественному овладению материалом;

- воспитывать аккуратность, ответственность, требовательность к себе и товарищам, взаимопонимание, взаимопомощь;

- воспитывать гуманистическое отношение к самому себе; 

- формировать навыки самообразования.

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ:

Перечень общих компетенций

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

 

Перечень знаний и умений

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

З1. Строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.

З2. Методы анатомических исследований и анатомические термины (русские и латинские);

З3. Основные варианты строения и пороки развития органов.

 

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

У1. Применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи;

У2. Находить и показывать на анатомических препаратах органы, их части, детали строения;

У3. Правильно называть органы по-русски и по-латыни.

ТИП ЗАНЯТИЯ: практическое

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: 

- методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности – письменный, устный, самоконтроль;

- методы организации учебно-познавательной деятельности – объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый;

- формы организации учебной деятельности – групповая.

 

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 180 минут

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: методическая разработка для преподавателя, методическая разработка для студента, практическое пособие по изучению раздела, раздаточный материал, контрольные задания по теме.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: 

а) обеспечивающие: нормальная анатомия.

б) обеспечиваемые: спланхнология.

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: офтальмология, оториноларингология, дерматология.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности. Целевая установка.

3. Повторение основных сведений по изучаемой теме.

4. Контроль базового уровня знаний.

5. Объяснение нового материала.

6. Закрепление материала.

7. Самостоятельная работа.

8. Подведение итогов.

9. Задание на дом.

Ход занятия

Основные этапы занятия. Коды формируемых компетенций Ориентировочное время Содержание этапа. Методическое обоснование
Организационный момент 2 мин Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование ОК 1-4 3 мин Преподаватель дает задание студентам определить значимость и актуальность темы, дав время на изучение метод. разработки. Определяет цели и план занятия
Повторение основных сведений по изучаемой теме 10 мин 1. Перечислите органы чувств. 2. Что такое анализатор? Из каких частей он состоит? 3. Перечислите оболочки глазного яблока. 4. Назовите структуры, образующие ядро глазного яблока. 5. Перечислите вспомогательные органы глазного яблока. 6. Что такое астигматизм? 7. Какие структуры входят в состав наружного уха? 8. Перечислите части внутреннего уха. 9. Назовите рецепторы органов слуха и равновесия. 10. Охарактеризуйте механизм восприятия звука. 11. Перечислите производные кожи.
Контроль базового уровня знаний 10 мин Преподаватель проводит письменный анатомический диктант на знание студентами основных определений.  
Объяснение нового материала 20 мин Преподаватель объясняет новый материал, студенты записывают в тетрадь
Осмысление и систематизация полученных знаний и умений, реализация ОК 6,7 90 мин Закрепление материала и практических умений осуществляется с помощью повторения изученного материала. 
Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 8,12 40 мин Студенты письменно выполняют задания в тетради, решив задания с карточки.
Подведение итогов 3 мин Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия
Задание на дом 2 мин 1) И.В. Гайворонский, стр. 448-466

Приложение 1

Значимость темы

Органы чувств имеют исключительно большое значение для всех функций жизни и для защиты от вредных влияний внешней среды. Органы зрения и слуха позволяют воспринимать раздражения, источник которых может находиться на большом расстоянии от уха и глаза, а это дает возможность реагировать на данное раздражение, не входя в непосредственный контакт с его источником. Рецепторные приборы органов слуха, зрения и обоняния называют еще дистантными, потому что они информируют о событиях, происходящих на далеких расстояниях.

Наш глаз различает цвета, улавливает множество цветовых оттенков. Глазу свойственно также распознавать и дифференцировать бесконечное разнообразие форм, как существующих в самой природе, так и созданных руками человека. В свою очередь наш орган слуха тонко различает и дифференцирует множество звуков и тонов, благодаря чему человек может создавать и понимать созданные другими величайшие произведения музыкальной культуры. Именно зрительные и звуковые ощущения послужили фундаментом, на котором выросло новое чувство, выделяющее человека среди всех других живых существ на земле, - это чувство эстетики и красоты, познание всего прекрасного.

Современный человек имеет много новых технических возможностей познания внешнего мира, которые для наших далеких предков были совершенно недоступны. Наше ухо благодаря радио слышит весь мир. Через телевизор мы слышим и видим за сотни километров. Катодная (электронная) лампа помогла выявить верхнюю границу слуха у человека и многих животных; она дала возможность уловить и записать электрические колебания, происходящие в нервах, идущих от рецепторов к мозгу; этот прибор стал как бы новым рецептором необычайной чувствительности. Благодаря слуху и зрению человек делает свои органы чувств все более и более чувствительными, более острыми и проникновенными, делаясь сам "всевидящим" и "всеслышащим".

Богатство зрительных ощущений, которое мы увеличиваем с каждым поворотом головы, может быть названо поистине громадным - несколько тысяч ощущений в каждую минуту. Кроме того, акт зрения лежит в основе письма и чтения, в основе знакомства со всей мировой литературой, а чтение дает нам возможность узнавать о том, чего мы не видели, чего не могли слышать, и это еще более расширяет наш кругозор, познание мира и человеческого общества.

Можно сказать, что органы чувств (экстерорецепторы) – это своеобразные специальные информаторы мозга, как бы его щупальца, обращенные во внешний мир. Каждый из органов чувств представляет собой как бы специальный рефлектор организма, отражающий в мозгу внешний и внутренний мир. Все сигналы, поступающие из внешнего мира через органы чувств в мозговые центры, анализируются и осмысливаются как реальные образы.

Приложение 2

Устно ответьте на вопросы

1. Учение И.П.Павлова об анализаторах. Отделы сенсорной системы: периферический, проводниковый, центральный.

2. Соматическая сенсорная система, виды кожных рецепторов;

3. Обонятельная сенсорная система: вспомогательный аппарат, обонятельные рецепторы, проводниковый и центральный отделы.

4. Вкусовая сенсорная система – вспомогательный аппарат, вкусовые рецепторы, локализация, строение вкусовой луковицы, проводниковый отдел, подкорковый и корковый центры вкуса.

5. Зрительная сенсорная система, ее вспомогательный аппарат.

6. Слуховая сенсорная система. Рецепторы, локализация – кортиев орган улитки, проводниковый отдел; центральный отдел – подкорковые центры слуха (нижние бугры четверохолмия, медиальные коленчатые тела, талямус), корковый центр слуха (верхняя височная извилина коры), их функции.

7. Вестибулярная сенсорная система.

8. Ноцицептивная (болевая) сенсорная система. Отличие болевых ощущений с кожи и внутренних органов.


 


Приложение 3

Объяснение нового материала

Анализатор это совокупность рецепторов и нейронов мозга, участ­вующих в обработке информации о сигналах внешнего и внутреннего мира и в получении представления о них.

Согласно теории И.П. Павлова, все анализаторы состоят из следующих отделов:

- периферического;

- проводникового;

- центрального, или коркового.

Периферический отдел анализатора, представленный рецепторами ор­ганов чувств или внутренних органов, способствует превращению сенсорно­го сигнала в электрический процесс.

Проводниковый отдел образован чувствительными нервами и нервны­ми трактами и обеспечивает первичную обработку информации и передачу ее в высшие отделы нервной системы.

Центральный, или корковый, отдел анализатора, располагающийся в коре больших полушарий переднего мозга, производит окончательную обра­ботку информации и образует ощущения.

Характерная особенность анализатора как сенсорного канала заклю­чается в специфичности его настройки на определенный раздражитель и в относительном постоянстве этой настройки, являющейся врожденной. В наибольшей степени этим качеством обладают периферические рецепторы, состоящие из множества единичных образований, что позволяет дробить внешние факторы па весьма малые составляющие для их точной и объектив­ной оценки.

Строение и классификация рецепторов. Рецепторы — это конечные специализированные образования, предна­значенные для трансформации энергии различных видов раздражителей в специфическую активность нервной системы.

Рецепторные клетки отличаются от других клеток организма рядом по­казателей:

- энергия раздражителя для них - это лишь стимул к запуску процес­сов, совершаемых за счет собственной энергии клетки;

- рецепторная клетка обладает на выходе электрической энергией, ко­торая обязательно передается другим клеткам.

Основная структурная единица рецепторных аппаратов является клет­ка, снабженная подвижными волосками, или ресничками. Благодаря их авто­матическим движениям происходит непрерывный поиск адекватного стиму­ла и обеспечиваются наилучшие условия для взаимодействия с ним.

В некоторых случаях раздражение воспринимается не ресничками, а клеткой в целом (хеморецепция). Для рецепторов кожи, внутренних органов и мышц участки преобразования воздействия находятся в окончании нервных волокон.

Классификация рецепторов

1. По характеру взаимодействия:

- экстерорецепторы, как правило, представлены высокоспециализиро­ванными образованиями;

- интерорецепторы – рецепторы внутренних органов;

- проприорецепторы – разновидность интерорецепторов – рецепторы опорно-двигательного аппарата.

 

 

2. По модальности, то есть по форме образуемой энергии, раздражителя:

- механорецепторы представлены периферическими отделами соматиче­ской, скелетно-мышечной, слуховой и вестибулярной сенсорных сис­тем;

- терморецепторы, представленные рецепторами кожи, внутренних ор­ганов и термочувствительными нейронами;

- хеморецепторы – это структуры периферических отделов обонятельной и вкусовой сенсорных систем;

- фоторецепторы образования зрительной сенсорной системы; электрорецепторы, воспринимающие колебания электромагнитного поля.

- ноцицептивные рецепторы — воспринимающие болевые ощущения.

3. По структурным особенностям. Все рецепторы обладают избирательной чувствительностью к адекватным раздражителям.

- первичные (первично чувствующие). Действие адекватного стимула осуществляется па периферический отросток сенсорного нейрона (тка­невые рецепторы, проприорецепторы, терморецепторы, обонятельные клетки);

- вторичные (вторично чувствующие). Между окончаниями сенсорного нейрона и точкой приложения стимула располагается дополнительная специализированная (рецептирующая) клетка ненервного происхожде­ния. Возбуждение, возникающее в рецептирующей клетке, через си­напс поступает на сенсорный нейрон (волосковые клетки внутреннего уха, рецепторы вкусовых луковиц и фоторецепторы).

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЦЕПТОРОВ

По локализации и видам воспринимаемой чувствительности рецепторы подразделяют на четыре группы (рис. 1):

а) экстероцепторы расположены в коже, воспринимают тактильные (осязание), болевые и температурные раздражения (свободные нервные окончания, колбы Краузе, тельца Руффини);

б) проприоцепторы находятся в мышцах, сухожилиях, связках, суставных капсулах, надкостнице и костях; они воспринимают чувства давления, вибрации, веса, степень сокращения или расслабления мышц и положение частей тела в пространстве (тельца Фатера-Пачини, Гольджи-Маццони);

в) интероцепторы расположены во внутренних органах и в стенках сосудов, воспринимают механическое и осмотическое давление (баро- и осморецепторы), химический состав среды (хеморецепторы) и боль; чувствительность, воспринимаемая экстеро-, про- прио- и интероцепторами, объединяется понятием — общая чувствительность;

Рис. 1. Основные типы рецепторов соматической нервной системы

4) специализированные рецепторы расположены в специализированных органах — в глазном яблоке, внутреннем ухе, полости носа, на языке и воспринимают пять специальных видов чувствительности — зрение, слух, вестибулярные раздражения, обоняние и вкус.

По способу восприятия раздражения рецепторы подразделяют на две группы:

а) дистантные, воспринимающие раздражение без непосредственного контакта с ним (зрение, слух);

б) контактные, воспринимающие раздражение при непосредственном контакте с ним (боль, температура, вкус).

По виду воспринимаемой чувствительности рецепторы также подразделяют на две группы:

- рецепторы общей чувствительности (рис. 1) расположены во всех участках тела человека, воспринимают следующие раздражения: боль, температуру, проприоцептивную чувствительность (информация о состоянии органов опорно-двигательной системы), прикосновение (тактильные) и давление (барорецепторы);

- рецепторы специальной чувствительности, воспринимающие следующие раздражения: вкус, зрение, обоняние, слух и вестибулярные раздражения.

I — эпидермис; II — дерма; III — подкожная жировая клетчатка; 1 — поверхностная фасция; 2 — мышца; 3 — вена; 4 — артерия; 5 — нервное волокно; 6 — нервное окончание; 7 — потовая железа; 8 — мышца, поднимающая волос; 9 — сальная железа; 10 — проток потовой железы; 11 — волос; 12 — сосочковый слой дермы; 13 — роговой слой эпидермиса

 

Волосы — это эпителиальные нитевидные придатки кожи. Каждый волос имеет корень и стержень. Корень волоса находится в толще кожи и заканчивается утолщенной частью — волосяной луковицей. Корень волоса расположен в волосяном фолликуле, куда открывается проток сальной железы. С корнем связана гладкая мышца, поднимающая волос. Данная мышца при сокращении способна поднимать волос, образовывать на коже возвышения — «гусиную кожу» и выдавливать секрет сальной железы.

 

 

Ногти — это придатки кожи пальцев рук и ног, расположенные на тыльной стороне дистальных фаланг. Ноготь состоит из ногтевого ложа и ногтевой пластинки. Последняя состоит из корня ногтя, тела и свободного края.

Железы кожи по характеру выделяемого секрета подразделяют на потовые и сальные.

Потовые железы представляют собой трубчатые железы. Каждая железа состоит из тела и протока, открывающегося на коже. Потовые железы выполняют выделительную и терморегулирующую функции, придают телу специфический запах. По способу секреции различают эккринные и апокриновые железы. Эккринные, или малые потовые железы, распространены в коже почти повсеместно. Эккринные железы выделяют водянистый секрет — пот, общее количество которого в сутки достигает в обычных условиях 0,5 л, при тяжелой физической работе — до 10 л.

Апокриновые, или большие потовые железы, связаны с волосяными фолликулами. Они локализуются только в подмышечной и паховой областях, на лобке, больших половых губах. Секреция апокриновых желез тесно связана с половой функцией. Они функционируют в полной мере только в период половой зрелости, в старческом возрасте они часто редуцируются. Разновидностью апокриновых желез являются железы преддверия носа и серные железы наружного слухового прохода.

Сальные железы выделяют жироподобный секрет, который служит защитной смазкой для кожи и волос. Тело железы расположено в дерме. Их выводные протоки также открываются в воронки волосяных фолликулов.

 

ОРГАН ОБОНЯНИЯ

Обоняние играет существенную роль в жизни человека и предназначено для распознавания запахов, определения газообразных пахучих веществ, которые содержатся в воздухе. Вместе со вкусом обоняние участвует в рефлекторном возбуждении пищеварительных желез. Обоняние предупреждает человека о наличии в воздухе ядовитых или вредных веществ.

Область обоняния включает слизистую оболочку, которая покрывает верхнюю часть перегородки носа. Рецепторный слой слизистой оболочки представлен обонятельными нейросенсорными клетками (эпителиоцитами), которые воспринимают присутствие пахучих веществ (рис. 3), количество которых составляет около 10 млн. Под клетками осязания лежат поддерживающие клетки. В слизистой оболочке находятся обонятельные (боуменовы) железы, секрет которых увлажняет поверхность рецепторного слоя. Периферические отростки клеток обоняния несут на себе обонятельные волоски (реснички), а центральные отростки формируют около 15-30 обонятельных нервов. Последние через отверстия решетчатой пластинки проникают в полость черепа, а затем в обонятельную луковицу, где аксоны обонятельных нейросенсорных клеток в обонятельных клубочках вступают в контакт с митральными клетками. Отростки последних в толще обонятельного тракта направляются в обонятельный треугольник, а затем в составе обонятельных полосок идут в переднее продырявленное вещество, в подмозолистое поле и диагональную полоску Брока. В составе латерального пучка направляются в парагиппокампальную извилину и в крючок, в котором находится корковый центр обоняния. Обонятельная чувствительность является дистантным видом рецепции. С этим видом рецепции связано различие более 400 разных запахов. Чувствительность к запаху зависит от вида пахучего вещества, его концентрации, местонахождения (в воде, воздухе и др.), температуры, увлажнения, движения воздуха, продолжительности воздействия и других факторов.

Центральные отростки обонятельных клеток собираются в пучки и в составе обонятельных нервов (I пара черепных нервов) проникают в полость черепа, где заканчиваются на клетках обонятельной луковицы.

Проводящий путь обонятельного анализатора начинается от рецепторов слизистой оболочки верхнего носового хода. Затем по волокнам обонятельных нервов (I пара) импульсы направляются к нейронам обонятельных луковиц. Далее они по обонятельному тракту достигают коры височной доли, где в области крючка и парагиппокампальной извилины находится проекционный центр обоняния. От последнего часть информации направляется к подкорковым центрам, расположенным в среднем и промежуточном мозге (верхние холмики, зрительный бугор и сосочковые тела). Подкорковые центры обеспечивают безусловно-рефлекторную регуляцию тонуса мышц в ответ на обонятельные раздражения.

Таким образом, особенность обонятельного пути заключается в том, что нервные импульсы первоначально поступают не в подкорковые центры обоняния, а в кору полушарий большого мозга, именно поэтому человек, как правило, вначале ощущает запах и оценивает его, и только спустя доли секунды формируется бессознательная эмоциональная окраска данного раздражителя.

 

 

Рис. 3. Схема строения обонятельных рецепторов:

ОРГАН ВКУСА

Вкусовой анализатор играет важную роль в деятельности пищеварительной системы. Он представляет информацию о химическом составе и качестве пищи. Кроме того, располагаясь в начальном отделе пищеварительной системы, вкусовой анализатор рефлекторно воздействует на железы (слюнные железы, железы желудочно-кишечного тракта, печень, поджелудочную железу) и тем самым регулирует их деятельность.

Вкусовые рецепторы находятся в полости рта и представлены вкусовыми клетками, которые входят в состав вкусовых почек — луковиц (рис. 3). У человека количество вкусовых почек колеблется от 3 до 9 тыс. Они расположены в основном на языке в области грибовидных, желобоватых и листовидных сосочков. Меньшее количество вкусовых почек находится в эпителии слизистой оболочки полости рта, губ, мягкого нёба, нёбных дужек, глотки, надгортанника. Совокупность вкусовых почек в полости рта составляет орган вкуса.

Вкусовая почка в центре имеет ямку, в которую попадают растворенные в слюне вещества. В ямку обращены вкусовые (рецепторные) клетки. Они функционально специализированы: сладкое воспринимается кончиком языка, кислое — боковой поверхностью языка, горькое — корнем языка, соленое — всей поверхностью языка (рис. 5).

Рис. 4. Схема строения вкусовой луковицы:

А — зоны вкусовой чувствительности; б — зоны иннервации языка; 1 — горькое; 2 — соленое; 3 — немая зона; 4 — кислое; 5 — сладкое; 6 — язычная миндалина; 7 — нёбно-язычная дужка; 8 — нёбная миндалина; 9 — нёбно-глоточная дужка; 10 — надгортанник; 11 — блуждающий нерв; 12 — языкоглоточный нерв; 13 — язычный нерв и барабанная струна

 

Проводящий путь вкусового анализатора. От рецепторов передней части языка в составе лицевого нерва (VII пара) и от корня языка — в составе языкоглоточного нерва (IX пара) — импульсы поступают в продолговатый мозг и потом — к чувствительным ядрам указанных нервов. От этих ядер меньшая часть информации поступает в мозжечок - ядерно-мозжечковый путь для обеспечения безусловнорефлекторной регуляции тонуса мышц головы, языка и глотки, а большая часть достигает зрительного бугра. От последнего нервные импульсы поступают в крючок височной доли, где происходит их сознательный анализ.

Во вкусовых клетках химическое раздражение трансформируется в нервный импульс, который синаптическим способом передается на рецепторные окончания чувствительных нейронов. Последние представлены псевдоуниполярными клетками, расположенными в чувствительных узлах двух черепных нервов (лицевого и языкоглоточного). Общая чувствительность языка обеспечивается V, IX и X парами черепных нервов (тройничным, языкоглоточным и блуждающим). Центральные отростки этих нейронов направляются в головной мозг. Необходимо отметить, что подкорковые и корковые центры обонятельного и вкусового анализаторов функционально связаны и расположены в одних и тех же структурах центральной нервной системы.

ОРГАН ЗРЕНИЯ играет важнейшую роль во взаимодействии человека с окружающей средой. С его помощью к нервным центрам поступает до 90% информации о внешнем мире. Он обеспечивает восприятие света, его цветовой гаммы и ощущение пространства. Благодаря тому, что орган зрения является парным и подвижным, зрительные образы воспринимаются объемно, т. е. не только по площади, но и по глубине.

Включает в се6я глазное яблоко и вспомогательные органы глазного яблока. В свою очередь орган зрения — составная часть зрительного анализатора, который кроме указанных структур включает проводящий зрительный путь, подкорковые и корковые центры зрения.

ГЛАЗНОЕ ЯБЛОКО. Глазное яблоко, bulbus oculi, имеет форму шара, у которого спереди находится незначительная выпуклость. Она соответствует местоположению прозрачной его части — роговицы (рис. 6). Стенки глазного яблока образованы тремя оболочками: наружной — фиброзной, средней — сосудистой, внутренней — сетчатой. Оболочки последовательно окружают друг друга, располагаясь вокруг структур, составляющих ядро (см. табл.).

Фиброзная оболочка, tunica fibrosa, выполняет формообразующую (каркасную) и защитную функции. Передняя прозрачная часть этой оболочки называется роговицей, а задняя, белесоватая по цвету — склерой или белочной оболочкой.

Роговица, cornea, занимает по площади 1/6 глазного яблока. Она имеет толщину 1 мм и форму часового стекла, выпуклостью обращена кпереди. Основные свойства роговицы — прозрачность, равномерная сферичность, высокая чувствительность и высокая преломляющая способность (42 диоптрии). Роговица выполняет защитную и оптическую функции. Защитная функция заключается в механической защите структур глазного яблока и формировании так называемого роговичного рефлекса: мигание и (или) выделение слезы при попадании пыли или других инородных частиц. Оптическая функция заключается в прохождении и преломлении лучей света.

Рис. 6. Строение глазного яблока (схема): 1 — анатомическая ось глазного яблока; 2 — роговица; 3 — передняя камера; 4 — задняя камера; 5 — конъюнктива; 6 — склера; 7 — сосудистая оболочка; 8 — сетчатка; 9 — желтое пятно; 10 — зрительный нерв; 11 — слепое пятно; 12 — стекловидное тело; 13 — ресничное тело; 14 — циннова связка; 15 — радужка; 16 — хрусталик; 17 — оптическая ось глазного яблока

Необходимо назвать наиболее часто встречающиеся поражения роговицы, такие как помутнение и астигматизм. Помутнение роговицы (бельмо) возникает при попадании в глаз химических веществ, при тяжелых ожогах и травмах роговицы, нарушениях ее питания. Астигматизм развивается при неравномерной и неправильной сферичности роговицы. Такая форма роговицы может быть врожденной или приобретенной в результате травмы или заболевания. При этом состоянии роговица неодинаково преломляет световые лучи в вертикальной и горизонтальной плоскостях, в результате чего изображение в искаженном виде фокусируется на сетчатку. Такое нарушение устраняют с помощью специальных очков или линз, которые подбирают в зависимости от степени изменений кривизны роговицы.

Склера (белочная оболочка), sclera, состоит из плотной соединительной ткани, почти лишена сосудов и нервных окончаний. Она придает форму глазному яблоку и является местом прикрепления мышц глазного яблока.

 

А — вид сверху; б — вид сбоку; 1 — верхняя прямая мышца; 2 — нижняя прямая мышца; 3 — блоковая ость; 4 — сухожилие верхней косой мышцы; 5 — латеральная прямая мышца; 6 — мышца, поднимающая верхнее веко; 7 — медиальная прямая мышца; 8 — верхняя косая мышца; 9 — нижняя косая мышца; 10 — жировое тело глазницы

 

Рис. 8. Слезный аппарат:

А — при эмметропии (норме); б — при миопии (близорукости); в — при гиперметропии (дальнозоркости); г — при астигматизме; 1 — до коррекции; 2 — после коррекции рассеивающей линзой; 3 — после коррекции собирающей линзой; 4 — коррекция астигматизма специальной линзой

 

 

ОРГАН СЛУХА И РАВНОВЕСИЯ

Орган слуха и равновесия представляет собой анатомически и функционально взаимосвязанные органы, обеспечивающие восприятие звуковых и вестибулярных раздражений (см. табл. ниже).

Орган слуха включает в себя наружное, среднее и часть внутреннего уха — улитку, которая представлена улитковым лабиринтом.

Орган равновесия расположен только во внутреннем ухе и включает такие части лабиринта, как преддверие и полукружные каналы, которые составляют вестибулярный лабиринт.

Орган слуха и равновесия — составная часть (периферический отдел) анализатора слуха и вестибулярных функций, которые кроме указанных структур предусматривают проводящие слуховой и вестибулярный пути, подкорковые и корковые центры слуха и вестибулярных функций.

 

 

Орган слуха Орган слуха и равновесия
Наружное ухо: ушная раковина наружный слуховой проход барабанная перепонка   Среднее ухо: барабанная полость и ее содержимое сосцевидные ячейки слуховая труба   Внутреннее ухо — улитковый лабиринт: улитка (улитковый проток) Внутреннее ухо — вестибулярный лабиринт: преддверие полукружные каналы  

 

Наружное ухо, auris externa, состоит из ушной раковины, наружного слухового прохода и барабанной перепонки. Ушная раковина имеет форму воронки и предназначена для улавливания звуков. Она построена из эластического хряща, покрытого кожей (рис. 10).

Наружный слуховой проход по форме напоминает узкую, слепо заканчивающуюся трубку длиной 20-25 мм. Одна треть длины наружного слухового прохода приходится на хрящевую часть, а две трети — на костную. Костная часть расположена в пределах височной кости и отграничена от полости среднего уха барабанной перепонкой. Наружный слуховой проход служит для проведения звуковых волн к барабанной перепонке. Наружный слуховой проход выстлан кожей, в которой находятся серные железы. При увеличении их функции и нарушении гигиенических правил могут образовываться серные пробки.

Барабанная перепонка представляет собой соединительнотканную перегородку между наружным слуховым проходом и барабанной полостью. Она разделяет наружное и среднее ухо. Снаружи орган выстлан кожей, изнутри — слизистой оболочкой. Барабанная перепонка служит для преобразования звуковых колебаний в механические и передачи последних на систему слуховых косточек.

Среднее ухо, auris media, расположено внутри височной кости. Оно представлено барабанной полостью, слуховой трубой и ячейками сосцевидного отростка. Барабанная полость имеет форму куба объемом до 1 см3.

 

Рис. 10. Строение органа слуха и равновесия (фронтальный распил):

Молоточек; 2 — полукружные каналы; 3 — преддверие; 4 — улитка; 5 — преддверно-улитковый нерв; 6 — внутренняя сонная артерия; 7 — слуховая труба; 8 — барабанная полость; 9 — барабанная перепонка; 10 — наружный слуховой проход; 11 — ушная раковина

 

Внутри она выстлана слизистой оболочкой и содержит три слуховые косточки и две мышцы. Слуховые косточки — молоточек, наковальня и стремечко последовательно, подвижно (с помощью суставов) соединены между собой. Молоточек с помощью своей рукоятки неподвижно связан с барабанной перепонкой, а основание стремечка закрывает овальное окно в преддверии костного лабиринта. Слуховые косточки обеспечивают механическую передачу и усиление колебательных движений от барабанной перепонки до перилимфы, которой заполнен лабиринт.

Одна из мышц барабанной полости напрягает (обеспечивает натяжение) барабанную перепонку, вторая — обеспечивает движение стремечка в овальном окне. С помощью слуховой трубы барабанная полость сообщается с носоглоткой. Труба служит для уравновешивания атмосферного давления на барабанную перепонку и давления в полости среднего уха (барофункция).

Сосцевидные ячейки представляют собой систему полостей в одноименном отростке височной кости. Самая крупная из них называется сосцевидной пещерой и сообщается с барабанной полостью. Изнутри ячейки выстланы слизистой оболочкой. Они играют важную роль в поддержании нормальной барофункции среднего уха.

Внутреннее ухо, auris interna, представляет собой сложную по форме систему каналов, называемую лабиринтом, которые заполнены специальной жидкостью. Различают костный лабиринт, внутри которого находится перепончатый лабиринт. Между костным и перепончатым лабиринтами помещается перилимфа, внутри перепончатого лабиринта содержится эндолимфа.

В костном лабиринте различают три части: улитку, преддверие и костные полукружные каналы. Улитка относится к органу слуха, а преддверие и костные полукружные каналы — к органу равновесия. В улитке различают основание и купол. В центральной части улитки находится костный стержень, вокруг которого костный канал делает 2,5 оборота. Костный канал посредством костной пластинки разделяется на преддверную (верхнюю) и барабанную (нижнюю) лестницы (рис. 11 , 12).

Рис. 11 . Разрез улитки:

Костная улитка; 2 — преддверная лестница; 3 — вестибулярная (преддверная) мембрана; 4 — улитковый проток; 5 — кортиев орган; 6 — базилярная мембрана; 7 — барабанная лестница; 8 — спиральный (улитковый) ганглий; 9 — улитковая часть преддверно-улиткового нерва

 

Рис. 12. Костный и перепончатый лабиринты:

Ампулы полукружных протоков; 2 — маточка; 3 — мешочек; 4 — улитковый проток; 5— общая перепончатая ножка; 6— передний полукружный канал; 7 — передний полукружный проток; 8 — эндолимфатический мешок; 9 — твердая мозговая оболочка; 10 — преддверие; 11 — улитка; 12 — преддверная лестница; 13 — барабанная лестница; 14 — вторичная барабанная перепонка; 15 — стремечко; 16 — латеральный полукружный проток; 17— латеральный полукружный канал; 18 — задний полукружный проток; 19 — задний полукружный канал

 

В преддверии находятся овальное и круглое отверстия. Овальное отверстие закрыто основанием стремечка, круглое — затянуто вторичной барабанной перепонкой, играющей важную роль в обеспечении колебаний перилимфы. Различают передний, задний и боковой (латеральный) полукружные каналы. Они расположены практически в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. У места их впадения в преддверие находятся расширения — ампулы. При этом передний и задний полукружные каналы сливаются и единой ножкой открываются в преддверие.

 

 

В перепончатом лабиринте выделяют три части: перепончатую улитку, мешочек и маточку, полукружные протоки:

1. Перепончатая улитка (улитковый проток) находится внутри костной улитки. Она ограничена базилярной и вестибулярной мембранами, которые прикрепляются к костной пластинке. В улитковом протоке расположен кортиев орган — сложно устроенный рецептор слуха. Он помещается на базилярной мембране и состоит из 25 тыс. тонких волосковых клеток, над которыми простирается покровная мембрана.

2. Мешочек и маточка расположены внутри преддверия. В них находятся отолитовые аппараты — пятна (рис. 13) — рецепторы, воспринимающие вертикальные ускорения: при падении с высоты, при прыжках.

3. Полукружные протоки расположены внутри костных полукружных каналов. В их ампулах расположены гребешки — рецепторы, воспринимающие угловые ускорения (рис. 14): наклоны головы вперед, назад, в стороны и вращение головой.

 

Рис. 13. Схема строения отолитового аппарата:

Приложение 5

Закрепление

1. Краткие сведения о строении и функции органа зрения записать в таблицу “ C труктуры глаза”:

Части органа зрения Представлен Функции
1. Вспомогательный аппарат: а) защитный аппарат, б) двигательный аппарат, в) слезный аппарат, 2. Глазное яблоко: а) оболочки б) внутреннее ядро    

 

2. Дайте определение или краткую характеристику приведенным ниже терминам:

  • Аккомодация - ______________________________________________
  • Дилататор - _______________________________________________
  • Желтое пятно - ____________________________________________
  • Слепое пятно - _____________________________________________
  • Гиперметропия - ____________________________________________
  • Миопия - __________________________________________________
  • Рефракция - ________________________________________________
  • Колбочки - _________________________________________________
  • Палочки - __________________________________________________

 

3. Данные о строении органа слуха запишите в таблицу “Строение уха”

Название отдела Чем представлен Выполняемая функция
1. Наружное ухо. 2. Среднее ухо. 3. Внутреннее ухо.    

 

4. ОС 147. Краткие сведения о строении и функциях кожи запишите в таблицу “Строение кожи”:

Кожа и её производные Чем представлены Функции
Эпидермис    
Дерма    
Гиподерма    
Железы кожи    
Волосы    
Ногти    

Приложение 6

C амостоятельная работа

5. Рассмотреть предложенный рисунок “Строение глаза”, сделать необходимые обозначения.


 

6.
Рассмотреть предложенный рисунок “Строение уха”, сделать необходимые обозначения.

7. Рассмотреть рисунок «Строение кожи». Сделать необходимые обозначения.

8.
Рассмотреть схему расположения вкусовых зон, перечислить вкусовые рецепторы (сосочки) языка и места их расположение вкусовых сосочков на самом языке:

 

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:   

учебная:

- систематизировать и углубить знания студентов по органам чувств человека.

развивающие:

- развивать логическое мышление;

- совершенствовать полученные знания, умения, навыки;

- развивать навыки речевого общения, самостоятельности в приобретении знаний, работы с литературой.

воспитательные:

- возбудить интерес к дисциплине и стремление к качественному овладению материалом;

- воспитывать аккуратность, ответственность, требовательность к себе и товарищам, взаимопонимание, взаимопомощь;

- воспитывать гуманистическое отношение к самому себе; 

- формировать навыки самообразования.

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ:

Перечень общих компетенций

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

 

Перечень знаний и умений

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

З1. Строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.

З2. Методы анатомических исследований и анатомические термины (русские и латинские);

З3. Основные варианты строения и пороки развития органов.

 

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

У1. Применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи;

У2. Находить и показывать на анатомических препаратах органы, их части, детали строения;

У3. Правильно называть органы по-русски и по-латыни.

ТИП ЗАНЯТИЯ: практическое

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: 

- методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности – письменный, устный, самоконтроль;

- методы организации учебно-познавательной деятельности – объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый;

- формы организации учебной деятельности – групповая.

 

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 180 минут

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: методическая разработка для преподавателя, методическая разработка для студента, практическое пособие по изучению раздела, раздаточный материал, контрольные задания по теме.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: 

а) обеспечивающие: нормальная анатомия.

б) обеспечиваемые: спланхнология.

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: офтальмология, оториноларингология, дерматология.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности. Целевая установка.

3. Повторение основных сведений по изучаемой теме.

4. Контроль базового уровня знаний.

5. Объяснение нового материала.

6. Закрепление материала.

7. Самостоятельная работа.

8. Подведение итогов.

9. Задание на дом.

Ход занятия

Основные этапы занятия. Коды формируемых компетенций Ориентировочное время Содержание этапа. Методическое обоснование
Организационный момент 2 мин Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование ОК 1-4 3 мин Преподаватель дает задание студентам определить значимость и актуальность темы, дав время на изучение метод. разработки. Определяет цели и план занятия
Повторение основных сведений по изучаемой теме 10 мин 1. Перечислите органы чувств. 2. Что такое анализатор? Из каких частей он состоит? 3. Перечислите оболочки глазного яблока. 4. Назовите структуры, образующие ядро глазного яблока. 5. Перечислите вспомогательные органы глазного яблока. 6. Что такое астигматизм? 7. Какие структуры входят в состав наружного уха? 8. Перечислите части внутреннего уха. 9. Назовите рецепторы органов слуха и равновесия. 10. Охарактеризуйте механизм восприятия звука. 11. Перечислите производные кожи.
Контроль базового уровня знаний 10 мин Преподаватель проводит письменный анатомический диктант на знание студентами основных определений.  
Объяснение нового материала 20 мин Преподаватель объясняет новый материал, студенты записывают в тетрадь
Осмысление и систематизация полученных знаний и умений, реализация ОК 6,7 90 мин Закрепление материала и практических умений осуществляется с помощью повторения изученного материала. 
Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 8,12 40 мин Студенты письменно выполняют задания в тетради, решив задания с карточки.
Подведение итогов 3 мин Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия
Задание на дом 2 мин 1) И.В. Гайворонский, стр. 448-466

Информационное обеспечение обучения

Дата: 2019-07-31, просмотров: 296.