Напомним, что мотивационный компонент является первым компонентом установки, выполняющим функцию мотивации учащихся к речевому высказыванию.
Для создания мотивационной готовности к высказыванию необходимо обратиться к сведениям о личностных особенностях учеников. Эту информацию можно получить из методической характеристики класса (МХК), которую учитель составляет на основе данных специальных анкет, тестов и других средств изучения индивидуальных особенностей учащихся (Кузовлев). МХК – форма учета индивидных (отражающих природные свойства и способности человека), субъектных (характеризующихся индивидуальным стилем учебной деятельности) и личностных (обеспечивающих коммуникативную мотивацию) особенностей учащихся, которая позволяет оперативно и в полной мере управлять их высказываниями.
Мотивированная готовность высказаться появляется у ученика в случае, если установка соотносится с его личностными особенностями:
· мировоззрением;
· контекстом деятельности;
· личным опытом;
· желаниями, интересами, склонностями;
· эмоционально-чувственной сферой;
· статусом в группе.
В противном случае это будет лишь формальное произнесение фраз на определённую разговорную тему.
Опора на личностные особенности учащихся делает мотивационный компонент, прежде всего, индивидуализированным. Чем более индивидуализированным является данный компонент установки, тем более вероятность того, что учащиеся быстро включатся в работу, их речевые действия будут целенаправленны и более осознанны.
Значимость мировоззрения в качестве особого компонента личности, например, объясняется тем, что если другие компоненты определяют «ситуативную направленность», то мировоззрение фиксирует «сверхситуативную целостность личности» (термин А. Кречмера), ее внутреннюю жизненную позицию. Это тот стержень, ядро личности, которое обуславливает её своеобразие как общественного существа. Если другие компоненты личностной подструктуры определяют то, к чему человек стремится, то мировоззрение дает возможность понять, во имя чего он это делает. Можно сказать, что мировоззрение есть проявление особенного, характеризующего индивидуальность.
Как можно учитывать мировоззрение учащихся, покажем в следующем примере (здесь и далее жирным шрифтом выделена та часть установки, которая так или иначе учитывает личностные особенности учащихся).
Установка №1
School teaches you many different subjects and many other important things. It helps you to become a good citizen, to discover your special talents, it shapes your personality, encourages to make а serious choice of your future occupation....
Данная часть установки, выраженная в виде утверждения не требующего возражения, демонстрирует, как можно учитывать мировоззрение в подростковом возрасте (12-15лет), который характеризуется относительно устойчивой направленностью личности (Кузовлев, 1981; с.297-298). Путём этой части установки активизируется система взглядов учащихся на школьную жизнь и те ее аспекты, которые представлены в установке. И в рамках, в которых пойдёт обсуждение, что позволяет прогнозировать общую направленность высказывания. Помимо этого, благодаря учёту мировоззрения в данной части установки создаётся ещё и определённый воспитательный эффект, поскольку школа и образование представлены как ценности.
Для вызова коммуникативной мотивации необходимо также использовать контекст деятельности учащихся. Контекст деятельности является психологическим содержанием процесса межличностного общения, питающим речевую деятельность человека. Логично предположить, что управляемое подключение широкого контекста деятельности обучающихся к организации процесса речепорождения позволит более адекватно моделировать процесс обучения иноязычному говорению в аспекте создания мотивационной готовности к речевому высказыванию.
Как указывает А.А. Леонтьев, при потере психологического содержания общение не во всех случаях выступает как самостоятельная деятельность, а лишь как компонент, составная часть другой, некоммуникативной деятельности (А.А. Леонтьев, 1969; с.22). Только создав взаимосвязь речевой деятельности с другими видами человеческой деятельности, можно создать необходимое условие любой деятельности человека (Кузовлев, 1981; с.55). Покажем использование контекста деятельности учащихся на другом примере мотивационной части установки:
Установка №2
Children spend a large part of their life at school. But do they like it? Some children really like to go to school and to learn; some go to school to meet their friends there; and others because their parents make them do it ….
Данный пример демонстрирует, как с помощью мотивационного компонента установки создаётся полноценное речевое партнерство между учащимися, а также учителем и учащимися. В данном случае мотивационный компонент способствует вступлению в контакт, видению в партнере по общению подобного себе, благодаря чему обеспечивается активная обратная связь, – обмен информацией, а не одностороннее её отправление.
Использование контекста деятельности помогает воспринимать иностранный язык как средство общения, ибо обсуждаются реально существующая проблема - значимость школы в жизни обучаемого; каждый ученик может принять участие в обсуждении того аспекта проблемы, который его более всего волнует, выражая свои собственные мысли, формируя в себе способность использовать иностранный язык для реализации своих речевых потребностей.
С контекстом деятельности тесно связан личный опыт, но их главное отличие лежит во временной соотнесенности: если личный опыт основывается на прошедших событиях, то контекст деятельности, как было показано выше, охватывает плоскость настоящего. Контекст деятельности со временем переходит в опыт, который, в свою очередь, влияет на актуальную, ситуативную деятельность обучающихся. В речи активность человеческого опыта проявляется не только в том, что он питает человеческое общение в содержательном плане, что само по себе уже немаловажно, но, прежде всего в том, что он стимулирует его, заставляет человека обмениваться полезной информацией, советовать, убеждать, предупреждать и т.д. Потребность убедить кого-то в чём-либо может самопроизвольно возникнуть только тогда, когда ситуация не задана со стороны, а является следствием каких-то прежних пережитых событий, к которым причастны собеседники.
Примером может послужить использование личного опыта учащихся в следующей установке.
Установка № 3
You know, there is a boy who is treated as a social outcast in one of the classes. He is bullied and no one stops it. So, I'd like to have your advice…
Мотивационный компонент установки в форме сообщения основывается на прошедших и настоящих событиях, которые «питают» деятельность общения и обеспечивают эмоциональное включение личности каждого учащегося в речевую деятельность. В целом использование личного опыта позволяет не только стимулировать речевые поступки учеников, но и прогнозировать их содержание (полярное отношение к данной ситуации).
Следующий элемент личностной подструктуры учащихся, который с успехом можно использовать для создания мотивационного компонента установки – сфера желаний, интересов и склонностей. Желание – есть форма направленности, при которой человек осознает то, к чему он стремится, т.е. цель своего стремления; интерес – ещё более высокая и осознанная форма направленности на предмет, однако являющаяся только стремлением к его познанию; склонность – стремление к определенной деятельности (Пассов, 1993; с.35). Все это оказывается благоприятным для вызова коммуникативной мотивации, когда обучение ведется не по темам, отражающим различные предметные области реальной действительности, а с учётом характерных желаний, интересов и склонностей каждого обучаемого. Как указывают Б.Ф. Ломов и В.П. Кузовлев, именно «в общении, осуществляется обмен интересами» (Кузовлев, 1981; с.18).
Установка № 4
You study a lot of subjects at school: Geometry, Physics, Biology, Chemistry and etc, but as we know, only some of them are your favourites. For instance, Peter Sidorenko says: "I'm keen on computers and I'm going to be a computer programmer, so I think I should pay attention only to Math and Computer Technology…
В данном примере мотивационный компонент установки демонстрирует, как за счет опоры на устойчивые интересы (к тому или иному предмету, изучаемому в школе), желания и склонности личности (в данном случае желание выбрать профессию, связанную с любимым предметом), можно вызвать и поддержать ситуационный интерес, ведущий к возникновению коммуникативной потребности. Подобная установка позволяет учащимся не только выразить свои желания и поделиться интересами, обосновав их в одностороннем порядке, но и принять информацию других, обсудить её в процессе общения.
Использование вводной конструкции “as we know ” усиливает контактность учителя с учащимися и подготавливает восприятие будущей информации.
Немаловажным в создании коммуникативной мотивации является учет эмоционально-чувственной сферы учащихся. Поскольку наиболее прочно запоминается то, что связано с яркими переживаниями, очень важно при освоении наиболее ответственных производственных действий вызывать у учащихся какие-либо сильные чувства (Пассов, 1993; с.126). Как это можно сделать, показано в следующем примере:
Установка № 5
Recently I've read a letter from a boy, who hates going to school and often skips classes for different reasons. And you ?...
Возможность данной части установки в плане воздействия на эмоционально-чувственную сферу состоит в том, что ученик не только выскажет свою точку зрения, но и окрасит её эмоционально, выразив удовлетворение или чувство неудовлетворённости, по примеру подростка, который написал в журнал. Причём использованные слова: hates , skips в комплексе заставляют оценить действия учащегося, выразить своё собственное отношение к школе, что, в свою очередь, вызовет потребность в использовании яркой, выразительной, убедительной лексики.
Таким образом, использование в установке данных эмоционально-чувственной сферы учащихся способствует развитию умения передавать при помощи иноязычных средств свои чувства, переживания, свое отношение к событиям, другим людям; способствует более точным и желаемым изменениям в «смысловом поле реципиента» (термин А.А. Леонтьева), что является кратчайшим путём вызова коммуникативной мотивации.
Не менее важным при создании мотивационного компонента установки является учет статуса личности, т.е. положения личности в группе. Целесообразность учета данного компонента, как указывал В.П. Кузовлев, диктуется, по крайней мере, следующими двумя обстоятельствами: во-первых, индивидуальность человека может проявляться и развиваться только в социуме, в коллективе; во-вторых, игнорирование положения, занимаемого учеником в группе, речевом коллективе, очень часто выступает фактором, блокирующим проявление всех других компонентов личностной подструктуры в плане их влияния на создание коммуникативной мотивации (Кузовлев, 1981).
Использование статуса личности при создании установки дает возможность организовать полноценное речевое партнерство, создать должный психологический климат общения.
Установка № 6
Probably you have some friends or the people you can completely rely on in your class. Which of them would you …
В данном случае мотивационный компонент установки нацеливает ученика на выбор тех учащихся в классе, которые отвечают заданному требованию. Использование слова “ probably ” позволяет ученику сделать свой выбор не только из числа одноклассников, но и друзей во дворе и т.д. Слово “ completely ” заставляет поразмышлять над степенью доверия каждому из выбранных.
Без учета статуса личности ученика учителю невозможно мотивировать учащихся к высказыванию, создать должный психологический климат общения, который способствовал бы подключению вышеперечисленных моментов личностной подструктуры к речевой деятельности учащихся.
Следует отметить, что мотивационный компонент установки к упражнениям для развития речевого умения может основываться на нескольких моментах одновременно, как показано в следующем примере.
Установка №7
Everyone has their own image of the ideal school. Have you ever thought about it? What is your image of an ideal school? Take the following into consideration: rules, subjects, marks, facilities, etc.
Данная установка демонстрирует учёт нескольких сфер личностной подструктуры (контекст деятельности; личный опыт, интересы, желания, статус личности в коллективе). Благодаря этому происходит вызов речевой и интеллектуальной активности учащихся.
Чем больше личностных свойств подключается к мотивационному компоненту, тем выше мотивационное обеспечение высказывания. Однако необходимо помнить, что высокая стимулогенность установки требует достаточно высокого уровня развития речевого умения. Если стимулогенность установки выше уровня развития речевого умения, то у учеников могут появиться отрицательные эмоции: они хотят, но не могут выразить свои мысли на иностранном языке. Поэтому на ранних стадиях развития речевого умения необходимо соблюдать чувство меры в использовании личностных свойств в мотивационном компоненте установки.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 170.