Изменение приоритетов развития с/х. Проблемы развития в условиях перехода к рынку
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Главную роль в всей системе государственного регулирования экономики сыграет поддержка соответствующего уровня цен и ценового равновесия, поскольку разбалансирование ценового механизма приводит к разрушительным следствиям. Государственные средства нужны, с одной стороны, для поддержки процесса воспроизводства в сельском хозяйстве, а с другой - для сдерживания процессов инфляции и для защиты интересов потребителей. Во всех развитых странах наибольшая частица государственного средства направленная в аграрный сектор для уменьшения рыночных колебаний и поддержки соответствующего уровня цен.

Анализ тенденций современных процессов государственного регулирования аграрной сферы дает возможность сделать такие выводы. Во-первых, высокоразвитые страны, которые традиционно экспортируют сельскохозяйственную продукцию (США, Австралия и др.) и стремятся сохранить свое место на мировом рынке, усиливают поддержку отечественного фермерства. Во-вторых, высокоразвитые технически страны (Япония, Норвегия, Австрия и др.), что традиционно импортируют значительную часть продуктов питание, стремятся уменьшить зависимость от стран-экспортеров, поддерживая отечественного товаропроизводителя. В-третьих, на разных этапах экономического развития некоторые страны (Швеция, Финляндия, Канада и др.) изменяли уровень поддержки собственного сельского хозяйства - в определенные периоды он увеличивался, а потом снова уменьшался.

Система регулирования цен (прежде всего это касается оптовых фермерских цен, тем не менее иногда и розничных) направленная на такое: достижение стабилизации цен и их колебаний в сравнительно узкому «коридоре»; .поддерживание фермерских цен на равные, что дает возможность товаропроизводителям вести расширенное воспроизведение; регулирование объемов и структуры производства.

Во время формирования политики государственных цен в странах с рыночной экономикой учитывают такие факторы:

− паритетность цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию;

− затраты на производство продукции в специализированных фермерских хозяйствах;

− прибыльность фермерских хозяйств, специализированных областей и сельского хозяйства в целом;

− доходы фермеров на вложенный капитал и их финансовые возможности ведения расширенного производства.

Развитые страны активно стимулируют национальное сельское хозяйство где затраты производства высшие от мировых; в этом случае учитывают импортно-экспортные возможности отечественных товаропроизводителей. Особенности механизма поддержки аграрного сектора в каждой стране зависят от природно-экономических, географических, внешнеэкономических условий и т.п..

Вообще система государственного регулирования цен во всех странах с развитой рыночной экономикой почти одинаковая: внедрение верхних и нижних границ колебания цен и индикативной или условной цены, какую государство стремится поддерживать. Инструментом такого регулирования есть скупка или продажа продукции (товарная интервенция).

Эта система известная довольно давно, однако впервые широко была использована в США в середине 30-х лет XX ст. после создания Товарно-кредитной корпорации. Главной ее целью было восстановление докризисного паритета цен и покупательной способности фермеров.

После второй мировой войны такие системы стали стандартным методом поддержки цен, в особенности после создания Общего рынка.

На современном этапе для аграрного сектора США характерное объединение государственного вмешательства и рыночного регулирования. За федеральными сельскохозяйственными программами фермеры, которые выращивают зерновые, получают от министерства сельского хозяйства США займа для финансирования производства. Собранный урожай они могут продавать по рыночным ценам и рассчитываться за займы частью выручки. Если же рыночные цены падают ниже ровня контрольных цен, внедренных конгрессом, то фермер может передать урожай государству по контрольным ценам, рассчитываясь за заем и получая выручку.

Аналогично регулируют цены в молочной промышленности. Конгресс определяет так называемый справедливый уровень контрольных цен на молоко, масло, творог. Если рыночные цены опускаются низшее от этого уровня, то продукты скупает государство.

В США официально действуют целевые (гарантированные) и заставные цены. Целевые изменения обеспечивают фермерам получения нормативных доходов

от производства сельскохозяйственной продукции и страхуют их от влияния монополистов. Заставные цены дают возможность на протяжении девяти месяцев свободно распоряжаться выработанной продукцией: реализовывать за контрактами, продавать на свободном рынке, сохранять на ферме или сдавать на хранение (за соответствующую плату), ожидая повышения цен на мировом рынке, сдавать продукцию под залог. Заставные цены вводят на уровне среднерынковых за минувшие пять лет. Для пшеницы и кормового зерна уровень заставных цен составляет 75-85%. Поскольку заставная цена есть нижней границей гарантированной цены, то фермер может получать дополнительные доходы благодаря вилке заставной и мировой цен.

Особенность политики ценообразование в аграрной сфере стран Европейского Союза состоит в учете условий кризиса перепроизводства сельскохозяйственной продукции, которая предопределяет потребность поддержки национальных товаропроизводителей.

Комиссия сообщества периодически регулирует цены за тремя главными категориями:

− желательные цены (индикативные - для зерновых, молока, сахара, маслинового масла, подсолнуха; ориентированные - для крупного рогатого скота, вина; целевые - для табака);

− минимальные цены импорта (порог - для зерновых, сахара, молочных продуктов, маслинового масла; справочные - для фруктов, овощей, вина, некоторых рыбных продуктов; шлюзовые для свинины, яиц, птицы);

− пороговую цену определяют как индикативную минус затраты на транспортирование и разгрузку товаров от границы сообщества к стране Европейского Союза, которая наибольшее требует этой продукции. Защита от импорта ведут путем обложения дополнительным таможенным сбором, который равняется разности между национальной торговой ценой и ценой импорта. Кроме защиты от импорта, используют средства, которые оказывают содействие экспорту за границы ЕС - экспортные субсидии;

− минимальные цены, цель которых - гарантировать производителю нормальный уровень дохода и дифференцировать заготовительные цены по районам по видам продукции.

Из середины 80-х лет страны - члены ЕС стали широко использовать государственное субсидирование экспорта пшеницы. Субсидии превысили половину цены на пшеницу на мировом рынке. Экспортное субсидирование сельского хозяйства в странах Западной Европы имеет не экономическая, а социальная погрузка. Страны Европейского Союза могли бы существенно уменьшить объем сельскохозяйственного экспорта. Однако это увеличит уровень предложения в рамках Союза, и в конечном итоге, может оказывать содействие разорению нерентабельных хозяйств. Именно этого стремятся избегнуть страны, увеличивая субсидии фермерам.

Государственная политика регулирования цен, кроме общепризнанных положительных сторон, имеет ряд недостатков. Область медленно разворачивает свои мощности, с опозданием на технологический цикл реагирует на повышение цен, а потом, в меру снижения цен, так же медленно свертывает производство. То есть есть значительный лаг между изменением полученных цен и реакцией сельского хозяйства на это. Возможная даже отрицательная эластичность производства, если в условиях падения цен фермеры, в которых высокая частица постоянных затрат, стремятся расширить производство, чтобы поддержать предшествующий уровень доходов.

Типичным недостатком ценового регулирования в условиях насыщения рынка есть трудность, связанные с сдерживанием роста производства, которое приводит к увеличению непроизводственных затрат на закупку сельскохозяйственной продукции, ее сохранение и экспорт на льготных условиях.

В отличие от США и большинства европейских стран, государственное регулирование цен в Украине применяют в условиях сравнительно высокого спроса на сельскохозяйственную продукцию и спада производства. Имеющаяся система цен не возмещает высоких затрат на производство сельскохозяйственной продукции. Расчеты, выполненные по данным Минсельхозпрода относительно затрат на производство в объемах 1990 г. с учетом индексов цен на материальные ресурсы 1995 г., удостоверяют, что частица стоимости купленных материальных ресурсов увеличился с 33,6 до 67,9%, в том числе затрат на нефтепродукты – с 2,5 до 21,1%; электроэнергию – с 0,7 до 2,7%.

Вместе с тем резко уменьшается частица стоимости материальных ресурсов собственного производства: кормов – с 19,1 до 9,8%, оплаты работы с всеми видами доплат – с 28,2 до 5,9%. Это при условиях, если в структуру себестоимости не включена стоимость земли - основного средства производства в сельском хозяйстве [8, с.39].

Важная функция цены в рыночной экономике – обеспечить прибыль товаропроизводителям. Особенность ценообразования в аграрной сфере состоит в том, что, учитывая на условия конкуренции в сельском хозяйстве, между ценой реализации и себестоимостью есть очень маленькая разность.

В условиях рынка цена всегда реагирует на соотношение спроса и предложения и степень конкуренции в области. Государственная ценовая политика на агропродовольственных рынках не создаст равновесия, но может предупредить ее нарушения. Цена дает возможность более скорое согласовывать действия монопольной и организационно раздробленной части рынка. Тому рух цен сейчас можно большее объяснить достигнутым уровнем монополизации и мероприятиями аграрной политики, чем изменением предложения и спроса.

Либерализация цен в Украине раскрыла межотраслевые, структурные и ценовые диспропорции в сфере АПК, которые складывалось на протяжении продолжительного периода. В результате разрушения старых отношений возникли новые проблемы:

− общая ценовая несбалансированность и нестабильность;

− диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

В условиях высокой инфляции понесут урон прежде всего области с продолжительным оборотом капитала. Сельское же хозяйство имеет сезонный и циклический характер, а его продукция в большинства быстро портится и не может ждать благоприятной конъюнктуры цен. Вместе с тем для приобретения средств производства нужны дополнительные средства. Здесь начинает действовать фактор реальных «ножиць цен» на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, не в пользу последней. Обесценивание средства, полученных от продажи урожая, происходит еще к началу новой посевной.

Политика либерализации цен на промышленные товары и сохранение несовершенного государственного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию еще большее усилили диспаритет цен на протяжении 1991-1997гг.

Цены на продукцию сельского хозяйства в 1997 г. сравнительно с 1990 г. возросли в 68,1 тыс. раз, а на промышленную – в 296,2 тыс. раз. То есть уровень повышения цен на промышленную продукцию относительно сельскохозяйственной был в 4,35 разы высший. В частности, в 1994 г. темпы роста цен на промышленные товары, которые потребляет сельское хозяйство, были более чем в десять раз высшими от темпов роста цен на сельскохозяйственную продукцию (рис.1).

Рис.6.1 - График изменения ценового паритета сельского хозяйства в хозяйственном комплексе Украины

 

Сравнение цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию – а эквивалентность их обмена свидетельствует, что диспаритет цен еще большее углубляется (табл. 7).

Таблица 7

Дата: 2019-07-30, просмотров: 197.