Характеристика периода новорожденности. Оценка состояния новорожденных при рождении (шкала Апгар). Понятие о задержке внутриутробного развития и гипотрофии плода.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Шкала Апгар была предложена в 1952 году (Virginia Apgar). Это простой метод для начальной оценки состояния новорождённого с целью выявления необходимости в реанимационных мероприятиях. Является одним из трёх параметров, наряду с массой тела и ростом ребёнка, который сообщается родителям новорождённого.

Шкала Апгар предполагает суммарный анализ пяти критериев, каждый из которых оценивается целочисленно в баллах от нуля до двух включительно. Результат оценки может быть в диапазоне от 0 до 10. Данное тестирование проводится обычно на первой—пятой минуте после рождения ребёнка, и может быть повторено позднее, если результаты оказались низкими. Баллы менее 3 означают критическое состояние новорождённого, более 7 считается хорошим состоянием (норма).

Задержка внутриутробного развития плода (ЗВУР) – синдром, который появляется во внутриутробном периоде и характеризуется замедлением, остановкой или отрицательной динамикой размеров плода и проявляется у новорождённого снижением массы тела (как интегрального показателя размеров плода) на два и более стандартных отклонения (или ниже 10-го центиля) по сравнению с долженствующей для гестационного возраста (т.е. срока беременности, при котором ребёнок родился). Это нарушение развития плода, при котором его органы и системы являются незрелыми для данного срока гестации. ЗВУР происходит тогда, когда плод не получает достаточного количества питательных веществ и кислорода, необходимых для достаточного роста и развития органов и тканей. Она может начаться в любой период беременности.

Доношенный новорожденный с задержкой внутриутробного развития – младенец, родившийся со сроком гестации более 37 недель, но с показателями физического развития, меньшими для данного гестационного возраста (< 10 перцентили по перцентильным таблицам).

Недоношенный новорожденный с задержкой внутриутробного развития – младенец, родившийся со сроком гестации менее 37 недель с показателями физического развития, меньшими для данного гестационного возраста (< 10 перцентили по перцентильным таблицам).

Таким образом, задержка (замедление) внутриутробного роста и развития диагностируется у детей, имеющих морфологические индексы зрелости (оценка по Боллард, см. тему 3) отстающий на 2 и более недель от истинного гестационного возраста.

Оценку проводят в первые сутки жизни.

Согласно рекомендациям ВОЗ, дети, родившиеся с массой тела менее 2500 г, обозначаются как «малый вес при рождении». Среди детей с малой массой при рождении выделяют 3 группы:

К этой категории новорожденных относятся:

1) новорожденный с малой массой тела – менее 2500 г (2499-1500 г):

2) новорожденные с очень малой массой тела – менее 1500 г (1499-1000 г);

3) младенцы с экстремально малой массой тела при рождении – менее 1000 г (999-500 г).

Характеристика преддошкольного периода детства (ранний возраст): физическое и нервно-психическое развитие, воспитание, формирование навыков самообслуживания, занятия с детьми, питание, иммунитет, прививки, особенности заболеваний.

Характерной особенностью периода раннего возраста жизни человека является быстрый темп физического и психического развития. Р-к быстро набирает в весе, росте; начинают активно функционировать все жизненно важные системы организма; развиваются движения; укрепляются мышцы; появляются зубы.

Наряду с быстрым темпом физического развития этот период отличается и подверженностью ребенка заболеваниям. Особенности развития ребенка в раннем возрасте связаны и с тесной взаимосвязью и взаимовлиянием физического и психического развития. Недостатки в развитии движений, например, сказываются на уровне умственного развития малыша, общее ослабление организма (из-за плохого питания, отсутствия закаливания и др.) приводит к снижению умственной активности, невнимание к развитию мелкой моторики пальцев рук влечет за собой замедление в развитии речи. Ограничение, сдерживание движений вредят развитию ребенка.

Ребенок познает мир через ощущения, восприятие, которые способствуют его сенсорному развитию. К концу раннего возраста дети уже способны различать звуки по высоте, тембру, силе. Они различают мелодии по характеру, ладу, тональности; узнают и называют несколько цветов

Важным приобретением раннего возраста является овладение ребенком речью. Развитие речи связано с развитием мышления. Мышление в этом возрасте наглядно-действенное, и развивается оно на основе действий с предметами. В раннем возрасте развиваются другие псих. процессы - память, внимание. К середине второго года жизни малыш способен делать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи между предметами и действиями, между явлениями. Конечно, помогает ребенку в его развитии взрослый, который показывает, подсказывает, действует вместе с малышом.

 

Главным видом деятельности в раннем возрасте является предметная деятельность, но она тесно связана с общением и служит предпосылкой для появления самой важной для всего периода детства деятельности - игры.

В раннем возрасте ребенок приобретает первоначальный социальный опыт. Можно выделить некоторые закономерности в развитии детей на этапе раннего возраста: быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго; приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения; эмоциональность как ведущая характеристика возраста; потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 230.