ДРЕВНИЙ МИР И СРЕДНИЕ ВЕКА
Политические учения – это представления, концепции и идеи, которые отображают исторический процесс углубления познания политических явлений.
В эпоху Древнего мира политические мысли воплощались мифах, которые объясняли происхождение власти правителей древних империй как частей Божьего, космического порядка.
Индия –
космический закон (рыта) и мораль/долг, добропорядочность (драхма)
Китай –
Конфуций: понятие правильного пути, справедливого порядка, норм поведения (дао). Правители должны были придерживаться его, т.к. от этого зависело моральное поведение подданных, а, значит, и стабильность государства.
Мо Цзы – считал источником общественных изменений понимания правителями принципов любви к ближнему как основы общественной пользы.
Политические учения Древнего Востока характеризовались тем, что:
1. Политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания;
2. Часто выражалась в мифологической форме;
3. Царила концепция Божественного происхождения власти и социального строя;
4. Учения носили преимущественно апологетический характер.
Древняя Греция
– рационализация политически-правового представления связана с переходом от мифологии Гесиода и Гомера, в основе философского подхода были понятия справедливость (дике) и обычай (темис) к проблемам государства и права.
Софисты – государство это продукт «общественного договора».
Сократ – правильные и неправильные формы государства:
+
Монархия,
Аристократия,
Полития.
-
Тирания,
Олигархия,
Охлокатия (власть толпы)
Платон – схема-эволюция государственного устоя.
· Аристократия (власть лучших)
· Тимократия (власть военных)
· Олигархия (власть богатых)
· Демократия (власть большинства)
· Тирания (власть узурпатора)
Древний Рим –
Тит Лукреций Кар: «О природе вещей», договорной характер государства.
Марк Туллий Цицерон: условием свободы есть подчинение закона для всех.
В Древней Греции были введены такие понятия как:
Право,
Мораль,
Республика,
Власть, и др.
Особенности учений Древней Греции и Древнего Рима:
1) Постепенное освобождение социально-политических взглядов от мифологической формы;
2) Становление их как самостоятельные части философских обществ и науки;
3) Всесторонний анализ государства и общественного строя;
4) Классификация форм государственного управления;
5) Разработка общественно-политического идеала.
СРЕДНИЕ ВЕКА
Особенное влияние христианства.
Центральные вопросы:
1) Как построить политическую жизнь согласно христианству?
2) Какая власть выше: светская или духовная?
Фома Аквинский:
«О правлении государей», «Сумма теологий» - похождение власти от Бога.
Если каждый правитель может творить как добро так и зло, то решение о законности власти принадлежит Церкви, если правитель делает зло – подданные могут восстать. Лучшая форма государства – монархия. Основная забота монарха: о благе подданных.
Мавриций Паддуанский:
«Защитник мира» - государство необходимо отделить от Церкви, как разум от веры; источником власти является народ.
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
Идейное содержание: гуманизм, сосредоточение на земных интересах человека.
Никколо Маккиавели:
Освобождение политики от морали, рассмотрев её с точки зрения того, что делает политику успешной, а государство – надежным и могущественным.
Реформация: протестантизм (16в), М. Лютер, Ж. Кальвин, Т.Мюнцер стали основоположниками протестантизма = появился цезарепапизм – подчинение Церкви власти монаха.
Развитие политических учений в эпоху нового времени:
1) Формирование светского образа мышления;
2) Идея собственных прав человека – свобода убеждений, свобода собственности, свобода равенства и т.д.
3) «Естественный общественный договор» - государство возникло как человеческое общество в результате договора предотвратить «войну всех протии всех».
4) Томас Гоббс – концепция общего договора, государь взял на себя права граждан, ограничив этим их свободы, но взял на себя функции управления миром.
5) Дж. Локк – идея разделения власти в государстве с целью избегания злоупотребления.
В эпоху Просвещения под влиянием критической мысли началась работа по пересмотру верований, понятий, учреждений, прав и законов. Основы общего благосостояния связывали с господством разума.
Шарль Луи Монтескье – изменить абсолютную монархию может такой политический механизм, где законотворческая, исполнительная и судебная власти существовали независимо друг от друга, то есть отстаивал идею разделения властей.
Вольтер – идея свободы слова, равенства граждан перед законом «просветительской монархии», где образованные не только монархи, но и подданные.
Во время войны за независимость США – Б.Франклин, Т. Джефферсон, А. Гамильтон обосновали такие принципы, что все люди от природы свободны, независимы и обладают правами – на свободу, жизнь, стремление к счастью, на политическую самоопределенность, независимое существование, тому подобное.
1п. 19 века – либерализм – признание прав человека, разделение власти, свобода выбора труда и конкуренции: Иммануил Кант – человек – цель, а не средство.
Гегель – идеи взаимоотношений общества и государства.
Спенсер и Мишель – сформулировали политические аспекты либерализма.
Алексис де Токвилль – «Демократия в Америке»: распределение власти, деятельность партий, местное самоуправление, добровольные ассоциации».
Е. Берк, Ж.де Местр, Л. Де Бональд, Шатобриан. – консерватизм: сохранить исторически сложившиеся формы государства и общественной жизни.
Противоречия между классами вызывает классовую борьбу, которая является движущей силой истории.
Фридрих Ницше – борьба 2х стремлений к власти – стремлении сильных (аристократии) и стремлений слабых (массы, рабов толпы)
Дата: 2019-07-30, просмотров: 208.