ТЕМА 2 Становление и развитие политической мысли в истории человеческой цивилизации.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ДРЕВНИЙ МИР И СРЕДНИЕ ВЕКА

Политические учения – это представления, концепции и идеи, которые отображают исторический процесс углубления познания политических явлений.

В эпоху Древнего мира политические мысли воплощались мифах, которые объясняли происхождение власти правителей древних империй как частей Божьего, космического порядка.

Индия

космический закон (рыта) и мораль/долг, добропорядочность (драхма)

Китай

 Конфуций: понятие правильного пути, справедливого порядка, норм поведения (дао). Правители должны были придерживаться его, т.к. от этого зависело моральное поведение подданных, а, значит, и стабильность государства.

Мо Цзы – считал источником общественных изменений понимания правителями принципов любви к ближнему как основы общественной пользы.

Политические учения Древнего Востока характеризовались тем, что:

1. Политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания;

2. Часто выражалась в мифологической форме;

3. Царила концепция Божественного происхождения власти и социального строя;

4. Учения носили преимущественно апологетический характер.

Древняя Греция

– рационализация политически-правового представления связана с переходом от мифологии Гесиода и Гомера, в основе философского подхода были понятия справедливость (дике) и обычай (темис) к проблемам государства и права.

Софисты – государство это продукт «общественного договора».

Сократ – правильные и неправильные формы государства:

+

Монархия,

Аристократия,

Полития.

-

Тирания,

Олигархия,

Охлокатия (власть толпы)

 

Платон – схема-эволюция государственного устоя.

· Аристократия (власть лучших)

· Тимократия (власть военных)

· Олигархия (власть богатых)

· Демократия (власть большинства)

· Тирания (власть узурпатора)

Древний Рим

Тит Лукреций Кар: «О природе вещей», договорной характер государства.

Марк Туллий Цицерон: условием свободы есть подчинение закона для всех.

В Древней Греции были введены такие понятия как:

Право,

Мораль,

Республика,

Власть, и др.

Особенности учений Древней Греции и Древнего Рима:

1) Постепенное освобождение социально-политических взглядов от мифологической формы;

2) Становление их как самостоятельные части философских обществ и науки;

3) Всесторонний анализ государства и общественного строя;

4) Классификация форм государственного управления;

5) Разработка общественно-политического идеала.

 

СРЕДНИЕ ВЕКА

Особенное влияние христианства.

Центральные вопросы:

1) Как построить политическую жизнь согласно христианству?

2) Какая власть выше: светская или духовная?

Фома Аквинский:

«О правлении государей», «Сумма теологий» - похождение власти от Бога.

Если каждый правитель может творить как добро так и зло, то решение о законности власти принадлежит Церкви, если правитель делает зло – подданные могут восстать. Лучшая форма государства – монархия. Основная забота монарха: о благе подданных.

Мавриций Паддуанский:

«Защитник мира» - государство необходимо отделить от Церкви, как разум от веры; источником власти является народ.

 

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Идейное содержание: гуманизм, сосредоточение на земных интересах человека.

Никколо Маккиавели:

Освобождение политики от морали, рассмотрев её с точки зрения того, что делает политику успешной, а государство – надежным и могущественным.

 

Реформация: протестантизм (16в), М. Лютер, Ж. Кальвин, Т.Мюнцер стали основоположниками протестантизма = появился цезарепапизм – подчинение Церкви власти монаха.

Развитие политических учений в эпоху нового времени:

1) Формирование светского образа мышления;

2) Идея собственных прав человека – свобода убеждений, свобода собственности, свобода равенства и т.д.

3) «Естественный общественный договор» - государство возникло как человеческое общество в результате договора предотвратить «войну всех протии всех».

4) Томас Гоббс – концепция общего договора, государь взял на себя права граждан, ограничив этим их свободы, но взял на себя функции управления миром.

5) Дж. Локк – идея разделения власти в государстве с целью избегания злоупотребления.

В эпоху Просвещения под влиянием критической мысли началась работа по пересмотру верований, понятий, учреждений, прав и законов. Основы общего благосостояния связывали с господством разума.

Шарль Луи Монтескье – изменить абсолютную монархию может такой политический механизм, где законотворческая, исполнительная и судебная власти существовали независимо друг от друга, то есть отстаивал идею разделения властей.

Вольтер – идея свободы слова, равенства граждан перед законом «просветительской монархии», где образованные не только монархи, но и подданные.

Во время войны за независимость США – Б.Франклин, Т. Джефферсон, А. Гамильтон обосновали такие принципы, что все люди от природы свободны, независимы и обладают правами – на свободу, жизнь, стремление к счастью, на политическую самоопределенность, независимое существование, тому подобное.

1п. 19 века – либерализм – признание прав человека, разделение власти, свобода выбора труда и конкуренции: Иммануил Кант – человек – цель, а не средство.

Гегель – идеи взаимоотношений общества и государства.

Спенсер и Мишель – сформулировали политические аспекты либерализма.

Алексис де Токвилль – «Демократия в Америке»: распределение власти, деятельность партий, местное самоуправление, добровольные ассоциации».

Е. Берк, Ж.де Местр, Л. Де Бональд, Шатобриан.консерватизм: сохранить исторически сложившиеся формы государства и общественной жизни.

Противоречия между классами вызывает классовую борьбу, которая является движущей силой истории.

Фридрих Ницше – борьба 2х стремлений к власти – стремлении сильных (аристократии) и стремлений слабых (массы, рабов толпы)

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 208.