Вопрос: государственный и общественный строй России в середине и 2 половине 18 века.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общественный строй. Особенность - стремление государства к четкой правовой регламентации положения каждого из четырех сословий.Эконом и полит сословием было дворянство. Оно владело земельной собственностью,принадлежала и большая часть закрепощенного крестьянства. шёл процесс усиления роли дворянства, как господствующего сословия.При Петре I дворянство представляло собою служилое сословие. Уклонение от службы жестоко каралось. служба была пожизненной, не ограниченной никакими сроками. в 1730 г. был установлен 25 - летний срок службы, начиная с 20 лет.Петр III Указом о вольностях дворянских в 1762 г. отменил для дворян обязательную службу.Екатерина II при своём воцарении в том же году подтвердила эти дворянские вольности.Во второй половине XVIII века расширились права дворян в отношении крепостных. По указу 1760 г. Они получили право ссылать неугодных в Сибирь. «Жалованная грамота дворянству» 1785 г. В ней 1)подтверждалось освобождение дворян от обязательной службы,  2) подтверждалось (1782 г.) право собственности дворян не только на «поверхности земли», но и на полезные ископаемые в недрах земли3) иметь «фабрики и заводы по деревням», заниматься торговлей,  4) получили право создавать свои сословные организации – уездные и губернские дворянские собрания.

духовенство. белое (приходское) и черное (монашество). Духовенство освобождалось от подушной подати, от рекрутской повинности, подлежало церковному суду. но с 18 века церковь постепенно лишается своих привелегий.Петр I подчинил церковь государству, но секуляризация церковных земель все же произошла лишь при Екатерине II.В 1764 году церковь окончательно лишалась всех вотчин, было ликвидировано феодальное землевладение церкви.

Церковь превратилась в отрасль государственного управления, финансировавшуюся из казны. сословием.

Крестьяне..Помещичьи или частновладельческие крестьяне:Крепостных крестьян могли продавать и покупать, дарить, менять на другое имущество, закладывать, завещать.Помещичьи крестьяне отбывали барщину на господском поле, платили оброк,причем размер повинности законом не был ограничен и зависел от произвола помещика. Государственные крестьяне: было лучше, чем частновладельческих. Они платили подушную подать и феодальную ренту государству, но они жили общинами, сохранили общинное самоуправление, хотя и подчинялись государственной администрации. Администрация, , не вмешивалась в их личные дела. могли заключать гражданско-правовые сделки, обладали правом собственности на свое имущество.Дворцовые крестьяне принадлежали царю, жили на землях, принадлежавших императорской фамилии. Доходы, собираемые с этих крестьян, шли на содержание царского двора.Крестьяне посессионные жили в селах, приписанных к заводам или купленных их владельцами.Эти крестьяне не могли отчуждаться отдельно от предприятия и составляли как бы его неотьемлимую часть.

Посадское население, не было привилегированным сословием. на него распространялись все налоги, повинности, оно подлежало телесным наказаниям.В 1785г. была издана Жалованная грамота городам. Городское население по этой грамоте делилось на шесть разрядов:1)те, кто имел в городе дом, землю – их называли «настоящими» городскими обывателями. 2) купцы трёх гильдий (первая гильдия от 10 до 50 тысяч рублей, вторая от 5 до 10 тысяч рублей, третья от 1 до 5 тысяч рублей). 3)– ремесленники, записанные в цехи; 4) иногородние купцы и иностранцы. 5) «именитые граждане»: крупные капиталисты, банкиры. 6) посадские люди, занимавшиеся мелким ремеслом, мелкой торговлей.

Основная тенденция рассматриваемого периода – консолидация различных групп внутри каждого сословия и стремление государства к четкой правовой регламентации положения каждого из 4 сословий, имевшихся в то время в стране.

 

Государственные строй. губернская реформа 1775.Главный смыслприспособлении аппарата к фискальным и карательным целям государства. Вся территория Российской империи была разделена на 50 губерни делились на уезды .Разукрупнение губерний вело к существенному увеличению численности чиновничества и расширению сети административно-полицейского контроля за населением. Все это должно было укрепить феодально-крепостнический строй в стране.Была учреждена  должность генерал-губернатора, обычно управлявшего несколькими губерниями. Полномочия генерал-губернатора были шире, чем губернатора. Ему подчинялись губернаторы, он принимал экстренные меры в случаях народных волнений, стихийных бедствий и т. д. Провинции по реформе 1775 года были упразднены, количество уездов увеличилось. Для управления уездами создавались особые учреждения – нижние земские суды во главе с капитан-исправником и заседателями, избираемыми местным дворянством.Крупными городами управляли теперь полицмейстеры, а небольшими – городничие. Губернская реформа 1775 года создала в губерниях сильную власть, обладавшую вооруженной силой и полицией. Реформа законодательно закрепила открытую диктатура дворянства на местах, отдав в руки местным дворянам полицейскую власть в уездах.В связи с усилением волнений в стране в 1782 году в городах были созданы специальные полицейские органы – управы благочиния. Они подчинялись губернскому правлению и состояли из городничего, пристава по уголовным делам, пристава по гражданским делам и двух ратманов, избиравшихся горожанами. Город делился на полицейские части во главе с частным приставом.Таким образом, города были опутаны разветвленной системой полицейских органов. В 1731 г.создается Тайная экспедиция Сената. Она развернула особенно бурную деятельность во время крестьянской войны 1773 – 1775 годов. За участие в восстании 1773-1775 годов были осуждены свыше 20 тыс. человек. Сильная армия, как и полиция, является непременным атрибутом абсолютистского государства. Начало реформирования вооруженных сил относится ко второй половине XVII века. Уже тогда создаются полки «нового строя». Но их было еще немного и основу вооруженных сил все еще составляло дворянское конное ополчение и стрелецкие полки.

 

29 вопрос: Изменения в гос.устройстве в начале 19 века.Реформаторская деятельность Александра 1.

Развивающиеся капиталистические отношения настоятельно требовали изменения в государственном строе, приспособления его сообразно духу времени.

Александр I и его окружение понимали необходимость изменений, но при непременном сохранении самодержавия и крепостного строя.Императорская власть в 1 половине XIX века фактически не претерпела никаких изменений. Царь оставался самодержавным и неограниченным монархом.В 1801 году при Александре сложился кружок «молодых друзей», состоящий из прогрессивно мыслящих людей. Кружок получил название «Негласного комитета». Комитет за свои взгляды в чиновных кругах гневно именовался «якобинской шайкой». В него входили В. Кочубей, участник революционных событий В Париже, Адам Чарторыйский – знаток государственного устройства Англии, 22-летний Петр Строганов.«Молодые друзья» убеждали Александра в необходимости ослабить гнет крепостников, регламентировать крестьянские повинности, преобразовать государственный аппарат.С 1807 года ближайшим советником царя становится Сперанский.Сперанский разрабатывает сложную, многоступенчатую реформу преобразования Российской империи в правовое буржуазное государство.В основу которого положил идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (Сенат - высший судебный орган, Государственная Дума – законодательный, министерства – исполнительный).Сперанский предлагал Российской империи такую политическую структуру, при которой монарх будет делить власть со своим народом и которая привела бы Россию к конституционной монархии.Почему Александр I отказался от согласованного с ним же проекта – остается загадкой.Из проектов Сперанского осуществился лишь один: 1 января 1810 года был обнародован Манифест о Государственном Совете. В Манифесте мы видим другой государственный орган, нежели тот, который задумывался Сперанским. В Манифесте Государственный Совет предстает как законосовещательный орган, в котором должны были разрабатываться проекты будущих законодательных актов. Они должны были получать юридическую силу лишь после утверждения их императором.Свою главную задачу - подготовку законопроектов Госсовет осуществлял недолгое время. Со второй четверти XIX века они стали разрабатываться в Собственной его величества канцелярии. Но еще при жизни самого Александра I под давлением реакционных кругов царь часто игнорировал Госсовет, принимал законы без рассмотрения их в Совете. В 20-е годы Госсовет был оттеснен на второй план. Особое значение постепенно приобретала «Собственная его величества канцелярия».Уже в 40-е годы канцелярия состояла из 6 отделений:

1 отделение - контролировало деятельность министров, готовило законы, ведало назначением и увольнением высших чиновников;

2 отделение – занималось кодификацией законов;

З отделение – руководило полицией, вело борьбу с государственными преступлениями, с революционным движением.

4 отделение – занималось женскими учебными заведениями и благотворительными учреждениями.

5 отделение – подготовка проекта реформ по управлению государственными крестьянами.

6 отделение – подготовка предложений по управлению Кавказом.                           В 1802 году издан царский манифест «Об учреждении министерств». Было создано 8 министерств:

1) сухопутных,

2) морских дел,

3) иностранных дел,

4) юстиции,

5) внутренних дел,

6) финансов,

7) коммерции,

8) народного просвещения. В отличие от коллегий министерства обладали большей оперативностью в управлении, в них усилилась персональная ответственность руководителей.

В 1812 году получил законодательное оформление Комитет министров. В его состав входили: министры, председатели департаментов Госсовета и др. лица .Сенат стал высшим судебным органом, другие его функции сошли на нет.

Синод, как и в XVIII веке, продолжал осуществлять руководство церковью от имени государства, т.е. он был государственным органом.

Местное управление. Реформы начала XIX века не коснулись органов местного управления.

 

30 вопрос: развитие права в россии в 1 половине 19 века.

В течение XVIII века накопилось огромное количество нормативных актов, требовавших систематизации. Со времени Соборного Уложения 1649 г. кодификацию не проводили, хотя попытки такие предпринимались и при Петре I и при Екатерине II. За все это время было создано 9 комиссий и каждая из них представлялась обществу с шумом, помпезно, но ни одна из них не оставила после себя каких-либо следов. Девятая комиссия (1797 года), ограничилась лишь составлением оглавления будущего Уложения. Далее сочли необходимым найти ученого юриста, и выбор пал на барона Розенкампфа из Лифляндии. Человек, не знавший России, не знавший даже русского языка возглавил десятую комиссию по составлению Уложения законов. Уволив из комиссии русских чиновников, Розенкампф заменил их немцами, французами. Естественно, что сделать они ничего не могли. Комиссия зашла в тупик.Очередная попытка кодификации была предпринята в 1804 году. Комиссия под руководством Сперанского создала проекты гражданского, уголовного и торгового Уложений. Но уложения эти не были приняты, так как реакционное дворянство усмотрело в них влияние законодательства французской революции. Сперанский был отстранен от работы и сослан в Сибирь. Лишь в 1826 году работа по кодификации возобновилась. Николай I возвратил из ссылки Сперанского и поставил его во главе 2-го отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. К 1833 году после изнурительной работы на свет появились 2 грандиозных труда: Полное Собрание законов и Свод действующих законов Российской империи.После 1649 года в России не осуществлялась публикация собраний законов. Многие законы вообще не публиковались, размножались путем переписывания. Таких актов было обнаружено свыше 2 тысяч. Составители проделали колоссальную работу по выявлению нормативных актов, их сличению. Вначале были сведены воедино в хронологическом порядке и без изменений все действующие и недействующие законы, начиная с 1649 года. К 1830 году Полное собрание законов было готово. Оно включало 40 томов законов и 6 томов приложений. (Это является примером инкорпорации права). Вместе с тем велась работа по составлению Свода действующих законов. В Свод были включены лишь действующие акты: некоторые законы подверглись сокращению, из противоречивых актов составители помещали позднейшие. Свод был составлен по определенной системе, соответствующей отраслям права. Он делился на 8 разделов и насчитывал 15 томов (это был пример кодификации права). Кодификация русского права имела большое значение. Она привела впервые к формированию основных отраслей права: гражданского, уголовного и т.д.Следующим важным этапом в кодификации права была разработка Уголовного Уложения. Ни система преступлений, ни система наказаний не отвечала новым историческим условиям. В 1845 году новое уголовное Уложение под названием «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» было утверждено царем. Определяя сущность законодательства Российской империи 1 половины XIX века, необходимо отметить следующее: оно было феодально-крепостническим, закрепляло безраздельно господство помещиков над крестьянами и лишь в слабой степени пыталось приспособить право к развивающимся капиталистическим отношениям.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 193.