Вопрос: .Аграрная реформа П. Столыпина.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Столыпинская аграрная реформа должна была продолжить начатые в 1861 г. Преобразования в буржуазном духе. Причем, эти преобразования не должны были ограничить помещичье землевладение. В столыпинской реформе отчетливо видны три направления: 1) разрушение сельской общины; 2) создание опоры царизму в лице кулака; 3) переселение крестьян на окраины России.

По указу от 9 ноября 1906 г. Каждый крестьянин мог выйти из общины, потребовав выделить ему в личную собственность часть общинной земли. Выходившие из общины домохозяева имели право требовать, чтобы полагающаяся им земля выделялась одним куском – отрубом или хутором. Указ 9 ноября предусматривал, что если в течение одного месяца община не удовлетворит требование о выдачи земли в личную собственность, то выделение может быть оформлено распоряжением земского начальника, не считаясь с волей общины, т.е. Принудительно. В 1910 г. Указ от 9 ноября 1906 г. Был утвержден в виде закона. Теперь в тех общинах, где земельные переделы не проводились уже 24 года, в принудительном порядке происходил их роспуск, а крестьяне признавались частными собственниками земли. Почему же правительство пошло на такое форсированное разрушение крестьянской общины? Во-первых, потому, что революция показала: общинное единение крестьян способствует их революционному единению, совместная жизнь крестьян в деревне облегчает работу революционерам. Во-вторых, в деревне нужно было создать мощный слой зажиточного крестьянства, которое должно было стать надежной опорой царизма. И, в-третьих, закрепляя за крестьянами в частную собственность общинную землю, Столыпин надеялся отвлечь их внимание от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель.

Необходимо отметить, что переселение крестьян на окраины также преследовало цель снизить революционный накал, переместить наиболее ожесточенную часть населения на окраины России. Кроме того, переселяя крестьян, правительство надеялось на освоение необжитых районов (особенно в Сибири и на Дальнем Востоке). Главная задача, которую Столыпин ставил перед собой: создать прочную опору царизму в деревне в лице «крепкого» мужика, оказалась невыполненной. Столыпин категорически выступал против насильственного отчуждения помещичьих земель. Отрицательные моменты реформы: переселение крестьян было абсолютно неподготовленным, в результате чего многие из них вернулись на прежние места, многие погибли. Создать фермерскую форму ведения сельского хозяйства при сохранении помещичьего землевладения, при ограничении максимального земельного надела было, вряд ли возможно. В целом, столыпинская реформа не решила аграрную проблему в стране. Несомненным результатом столыпинской аграрной реформы является быстрое расслоение крестьянства, появление сельской буржуазии, т.е. Кулачества. Бедняцкие хозяйства, после выхода из общины, как правило, продавали свои земли, пополняя ряды пролетариата. Росло число беспоместных дворян, почти на 20% уменьшились земли, принадлежавшие дворянам .Дворянство постепенно утрачивало многовековую привилегию монопольного владения землей!

Вопрос: Изменения в государственном строе россии в период революции 1905-1907 гг. Учреждение государственной думы.

Было положено начало к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию.

23 апреля 1906 г. - «Основные законы Российской империи» т.е. Своего рода конституцию. Ст.4 провозглашала, что императору принадлежит верховная самодержавная власть. Это означало, что император был главой исполнительной власти. И как глава исполнительной власти он не был ограничен никакими законами. Но законодательная власть в стране уже не принадлежала всецело императору. Законодательная власть по ст.7 теперь осуществлялась царем «в единении с Государственным Советом и Государственной Думой». Царь не мог теперь принимать законы без их обсуждения в Думе. Но, тем не менее, ни один закон не приобретал силы без императорского утверждения. В период прекращения работы Государственной Думы царь мог издавать чрезвычайные указы, имевшие силу законов. «Основные законы Российской империи» - это первая Российская конституция. И все же следует считать эти Законы Конституцией, так как они подводили итог изменениям в государственном строе России. Создание Госдумы, реорганизация Госсовета, реорганизация Совета министров - это новое в государственном строе России. Государственная Дума. Дума планировалась как законосовещательный орган. Октябрьская забастовка 1905 г. Заставила царя издать Манифест от 17 октября 1905 г., а в декабре 1905 г. Изменить положение о выборах. По Положению о выборах от II декабря 1905 г. Был значительно расширен круг избирателей. Практически все мужское население в возрасте старше 25 лет (кроме солдат, студентов, поденных рабочих, и кочевников) получило избирательные права. Но выборы по-прежнему были многоступенчатыми и не равными для избирателей разных курей.20 февраля 1906 г. - «Учреждение Государственной Думы». В этом законе было реализовано Положение Манифеста 17 октября о превращении Государственной думы из законосовещательной в законодательный орган. Дума избиралась на 5 лет, депутаты были неподотчетны избирателям. Дума могла распускаться досрочно императором. Дума получала право запроса к министрам. Одинаковые законодательные права с Думой имел Государственный Совет, который был реформирован (акт «О переустройстве Госсовета» от 20 февраля 1906 г.) И стал верхней палатой. Все законопроекты, принятые Думой, должны были затем поступать в Государственный Совет, и лишь в случае принятия их Советом предоставляться на утверждение императору. Половину Госсовета составляли выборные члены, которые избирались дворянскими обществами, губернскими и земскими собраниями, крупными промышленниками. Вторую половину - члены, назначаемые императором из высших государственных сановников. В Госсовете преобладало крупное дворянство. Члены Госсовета избирались на 9 лет. Весной 1906 г. I Дума начала свою работу, просуществовала 72 дня и была распущена. Аграрный вопрос в Думе - гвоздь конфликта. Кадеты и трудовики требовали принудительного отчуждения помещичьих земель, правительство с этим не соглашалось. Дума потребовала отставки правительства и сама была распущена. Выборы во II Думу дали еще больший перевес левым силам, а потому она оказалась еще более несговорчивой и непослушной. Премьер-министр П.Столыпин изложил Думе программу будущих реформ, она натолкнулась на жесткую оппозицию и тогда царь распустил Думу (просуществовала 103 дня). Одновременно было опубликовано новое Положение о выборах. Большинство в III Думе получили октябристы. III Дума просуществовала весь срок, т.е 5 лет. IV Дума была еще более правая, нежели III Дума. 26 февраля 1917 г. Дума была распущена. Февральская революция 1917 г. Покончила с монархией в России, завершилась и краткая история развития российского парламентаризма нач. XX в. С началом революции царизму понадобилась сильная исполнительная власть. Совет министров в октябре 1905 г. Был реорганизован, до этого он был совещательным органом при царе, теперь он стал постоянно действующим органом во главе с председателем Совета министров. К нему перешли функции упраздненного в 1906 г. Комитета министров. Совет министров были ответственными только перед царем. Кроме того, был создан Совет государственной обороны (координировал деятельность военного и военно-морского министерств).Органы управления на местах практически не подвергались изменениям, но был усилен карательный аппарат царизма. Почти вся территория страны была объявлена на военном положении, либо на положении чрезвычайной или усиленной охраны. Это значит, что власти получили право задерживать всех подозрительных лиц, приостанавливать издания газет, журналов и т.д., закрывать торговые и промышленные предприятия, высылать неугодных в ссылку. На этих территориях создавались военно-полевые суды. (Положение о военно-полевых судах от 19 августа 1906г.) Эти суды не являлись постоянными органами. Они создавались для рассмотрения конкретных дел, причем немедленно, по возможности в течение суток с момента совершения деяния. Они рассматривали дела в порядке «упрощенного» судопроизводства – ни защиты, ни обвинения, ни следствия. Почти все приговоры признавали одну меру - расстрел. Приговор приводился в исполнение не позже суток. Суд состоял из пяти человек, назначенных командиром части. Реформы в армии. Вводятся новые железнодорожные войска, авиационные и химические части. Сокращены сроки службы (до 3-х лет в пехоте, 4-х лет в остальных войсках). Вместо троичной, четверичная организация (в дивизии 4 полка, в полку 4 батальона, в батальоне 4 роты, в роте 4 взвода). С 1911 г. Все юнкерские училища были переведены в разряд военных училищ. Увеличилось число военных училищ. В 1914 г. Созданы школы прапорщиков. Перешли к территориальной системе комплектования войск. Вывод. Государственный строй России в результате I русской революции претерпел существенные изменения. Россия из самодержавной монархии начала превращаться в конституционную монархию (в этом направлении были сделаны первые шаги: с введением Думы у царя исчезли исключительные прерогативы в области законодательства и расходования государственных финансов).

                                   41 вопрос: . Двоевластие и его классовая сущность.

К концу 1916 года в результате продолжавшейся войны в стране обострился как экономический, так и политический кризис. Негодование против власти, которая эту войну вела, нарастало с каждым днем. В столице произошли столкновения рабочих с полицией и жандармерией. 25 февраля численность бастующих уже превысила 300 тысяч человек.. Вечером 1 марта весь петроградский гарнизон уже был на стороне революционных масс. Судьба самодержавия была предрешена. 27 февраля 1917 г. в России победила буржуазно-демократическая революция. Царская монархия была разрушена. Николай ІІ подписал отречение от престола в пользу Михаила, а Михаил затем отрекся в пользу Учредительного Собрания. По опыту революции 1905 г. восставшие рабочие, солдаты и крестьяне создали органы своей власти: Советы рабочих и солдатских депутатов. Вначале Советы были созданы в Петрограде и Москве, а затем и по всей территории России. Советы стали органами революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. Петроградский Совет в первые же дни революции закрыл монархо-черносотенные газеты, принял меры по снабжению населения продуктами питания, заключил соглашение с обществом фабрикантов и заводчиков о введении на предприятиях 8 – часового рабочего дня. 1 марта 1917 г. Петроградский Совет опубликовал Приказ №1 о подчинении воинских частей только Советам. Приказ №1 фактически был направлен на передачу армии в распоряжение Совета рабочих и солдатских депутатов. В первые дни Февральской революции реальная власть находилась в руках Петроградского Совета. Рабочие и вооруженные солдаты шли за Советом и выполняли только его решения и указания. Совет мог взять всю власть в свои руки, и буржуазия не в силах была помешать этому. Однако этого не случилось потому, что руководство и большинство мест в Петроградском Совете захватили меньшевики и эсеры, которые считали, что после свержения самодержавия в стране должна установиться на длительный срок буржуазная республика во главе с буржуазным правительством, а никак не республика Советов. Именно поэтому руководство Петроградского Совета пошло на переговоры о создании буржуазного Временного правительства. История его создания. 27 февраля Дума, подчинившись указу царя о ее роспуске, на своем неофициальном заседании образовала Временный комитет для водворения порядка в столице. Этот Временный комитет 2 марта идет на переговоры с исполкомом Петроградского Совета, и в результате этих переговоров было создано Временное правительство. Его возглавил князь Львов. Вошли в это правительство представители буржуазно-помещичьих партий. Лишь пост министра юстиции был предоставлен трудовику Керенскому. Меньшевистско-эсеровские руководители Совета обещали этому правительству безусловную поддержку Совета. Надо сказать, что обещание это они исправно выполняли. Цели и задачи буржуазного Временного правительства находились в резком противоречии с чаяниями народа. Оно стремилось направить развитие страны по пути обычного буржуазного парламентаризма, сохранить господство помещиков и капиталистов, продолжать выгодную для него империалистическую войну. Итак, уникальность русской буржуазной революции 1917 г. в том, что с первых дней в стране стали формироваться два типа государственности: буржуазная республика и Советская власть. Получилось своеобразное переплетение 2-х диктатур - диктатуры буржуазии и помещиков в лице Временного правительства и диктатуры пролетариата и крестьянства в лице Советов. Такое положение было явно ненормальным и долго продолжаться не могло. Две разные альтернативные системы не могли быть соединены, т.к. представляли интересы противоположных слоев общества. Российская буржуазия вынуждена была терпеть Советы. Революционный пролетариат и большевистская партия также боролись за ликвидацию двоевластия путем отстранения буржуазии и перехода всей власти в руки Советов. Ленин в своих « Апрельских тезисах» излагает план мирного перехода всей власти в руки Советов. Для этого большевики не должны были оказывать Временному правительству никакой поддержки и никакого доверия. Они должны были разоблачать его империалистическую сущность. В этих условиях большевики выдвинули лозунг «Вся власть Советам. Июльские события 1917 г. коренным образом изменили политическую обстановку в стране. Буржуазное Временное правительство с полного одобрения руководства Петроградского Совета расстреляло мирную демонстрацию рабочих и солдат. Эти события положили конец двоевластию. Вся власть перешла к буржуазному Временному правительству. Петроградский Совет превратился в бессильный придаток Временного правительства. Прекращение двоевластия было временной победой буржуазии. Важнейшие проблемы, волновавшие массы, оставались нерешенными. Временное правительство продолжало войну, оно не спешило решать аграрный вопрос (а крестьяне требовали его решения). На подавление крестьянских выступлений правительство разрешило посылать войска. Не рассматривался национальный вопрос, не был введен 8- часовой рабочий день. Правительство долго не объявляло Россию республикой (до 1 сентября). Государственное устройство во многом сохраняло прежние черты.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 233.