Работа над новым Уложением была продолжена Екатериной II. В 1767 г. ею была созвана Уложенная комиссия, в состав которой вошли представители различных сословий. К началу комиссии Екатериной II был подготовлен «Наказ», в котором, помимо декларации общих принципов управления государством, излагались принципы проведения кодификационной работы. Ставилась задача пересмотреть старые законы, но и выработать единое уложение на новых началах. Была разработана новая юридическая техника, основанная на западноевропейском опыте. Было предложено все правовые нормы разделить на «право общее» и «право особенное». «Право общее» должно было включать правовые нормы, регулирующие систему управления государством, порядок судопроизводства, основы судебной системы, основы уголовного права, полицейской системы и благочиния и пр. «Право особенное» регулировало отношения между сословиями, права собственности, обязательственные и брачно-семейные отношения.
Комиссия собрала и систематизировала большое количество законов, однако, новое уложение составлено не было. Истинная цель императрицы состояла в изучении настроений в обществе, выраженных в наказах представителей сословий, работавших в комиссии. Принятие свода законов, ограничивающего высшую власть, не входило в планы императрицы.
Работа уложенной комиссии была приостановлена в связи с начавшейся войной с Турцией, а в 1774 г. комиссия была окончательно упразднена. В 1796 г. при Павле I вновь была возобновлена работа по созданию Уложения. Но теперь ставилась задача не проведения кодификационной работы, а собрания воедино всех действующих законов. Комиссия подготовила 17 глав по уголовному судопроизводству, 9 глав по вотчинному праву и 13 — по уголовному.
В 1801 г. Александром I была создана новая комиссия по подготовке уложения, которая должна была руководствоваться следующими правилами:
— законы должны строиться на «непоколебимых основаниях права»;
— законы должны определять основы государственного строя (структуру и компетенцию государственных органов, права и обязанности подданных);
— законы должны определять основы судопроизводства и судоустройства;
Комиссии предстояло подготовить:
1) общие государственные законы, взяв за основу те действующие законы, которые «наиболее полезны для блага народа»;
2) законы о судоустройстве и судопроизводстве;
3) местные законы для тех частей государства, где не действовали общие законы.
Уложение должно было состоять из шести частей:
— «законы органические и коренные» определяли правовой статус императора;
— «общие основания и начала права» — содержали общие понятия права (формы права, принципы его толкования, понятия лица, вещи, владения, собственности и др.);
— общие гражданские законы (лица, вещи, обязательства);
— способы исполнения и применения законов, законы о судоустройстве и судопроизводстве;
— местные законы для особых регионов страны. С 1808 г. работой по кодификации начал заниматься М.М. Сперанский, который преобразовал комиссию, разделив ее на Совет, правление и группу консультантов. После открытия Государственного совета в 1810 г. работа по систематизации законодательства была сосредоточена в Комиссии по составлению законов, входившей в состав Государственного совета. Под руководством М.М. Сперанского были подготовлены проекты трех частей гражданского уложения. Основные положения его были заимствованы из Гражданского кодекса Наполеона, что вызвало серьезную критику проекта. М.М. Сперанский вышел из состава комиссии, работу над законодательством возглавил Розенкампф.
После смерти Александра I работа по систематизации была передана второму отделению Собственной его императорского величества канцелярии ,фактическим главой которого стал М.М. Сперанский.
К этому времени было принято окончательное решение создавать не новое Уложение, а собрать воедино все существующие законы.
Подготовительным этапом к созданию Свода действующих законов была работа над Полным собранием законов Российской империи, В котором были собраны и расположены в хронологическом порядке все законодательные акты, изданные после Соборного уложения 1649 г. Сложность состояла в том, что после 1649 г. ни разу не осуществлялась ни одна публикация свода законов. В архивах было обнаружено свыше 2 тыс. актов, ранее нигде не публиковавшихся. Был составлен реестр отобранных актов, куда вошли законодательные акты, изданные верховной властью и правительственными органами, судебные решения, ставшие судебным прецедентом, толкования к законам и наиболее важные частные решения. Таких актов набралось свыше 50 тыс.
В 1830 г. Полное собрание законов Российской империи было подготовлено и опубликовано. Оно состояло из 40 томов законов и 6 томов приложений. В него вошли в хронологическом порядке все действующие и утратившие силу законы с 1649 г.
Одновременно велась работа над Сводом действующих законов:
Свод законов состоял из 8 разделов:
1) Основные государственные законы.
2) Учреждения: центральные, местные и устав государственной службы.
3) Законы правительственных сил: уставы о повинностях, о податях и пошлинах, таможенный, монетный, горный, о соли, лесной, оброчных статей и счетные уставы.
4) Законы о состояниях.
5) Законы гражданские и межевые.
6) Уставы государственного благоустройства: духовных дел, иностранных исповеданий, кредитный, торговый, промышленный, путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный, о сельском хозяйстве, о найме на сельские работы, о трактирных заведениях, о благоустройстве в казачьих селениях, о колониях иностранцев на территории империи.
7) Уставы благочиния.
8) Законы уголовные.
Свод законов включал лишь действующие законы, которые делились на основные группы в соответствии с наличием, по замыслу М.М. Сперанского, двух правовых порядков: государственного и гражданского .Впервые гражданское право было выделено в отдельную отрасль. Формального выделения других отраслей не было произведено, однако структура Свода свидетельствует о том, что сложились отрасли права: государственное, гражданское, административное, уголовное.
Каждая статья Свода сопровождалась комментарием, не имевшим, однако, силы закона.В 1832 г. был опубликован Свод законов Российской империи в 15 томах, а в 1835 г. он был введен в действие. В последующие годы неоднократно производилось его переиздание.
32вопрос: Правовое положение сословий России в 1 половине 19 века .
В российском обществе происходят изменения. Наряду со старыми классами феодалов и крестьян зарождались новые классы – буржуазия и пролетариат, хотя официально все население страны еще делилось на 4 большие группы или сословия: дворянство, духовенство, крестьянство, городские жители. Дворянство. Как и в XVII веке дворянство по-прежнему оставалось экономически и политически господствующим классом.Дворяне владели большей частью земли, им принадлежало монопольное право на владение крепостными. Дворянство составляло основу государственного аппарата, оно занимало в нем все командные должности. Александр I вернул дворянству все их привилегии. Дворянам было разрешено обзаводиться в городах фабриками, заводами, заниматься торговлей наряду с купечеством. Особые привилегии получают верхи дворянства. Манифест от 6 декабря 1831 г. «О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным» позволял избираться на дворянские общественные должности лишь дворянам, у которых имелось не менее 100 душ крепостных крестьян или 3 тысячи десятин незаселенной земли. Этой же цели, т.е. укреплению позиций крупного дворянства, служил закон от 16 июля 1845 г., по которому заповедные дворянские имения (майораты) должны были переходить по наследству только старшему сыну. Их нельзя было дробить, завещать посторонним.Так же было принято решение уволить с военной службы офицеров, которые не были дворянами. Правительство Николая I ограничивает возможности получения потомственного дворянства. Если в 1845 г. для получения потомственного дворянства надо было достичь чина статского советника (по гражданской службе), а по военной – чина полковника, то по Указу 1856 г. требовалось уже достичь чина действительного статского советника по гражданской службе, а по военной – чина генерал-майора.Указы подготовленные Сперанским, которые вызвали открытое возмущение дворянской аристократии. Это указы о:1) «придворных званиях»;2) экзаменах на гражданские чины. Согласно новым указам, звания при дворе еще не давали право на чин. Для получения чина, например, коллежского асессора требовался университетский диплом. Таким образом, высшие чины можно было получить при наличии образования, а раньше чины давались за выслугу лет. Такой подход приоткрывал возможность для продвижения по государственной службе разночинной интеллигенции, что не могли простить Сперанскому дворянские аристократы. За эти указы Сперанского обвинили в наглом стремлении к революции. Духовенство по-прежнему делилось на черное (монашествующее) и белое (приходское). В XVIII веке духовенство как сословие превратилось в служилое. Его привилегии при Петре I были сильно ограничены. Особенно нанес Петр I удар по монашеству, монахов он считал тунеядцами, не приносящими никакой пользы обществу. В монастырях Петр I ввел твердые штаты. В I половине XIX века правовое положение духовенства меняется,получает дополнительные привилегии. С 1807 года дома духовенства освобождались от поземельного сбора, с 1821 года от постоя. В 1803 – 1805 гг. было дозволено всем лицам духовного звания, не имеющим штатных мест при церквах по желанию избирать себе «род жизни».По указу 1828 г. детям священнослужителей «за излишеством» по их выбору предлагалось избрать гражданскую или военную службу.После отмены крепостного права выход из сословия был объявлен окончательно свободным. С 1842 года осуществляется перевод на государственное содержание приходского духовенства. Дворянские права приобретало награжденное орденами духовенство. Такую практику ввел Павел I.Итак, в целом в I половине XIX века численно сословие духовенства сокращается, приходское духовенство окончательно переводится на государственное содержание, наиболее преданных себе церковников самодержавие наделяет дворянскими правами.Крестьяне подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и дворцовых (удельных). Тяжелым оставалось положение помещичьих крестьян. Помещики распоряжались ими как своей собственностью: продавали, закладывали, подвергали телесным наказаниям, ссылали в Сибирь. Крепостные крестьяне полностью подлежали суду помещика (лишь по уголовным делам – государственному суду).В развитии правового положения помещичьих крестьян прослеживаются 2 тенденции.Во-первых, феодальное государство стремилось сохранить их бесправное положение.Во-вторых, под влиянием социально-экономического развития царизм вынужден был разрешить разбогатевшим крестьянам выкупаться на волю.В 1803 году был издан Указ «О вольных хлебопашцах». По этому Указу помещики получили право (но не были обязаны) «отпускать» крестьян на волю с наделением земли за очень высокий выкуп. В 1842 году появился Указ «Об обязанных крестьянах». Помещикам было предоставлено право освобождать крестьян без земли. При этом помещики могли давать землю этим крестьянам в пользование, за что те несли определенные повинности. Таких крестьян называли «обязанными. По этим двум Указам было освобождено незначительное число. Более радикальные меры были предприняты в Прибалтике. В 1816-1819 гг. Александр I вынужден был освободить от крепостного права крестьян без земли. Свободные, но ограбленные крестьяне попали в экономическую зависимость к своим прежним владельцам. Они вынуждены были пользоваться их землей за несение повинностей. С 1816 года часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев. Вся жизнь этих крестьян регламентировалась Воинским Уставом. Начальником военных поселений был генерал А.А.Аракчеев, один из главных советников Александра I.Волнения государственных крестьян заставили правительство в 1837 году провести реформу управления государственными крестьянами. Для управления ими было создано Министерство государственных имуществ. В районах проживания государственных крестьян вводилось крестьянское самоуправление.Труд посессионных крестьян был малопроизводительным, и в 1840 году заводчикам было разрешено освобождать посессионных крестьян. Указ от 28 декабря 1818 г. разрешил всем «учреждать фабрики и заводы». Под напором развивающихся капиталистических отношений государство отменило монопольное право дворян на землю. В 1801 году право покупать землю было предоставлено купцам, мещанам и всем крестьянам, кроме помещичьих. В 1848 году такое право получили и помещичьи крестьяне.Городское население. По «Жалованной грамоте» 1775 года все население города делилось на 6 разрядов. Именитые граждане, купцы были освобождены от подушной подати, телесных наказаний, от рекрутской повинности. Но вместо подушной подати они платили ежегодно сбор в размере 1% с капитала, а вместо рекрутской повинности – 500 рублей. Остальная часть городского населения являлась податным сословием, т.е. несла повинности. В I половине XIX века население городов значительно выросло, усилился процесс его расслоения. Городское население делилось на: почетных граждан, купцов, цеховых, мещан и рабочий люд.В 1832 году для наиболее богатых горожан было учреждено почетное гражданство (личное и потомственное). Почетные граждане не платили подушной подати, не несли рекрутской повинности, освобождались от телесных наказаний (ими стали горожане 5-го разряда в основном).Введение новой сословной группы – почетных граждан имело своей целью оградить сословие дворян от проникновения в него представителей буржуазии. В то же время развитие капитализма заставляло правительство подумать о предоставлении привилегий для наиболее богатых и влиятельных представителей нарождающейся буржуазии. Купечество теперь стало делиться на 2 гильдии: к первой относились оптовые торговцы, ко второй – розничные (по «Жалованной грамоте» было 3 гильдии).Ремесленники, приписанные к цехам, составляли группу цеховых. Они делились на мастеров и подмастерьев. Чтобы стать мастером, надо было проработать подмастерьем не менее 3-х лет и выдержать соответствующий экзамен на мастерство. Цехи имели свои органы управления.Большинство городского населения составляли мещане (это те, кто работал по найму на заводах и фабриках, мелкие торговцы, мелкие ремесленники).Самую низшую группу городского населения составляли «порочные и подозрительные лица дурного поведения», их называли рабочие люди, они не входили в состав мещан. Это фактически бесправная группа находилась под бдительным надзором полиции.Итак, подводя итог по второму вопросу, отметим следующее:1. Правовая консолидация дворянства как сословия была завершена. Доступ в него ограничивается.2. Продолжается тенденция подчинения церкви государству, численное сокращение духовенства, приходское духовенство окончательно переводится на государственное содержание.3. Правительство делает попытку изменить экономические отношения в деревне, но результатов почти не было.4. Из наиболее богатой части городского населения формируется будущий новый класс – буржуазия. Для наиболее богатых горожан учреждается почетное гражданство.
33 вопрос: Крестьянская реформа 1861г.,ее сущность, содержание и значение.
1. Подготовка реформы началась в 1857 г., когда был создан Секретный комитет по крестьянскому делу. Через год он был преобразован в Главный комитет, который опирался в своей работе на губернские дворянские комитеты (их было около 50).В 1859 г. были созданы Редакционные комиссии, которые должны были свести воедино материалы губернских комитетов. Лидером Редакционных комиссий был Н.А. Милютин. В главном комитете развернулась борьба между прогрессистами и реакционерами. Первые настаивали на передаче крестьянам земли за выкуп, вторые – на сохранении всей земельной собственности в руках помещиков и безземельном освобождении крестьян. Либеральное направление победило, т. е. крестьяне освобождались от крепостной зависимости и наделялись землей. Но заметим, что основная масса земли оставалась все же у помещиков (это предопределило прусский путь развития).19 февраля 1861 г. царь подписал Манифест о даровании крепостным крестьянам свободы и ряд других актов об отмене крепостного права (о выкупе земли, о поземельном устройстве крестьян в различных губерниях и т. д. – всего 17 актов). Законы от 19 февраля 1861 г. разрешали 4 вопроса:1) о личном освобождении крестьян;2) о земельных наделах и повинностях освобожденных крестьян;3) о выкупе земли;4) об организации крестьянского управления;Все земли делились на 3 группы: черноземная, нечерноземная и степная. В каждой устанавливается низший и высший предел. Помещик, наделяя крестьянина землей, не мог дать надел ниже низшего предела, а крестьянин не мог требовать выше высшего ее предела. Мелкопоместные помещики могли выделять своим крестьянам наделы меньше установленной нормы. Крестьяне могли получить даровой надел без выкупа (1/4 низшей нормы, т. е. кошачий надел). Земля выделялась в расчете на ревизскую душу (только на мужчин). В душевой надел входили как приусадебная земля (участок возле дома), так и полевая (пахотные, пастбищные, сенокосные угодья). Помещик обменивал землю с крестьянином, если у последнего обнаруживались полезные ископаемые или минеральные воды.В результате реформы 3/4 крестьян получили земли худшего качества и меньших размеров, чем те земли, которыми они пользовались до реформы (в черноземных районах у крестьян было отрезано до 2/5 всех земель).Но и предоставленные им наделы крестьяне не могли сразу приобрести в собственность. До совершения выкупной сделки земля предоставлялась крестьянам в «постоянное пользование», крестьяне эти были на положении временно-обязанных.Временнообязанные крестьяне отбывали за полученные по реформе в пользование земельные наделы барщинную или оброчную повинность, т. е. отработки. Помещик сохранял по отношению к временнообязанным и другие права: право вотчинной полиции, контроля, надзора за учрежденными по реформе органами крестьянского самоуправления.В основу выкупной суммы была положена не фактическая стоимость земли: крестьяне уплатили за землю около 2 млрд. руб., что было в 4 раза больше рыночной стоимости цены земли. При совершении выкупной сделки крестьяне уплачивали наличными лишь 20-25% выкупной суммы, а 75-80% помещики получали от казны. Эту сумму вместе с процентами крестьяне выплачивали казне в течение 49 лет. Крестьянство встретило реформу с возмущением, только в 1861 г. произошло более 1000 крестьянских выступлений.Буржуазным элементом реформы явилось личное освобождение крестьян. Это было очень важно для развития капитализма в России, лично свободные крестьяне стали быстро насыщать рынок рабочей силы. Теперь уже помещики не могли распоряжаться судьбою крестьян .Крестьяне получили право заниматься торговлей, открывать предприятия, участвовать в выборах, обращаться в суд на равных основаниях с представителями других сословий, поступать на службу, вступать в обязательства, т. е. заключать различные договоры. освобождение крестьян нельзя считать полным; крестьяне еще долго были неравноправным сословием, они платили подушную подать, подвергались телесным наказаниям, несли ряд государственных повинностей, от которых были освобождены другие сословия.Ограничение прав крестьян было связано и с сохранением общины. В общине была круговая порука– вот почему за нее так держался царизм. Крестьяне при освобождении наделялись землей в обязательном порядке и даже не могли от этой земли отказаться или продать в течение 9 лет после издания закона о реформе. Установление такого порядка объяснялось полицейскими соображениями. Правительство стремилось избежать нежелательного скопления в городах лишенных земли, работы и средств к существованию бывших крестьян, способных на массовые беспорядки и восстания.Главные положения реформы были распространены позже на удельных (около 2 млн. чел.) и на государственных крестьян (22 млн. чел.). Но размеры наделов у удельных крестьян были в 1,5 раза больше, а у государственных в 2 раза больше, чем у крестьян помещичьих. Дворовые крестьяне через 2 года после опубликования Манифеста получали освобождение без земли и без выкупа.Итак, делаем вывод: по своему объективному содержанию крестьянская реформа носила буржуазный характер. «На смену крепостной России шла Россия капиталистическая». Но проведенная крепостниками эта реформа надолго сохранила остатки феодально-крепостнического строя (главным являлось сохранение помещичьего землевладения. Кроме того, сохранение общины, отработки, сословные ограничения и т. д.).Дворяне после реформы сохранили собственность на землю и классовое господство в обществе, но утратили право собственности на крепостных крестьян.
34 вопрос: Земская,городская,военная реформа-их сущность и значение.
Городская реформа 1870 г. В июне 1870 царь утвердил «Городовое положение», по которому утверждались органы городского общественного управления: городское избирательное собрание, городская дума и ее исполнительный орган – городская управа.Избирательным правом пользовались все собственники-плательщики городских налогов, т. е. налогов с собственности. В соответствии с имущественным цензом они делились на 3 группы, каждая из которых избирала гласных в городскую думу. Судьбу городского управления решали 2 первые группы.В Москве 2 первые группы избирали 2/3 членов городской думы. Во главе думы и управы стояло одно и то же лицо – избранный думой городской голова. Компетенции городских дум и управ ничем существенным не отличались от компетенции земств. Они занимались также местными вопросами. Контроль за этими органами со стороны администрации был не менее строгим, нежели за земствами. Городской голова уездного города утверждался губернатором, а городской голова губернского города – министром внутренних дел. Проводить в жизнь постановления органов самоуправления должна была полиция. Но она им не подчинялась, а подчинялась губернатору. Следовательно, от последнего все и зависело.
Военная реформа. Отсталая армия феодальной России потерпела поражение в Крымской войне. Необходимость перестройки вооруженных сил страны стало велением времени. Усиление западно-европейских армий, построенных на основе всеобщей воинской повинности, заставило царизм пойти на реформу. Реформу возглавил военный министр генерал Д.А. Милютин. На І этапе было улучшено обеспечение армии новым оружием, сокращен срок службы рекрутов до 15 лет, улучшена подготовка офицерских кадров. Далее по примеру западных стран в России Уставом 1874 г. вместо рекрутской повинности вводилась всесословная воинская повинность для всего мужского населения. Призыв проводился ежегодно по жребию, в армию попадал каждый третий, остальные зачислялись в ополчение. Призыву подлежали мужчины с 21 года. Срок действительной службы – 6 лет в пехоте, 7 лет во флоте.Производство в офицеры без специального-образования было прекращено. Была создана широкая сеть военных училищ. Реформа открыла дорогу в офицерский корпус разночинной интеллигенции, но только на должности младших офицеров. Для казаков действовали особые правила службы – они призывались со своим конем и снаряжением..Существо военной реформы заключалось, прежде всего: 1) в изменении системы комплектования армии и флота; 2) была создана единообразная система военного управления
Земская.1 января 1864 года царь утвердил Положение о губернских и уездных земских учреждениях. В нем говорилось, что «для заведования делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам» создавались земские собрания и их исполнительные органы – земские управы. Земства являлись выборными органами. Для выборов в уездное земское собрание учреждались 3 курии: уездных землевладельцев, городских обществ и сельских обществ. Для участия в выборах по первой и второй курии требовался высокий имущественный ценз, т. е. буржуазный по своей природе ценз. Но в скрытой форме сохранялся и принцип сословный. Первая курия являлась преимущественно дворянской, вторая – буржуазно-городской. Если по первым двум куриям избиратели сразу выбирали гласных, то для третьей (крестьянской курии) выборы были многоступенчатыми (выбирали сначала выборщиков, а последние выбирали гласных). Населением избирались лишь члены уездных земских собраний. Губернские земские собрания избирались «гласными» уездных земских собраний.Дворянству была обеспечена в земстве решающая роль. В уездных собраниях им принадлежало 42% всех мест, в губернских же собраниях дворяне составляли ¾ всех гласных. Правительство стремилось таким образом компенсировать помещикам утрату их прямой власти над крестьянами. И земское собрание и земская управа избирались на 3 года.Каждый из этих органов возглавлял председатель – уездный или губернский предводитель дворянства. Естественно, что беднейшие слои населения не могли рассчитывать на решение своих вопросов в земствах. Функции земств ограничивались только местными хозяйственными делами: местная торговля и промышленность, народное образование и здравоохранение, постройка церквей и т. д. Выходить за пределы этих функций земства не могли. Земства находились под контролем губернаторов, которые могли отменять их решения. Государство осуществляло жесткий контроль за деятельностью земств. Земства не получали никаких правительственных субсидий. Специальные земские сборы с населения едва покрывали расходы на содержание самих этих земских учреждений. Сношения земских учреждений различных губерний были запрещены.И все же земствам удалось внести значительный вклад в развитие местного хозяйства, системы здравоохранения и народного просвещения.По реформе 1861 г. для крестьян вводилось сельское самоуправление. Это самоуправление состояло их сельского схода, выборного старосты и имело сборщиков податей, писарей. Правительство использовало крестьянское самоуправление как бесплатную фискально-полицейскую организацию в деревне.
35 вопрос: Судебная реформа 1864г. Изменение судебной системы.
В подготовке реформы участвовали известные юристы того времени: С.И. Зарудный, Д. Ровинский и др. После утверждения царем в ноябре 1864 г. вошли в силу 4 судебных устава: Учреждения судебных установлений, Устав уголовного, Устав гражданского судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. По судебной реформе были созданы 2 самостоятельные судебные системы – местные суды и общие суды. К местным судам относились мировой суд и волостной суд.Мировой суд учреждался в составе двух инстанций – участкового мирового судьи и уездного съезда мировых судей. Уезд делился на несколько судебных участков, в каждом учреждалась должность мирового судьи. В мировые судьи мог быть избран (на 3 года) уездными земскими собраниями и городскими думами, как правило, дворянин, не моложе 25 лет, со средним или высшим образованием, обладающий высоким имущественным цензом.Имущественный ценз понижался только для отставных офицеров. Утверждались судьи Сенатом.Кроме участковых на тех же условиях избирались почетные мировые судьи, которые пользовались одинаковыми правами с участковыми судьями, но не имели постоянного участка, не получали жалования и могли заменять участковых судей на время их отсутствия. Второй апелляционной инстанцией являлся уездный съезд мировых судей, который состоял из участковых и почетных судей уезда. Он действовал коллегиально в составе не менее трёх судей. Мировой суд разбирал гражданские дела с ценой иска до 500 руб. По делам уголовным к подсудности мировых судов были отнесены незначительные преступления. В мировом суде разбор дела происходил в упрощенном порядке, без деления на стадии. В лице мирового судьи объединялись следователь, судья и обвинитель. Как по гражданским, так и по небольшим уголовным делам допускалось примирение сторон, причем судья должен был содействовать мирной сделке.Мировой суд работал с большой нагрузкой – до 20 дел в день.Волостной суд относился также к системе местных судов. Это был чисто сословный суд, т.е. крестьянский. Он избирался ежегодно волостным сходом, состоял из 3-х судей, рассматривал крестьянские споры и тяжбы.Председателем суда был волостной старшина. Дела в этом суде рассматривались на основе местных обычаев, которые нигде не были записаны. Неудивительно поэтому, что волостные суды часто выносили самые невероятные, дикие приговоры.Общие суды состояли из окружных судов + судебных палат. Окружной суд являлся I инстанцией системы общих судов. Судебный округ охватывал обычно губернию или её часть (всего было 106 округов). Окружной суд состоял из 2-х отделений: гражданского и уголовного. Гражданское отделение имело только коронный суд. Уголовное отделение состояло из коронного суда и суда присяжных заседателей.Коронные судьи назначались царём (возраст свыше 25 лет, высшее юридическое образование, служба в судебном ведомстве не менее 3-х лет). Практически все они были выходцами из дворян. В заседаниях участвовало не менее 3-х коронных судей.Присяжные заседатели подбирались из лиц всех сословий специальными комиссиями во главе с предводителем дворянства. Составлялись списки лиц, могущих быть присяжными. В эти списки включались: чиновники от 5-го и ниже классов, все выборные лица местного и крестьянского самоуправления. Кроме того, могли быть внесены и другие лица при наличии высокого имущественного ценза. Учителя народных школ, лица, находящиеся в услужении, т.е. рабочие и т.д., в списки не вносились.Составленные списки передавались председателям окружных судов, а те составляли списки присяжных: годовые, месячные и на конкретное заседание.В судебное заседание вызывалось 30 заседателей. После возможного отвода в зале оставалось 12 присяжных заседателей. 12 присяжных могли быть отведены подсудимым, 6 – прокурором. Не получая никакой оплаты, присяжным из крестьян приходилось трудно, они даже нанимались на любую работу во время сессий. Присяжные заседатели участвовали в суде только при рассмотрении уголовных дел, наказания за которые были связаны с лишением или ограничением прав состояния. Все остальные подсудные окружному суду уголовные дела, а также гражданские дела рассматривались без участия присяжных, только коронным судом. Приговор суда с участием присяжных считался окончательным, мог быть обжалован в кассационном порядке. Вынесение приговоров в окружном суде с участием присяжных заседателей имело свои особенности. Вынесению приговора предшествовал вердикт присяжных о виновности или невиновности подсудимого. При оправдательном вердикте подсудимый немедленно освобождался. При обвинительном вердикте прокурор делал заключение о мере наказания, а после этого коронный суд определял меру наказания. Если коронный суд единогласно признавал, что вердиктом присяжных осуждён невиновный, то мог быть созван новый состав присяжных. Их решение считалось окончательным.Окружному суду не были подсудны: государственные преступления, должностные ,военные, а также дела, подсудные духовному суду.На первые открытые процессы Суда присяжных люди приходили как на публичные зрелища. В 1878 г. столичный суд присяжных вынес оправдательный приговор В. Засулич, а в 1886 г. Владимирский окружной суд фактически оправдал руководителей Морозовской стачки во гл. с Моисеенко. Правительство и реакционные круги сразу стали третировать суд присяжных как «суд черни», «суд улицы».Судебная палата являлась апелляционной инстанцией для окружных судов по делам, решавшимся без присяжных заседателей, и первой инстанцией по более важным делам. Ей были подсудны дела по государственным, должностным преступлениям. Судебная палата состояла из 2-ух департаментов: гражданского и уголовного. Члены судебной палаты назначались правительством из числа наиболее опытных, квалифицированных юристов. Сенат являлся высшим (и единственным) кассационным органом для всех местных и общих судов в России. Сенат также
рассматривал в качестве первой инстанции уголовные дела особой государственной важности – политические,. Все эти дела рассматривались в Особом присутствии Сената. Как уже было сказано, в мировом суде разбор дел происходил без деления на стадии, т.е. упрощено, а в общем суде при рассмотрении уголовных дел уголовный процесс делился на ряд стадий: 1) дознание, 2) предварительное следствие, 3) подготовительные к суду действия, 4) судебное следствие, 5) вынесение приговора, 6) исполнение приговора,7) пересмотр приговора. учреждалась адвокатом
Дата: 2019-07-30, просмотров: 256.