В рассматриваемый период на Руси происходили довольно существенные изменения. Изменился и общественный строй.На вершине феодальной лестницы находился великий московский князь. Он владел дворцовыми и черносошными землями. Дворцовые земли принадлежали ему и его семье.Черносошные управлялись наместниками, которых посылал на места государь.Затем шли бывшие великие князья (которых он подчинил своей власти), удельные местные князья. Их ещё называют служилые князья (княжата). Они имели ещё свои собственные дружины и являлись на войну во главе этих дружин. Позже они вольются в состав боярства, станут верхушкой боярства. Наиболее многочисленную группу феодалов составляли бояре - крупные землевладельцы - вотчинники. Они имели большие права на землю и живших на ней крестьян: передавали землю по наследству, отчуждали и т.д. Следует отметить, что бояре имели в это время ещё «право отъезда», т.е. они могли поменять своего князя. Крупные бояре имели иммунитетные грамоты, согласно которым в их руках находился суд, сбор податей на территории их вотчин. По мере укрепления власти отменяется «право отъезда» сокращаются иммунитетные привилегии.Меняется смысл самого термина «боярин». раньше он означал принадлежность к определённой социальной группе - крупным феодалам, то теперь боярство становится придворным чином. Этот чин присваивался служилым князьям. Так появились введенные бояре. Вторым придворным чином стал чин окольничего. Его получила наиболее привилегированная часть прежнего боярства. Другие слои феодалов имели чины думных дьяков, думных дворян и т.д. В XV веке оформилась и другая группа феодалов - сословие дворян.Оно формировалось из боярских детей, средних феодалов, слуг вольных (слуги великого князя, слуги удельных князей, слуги бояр). Великие московские князья давали землю за службу на правах поместий, они давали её многим свободным людям и даже холопам при условии населения военной службы. Так сформировалось новое сословие - дворянство. Оно целиком зависело от великого князя, а потому являлось его верной опорой.
.Духовенство связывало свою политику с великим князем, поддерживало его стремление к политическому объединению Руси. Церковные феодалы имели ряд привилегий: не платили государевых податей, подлежали только суду духовенства, их жизнь, имущество защищались повышенными мерами наказания.
Однако в начале XVI века была сделана попытка, ограничить рост монастырско-церковного землевладения путём запрещения продажи монастырям земли и передачи её «на помин души» без разрешения великого князя. Дело в том, что экономическое могущество церкви было столь велико, что она чувствовала себя независимой от государства и даже пыталась идеологически бороться с ним за влияние в обществе. Однако московским князьям удалось взять верх. В обмен за сохранение в неприкосновенности её земельных преимуществ, церковь признала верховенство светской власти.
Основным по численности населением были крестьяне. Они делились на несколько групп: черносошные (т.е. государевы), дворцовые (князя и его семьи), частновладельческие. Черносошные платили подати и несли другие повинности великому князю-государю. Частновладельческие жили на земле феодалов, имели свой надел, за что должны были либо платить оброк, либо нести барщину. На протяжении всего периода складывания Московского государства шёл процесс закрепощения крестьянства, как силовым путём, так и с помощью экономического принуждения. И всё же длительное время крестьяне ещё имели право перехода от одного владельца к другому. Судебник 1497 года положил начало всеобщему закрепощению крестьян. Он установил, что отныне крестьяне могут уходить от своих господ только в Юрьев день (26 ноября): за неделю до него и неделю после него. При этом крестьянин должен был уплатить определённую сумму «пожилое». Первыми же, (ещё в середине XV века) кому было ограничено право перехода, были старожильцы-это крестьяне, которые издавна жили либо на государственной земле, либо на частновладельческой. Они вели собственное хозяйство и несли государево тягло, а частновладельческие несли и повинность перед своим господином. Старожильцам противопоставлялись новоприходцы. Это обедневшие крестьяне, которые не могли вести своё хозяйство, нести тягло. Они уходили на новое место и получали от нового хозяина подмогу или ссуду. Их освобождали от податей и повинностей на определённый льготный срок. Ещё одну группу зависимых людей составляли серебряники. Это были обедневшие крестьяне, которые, взяв в долг серебром, вынуждены были идти в кабалу к заимодавцу, т.е. работать на его земле за проценты. До уплаты долга серебряник не мог уйти от хозяинаОдной из групп зависимых крестьян были половники, обедневшие крестьяне, которые на своих лошадях брались исполу обрабатывать господскую землю.
Холопы. Число их постоянно сокращалось, шёл процесс стирания грани между холопами и крестьянами. Холопов нередко сажали на землю, таких холопов называли страдники. В это время появилась новая группа людей, сходная с холопами - это кабальи люди. Кабала возникала из долговой зависимости и чаще всего становилась пожизненной.
Городское население. Верхушку городского населения составляли купцы - гости, которые вели иноземную торговлю. Вместе с ремесленниками они считались «лутчими» людьми. Городские низы назывались «черными», «молодшими» людьми. Именно «молодшие» люди несли основное бремя податей и повинностей в пользу государства. В городах так же жили светские и духовные феодалы, у которых были в черте города «белые слободы». Белыми они назывались потому, что их жители не платили городского тягла.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 203.