Дешифрирование аэрофотоснимков.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дешифрирование — это процесс выявления, распознания и определения характеристик объектов местности по их фотографическому изображению.

Оно включает в себя обнаружение, опознание и определение характеристик объектов, изображенных на аэрофотоснимках.

Обнаружение — это поиск на аэрофотоснимке участков, где вероятнее всего расположены те или иные объекты.

Опознание уже раскрывает сущность обнаруженных объектов (растительность, склон, речки и пр.).

На третьем этапе дешифрирования — определение характеристик — производится анализ и обобщение качественных и количественных характеристик объектов, выявление их состояния, отличительных особенностей (состав пород леса, тип болот и пр.)

Дешифрирование подразделяется на топографическое и специальное ( отраслевое и тематическое).

При топографическом дешифрировании определяют объекты, которые должны быть изображены на создаваемой (обновляемой) карте (плане). При специальном дешифрировании тщательно отбирается информация о каких-либо определенных объектах (геологических, лесохозяйственных и пр.).

Результаты специального дешифрирования составляют содержание тематических карт и планов: геологических, почвенных и пр.

При специальном дешифрировании обязательно дешифрирование объектов топографического характера: пунктов опорных геодезических сетей, населенных пунктов, дорожной сети, гидрографии и т.д.

Дешифрирование аэрофотоснимков при изысканиях железных дорог производят по прямым или косвенным дешифровочным признакам объектов, изображенных на снимках. При крупномасштабном аэрофотографировании (1:5000 и крупнее) прямые де- шифровочные признаки являются определяющими, так как большинство объектов местности изображается на аэроснимках. При масштабах мельче 1:10 000 ряд объектов, особенно на существующих железных дорогах, не изображается на аэрофотоснимках, поэтому дешифрирование приходится выполнять по косвенным признакам.

Кроме топографического дешифрирования, эти же аэрофотоснимки используют для инженерно-геологического дешифрирования.

Для проектирования новых линий дешифрируют в первую очередь гидрографическую и дорожную сети, затем геологические выходы пород и обнажения, осыпи, курумы, лавиноопасные и селевые участки, наледи, заторы, карсты; горизонты паводковых вод; растительный покров и его высоту; культурную растительность (насаждения, сады, пашни, огороды и др.); грунты, пески, солончаки, болота, мари; границы угодий и ограждений; канавы и искусственные формы рельефа, их глубину и высоту; линии ЛЭП и связи; прочие искусственные сооружения.

Для проектирования вторых путей дешифрируют в границах заданной зоны ( шириной 300—500 м и от оси земляного полотна): ситуационные особенности данного района, искусственные сооружения, технические и служебные здания, путевые знаки, кюветы, лотки и канавы, защитные сооружения, резервы и кавальеры, верхнее строение пути (балластный слой, тип рельсов и скреплений, тип и число шпал на километр), сооружения на разъездах и малых станциях, тупики и подъездные пути, проезды и полевые дороги, гидрографическую сеть и особенности больших и средних мостовых переходов и тоннелей, больные места геологические и гидрологические особенности земляного полотна, линии ЛЭП и связи, различные подземные коммуникации и пр.

При проектировании участков трассы на раздельном земляном полотне дешифрирование производят так же, как и для новой линии.

Наиболее тщательно выполняется дешифрирование при реконструкции существующих железнодорожных станций. Для станций, на которых производится постоянная работа, основное внимание следует уделять камеральному дешифрированию, и только сооружения, не опознанные на аэрофотоснимке и вызывающие сомнения, должны дешифрироваться на местности.

Ситуацию и сооружения, находящиеся на территории железнодорожной станции (узла) вне зоны движения поездов, дешифрируют в соответствии с требованиями, предъявляемыми к дешифрированию застроенных территорий и поселков.

При полевом дешифрировании аэроснимков в пределах путевого развития станций в условиях непрекращающейся работы по приему, формированию и отправлению поездов следует строго соблюдать требования действующих «Правил по технике безопасности на железнодорожных изысканиях».

В зоне развития станционных путей и их реконструкции дешифрированию подлежат все имеющиеся сооружения станции, устройства энергоснабжения, автоматизации, сигнализации и связи, а также выходы подземных коммуникаций.

Дешифрированию и нанесению на план станции в условных знаках подлежат:

— пути главные и станционные, электрифицированные и электрифицируемые, стыковые и бесстыковые, строящиеся и разбираемые с указанием типов рельс, скреплений и шпал на 1 км пути, а также наличие и местоположение изолированных стыков;

— геодезические пункты, реперы, точки базисов и планово-высотного обоснования;

— стрелочные переводы с указанием марки крестовины, типа рельсов и положения центра переводов; в случае, если на переводе во время аэрофотосъемки находится подвижной состав и определить элементы перевода не представляется возможным, стрелочный перевод обмеряют на местности;

— путевые обустройства: брусья путевого ограничения, вагоно- замедлители и сбрасыватели башмаков, сортировочные горки и полуторки, повторные круги и вагонные весы, габаритные ворота и будки местного управления, охраняемые и неохраняемые переезды и прочие устройства;

— сигналы и путевые знаки: километровые и пикетные столбики, уклоноуказатели, светофоры, предупредительные и оповестительные щиты и диски, прочие знаки;

— устройства локомотивного хозяйства: смотровые канавы и экипировочные устройства, воздухопроводы и трубопроводы ГСМ, обмывочные площадки и бункера, прочие сооружения;

— искусственные сооружения: путепроводы и виадуки, мосты и трубы, тоннели и подпорные стенки, галереи и защитные сооружения, лотки и канавы;

— устройства связи и СЦБ: опоры ЛЭП и связи, подземные кабели и посты централизации, релейные будки.

На перегонах дешифрированию подлежат элементы местности и ситуации, а также все технические и искусственные сооружения, пересечения в различных уровнях, путевые знаки и прочие сооружения, попадающие в полосу отвода.

Дешифрированные снимки оформляют подписями или условными знаками и сдают начальнику партии, который осуществляет соответствующий контроль.

 

 

72.Общие правила оформления проекта планировки и застройки территории. Особенности оформления проектов планировки и застройки.

К планировке территорий производственного назначения относится все, связанное с размещением и компоновкой производственного оборудования. Планировка предусматривает обеспечение площадей, необходимых для расстановки зданий и сооружений производственного оборудования, мест стоянки машин и механизмов, животных, материалов и продукции, обеспечивающих производственные процессы.

       Цель планировки — обеспечить экономичное в работе и безопасное в связи с охраной труда размещение рабочих площадей, оборудования, материалов и машин. К этому же относится размещение всех зданий и сооружений, обеспечивающее наименьшие издержки общехозяйственного производства на предприятии, поиск новых технологий в имеющихся отраслях производства и их внедрение. Планировка обязательно учитывает при этом различные перемещения сырья, материалов, места складирования, погрузки и разгрузки, расстановки вспомогательных рабочих, всех остальных подсобных служб. Она обеспечивает рациональное размещение сельских населенных пунктов относительно производства, что связано с их обустройством и благоустройством.

       В состав планировки производственных территорий входят производственные здания и сооружения, обеспечивающие законченный цикл отдельных производственных операций территориальной технологии, объединение всех связанных между собой технологических операций в отдельный производственный процесс. Таким образом, создается производственный комплекс.

       При составлении проекта планировки производственных комплексов целесообразно разработать схемы производственных процессов, которые вместе со схемами движения материалов и продукции являются промежуточными этапами между определяемыми потоками и планировкой территории. Определение производственного потока связано с взаимным расположением объектов и рабочих мест. Чтобы определить поток, надо вычертить или разместить соответствующие части комплекса или всего предприятия и нанести маршруты движения различных материалов и продукции как можно точнее. При этом не допускается пользоваться средними расстояниями. Вычерченная в масштабе маршрутная схема производственных процессов после размещения на ней всех устройств становится проектом планировки.

       Составлять маршрутные схемы производственного процесса начинают с его пооперационной карты или перечня операций. На листе бумаги операции размещают в той последовательности, в которой их осуществляют или должны осуществлять.

       Составление общей схемы маршрутов производственных процессов следует начинать с ключевых позиций, то есть с мест поступления и отгрузки материалов и продуктов. Затем присоединяют к ним участки, где проходят остальные технологические операции.

       Получив все маршрутные схемы процессов существующего производства и разместив их рядом или накладывая друг на друга, делают анализ предполагаемого размещения и благоустройства. Большое внимание при этом уделяют оценке качества получаемой продукции, возможностей существующих технологий или необходимости внедрения новых технологий и используемых при этом зданий и оборудования.

При решении вопросов планировки как на самых маленьких производственных территориях, где выполняют минимальное число производственных операций, так и на крупнейших территориях сельскохозяйственного производства все факторы влияния на размещение объектов рассматривают комплексно. В том числе рассматривают технологии всех производственных операций. Ставятся задачи сведения к минимуму перемещений материалов и людей, обеспечения поточности в движении продукции, эффективного использования всех производственных площадей.

       Для определения последовательности операций в ходе технологического процесса на той или иной территории необходимы следующие данные:

объем производства, количество продукции, как и какими машинами ее обрабатывают;

способы транспортировки (автопогрузчики, транспортеры, ручные тележки и т. д.) между объектами, обработки и складирования, между комплексами и населенными пунктами (автомобильный, тракторный, гужевой транспорт и т. д.);

виды и качество обрабатываемой продукции;

предельно допустимые отклонения от стандартов качества, возможные дополнительные операции и помещения для них;

требования к оборудованию. Если существующее оборудование не обеспечивает качественной обработки, приобретают новое;

загрузка оборудования. Если загрузку быстро и качественно наличное оборудование не обеспечивает, то приобретают новое;

чертежи, которые могут быть не всегда полностью детализированы, но с указанием допусков для окончательного представления (чистота продукта, сортность, внешний вид);

терминология во всех проектных материалах, чертежах и пояснительных записках должна быть одинаковой.

Одно из самых важных положений при разработке технологического процесса производства — требование составления чертежей планировки производственного участка с данной технологией. Строительство и технологическое оборудование производственных объектов различного назначения требуют значительных капитальных вложений. Рациональное размещение объектов на территории комплекса сокращает не только единовременные затраты на строительство и благоустройство их, но и операционные расходы, возникающие в технологии сельскохозяйственного производства различных отраслей.

       Планировка предприятия, осуществляемая совместно с планировкой каждого производственного комплекса и объекта, является самостоятельной и значительной работой, обеспечивающей эффективное использование производственных ресурсов для выпуска товарной продукции и улучшения условий труда для людей.

Планировку производственных территорий необходимо рассматривать также:

с точки зрения функциональной организации территории. Каждый производственный комплекс, зону или предприятие в целом подразделяют на функциональные части, то есть на участки, предназначенные для различного производственного использования. Так, в складском комплексе возможны отдельные участки для хранения зерна, картофеля, других продуктов; участки для доведения привозимой с поля продукции до необходимого потребительского качества и т. д. Возможно размещение зданий и сооружений для первичной обработки вне комплекса, в местах производства продукции и т. д.;

с точки зрения планировочной структуры предполагается выделение всех структурно-планировочных единиц и связанных с ними отдельных сооружений по видам отраслей сельскохозяйственного производства — товарного или общехозяйственного;

с точки зрения архитектурно-планировочной композиции и художественного оформления следует использовать все средства для целей обеспечения единства территорий производственного назначения и удобства связей с жилыми территориями;

с точки зрения социально-экономического улучшения всех и отдельных производственных процессов является обеспечение сокращения времени по протяженности технологических процессов в каждом производственном комплексе, в производственной зоне, на территории всего предприятия и сокращение времени при осуществлении связей работников с производственными объектами.

Территория сельскохозяйственного предприятия и размещенные на ней производственные комплексы при составлении проекта планировки должны учитывать состояние окружающей сельскохозяйственное производство и населенных пунктов среды, состояние ландшафтов, их зрительное восприятие в целях воспитания и развития художественного вкуса людей.

Порядок проведения планировки предприятия:

прогнозируют объем продукции растениеводства и животноводства на расчетный срок (20 лет) с учетом существующих и возможных новых технологий производства, обработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции, а также данных внутрихозяйственного землеустройства на ближайшие 5 лет;

рассчитывают площади территорий производственных комплексов и производственных зон;

определяют на плане территории предприятия или в составе проекта внутрихозяйственного землеустройства места расположения всех территорий производственных зон, центров и комплексов;

намечают трассы дорог, обеспечивающие кратчайшие связи всех перечисленных территорий и технологическую последовательность каждого производственного процесса, исключая грузовые потоки по территории жилых зон, производственных центров и комплексов;

определяют категорию и тип покрытия дорог на каждом отдельном участке, вычисляя интенсивность движения транспорта;

создают сеть поселковых дорог в производственных зонах, центрах и комплексах, обеспечивающую наиболее удобные въезды и выезды транспорта с грузами.

Для наиболее оптимальной организации сети внутрихозяйственных дорог необходимо:

автодороги 1...3-й категорий, а также дороги, обслуживающие перевозки грузов с полей, прокладывать в обход населенных пунктов с устройством удобных подъездов к ним. Расстояние от бровки земляного полотна дорог 1...3-й категорий до линии застройки принимать не менее 100 м;

населенные пункты в целом и производственные комплексы, размещаемые отдельно от жилых зон, располагать по одну сторону транзитных дорог;

в случае, когда намечают движение транспорта по отдельным улицам населенного пункта, интенсивность движения не должна превышать 40 условных автомобилей в сутки в одном направлении. Движение транспорта с большей интенсивностью следует выводить на объездные пути.

При планировке и застройке производственных комплексов необходимо соблюдать следующие требования.

       Расстояния между зданиями принимают наименьшими для обеспечения минимальных затрат при строительстве инженерных коммуникаций и оборудования, но наибольшими по сравнению с технологическими, противопожарными, санитарными и зооветеринарными разрывами между зданиями.

Производственные, подсобные и вспомогательные здания, а также закрытые склады объединяют в более крупные здания, если такое объединение экономически целесообразно и допустимо по производственным, технологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным и строительным условиям и, кроме того, по условиям безопасности труда.

Каждый комплекс должен быть территориально самостоятельным и отделяться от прилегающих комплексов и дорог заборами и полосами зеленых насаждений шириной 6... 10 м или тех и других совместно.

Здания и сооружения располагают относительно стран света и преобладающего направления ветров с учетом обеспечения наиболее благоприятного естественного освещения и инсоляции внутренних помещений для обеспечения здоровых условий нахождения в них. В целях проветривания помещений и площадок, предотвращения снежных (песчаных) заносов все основные проезды в комплексах, продольные оси крупных зданий располагают под углом не более 45° к преобладающему направлению ветров.

В районах севернее 58° северной широты животноводческие здания с двусторонним освещением размещают меридионально, южнее 58° северной широты — широтно. Возможны отклонения не более чем на 30° (в первом случае по ходу часовой стрелки, во втором — против). Здания с односторонним освещением во всех районах страны располагают широтно — окнами на юг. Возможно отклонение от указанной ориентации до 90° против часовой стрелки с поворотом здания окнами на юго-восток и восток.

Основными и наиболее часто применяемыми приемами застройки производственных комплексов являются периметральный, рядовой и групповой.

Периметральный прием применяют при застройке тех производственных комплексов, в которых по технологии производства необходим внутренний двор, где осуществляют различные производственные операции, связанные со всеми расположенными по периметру зданиями.

Рядовой прием применяют в комплексах, где имеется несколько одинаковых зданий. Например, животноводческие, птицеводческие и звероводческие комплексы, в которых может быть несколько зданий с одним видом и возрастом животных, так как существует ограничение числа животных в одном здании для исключения быстрого распространения эпидемий.

Групповой прием представляет собой более сложные сочетания в размещении зданий и сооружений, определяемые особенностями их производственно-технологических взаимосвязей.

Строго соблюдают прямые линии застройки зданиями в каждом комплексе. Вдоль внутренних границ комплексов здания размещают по прямым на расстоянии 6...10 м от оград и зеленых насаждений для обеспечения объезда зданий со всех сторон пожарной машиной в случае пожара. Зданиями, сооружениями или площадками закрепляют углы территории комплекса, не создавая незанятых пространств и обеспечивая оптимальный технико-экономический показатель планировки — коэффициент использования территории. Удобные линии застройки, обеспечивающие технологические коридоры для движения транспортных средств, облегчают организацию производственных процессов, их механизацию и автоматизацию, обусловливают правильную конфигурацию участков и обеспечивают удобства для компоновки их в составе производственной зоны в целом.

 

73. Основные требования к оформлению плана землевладения.

План землепользования получают в результате наземной топографической и аэросъемки с последующей обработкой материалов съемок, выполнения вычислительных и чертежных работ.

В общем виде план землепользования состоит из чертежа, представляющего площадь землепользования в масштабе плана, и надписей.

К элементам чертежа относятся: а) сетка координат; б) граница землепользования с ее геодезическими данными; в) геодезическая основа съемки; г) ситуация: населенные пункты и их элементы, дороги, гидрография, земельные угодья, показываемые топографическими условными знаками, и др.

К надписям относятся: заголовок плана и подзаголовки: экспликация, земли постороннего пользования, описание границ смежных земель, масштаб плана и сечение рельефа горизонталями, а также штамп с подписями составителей плана и др.

Оформление плана (чертежа) состоит из вычерчивания границ землепользования (кружков и линий), оформления надписей румбов и мер линий, подписи координатной сетки. В учебных целях надписи румбов, мер линий и подписи координатной сетки, как правило, опускаются. В последнюю очередь вычерчивают ситуацию.

Точки поворота границ землепользования отображают кружками, а, границы сплошными тонкими линиями. Магистральные ходы вычерчивают пунктирными линиями с длиной штриха 3 мм и просветом 2 мм.

В производственных условиях румбы и меры линий размещают против середины линий полигона на одинаковом расстоянии от них (8 – 10 мм). Подписывают румбы и меры линий рекомендованными ранее в Пособии шрифтами с высотой надписи для румбов 2,5 мм и мер линий – 3,5 мм. При недостатке места для надписей их пишут таблицей, которую располагают на свободном месте. Пункты поворота границы в этом случае нумеруют.

Координатную сетку и ее подписи вычерчивают синей тушью остовным прямым шрифтом размером 1,5 – 2 мм.

Вычерчивание ситуации начинают с населенного пункта, элементами которого являются: кварталы, приусадебные участки, строения, шоссейные и полевые дороги и др.

Названия крупных населенных пунктов подписывают Обыкновенным шрифтом, а названия более мелких населенных пунктов пишут Древним или Рубленным шрифтом. Курсивный шрифт применяют для подписи элементов гидрографии и других мелких подписей.

Условные знаки леса, кустарника и др. размещают произвольно, но так, чтобы каждый контур угодья, заполненный условными знаками, хорошо читался. Границы угодий и условные знаки отображают черным цветом, кроме штрихов болот, которые показывают зеленым цветом.

Название рек, речек, озер, прудов, оврагов подписывают параллельно оси течения или конфигурации контура водоема согласно топографических условных знаков Остовным курсивом.

Границы по живому урочищу (ручью, оврагу) вычерчивают пунктиром звеньями по три-четыре штриха по обе стороны живого урочища с промежутками. Дороги, мосты вычерчивают без указания их грузоподъемности, ширины и длины. Границу при подходе к реке или ручью, например от пункта А, следует доводить до берега реки или до ручья.

Буквенные обозначения начала и конца границ смежных земель (А, Б, В и т.д.) на плане так же, как и на строчках пояснительной надписи «Описание границ» (от А до Б и т.д.), выполняют одним из наливных шрифтов, например Рубленым узким или широким полужирным, или жирным (размером 6 – 8 мм), или курсивом. Буквенные обозначения должны быть достаточно заметны на фоне общей нагрузки плана (Приложение 9).

В первую очередь целесообразно вычертить сам план, а затем переходить к вычерчиванию заголовка, экспликации и др.

Заголовок плана землепользования сельскохозяйственного предприятия имеет следующую общепринятую редакцию: «План землепользования сельскохозяйственного предприятия … (название) … селения (название) … района … субъекта Федерации».

Ниже указывают, на основании какой съемки или корректировки прежних плановых материалов и в каком году составлен план (Приложение 10).

Рекомендации по оформлению заголовка приведены ранее в п. 11. 2.4. К примеру, для заголовка плана, имеющего размер бумажного листа (63 х 85 см), уместна была бы высота строчек, равная 1/15 – 1/20 длинной стороны рамки плана (т.е. 5 – 6 мм), а для выделяемого слова «ПЛАН» – 15 мм (т.е. в 2 – 3 раза выше строчки), и т.д. по аналогии с увеличением размера листа.

Оформление таблицы «Экспликация» заключается в разметке и вычерчивании примерно на 3–4 см ниже заголовка горизонтальных и вертикальных линий таблицы, придерживаясь установленной полной или сокращенной формы. Внутри граф таблицы «Экспликация» посередине размечают вспомогательные строчки для названий угодий и подписи их площадей.

Условные обозначения угодий вычерчивают в первой горизонтальной строке таблицы с размерами и расстановкой знаков соответственно масштабу плана. Площади угодий записывают на второй строке таблицы.

При размере плана листа (63 х 85 см) обыкновенной чертежной бумаги наименование угодий в колонках следует писать Остовным курсивом или Стандартным шрифтом размером 1,5 – 2 мм.

Описание границ смежных земель и прописные буквы в точках поворота вычерчивают хорошо заметными по высоте буквами.

В надписи «Описание границ» первые два слова выполняют прописными буквами Рубленым полужирным шрифтом, с высотой букв 6 – 8 мм, а «смежных земель» – тем же шрифтом, но с меньшей толщиной элемента и чуть меньшим размером букв. Слова «От», «До» и «Земли …» принято писать другим шрифтом, например Остовным курсивом или Стандартным шрифтом мелким размером (3,5 – 2,5 мм), причем лишь наименования землепользований желательно выделить высотой, утолщением элементов букв или разрядкой.

Оформление надписи «МАСШТАБ 1:5000» может быть выполнено Рубленым полужирным шрифтом. Остальные надписи дают более мелким размером Прямым шрифтом или Остовным курсивом.

Подписи в соответствующих местах штампа выполняют Курсивом или Стандартным шрифтами средним и мелким размером (2 – 2,5 мм).

Шрифтовые надписи следует выполнять, пользуясь образцами шрифтов.

В силу того, что компьютерная графика, в т.ч. и окраска планов и проектов землеустройства еще не нашла широкого применения по ряду причин (технические возможности, доступность, методические вопросы, очевидная проблематичность перехода в нынешних условиях на этот, безусловно, прогрессивный и более высокий технический уровень), а также по причинам, отмеченных в п. 11. 2.4. настоящего Пособия, здесь и далее рассматривается сложившаяся практика оформления планов и проектов землеустройства.

Планы, как правило, окрашивают акварельными красками. Окрашивают соответственно цветным условным знакам площади земельных угодий, гидрографию, постройки, сооружения, границы и др.; в те же цвета окрашивают соответствующие им условные знаки в экспликации.

Пашню окрашивают в светло-коричневый цвет (жженая сиена), сады – в желтый, а кружки, обозначающие деревья, заливают зеленой тушью. Огороды, равно как и парники имеют зеленый цвет; луг (сенокос) – ярко-желто-зеленый, выгон (пастбище) – светло-серо-синий.

Болота должны иметь светло-синий фон, площадь под дворами – светло-коричневый и дороги – серый.

Нетрудно заметить, что фоновая окраска земельных угодий на планах, близкая по цветам к природному ландшафту, значительно улучшает читаемость плана.

Для достижения полного колорита, следует иметь ввиду, что контуры угодий на планах не должны быть одинакового тона. Принято, например, чтобы пашня и луг имели средний тон, а выгон и кустарник – несколько светлее; огород и лес сильнее, чем средний тон пашни; дороги и границы делают более темными, чем тон окраски угодий, где они расположены.

На плане некоторые элементы оформляют цветной тушью или акварельными красками, например водоемы и болота в соответствии с топографическими условными знаками делают светло-синими. Зеленой тушью вычерчивают берега рек, водоемов, ручьи, горизонтальные штрихи заливных лугов и болот. Этот цвет хорошо передается при фотографировании для целей размножения. Синим цветом показывают сетку координат и ее оцифровку (при необходимости), а жженой сиеной обрывы, горизонтали, отметки.

Граница каждого смежного землепользования должна иметь свой, отличный от соседнего землепользования, цвет или оттенок. У пунктов с тройной встречей границ смежных землепользователей оформление производят согласно условным знакам.

Даже при имеющихся возможностях компьютерной графики, что сегодня доступно не для всех, студентам небесполезно знать, что чаще цвет и тон окрашиваемого контура приходится подбирать под цвет и тон условного знака в каких-то пропорциях из двух-трех красок, путем их смешивания или накладывания одной краски на другую (лессировка). Если на контур, покрытый сначала слабо разведенной синей краской (25-30%), после того как бумага подсохнет, наложить более сочную (70 – 75%) желтую краску, то получают новый ярко-желто-зеленый цвет – цвет условного знака луга – сенокоса. Тот же цвет условного знака луга можно получить путем разведения и смешивания тех же двух красок (синяя и желтая) и в тех же пропорциях. Этот способ смешивания красок более практичен. Однако и лессировка ценна в тех случаях, когда необходимо внести цветовую и тоновую поправку на неточно положенный цвет.

Цветной знак огорода получают при разведении красок двух цветов: 35% желтого и 65% зеленого цвета с незначительным добавлением синей и белой краски. Если количество краски синего цвета увеличить до 75%, то получится сине-зеленый цвет – цвет условного знака леса. Этот же цвет, разбавленный водой с добавлением некоторой порции желтой краски, дает светло-зеленый тон для знака кустарника. Слабо разведенная жженая кость с небольшой порцией синей краски образует светлый серо-синий цвет (для знака выгона). Цвет пашни можно получить путем разведения и смешивания в одинаковом количестве краски красного и желтого цвета с добавкой жженой кости. На планах окраску реки, озера, пруда обычно выполняют синим цветом, но не сплошным фоном, как это принято по топографическим условным знакам, а послойным с целью лучшей читаемости.

Послойная отмывка вод заключается в следующем. От берега реки к середине слои отмывают с постепенным переходом от темно-синего тона к светлому. Около одного берега, лучше северо-западного, дается отмывка в пять слоев (полосок), а около другого берега – в три слоя. Получают разную тональность отмывки берегов. Переход от темных слоев к светлым должен быть постепенным, но четким. Для этой цели тон окраски для всякой последующей выступающей полоски следует подбирать на 1/6 или на 1/5 светлее тона предыдущего. Это достигается добавлением в чашечку новой порции воды. По ширине каждая последующая выступающая полоска слоя должна быть немного (на 1/5 – 1/4) шире предыдущей. Последняя выступающая полоска отмывки должна иметь светлый тон. Далее по всей площади водоема следует быстро «прогнать» валик сильно разбавленной краски (практически чистой водой) и дать бумаге подсохнуть.

Отмывку реки слоями при ее ширине в 3 см (на бумаге) выполняют в три слоя. Аналогично производят отмывку озера.

Озеро с соленой водой отмывается так же, как и с пресной, но фиолетовой краской. Для этого смешивают розово-красную и синюю краски в одинаковых пропорциях или с большим количеством розового.

Окраску границ выполняют в следующем порядке: сначала на расстоянии 2 – 3 мм от линии границы участка карандашом прочерчивают тонкую линию. Полученную узкую полоску окрашивают так же, как и при отмывке слоя реки. Две границы, смыкающиеся в пункте, не должны быть окрашены одним цветом.

Порядок окрашивания плана следующий:

1. Окрашивают площади земельных угодий со средними и светлыми тонами красок, например: пашня, фон участка сада, группа контуров сенокосных угодий (чистый сенокос, сенокос заболоченный, сенокос по кустарнику), кустарник, фон болота, выгон, площадь двора с постройками;

2. Окрашивают угодья, имеющие более темный тон (лес, огород, дороги). Дороги окрашивают в последнюю очередь в серо-коричневый цвет, при этом тон их окраски должен быть более заметным, чем тон смежных угодий;

3. Окрашивают водоемы (реки, пруды и др.), а затем границы, которые отмывают обычно после окраски угодий в более интенсивный тон, чем фон угодий.

Окраску условных знаков угодий в таблице экспликации следует производить параллельно с окраской контуров угодий плана. Мелкие контуры угодий, вкрапленные в крупные массивы других, лучше окрашивать в первую очередь, причем несколько сильнее крупных контуров тех же угодий.

Приступать к окраске следующего контура можно только после полного подсыхания ранее окрашенного смежного контура. При этом бумагу по наклону следует располагать так, чтобы окрашиваемый контур был ниже уже окрашенного, и к нему влажной кистью не касаться.

Красочное оформление плана должно отвечать следующим требованиям:

  1. цвет и тон окрашенных угодий должны быть максимально сходны с образцами соответствующих условных знаков;
  2. тон окраски кустарника, болота, выгона должен быть несколько светлее, а леса, огорода, дорог и границ несколько темнее среднего тона окраски других угодий (пашни, луга и др.);
  3. не допускать пятен на окрашенных площадях и выхода краски за линию контура.

В настоящее время планы землепользования чаще изготавливают по материалам аэрофотосъемки, в результате которой получают аэроснимки, а затем фотопланы. Полевое черчение фотопланов при дешифрировании выполняют жестким карандашом. Количество пояснительных знаков при этом становится меньше, чем при вычерчивании тушью, но столько, чтобы каждый контур на снимке читался без затруднения.

В камеральных условиях по результатам дешифрирования и полевого черчения фотоплан вычерчивают уже в соответствии с топографическими условными знаками. Если контуры вычерчены четко, а условные знаки размещены правильно, то после отбеливания фотоплана, т.е. удаления темного фона фотоизображения, все его содержание будет хорошо читаться.

 

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 232.