Размещение надписей на картах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При составлении карты важно, чтобы каждая надпись была четко привязана к обозначаемому объекту. От этого зависит читаемость карты, точность передачи информации. Размещение надписей зависит, прежде всего, от характера локализации самих объектов:

- объекты, локализованные в пунктах (населенные пункты и др.), подписываются рядом с правой стороны так, чтобы надписи располагалась вдоль параллелей либо горизонтально, т.е. параллельно северной и южной рамкам карты. При большой густоте надписей допускается их размещение слева или сверху от пункта или даже с плавным изгибом (лекальное размещение);

- возле линейных объектов (рек, путей сообщения, маршрутов судов и т.п.) знаки всегда размещаются вдоль линии, плавно повторяя ее изгибы;

- на площадных объектах надпись как правило располагают вдоль длинной оси контура так, чтобы она протягивалась по всей площади. Если объект имеет изогнутые очертания, то соответственно изгибается и надпись. Лишь некоторые мелкие площадные объекты, например малые озера, в пределах которых надпись не умещается, подписывают рядом.

Во всех случаях необходимо, чтобы надписи размещались компактно, не пересекали друг друга, не «наползали» на другие штриховые элементы, хорошо читались на цветовом фоне, не располагались «вниз головой». Рисунок, цвет надписи и кегль должны подчеркивать значимость или величину объекта.

Например, крупным прямым шрифтом подписывают столицы государств, более мелким — столицы республик и областей, курсивом — районные центры. При этом следуют определенным традициям: подписи водных объектов дают голубым цветом, форм рельефа — коричневым, населенных пунктов — черным. Как было сказано выше, при большой плотности надписей применяют специальные алгоритмы, решающие задачу их оптимального размещения по полю карты.

На некоторых картах, сильно загруженных надписями, применяют их двупланную подачу. Скажем, основные населенные пункты подписывают черным шрифтом, а второстепенные — серым. При первом взгляде на карту видны главные надписи, а все остальные как бы отведены на второй план.

 

 

67. Чтение ситуации местности по карте, плану.

Читать карту – это значит правильно и полно воспринимать символику ее условных знаков, быстро и безошибочно распознавая по ним не только тип и разновидности изображаемых объектов, но и их характерные свойства.

Изучение местности по карте (чтение карты) включает определение общего ее характера, количественных и качественных характеристик отдельных элементов (местных предметов и форм рельефа), а также определение степени влияния данной местности на организацию и ведение боя.

Изучая местность по карте, следует помнить, что со времени ее создания на местности могли произойти изменения, которые не отражены на карте, т. е. содержание карты в какой-то мере не будет соответствовать действительному состоянию местности на данный момент. Поэтому изучение местности по карте рекомендуется начинать с ознакомления с самой картой.

Ознакомление с картой. При ознакомлении с картой по сведениям, помещенным в зарамочном оформлении, определяют масштаб, высоту сечения рельефа и время создания карты. Данные о масштабе и высоте сечения рельефа позволят установить степень подробности изображения на данной карте местных предметов, форм и деталей рельефа. Зная величину масштаба, можно быстрее определять размеры местных предметов или удаление их друг от друга.

Сведения о времени создания карты дадут возможность предварительно определить соответствие содержания карты действительному состоянию местности.

Затем читают и по возможности запоминают величины склонения магнитной стрелки, поправки направления. Зная на память поправку направления, можно быстрее делать перевод дирекционных углов в магнитные азимуты или ориентировать карту на местности по линии километровой сетки.

Общие правила и последовательность изучения местности по карте. Последовательность и степень подробности изучения местности определяется конкретными условиями боевой обстановки, характером боевой задачи подразделения, а также сезонными условиями и тактико-техническими данными боевой техники, применяемой при выполнении поставленной боевой задачи. При организации обороны в городе важное значение имеет определение характера его планировки и застройки, выявление прочных зданий с подвальными помещениями и подземных сооружений. В том случае, когда по городу проходит маршрут движения подразделения, изучать с такой подробностью особенности города нет необходимости. При организации наступления в горах основными объектами изучения являются перевалы, горные проходы, теснины и ущелья с прилегающими к ним высотами, формы скатов и их влияние на организацию системы огня.

Изучение местности, как правило, начинают с определения ее общего характера, а затем детально изучают отдельные местные предметы, формы и детали рельефа, их влияние на условия наблюдения, маскировки, проходимость, защитные свойства, условия ведения огня и ориентирования.

Определение общего характера местности имеет целью выявление важнейших особенностей рельефа и местных предметов, оказывающих существенное влияние на выполнение поставленной задачи. При определении общего характера местности на основе ознакомления с рельефом, населенными пунктами, дорогами, гидрографической сетью и растительным покровом выявляют разновидность данной местности, степень ее пересеченности и закрытости, что дает возможность предварительно определить ее тактические и защитные свойства.

Общий характер местности определяется беглым обзором по карте всего изучаемого участка.

По первому взгляду на карту можно сказать, о наличие населенных пунктов и отдельных массивов леса, обрывов и промоин, озер, рек и ручьев свидетельствующих о пересеченности местности и ограниченном обзоре, что неизбежно затрудняет движение боевой и транспортной техники вне дорог, создает трудности при организации наблюдения. Вместе с тем изрезанный характер рельефа создает неплохие условия для укрытия и защиты подразделений от воздействия оружия массового поражения противника, а массивы леса могут быть использованы для маскировки личного состава подразделения, боевой техники и т. д.

Так, в результате определения общего характера местности делают вывод о доступности района и отдельных его направлений для действий подразделений на машинах, а также намечают рубежи и объекты, которые следует изучить более детально, учитывая характер боевой задачи, которую предстоит выполнять на данном участке местности.

Детальное изучение местности имеет целью определить качественные характеристики местных предметов, форм и деталей рельефа в границах действий подразделения или по предстоящему маршруту движения. На основе получения по карте таких данных и с учетом взаимосвязи топографических элементов местности (местных предметов и рельефа) делается оценка условий проходимости, маскировки и наблюдения, ориентирования, ведения огня, а также определяются защитные свойства местности.

Определение качественных и количественных характеристик местных предметов производится по карте со сравнительно высокой точностью и большой подробностью.

При изучении по карте населенных пунктов определяют количество населенных пунктов, их тип и рассредоточенность, определяют степень обжитости того или иного участка (района) местности. Основными показателями тактических и защитных свойств населенных пунктов являются их площадь и конфигурация, характер планировки и застройки, наличие подземных сооружений, характер местности на подступах к населенному пункту.

Читая карту, по условным знакам населенных пунктов устанавливают наличие, тип и расположение их на данном участке местности, определяют характер окраин и планировку, плотность застройки и огнестойкость строений, расположение улиц, главных проездов, наличие промышленных объектов, выдающихся зданий и ориентиров.

При изучении по карте дорожной сети уточняют степень развития дорожной сети и качество дорог, определяют условия проходимости данной местности и возможности эффективного использования транспортных средств.

При более подробном изучении дорог устанавливаются: наличие и характеристика мостов, насыпей, выемок и других сооружений; наличие труднопроходимых участков, крутых спусков и подъемов; возможность съезда с дорог и движения рядом с ними.

При изучении грунтовых дорог особое внимание обращают на выявление грузоподъемности мостов и паромных переправ, так как на таких дорогах они часто не рассчитаны на пропуск тяжелых колесных и гусеничных машин.

Изучая гидрографию определяют по карте наличие водных объекты, уточняют степень изрезанности местности. Наличие водных объектов создает хорошие условия для водоснабжения и осуществления перевозок по водным путям.

Водные поверхности изображаются на картах синим или голубым цветом, поэтому они отчетливо выделяются среди условных знаков других местных предметов. При изучении по карте рек, каналов, ручьев, озер и других водных преград определяются ширина, глубина, скорость течения, характер грунта дна, берегов и прилегающей к ним местности; устанавливаются наличие и характеристика мостов, плотин, шлюзов, паромных переправ, бродов и участков, удобных для форсирования.

При изучении почвенно-растительного покрова устанавливают по карте наличие и характеристику лесных и кустарниковых массивов, болот, солончаков, песков, каменистых россыпей и тех элементов почвенно-растительного покрова, которые могут оказать существенное влияние на условия проходимости, маскировки, наблюдения и возможность укрытия.

Изученные по карте характеристики участка леса позволяют сделать вывод о возможности его использования для скрытного и рассредоточенного расположения подразделений, а также о проходимости леса по дорогам и просекам. Хорошими ориентирами в лесу для определения своего местоположения и ориентирования в движении являются дом лесника и просеки.

Характеристики болот определяются по начертаниям условных знаков. Однако при определении проходимости болот по карте следует учитывать время года и состояние погоды. В период дождей и распутицы болота, показанные на карте условным знаком как проходимые, в действительности могут оказаться труднопроходимыми. Зимой в период сильных морозов труднопроходимые болота могут стать легкопроходимыми.

Изучение рельефа по карте начинается с определения общего характера неровностей того участка местности, на котором предстоит выполнять боевую задачу. При этом устанавливаются наличие, местоположение и взаимная связь наиболее характерных для данного участка типовых форм и деталей рельефа, определяется в общем виде их влияние на условия проходимости, наблюдения, ведения огня, маскировки, ориентирования и организацию защиты от оружия массового поражения. Общий характер рельефа можно быстро определить по густоте и начертанию горизонталей, отметкам высот и условным знакам деталей рельефа.

Детальное изучение рельефа местности по карте связано с решением задач по определению высот и взаимного превышения точек, вида и направления крутизны скатов, характеристик (глубины, ширины и протяженности) лощин, оврагов, промоин и других деталей рельефа.

Естественно, что необходимость решения конкретных задач будет зависеть от характера поставленной боевой задачи. Например, определение полей невидимости потребуется при организации и ведении разведки наблюдением; определение крутизны, высоты и протяженности скатов потребуется при определении условий проходимости местности и выборе маршрута движения и т. д.

 

 

68. Шрифты. Классификация шрифтов, применяемых при оформлении графических материалов в землеустроительном производстве.

Признаки и классификация шрифтов 2

Контраст шрифтаотношение толщины основного элемента к дополнительному. Чем больше разница в толщине элементов, тем контрастнее шрифт. Различают контрастные, среднеконтрастные и малоконтрастные шрифты. Хорошо читаемы среднеконтрастные шрифты, имеющие соотношение 2:1 или 3:1.

Светлота (жирность) - отношение толщины основного элемента (а) к ширине внутрибуквенного просвета (в). Выделяют остовные, светлые (a ≤1/2b).нормальные (a≈1/2b), полужирные(a=b) и жирные шрифты (a >b).

Ширина буквыотношение ширины буквы (l)к ее высоте (h). По ширине различают узкие(l<2/3h), нормальные(от l≈3/5h до ≈5/6h), и широкие (l≥h) буквы. Выделяют также разновидности шрифтов — суженные, расширенные.

Ориентировка — прямые, наклонные вправо и влево.

Начертание — курсивные, печатные. В шрифтах курсивного начертания заглавные и строчные буквы, в основном, разного рисунка, в печатных шрифтах он остается одинаковым для большинства букв.

Размер (высота букв) шрифта. В картографическом производстве установлена определенная система размеров шрифтов, которая может видоизменяться в зависимости от технических средств их изготовления. Стандарты размеров шрифтов связаны с возможностями фотонаборной техники.

Цвет шрифта — важное изобразительное средство, влияющее на читаемость, наглядность и художественные качества шрифтового оформления карт.

Основная форма (остов, скелет) букв и цифр всех шрифтов строится из сочетаний двух графических элементов — прямой и кривой (Рис.1). Приданием различных положений и комбинаций этим элементам строятся характерные части букв.

Форму букв и цифр удобнее изучать, группируя их по этому признаку. Таких групп можно выделить пять.

1. Буквы и цифры, состоящие из сочетаний вертикальных и горизонтальных прямых. (Н, Г, Е, П, Т, Ц, Ш, Щ, 1).

2. Состоящие из сочетаний вертикальных и наклонных прямых (М, Д, И, Л, 4, 7).

3. Состоящие из сочетаний наклонных кривых (А, У, Х).

4. Состоящие из сочетаний преимущественно кривых (О, З, С, Э, 3, 6, 8, 9, 0).

5. Состоящие из сочетаний различно расположенных прямых и кривых( Б, В, Ъ, Ы, Р, Ч, К, Ж, Я, Ю, Ф, 2, 5).

Рис.1 Элементы букв [7]

 

Для получения шрифтов разнообразных гарнитур (рисунка, стиля) отдельным элементам остова букв и цифр придается также разная толщина.

В наливных шрифтах утолщенные элементы называются основными, более тонкие — дополнительными (второстепенными) (см. рис.1).

В зависимости от соотношений толщин основных элементов и дополнительных элементов различают шрифты по контрастности. Чем больше разница в толщине основных и дополнительных элементов, тем контрастнее шрифт.

Характерный облик шрифтам разных гарнитур придают такие графические элементы, как подсечки (см. рис.1), каплеобразные и угловые элементы, стрелки и «ножки», закругления разного рисунка.

Все названные выше основные признаки (контраст шрифта, а также наличие и форма подсечек, характер соединительных элементов) положены в основу систематизации шрифтов.

Всего выделяют 6 групп шрифтов (5 основных и 1 дополнительную). На рисунке 2 дана классификация шрифтов, предложенная ЦНИИГАиК.

1 группа - шрифты, имеющие среднюю контрастность основных элементов (3:1 и 2:1) и короткие подсечки с плавной заливкой уголков. Из-за трудоемкости их не часто применяют в оформлении топографических карт и планов.

2 группа - шрифты с контрастом элементов 3:1 с длинными и тонкими подсечками, не имеющими плавного соединения с элементами букв. В топографических работах наиболее распространены: обыкновенные и курсивные шрифты (прямые и наклонные) разной плотности и начертания.

3 группа - среднеконтрастные шрифты с прямоугольными подсечками, плавно соединенными с элементами букв.

4 группа — малоконтрастные шрифты с подсечками брусковой формы. Их применяют чаще всего при оформлении внешних надписей на документах длительного хранения.

5 группа — рубленые шрифты с незначительной контрастностью элементов (1:0,9) и без подсечек, получили наибольшее применение при оформлении карт и планов.

6 группа (дополнительная) - шрифты, которые нельзя отнести ни к одной из указанных групп (рукописные, стандартные для оформления технических чертежей, машинописные, фотонаборные и др.).

Дальнейшее разделение шрифтов в группах ведется по гарнитурам, объединяющим шрифты одинакового рисунка, но различающиеся по жирности, ширине, начертанию (см. рис. 2).

Для сокращенного наименования каждому шрифту присваивают условное обозначение — индекс, состоящий из одной или нескольких начальных букв названия гарнитуры и трехзначного числа. Например, Т -132.

Т — название шрифта (топографический, полужирный).

Цифры:

первая — начертание шрифта в зависимости от характера рисунка строчных букв (нечетная цифра - печатное начертание, четная — курсивное) и постановка окна для буквы (1 - прямое, 2 - с наклоном вправо, 3 - с наклоном влево);

вторая - начертание шрифта в зависимости от ширины окна (узкий, суженный, нормальный, расширенный, широкий);

третья - начертание в зависимости от насыщенности шрифта (светлый, полужирный, жирный).

Число видов шрифтов, применяемых на одной карте, зависит от типа и сложности ее содержания.

Большего разнообразия шрифтов требуют общегеографические карты. Каждому элементу свойствен особый вид или несколько видов шрифтов, дифференцирующих содержание карты. В целом для всех подписей на этой карте принято 11 видов шрифтовых гарнитур, а с учетом дополнительных различий по жирности, ширине, ориентировке, написанию заглавными и строчными буквами общая цифра возрастает до 22 видов. На тематических картах дается ограниченное число шрифтов, а в комплексных атласах оно сводится к трем - четырем видам разного рисунка.

Рис.2 Схема классификации шрифтов [2,7]

69. Общие сведения о работе с красками. Значение цветного оформления карт.

Карты для улучшения читаемости печатаются в красках. Благодаря этому изображение местности расчленяется как бы на отдельные составные элементы, каждый из которых отчетливо выделяется своим цветом.

Цвета красок на картах стандартны и в какой-то мере соответствуют действительной окраске изображаемых объектов: леса, сады, кустарниковые плантации и заросли выделяются на картах зеленым цветом; водные объекты, а также болота, солончаки, ледники — синим; элементы рельефа и некоторые разновидности грунта (пески, каменистые поверхности, галечники) — коричневым; автострады и шоссейные дороги — оранжевым цветом, а грунтовые улучшенные дороги — желтым. На картах масштабов 1:25000 и 1:50000 оранжевым цветом выделяются также кварталы населенных пунктов, в которых преобладают огнестойкие строения, а на картах масштаба 1:100000 и мельче этим цветом показаны города с населением 50 тыс. и более жителей. Остальные элементы содержания карт печатаются черной краской6.

 

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 171.