Первая помощь при переломах костей конечностей, правила выполнения транспортной иммобилизации штатными и подручными средствами.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В чрезвычайных ситуациях среди всех травм переломы костей конечностей всегда занимают ведущее место. Они часто сочетаются с повреждениями других областей - головы, груди, таза и, как правило, встречаются у пострадавших с синдромом длительного сдавления.

Перелом - это полное или частичное нарушение целости кости, возникшее при внешнем механическом воздействии. Переломы могут быть закрытыми и открытыми (рис.1).

При закрытых переломах не нарушается целостность кожных покровов, при открытых - в месте перелома имеется рана. Наиболее опасны открытые переломы. Основные признаки переломов: боль, припухлость, кровоподтек, нарушение функции конечности. При открытых переломах в ране могут быть видны обломки костей.

Иммобилизация, т.е. создание полного покоя и неподвижности поврежденной конечности или других частей тела,

Основные правила иммобилизации

При всех вариантах транспортной иммобилизации должны соблюдаться следующие правила:

- повреждённую конечность следует иммобилизировать сразу после травмы; чем раньше, тем меньше травмируются ткани вместе повреждения и соответственно меньше выражена реакция организма на травму, однако, следует помнить, все манипуляции должны быть продуманными, выполняться основательно, спокойно, без рывков, дёрганий и т.д., грубые действия при наложении средств иммобилизации могут ухудшить состояние пострадавшего;

- перед иммобилизацией пострадавшему необходимо дать обезболивающее средство, чтобы все манипуляции были как можно менее болезненными;

- при наличии открытого перелома на рану накладывают асептическую повязку и лишь после этого прибинтовывают транспортную шину;

- при необходимости применения кровоостанавливающего жгута последний накладывают на конечность до иммобилизации, и таким образом, чтобы его можно было снять, не нарушая иммобилизации;

- поврежденная конечность с наложенной транспортной шиной перед транспортировкой пострадавшего в холодное время должна быть утеплена в целях профилактики обморожения.

Иммобилизацию проводят используя стандартные лестничные шины Крамера (длиной 80 и 120см.), сетчатые шины Эсмарха, деревянная шина Дитерихса, современные пластмассовые, резиновые надувные шины и т.д.

Основные правила иммобилизации

При всех вариантах транспортной иммобилизации должны соблюдаться следующие правила:

- повреждённую конечность следует иммобилизировать сразу после травмы; чем раньше, тем меньше травмируются ткани вместе повреждения и соответственно меньше выражена реакция организма на травму, однако, следует помнить, все манипуляции должны быть продуманными, выполняться основательно, спокойно, без рывков, дёрганий и т.д., грубые действия при наложении средств иммобилизации могут ухудшить состояние пострадавшего;

- перед иммобилизацией пострадавшему необходимо дать обезболивающее средство, чтобы все манипуляции были как можно менее болезненными;

- при наличии открытого перелома на рану накладывают асептическую повязку и лишь после этого прибинтовывают транспортную шину;

- при необходимости применения кровоостанавливающего жгута последний накладывают на конечность до иммобилизации, и таким образом, чтобы его можно было снять, не нарушая иммобилизации;

- поврежденная конечность с наложенной транспортной шиной перед транспортировкой пострадавшего в холодное время должна быть утеплена в целях профилактики обморожения.

При переломах костей голени шина должна идти от средней трети бедра и обеспечивать неподвижность в коленном и голеностопном суставах. Для иммобилизации голени лестничными шинами одну большую шину накладывают по задней поверхности от средней трети бедра до кончиков пальцев, изгибая ее по форме конечности, причем стопа должна находиться под прямым углом к оси конечности

При переломе плечевой кости пользуются большой лестничной шиной. Шина накладывается в этом случае при слегка отведенном плече с согнутой под прямым углом в локтевом суставе конечностью. Шина должна идти от надплечья здоровой стороны, пройти по задней наружной поверхности поврежденного плеча, затем вокруг согнутого локтевого сустава и по предплечью до основания пальцев

Нужно запомнить, что моделирование (подгонка) шины обязательна и может производиться на неподвижной конечности.

При переломах бедра и повреждениях тазобедренного и коленного сустава иммобилизацию осуществляют при помощи шины русского хирурга Дитерихса. Она является наиболее удобной для этих целей, поэтому широко распространена у нас в стране.

При иммобилизации ноги с помощью лестничных шин и подручных средств в случае перелома бедра и повреждений тазобедренного сустава шины должны быть наложены: одна - по наружной поверхности туловища и нижней конечности от подмышечной впадины до подошвы стопы, а другая - по внутренней поверхности нижней конечности от промежности до подошвы стопы. И в этом случае особенно показано наложение третьей, задней, шины - от ягодичной складки до стопы.

При отсутствии всяких шин и подручного материала можно прибинтовывать поврежденную нижнюю конечность (при переломе бедра) к здоровой, пользуясь теми же приемами, что и при повреждении голени.

Переломы позвоночника относятся к наиболее тяжелым и болезненным травмам, требуют особенно бережного, аккуратного обращения с пострадавшим. При его перемещении и укладке позвоночник не должен провисать в зоне перелома, иначе возможна травма спинного мозга, паралич. Пострадавшего укладывают на щит или иммобилизируют подручными средствами

Осторожно укладывают пострадавшего и фиксируют матерчатыми полосами в области груди, живота, бёдер, голеней, голеностопных суставов, стоп и кистей. Таз фиксируют к средней перекладине ходами полос через промежность, а надплечья и кисти рук – к верхней косыми ходами (Рис. 6).

Переноска и перевозка пострадавшего.

При несчастном случае необходимо не только немедленно оказывать пострадавшему первую помощь, но быстро и правильно доставить его в ближайшее лечебное учреждение. Нарушение правил переноски и перевозки пострадавшего может принести ему непоправимый вред.

Выбор способа транспортировки зависит от состояния пострадавшего, характера травмы и возможностей, которыми располагает оказывающий первую помощь. Для транспортировки поражённого применяют санитарные носилки. При отсутствии какого-либо транспорта следует осуществить переноску пострадавшего в лечебное учреждение на носилках, в т.ч. импровизированных

Первую помощь приходится оказывать и в таких условиях, когда нет никаких подручных средств или нет времени для изготовления импровизированных носилок. В этих случаях больного необходимо перенести на руках. Один человек может нести больного на руках, на спине, на плече.

Переноску способом "на руках впереди" и "на плече" применяют в случаях, если пострадавший очень слаб или без сознания. Если больной в состоянии держаться, то удобнее переносить его способом "на спине". Эти способы требуют большой физической силы и применяются при переноске на небольшие расстояния. На руках значительно легче переносить вдвоем. Пострадавшего, находящегося в бессознательном состоянии, наиболее удобно переносить способом "друг за другом"

Если больной в сознании и может самостоятельно держаться, то легче переносить его на "замке" из 3 или 4 рук.

При поднимании, переноске и перевозке пострадавшего нужно следить, чтобы он находился в удобном положении, и не трясти его.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 211.