Параллельно редукции миелэнцефальных позотонических автоматизмов развиваются мезэнцефальные установочные рефлексы, центры которых расположены в области среднего мозга. Данные рефлексы обеспечивают выпрямление туловища.
Простые шейные и туловищные установочные рефлексы. При пассивном или активном повороте головы в сторону туда же одновременно поворачивается туловище. Этот рефлекс начинает выявляться с периода новорожденности, хорошо выражен на 2-4 месяце жизни, а затем постепенно редуцирует, сменяясь цепными шейными и туловищными установочными рефлексами. В результате этого рефлекса ребенок может со спины повернуться на бок.
Остальные нижеперечисленные рефлексы не проявляются в периоде новорожденности. Они возникают в то время, когда моторика ребенка приобретает новый, более высокий этап развития. Здесь они описаны лишь потому, чтобы дать цельное представление о последующей динамике врожденных рефлексов.
Цепные шейные и туловищные установочные рефлексы. Эти рефлексы становятся выраженными к 4-6 месяцам жизни. При повороте головы в сторону туда же в последующем (как бы частям) поворачиваются плечевой пояс, затем туловище и таз вокруг оси тела (либо в обратном порядке), что дает возможность повернуться со спины на бок, а затем на живот, с живота на спину, сесть, встать на четвереньки и принять вертикальную позу. Так постепенно формируется выпрямительная реакция и в дальнейшем вертикальная установка тела.
Необходимо отметить, что цепные шейные и туловищные установочные рефлексы функционируют во время рождения ребенка, когда туловище следует за поворачивающейся головкой, они способствуют наименее травматизированному прохождению через родовые пути. При задержке внутриутробного развития данные реакции во время родов отсутствует или угнетены, что может привести к нарушениям родовой деятельности, гипоксии плода в родах, родовой черепно-мозговой травме.
У детей раннего возраста имеется ещё одна группа рефлексов, которые не относятся к истинным выпрямляющим рефлексам, но также содействуют развитию двигательных функций. К ним относятся:
Лабиринтные установочные рефлексы Ландау. Частично относятся к выпрямляющим рефлексам. В положении на животе к концу 1-го месяца жизни ребенок начинает приподнимать, и некоторое время удерживает голову. После 2 месяцев этот рефлекс заметен и в вертикальном положении, а в 3 месяца ребенок хорошо держит голову, находясь на животе. Вначале он опирается на предплечья, а с 3,5-4 месяцев – на разогнутые руки, приподнимая верхнюю часть туловища (верхний установочный рефлекс Ландау). В 5-6 месяцев появляется вторая фаза рефлекса – разгибание и приподнимание вытянутых ног с углублением поясничного лордоза «поза ласточки» (нижний установочный рефлекс Ландау). В последующем ребенок приподнимает таз и становится на четвереньки. Следовательно, на 6 месяце жизни четко выражена в положении на животе смена флексорного тонуса конечностей на экстензорный (развитие антигравитационных механизмов). Задержка формирования и становления лабиринтных установочных рефлексов указывает на задержку развития головного мозга.
В последующем, когда выпрямляющие рефлексы уже полностью устанавливаются, появляются и нарастают реакции равновесия, которые представляют собой группу рефлексов, обеспечивающих сохранение равновесия при сидении, стоянии, ходьбе. Эти реакции более сложные, реализуются при участии мозжечка, базальных ганглиев, коры большого мозга. Реакции равновесия активно формируются в период с 18 месяцев до 2 лет и совершенствуются до 5-6 лет.
Выпрямляющие реакции и реакции равновесия являются нормальным постуральным рефлекторным механизмом, формирующим базу для выполнения любых двигательных актов.
На основании приведенных данных можно сделать заключение о том, что у новорожденных на поражение нервной системы указывает отсутствие нескольких следующих безусловных рефлексов: защитного, опоры и автоматической походки (после 7-10 дня жизни), верхнего хватательного, ладонно-ротового рефлекса Бабкина и сосательного, особенно перед очередным кормлением. В то же время не все рефлексы имеют диагностическую ценность. Так, при клинико-катамнестическом анализе, мы нередко наблюдали отсутствие рефлекса Переса, как у здоровых новорожденных, так и у детей первых месяцев жизни с грубым органическим поражением центральной нервной системы.
Моторика грудных детей нормально развивается при своевременной редукции шейных тонических и лабиринтного тонического рефлексов и формировании нормального мышечного тонуса.
29. *Межполушарная асимметрия в реализации мыслительных процессов на разных этапах развития ребенка. (???)
Признаки морфологической асимметрии мозга в области речедвигательной коры появляются очень рано. Различия правого и левого полушарий заметны уже у 5-месячного плода. Так, по нашим данным, в области нижней лобной извилины в большинстве исследованных случаев восходящая ветвь сильвиевой борозды сначала появляется в правом полушарии. В процессе эмбрионального развития правое полушарие несколько опережает левое. Так, островок в правом полушарии оказывается чаще погружен в большей степени, чем в левом. Дуговые длины полушария в целом и лобной доли в правом полушарии больше, чем в левом, и т. д.
Начиная с 7 месяцев плодного периода и до 2 лет жизни, по многим показателям правое полушарие оказывается более «продвинутым», по сравнению с левым. Возраст 2-5 лет является переломным, и доминирующим становится левое полушарие.
Подобная направленность асимметрии отмечена также сотрудниками Института мозга РАМН (работы И.Н. Боголеповой и сотр.) в отношении структурно-количественных соотношений цитоархитектоники полей 44 и 45. Показано, что по объему структур, плотности нейронов, ширине коры, по глиоперинейрональному индексу и др. у новорожденного ребенка имеется правосторонняя направленность асимметрии. Вдальнейшем знак асимметрии изменяется, и величина многих показателей становится больше в левом полушарии.
Приведенные данные соответствуют наблюдениям психологов о раннем проявлении функциональной асимметрии мозга. Она увеличивается в процессе онтогенеза человека и снижается к старости.
Одна из психологических гипотез рассматривает мозг ребенка до двух лет как бы функционально расщепленным из-за незрелости мозолистого тела. При манипулировании предметами у такого ребенка формирование энграмм происходит в каждом из полушарий, независимо. В дальнейшем, вследствие преимущественного использования правой руки, доминирующая роль переходит к левому полушарию.
После двух лет начинает функционировать мозолистое тело, и доминирование левого полушария усиливается. Функция пространственного анализа, которая первоначально была локализована билатерально, оказывается вытесненной в правое полушарие. Приблизительно до четырех лет правое полушарие «владеет языком» столь же успешно, как и левое. Возможно, что разделение полушарий в очень раннем возрасте привело бы к тому, что каждое полушарие отдельно и независимо от другого смогло бы осуществлять психические функции высокого порядка, подобные тем, которыми обычно у человека обладает только левое полушарие.
Наше последовательное изучение строения нижней лобной извилины в различных возрастных периодах пре- и постнатального онтогенеза показало, что развитие левого полушария, по крайней мере, на ранних этапах, идет как бы по независимой программе, по сравнению с правым полушарием. Так, начиная уже с пренатального периода, в левом полушарии проявляются элементы «структурных особенностей будущего» левополушарного комплекса «правшей»: четко представленная нижняя лобная борозда, обособляющая нижнюю лобную извилину от средней: восходящая и горизонтальные ветви сильвиевой борозды, отходящие вначале от общего стволика и разделяющие нижнюю лобную извилину на триангулярную, оперкулярную и орбитальную. В дальнейшем развитие этого комплекса идет в направлении опережения темпов роста триангулярной извилины, которая как бы «раздвигает» оперкулярную и орбитальную извилины, врастая между ними. Оперкуляризация островка в этом случае происходит за счет, главным образом, триангулярной извилины. Сама эта извилина приобретает форму перевернутого купола с тупой вершиной. Восходящая и горизонтальные ветви сильвиевой борозды охватывают этот купол снизу, образуя своеобразную «чашу».
Описанный комплекс выражен в нижней лобной извилине именно левого полушария у большинства (67-70%) исследованных экземпляров мозга взрослого человека (праворукие индивиды). Эти данные показывают, что, наряду с отмеченными в литературе признаками (доминирование в левом полушарии planum temporale, особенности строения сильвиевой борозды), у «правшей» развивается также целый комплекс структурно-количественных особенностей в левой нижней лобной извилине. Его элементы заметны уже в пренатальном периоде. В единичных экземплярах он проявляется на очень ранних этапах постнатального развития (у 4-месячного ребенка), однако полностью выявляется с 2-лет.
Раннее появление признаков «левополушарного» комплекса в онтогенезе мозга свидетельствует о значительной роли генетического фактора в развитии доминирования правой руки (правшества). Вместе с тем, его наиболее интенсивное формирование, сопровождающееся погружением островка в результате «наплыва» на него триангулярной, оперкулярной и орбитальной извилин, занимает период от 2-х до 6 лет. Окончательное формирование с явным доминированием триангулярной извилины, приобретающей часто куполообразную форму, с развитием поверхностного компонента извилин и возникновением крупногирального образования происходит в период от 6 до 10 лет.
30. *Этапы развития речи у детей.
Самым первым речевым проявлением является крик. Крик носит рефлекторный характер и является реакцией на различные дискомфортные состояния (голод, боль, мокрые пеленки и пр.). У здорового новорожденного крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. А у детей с органическим поражением ЦНС, у которых впоследствии выявляются расстройства речи, крик или пронзительный, или очень тихий в виде всхлипываний, или может отсутствовать вообще. Обычно период младенческих криков длится от рождения до 2 месяцев. На 2-3 месяце крик начинает качественно меняться и у ребенка появляется гуление и смех. Крик меняется в зависимости от состояния ребенка. Малыш по-разному сообщает маме о своих потребностях (чувстве голода, дискомфорте, болевых ощущениях и т.д.) и мама по интонации крика легко узнает, что нужно ее ребенку. Именно в этот период начинает формироваться интонационный язык, которым ребенок будет пользоваться всю свою жизнь. У большинства здоровых детей в это время появляется начальное гуление - «гуканье». Звуки возникают в ответ на улыбку и разговор взрослого с ребенком, происходит переход от рефлекторных звуков к звукам общения. Ребенок активнее гулит в присутствии взрослых, у него появляется улыбка и первый смех - повизгивание в ответ на эмоциональное общение с окружающими взрослыми, у ребенка формируется комплекс оживления (эмоционально-двигательная реакция на появление взрослого). Элементом комплекса оживления выступает гуление, которое отличается от короткого гуканья певучестью. Гуление - представляет собой певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к [а, у, ы], часто в сочетании с согласными [г, м]. Насторожить родителей в этот период должно отсутствие или недостаточность интонационной выразительности крика и гуления, однообразное тихое гуление; отсутствие смеха. Гуление важный этап довербального (дословесного) развития речи. В это время наряду с подготовкой речевого аппарата к произношению звуков, осуществляется процесс развития понимания речи, когда малыш учится управлять интонацией. Здоровый ребенок рано начинает улавливать интонацию взрослого и реагировать именно на нее. Малыш улыбается, произносит удовлетворенно звуки, если взрослый говорит доброжелательным, ласковым тоном, и наоборот кричит, если взрослый сердится и в его голосе сердитая, раздраженная, недовольная интонация. Ребенок еще не понимает смысла обращенной к нему речи, но чутко реагирует на интонацию. Общение между ребенком и взрослым строится на эмоциональной основе. Это и есть первые уроки родного языка. Расцвет гуления приходится на 4-6 месяцы жизни. К этому времени малыш осваивает уже национальную специфику эмоционально-выразительного звучания родной речи. Об этом говорит такой интересный факт: взрослые китайцы, датчане и американцы легко узнавали своих соотечественников среди полугодовалых малышей лишь по издаваемым ими звукам гуления. Крайне негативно влияет на развитие ребенка недостаточность именно эмоционально-положительного контакта со взрослым, особенно нарушение взаимосвязи матери с ребенком. Молчащие взрослые или взрослые, речь которых бедна в эмоционально-выразительном плане не вызывают у ребенка периода гуления необходимого для нормального речевого развития познавательного интереса к внешнему миру. С такими взрослыми у ребенка не возникает потребности общения. Вообще, возраст от 2 до 6-7 месяцев относят к числу критических. Поэтому положительные материнские эмоции в этот период нужны ребенку для его полноценного развития, как пища и воздух. Разлука с матерью в возрасте с 6-7 мес. и до 3 лет может привести к тяжелейшим расстройствам развития, которые выражаются в виде психической и физической отсталости. Наиболее тяжелые и стойкие нарушения психики развиваются у детей, лишенных матерей во второй половине первого года жизни. Даже после усыновления, будучи окруженными любовью, заботой и вниманием приемных родителей, они испытывают большие трудности при выстраивании нормальных взаимоотношений с окружающими. Их поведение отличается агрессивностью, жестокостью, импульсивностью, что является признаками проблемного развития личности. Следующая стадия лепет, и длится примерно от 5 до 9 месяцев, который представляет собой многократное повторение слогов (ма, ба, па, да, на) под контролем слуха. Ребенок прислушивается к своему лепету и стремится повторить сочетания звуков, произносимых им самим (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.), роль слуха при этом весьма велика. Об этом говорит тот факт, что при врожденной глухоте у ребенка имеет место стадия гуления, но характерным является постепенное угасание звуков и полное отсутствие лепета. При лепете развивается длительность выдоха, активизируется слуховое внимание. Часто в лепете можно услышать звуки, которых нет в родном языке, а часть звуков вообще невозможно воспроизвести. Интересный факт, но все дети, независимо от национальности, лепечут одинаково, и только позднее они начинают говорить на том языке, на котором говорят окружающие ребенка люди. К 9-10 месяцам, кроме отдельных звуков и звукосочетаний, у ребенка появляются первые лепетные слова. Обычно они состоят из двух одинаковых слогов: мама, папа, баба, дядя. Считается, что на этой стадии ребенок наиболее чувствителен к интуитивному усвоению родного языка. Данный этап рассматривается как сензитивный (наиболее благоприятный) период для развития речи. К концу второго полугодия появляется так называемая предметно-отнесенная речь – умение узнавать в словах людей и предметы. Услышав название любимой игрушки, ребенок поворачивает к ней голову, а иногда и указывает на нее рукой. Чуть позже ребенок начинает уже сам требовать от родителей называть все, на чем останавливается его взгляд. Многие мамы помнят бесконечные хождения по дому с малышом и указательный жест, заменяющий вопрос: «Что это? А как это называется?». Этому занятию стоит уделить столько времени, сколько хочет ребенок. Это тоже уроки языка. К концу первого года или в начале второго ребенок обычно произносит свое первое настоящее слово, осознанно начиная пользоваться речью. К году словарь состоит из 9-12, а иногда и большего количества слов (кис, му, ав, ам и др.). В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков. То же можно сказать и о появлении фразовой речи. Около 1,5-2 лет дети начинает говорить отдельными короткими фразами. Речь продолжает развиваться по подражанию, поэтому очень важно, чтобы речь окружающих ребенка взрослых была четкой, правильной, без длинных и сложных фраз, одним словом, служила бы образцом для подражания. Мамы детей с ускоренным речевым развитием, как правило, выражаются четко, внимательно реагируют на высказывания малыша, подхватывают высказанную им мысль, уточняя и расширяя ее. К 2 годам активный словарь, т.е. те слова, которые ребенок активно использует в своей речи, уже насчитывает примерно 250-300 слов, а к 3 годам он быстро увеличивается и достигает 800-1000 слов. Речь становится уже полноценным средством общения. К концу 3 года жизни ребенок может правильно произносить большинство звуков родного языка, но в его речи еще нет шипящих [ш, ж, ч, щ] звуков и звуков [р, рь] и [л]. Это является допустимой физиологической нормой для этого возраста и не расценивается как нарушение речи. Наряду с этим, в данном возрасте уже можно заметить неправильное формирование отдельных звуков, например, межзубное произношение свистящих согласных звуков [с, сь, з, зь, ц], заднеязычное произношение звука [р]. Многим родителям почему-то очень хочется, чтобы их малыш как можно быстрее начал произносить именно звук [р], при этом они не учитывают особенности артикуляционного аппарата ребенка. Часто в этом возрасте у ребенка еще недостаточно натренированы мышцы кончика язычка и звук [р] получается при смыкании задней части языка и мягкого неба. Звук при этом получается горловой. Этот звук - неправильный и достаточно трудно поддается исправлению. Для правильного произношения звука [р] необходим хорошо натренированный кончик языка, который может легко вибрировать за верхними зубами и достаточной длинная подъязычная связка, которая дает возможность язычку легко подниматься к небу. К 5 годам активный словарь увеличивается до 2500-3000слов, фраза удлиняется и усложняется, и у большинства детей заканчивается процесс формирования звукопроизношения. К 7 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточно богатый словарный запас и практически овладевает грамматически правильной речью.
31. *Базовые эмоции и роль эмоций в формировании поведения у детей раннего возраста.
В раннем детстве дети способны выражать множество эмоций: радость, восторг, удивление, тревогу, доверие, страх, стыд, гнев и др. Ни одну из этих эмоций нельзя назвать "хорошей" или "плохой", "полезной" или вредной", так как каждая из них чему-то учит ребенка.
Малыш становится любознательным, доброжелательным по отношению к другим. Ребенок становится доброжелательным - это не значит, что трехлетка непременно тянется ко всем с улыбкой на лице - он просто накопил некоторый опыт и учится общаться с миром несколько иначе. Четко разделяет мир на близких и чужих, добрых и не очень, учится доверию.
До полутора лет детей можно и нужно брать на руки, когда у них возникает в этом потребность. Для них это необходимо, и является доказательством того, что мир надежен, а они сами любимы и нужны. Кроме этого, благодаря телесным прикосновениям и ласкам у малыша возникают предпосылки формирования такого важного человеческого качества, как эмпатия, то есть способности сопереживать другому, понимать чувства близких ему людей. Иногда взрослые, стремясь воспитать самостоятельного ребенка (особенно если это мальчик), боясь избаловать его и думая, что он уже достаточно "взрослый", все реже и реже берут на руки, ласкают его. Тогда ребенок по-своему решает свою проблему. Так, если он не удовлетворен количеством и качеством телесных контактов, он может научиться добиваться их различными способами, манипулируя родителями.
В первые годы жизни ребенка происходит интенсивное эмоциональное развитие. Именно в это время ребенок наиболее непосредственен в выражении чувств: его радость безмерна, страх искренен, обида глубока. У ребенка существует повышенная потребность в эмоциональном признании окружающих, и в первую очередь родителей. До 5 лет у детей существует потребность в эмоциональном контакте с родителем противоположного пола и любви к нему.
Однако эмоциональный контакт с мамой, может быть нарушен (особенно у мальчиков), если мама излишне принципиальна, поступает слишком рационально, формально, без души, хотя логично и правильно.
Проблема эмоциональной связи с папой (особенно у девочек) возможна, если он не играет активной роли в семье или не придает значения необходимости эмоционального контакта с ребенком или как это часто бывает в настоящее время, отец практически не видится с ребенком, будучи слишком занят на работе.
Любовь родителей и других близких людей не должна носить "обусловленный характер" -- то есть, если ребенок ее "заслужил". Однако одной только "безусловной любви" родителей ребенку раннего возраста тоже мало, ребенок ждет от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, оценки его достижений.
Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Он остро переживает неприятную процедуру в кабинете врача, но уже через несколько минут спокоен и живо интересуется новой обстановкой. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности, и его невозможно обрадовать тем, что через 5 дней ему что-то подарят.
Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Это легко наблюдать в ситуации выбора. Если ребенка 2-3-х лет попросить выбрать себе одну из нескольких новых игрушек, он будет долго рассматривать и перебирать их. Затем все-таки выберет одну, но после следующей просьбы - уйти с ней в другую комнату - снова начнет колебаться. Положив игрушку на место, он будет перебирать остальные, пока его не уведут от этих одинаково притягивающих вещей. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может - он не в состоянии принять решение.
Развитии эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребёнка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир "взрослых" предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла, ребенок ждет от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, будь то освоение столовых приборов или строительство башни из кубиков. Вокруг таких совместных действий и разворачиваются новые для ребенка формы общения со взрослыми.
Общение с другими детьми в раннем детстве обычно только появляется и не становится еще полноценным. На втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство, может прервать свои занятия и броситься под защиту матери. На третьем году он уже спокойно играет рядом с другим ребенком, но моменты общей игры кратковременны, ни о каких правилах игры речи быть не может. Лучше всего детям удаются такого типа "игры", как совместные прыжки на кровати. Если маленький ребенок посещает ясли, он вынужден более тесно общаться с ровесниками и получает в этом плане больший опыт, чем те, кто воспитывается дома. Но и "ясельные" дети не избавлены от возрастных трудностей в общении. Они могут проявлять агрессивность - толкнуть, ударить другого ребенка, особенно если тот как-то ущемил их интересы, скажем, попытался завладеть привлекательной игрушкой. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Он эгоцентричен и не только не понимает другого ребенка, но и не умеет ему сопереживать. Эмоциональный механизм сопереживания (сочувствия в трудной ситуации и совместной радости при удаче или в игре) появится позже, в дошкольном детстве. Тем не менее, общение со сверстниками полезно и тоже способствует эмоциональному развитию ребенка, хотя и не в той мере, что общение со взрослыми. (3) (стр. 75)
Начинает проявляться эмоциональное отношение к сверстнику. Основной тенденцией в этом возрасте является своеобразная узурпация внимания значимого взрослого, проявление ревности к сверстнику, с которым приходится его делить. При обращении внимания взрослого на состояние другого ребенка малыш 2-3 лет способен проникнуться к своему сверстнику симпатией. В этом возрасте начинает развиваться избирательное отношение к сверстникам, что проявляется в явно демонстрируемых симпатиях. В отношении взрослых отмечается характерное для детей данного возраста стремление к похвале, поощрению с их стороны.
Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода при приближении к кризису 3-х лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого - некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка. Например, ребенок не может открыть дверь в комнату и начинает бить по ней руками и ногами, что-то выкрикивая. Причиной гнева или плача могут быть, помимо "неподдающихся" вещей, и отсутствие внимания со стороны близких взрослых, занятых своими делами именно в то время, когда ребенок изо всех сил старается их вниманием завладеть; ревность к брату или сестре и т.п. Как известно, аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности - вообще игнорируют. В противном случае, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. (2) (стр. 126)
Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием.
Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя - сначала по имени, в третьем лице: "Тата", "Саша". Потом, к трем годам, появляется местоимение "я". Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка - осознание не только своего "я", но того, что "я хороший", "я очень хороший", "я хороший и больше никакой". Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда эмоционально завышена. Н.А. Менчинская, наблюдавшая за развитием своего сына, описывает ситуации, когда мальчик высоко оценивает себя независимо от того, как он реально поступает - хорошо или плохо. Так, например, Саша, обходя комнату, делал то, что ему запрещалось, - брал мамины лекарства и другие вещи. Положив их на место, он с удовлетворением констатировал: "Теперь хороший". Оказавшись с родителями в поезде, он плюнул с верхней полки. Мама сообщила ему, что она об этом думает, и спросила, что нужно сказать. Мальчик тихо, для себя, проговорил: "Молодец я", - а затем громко, для взрослых: "Больше не буду". (2) (стр. 142)
Сознание "я", "я хороший", "я сам" и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период - кризис 3-х лет.
Родителям необходимо заранее быть готовыми к спонтанным вспышкам гнева и вести себя обдуманно (оставаться спокойным, не отвечать излишне эмоционально). То, что ребенок выражает свои отрицательные эмоции, естественно для процесса взросления малыша. Однако взрослым необходимо следить за соблюдением установленных для ребенка границ дозволенного.
Задача взрослых -- научить малыша понимать сначала свое эмоциональное состояние, а затем и состояние окружающих его взрослых и детей.
Как и в младенческом возрасте, эмоции ребенка раннего возраста неустойчивы, кратковременны и имеют бурное выражение. Также характерным является эффект "эмоционального заражения". Как отмечает Г.А. Урунтаева, эмоции на этом этапе онтогенеза во многом определяют все поведение ребенка, именно поэтому оно так импульсивно и часто непредсказуемо.
Б. Волосова отмечает, что эмоции детей второго года жизни тесно взаимосвязаны с успешностью или неуспешностью их предметной деятельности. Источником появления данных эмоций могут являться: объект предстоящего действия, ситуация, в которой предстоит действовать, собственные действия, результат самостоятельной деятельности. Другими словами, переживания теперь связываются с успешным или неуспешным овладением умениями, а также результатами своей деятельности. В связи с этим можно утверждать, что "происходит дальнейшая социализация эмоций".
Активность, протекающая на спокойно сосредоточенном фоне, указывает на освоение данного вида деятельности.
Положительные эмоции во многих случаях отражают уровень удовлетворения потребности (познавательной, двигательной и других). Переживания теперь уже связаны именно с умениями и результатами, характерными для самостоятельности человека. Поэтому можно сказать, что происходит дальнейшая социализация эмоций.
Особое значение приобретает слово, включенное в протекание эмоциональных процессов. Выраженное взрослым вербальное оценивание тех или иных явлений становится основой для дальнейшего развития чувств и моральных суждений, сначала подкрепляемое мимикой и интонацией, а затем и без таковых. Так закладывается основа для развития речевой регуляции поведения, заключающаяся в связи слова и представлений, что способствует развитию некоторой целенаправленности действий ребенка.
В ситуации развития у ребенка раннего возраста потребности в похвале начинают складываться предпосылки зарождения чувства гордости и самолюбия, а также чувство стыда. Последнее, по мнению Р.Х. Шакурова, свидетельствует о формировании у ребенка представлений о положительно и отрицательно оцениваемых взрослыми образцах поведения.
Ключевые моменты эмоционального развития детей раннего возраста следующие:
-- эмоции также неустойчивы и изменчивы, как и в младенческом возрасте;
-- эмоции являются мотивами поведения ребенка, что объясняет их импульсивность;
-- более интенсивно начинают развиваться интеллектуальные, эстетические и нравственные эмоции, особое место среди высших эмоций в этот период занимают чувство гордости, симпатия, сочувствие и чувство стыда;
-- особое условно-эмоциональное значение приобретает слово, которое становится средством оценивания тех или иных качеств и поступков.
Ребенок раннего возраста еще не умеет контролировать, сдерживать свои эмоциональные проявления, им движут сиюминутные желания и порывы. Его эмоциональные состояния преходящи и неустойчивы. Однако это не значит, что нужно поощрять враждебное поведение или припадки гнева.
Примерно в 1,5-2 года начинают закладываться простейшие нравственные чувства. Стимулирующим фактором для этого выступает похвала или порицание со стороны взрослых, которая формирует первоначальное различение "хорошо -- плохо".
К 3 годам начинают проявляться эстетические чувства: радость может быть вызвана красивым платьем, цветущим растением; постепенно различия касаются и характера музыки, ее "настроения". Но если в младенческом возрасте радость вызывает все яркое и блестящее, то в раннем возрасте малыш уже пытается отличать действительно красивое от вычурного и безвкусного, основываясь на оценках взрослых. Постепенно эти оценки становятся все более независимыми от мнения взрослых. Очень часто у детей этого возраста активизируется потребность выразить себя и свои чувства через движение, пение, рисунок.
Развиваются и интеллектуальные чувства. Они проявляются в виде удовольствия при удовлетворении интереса к окружающему. В этот период ребенок начинает в меру своего речевого развития задавать вопросы познавательного характера.
Вывод.У ребенка в раннем возрасте начинает развиваться самооценка. Обычно она эмоционально завышена: "Я - хороший, и больше никакой". А для процесса взросления малыша естественно выражение не только хороших, но и отрицательных эмоций. Положительные или отрицательные эмоции бывают отражением успешности или неуспешности деятельности ребенка.
Особое значение приобретает слово взрослого, его суждение о тех или иных явлениях. Закладывается основа для развития речевой регуляции поведения малыша.
32. *Сон у детей различного возраста: продолжительность, полифазность, соотношение быстрого и медленного сна.
В последние недели беременности периоды быстрого сна у плода занимают 30-60% сна, остальное время составляет медленный сон.
Общая характеристика сна детей. Основная тенденция сна детей - постепенное уменьшение общей его продолжительности и значительное снижение доли БДГ-фазы (рис. 6.17). Последовательность и длительность остальных фаз, не указанных на рис. 6.17, у детей грудного и младшего возраста также иные, чем у взрослых. Значительная доля БДГ-фазы в самом раннем возрасте наводит на мысль, что этот сон, сопровождающийся повышенной активностью нервных клеток (такая же десинхронизация ЭЭГ, как и при сосредоточении внимания), играет важную роль в онтогенетическом развитии ЦНС: поскольку грудные дети получают гораздо меньше информации об окружающем мире, чем взрослые, их сновидения обеспечивают внутреннюю стимуляцию, компенсирующую недостаток внешней.
Продолжительность сна у детей зависит от возраста. Новорожденный спит около 20 ч в сутки, в возрасте 6 мес - 15 ч. Естественная потребность во сне с годами уменьшается. К концу первого года жизни продолжительность сна сокращается до 13 ч в сутки. Средняя продолжительность сна у детей 2-го года - 12 ч, - 9 лет- 10 ч, 13-15 лет-9 ч, 16-19 лет -8 ч в сутки.
Характер сна детей - многоразовый. Новорожденные спят 9 раз в сутки, смены сна и бодрствования мало зависят от времени суток. Однако отчетливое преобладание ночного сна за счет сокращения дневного сна возникает уже в конце первого месяца жизни и после этого стабилизируется. В возрасте 1 года дети обычно спят 3 раза в сутки, причем наиболее продолжительным остается сон в ночное время. В ясельный и дошкольный периоды сон обычно становится двухразовым, а с начала школьного возраста - одноразовым, как у взрослых.
Соотношение быстрого и медленного сна у детей также с возрастом изменяется. У грудного ребенка быстрый сон и медленный сон по протяженности фаз примерно равны. У ребенка 2-го года жизни быстрый сон занимает 30-40% от общего времени сна, а с 5 лет формируются соотношения, свойственные взрослому человеку: 20-25%-быстрый сон, 75-80%- медленный сон.
У новорожденного ребенка сон носит так называемый полифазный характер, т. е. возникает множество раз в течение дня и ночи. Так, в течение дня новорожденный ребенок засыпает от 4 до 11 раз, и реальные отличия дня и ночи по длительности сна еще не установились. С годами происходит смена полифазного сна на монофазный с сохранением только скрытых элементов полифазности у старших детей и взрослых.
Отчетливое преобладание ночного сна возникает уже в конце первого месяца и после этого стабилизируется. В целом естественная потребность во сне с годами уменьшается.
При определенном уменьшении общей суточной длительности сна у детей это уменьшение происходит прежде всего за счет часов дневного сна. Уже в конце первого года жизни ребенок засыпает днем не чаще 1 -2 раз. С 1 1/2-2 лет длительность дневного сна составляет около 2 1/2 ч, и еще около часа уходит на само засыпание. После 4 лет сохранить дневной сон удается уже не у всех детей. Здесь существенно сказываются индивидуальные различия потребности во сне. Вместе с тем желательно, чтобы дневной сон обеспечивался всем детям до 5-6-летнего возраста.
Спокойный сон нормальной длительности, краткие периоды переходов от бодрствования ко сну, и наоборот (не более 30 мин), являются свидетельством и сохранности здоровья ребенка, нормального режима жизни, и хорошего психологического климата в семье.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 533.