Представьте в трудовую инспекцию по местонахождению организации декларацию на рабочие места, на которых:
· вредные или опасные производственные факторы не выявлены;
· условия труда по результатам исследований и измерений вредных и опасных
производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми.
Ее форма и порядок подачи утверждены приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н. Работодатель должен подать декларацию не позднее 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении СОУТ.
Внимание: декларированию не подлежат:
· рабочие места сотрудников, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781;
· рабочие места, предполагающие гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда;
· рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестаций или СОУТ были установлены вредные или опасные условия труда.
Декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда можно представить:
· лично;
· по почте (с описью вложения и уведомлением о вручении);
· через Интернет на официальном сайте Роструда, если декларация подписана
квалифицированной электронной подписью.
Представленная декларация будет действовать в течение пяти лет со дня, когда был утвержден отчет о проведении СОУТ (ч. 4 ст. 11 Закона № 426-ФЗ).
Если за этот период на производстве не произойдет профзаболеваний или несчастных случаев, то действие декларации продлится еще на пять лет. В течение этого периода работодатель может не проводить спецоценку. Если у кого-то из работников будет выявлено профзаболевание или произойдет несчастный случай на производстве по причине вредных или опасных факторов, то действие декларации в отношении такого рабочего места прекратится. Работодатель должен будет провести внеплановую специальную оценку условий труда и вновь подать декларацию (ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ).
Основания для проведения внеплановой СОУТ
Проведите внеплановую специальную оценку условий труда в случаях и в сроки, которые указаны в таблице (ст. 17 Закона № 426-ФЗ).
Сроки проведения и основания внеплановой спецоценки условий труда
В течение 12 месяцев со дня события | В течение 6 месяцев со дня события |
Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест* Изменение технологического процесса, замена производственного оборудования** | Получение работодателем предписаний инспектора труда о проведении внеплановой спецоценки условий труда; изменение состава применяемых материалов и сырья;** изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты;** несчастный случай на производстве или выявленное профзаболевание у сотрудника, причины которых – воздействие вредных или опасных производственных факторов; мотивированное предложение профсоюза о проведении внеплановой спецоценки условий труда |
*Если рабочие места организовали на срок меньше 12 месяцев, например, для временной или сезонной работы, спецоценку нужно провести в период осуществления на них производственной деятельности (письмо Минтруда России от 28 августа 2017 г. № 15-1/ООГ-2410).
**Которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов на работников.
Если поменялись фамилия, имя или отчество работодателя-предпринимателя либо произошла реорганизация работодателя и при этом не наступили события из таблицы выше, спецоценку проводить не надо.
Экспертиза качества СОУТ
Государственную экспертизу условий труда (далее – Экспертиза) проводят для оценки (ст. 216.1 ТК РФ):
· качества проведения специальной оценки условий труда;
· правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с
вредными или опасными условиями труда;
· фактических условий труда работников.
Экспертиза носит заявительный характер. Возможны три основания для Экспертизы.
Первое основание: представление территориального органа Роструда в связи с осуществлением контроля за соблюдением требований Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Территориальный орган Роструда может действовать в том числе по заявлениям:
· работников;
· профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками
представительных органов;
· работодателей, их объединений;
· страховщиков, обратившихся в Государственную инспекцию труда.
Второе основание: заявления органов исполнительной власти, работников, профессиональных союзов, их объединений, а также работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
Третье основание: определения судебных органов. Если заявителем является работник, государственную экспертизу условий труда проводят только на его рабочем месте.
Ответственность
Штраф должны рассчитывать в целом по организации за факт совершения административного правонарушения, однако контролирующий орган может придерживаться другой позиции и назначить штраф исходя из количества рабочих мест, на которых не проводилась спецоценка.
Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа (часть 2 статьи 5.27.1 КоАП):
· на должностных лиц – в размере от 5000 до 10 000 руб.;
· на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, – от 5000 до 10 000 руб.;
· на юридических лиц – от 60 000 до 80 000 руб.
За повторное нарушение предусмотрено наказание в виде:
· штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификации на срок от одного
года до трех лет – для должностных лиц;
· штрафа от 30 000 до 40 000 руб. или административного приостановления
деятельности на срок до 90 суток – для предпринимателей;
· штрафа от 100 000 до 200 000 руб. или административного приостановления
деятельности на срок до 90 суток – для организаций.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 170.