Департамент социальной защиты населения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Департамент социальной защиты населения

Администрации муниципального образования Ямальский район

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА

 

 

с. Яр-Сале

2019 г.

Специальная оценка условий труда – обязанность работодателя!

 

С 1 января 2014 года все организации, индивидуальные предприниматели обязаны проводить специальную оценку условий труда (далее - спецоценка). В отношении некоторых рабочих мест спецоценку можно проводить поэтапно.

 

Спецоценку на рабочем месте проводят не реже одного раза в пять лет. Срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда .

Внимание! результаты аттестации, которую провели до 1 января 2014 года, действуют в течение пяти лет со дня ее завершения. Исключение – случаи, когда необходимо провести внеплановую специальную оценку условий труда.

 

Чтобы провести спецоценку, работодатель заключает договор со специализированной аккредитованной организацией. По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников.

 

Цели спецоценки:

· выявить на рабочих местах вредные или опасные производственные факторы;

· оценить их воздействие на работника;

· определить степень отклонения полученных значений от установленных

нормативов;

· оценить эффективность применения средств индивидуальной и коллективной

защиты работников.

 

Проведение спецоценки регулируют:

· Трудовой кодекс РФ;

· Закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

(далее – Закон № 426-ФЗ);

· методика проведения специальной оценки условий труда, утвержденная

приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н;

· методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении

работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, утвержденная приказом Минтруда России от 5 декабря 2014 г.                            № 976н;

· приказ Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н «О форме и порядке подачи

декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда» и т. д.

 

Для отдельных видов деятельности, указанных в постановлении Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290, установлены особенности проведения спецоценки (ч. 7 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

СОУТ проводят:

· организации, которые в прошлые годы не проводили аттестацию рабочих мест

либо проводили, но срок действия результатов уже закончился;

· организации, в которых организованы новые рабочие места (не считая рабочих

мест дистанционных работников) или изменился технологический процесс.

Три группы рабочих мест требуют безотлагательной спецоценки, если на них ранее не проводили аттестацию рабочих мест либо истек срок действия ее результатов:

· 1-я группа: рабочие места сотрудников, имеющих право на досрочное

назначение трудовой пенсии по старости;

· 2-я группа: рабочие места, предполагающие гарантии и компенсации за работу с вредными или

опасными условиями труда;

· 3-я группа: рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестаций или СОУТ были установлены вредные или опасные условия труда.

Условий труда, ее деятельность не должна быть приостановлена.

Минтруд России ведет реестр организаций, проводящих СОУТ. Проверить, входит ли туда конкретная организация, можно на официальном сайте Минтруда России.

Комиссия по проведению СОУТ

За организацию и проведение спецоценки отвечает комиссия. Число ее членов должно быть нечетным. Состав и порядок деятельности комиссии утверждают приказом работодателя. Эксперты организации, проводящей СОУТ, в комиссию не входят.

Комиссию формируют из представителей работодателя, в ее состав должны входить:

· специалист по охране труда;

· представители выборного органа первичной профсоюзной организации или

Иного аналогичного органа.

Комиссию возглавляет непосредственно сам работодатель или его представитель, наделенный правом подписи. Подписать заключительный акт может уполномоченный представитель организации, если такое право закреплено за ним в доверенности.

Особые правила действуют для малых предприятий. Они должны включать в состав комиссии:

· работодателя (индивидуальный предприниматель, руководитель организации);

· других полномочных представителей работодателя;

· специалиста по охране труда либо другое лицо, исполняющее его функции;

· представителей выборного органа первичной профсоюзной организации или

Иного аналогичного органа.

Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными. Об этом говорится в статье 16 Закона № 426-ФЗ.

На подлежащих спецоценке рабочих местах эксперт организации, проводящей СОУТ, определяет перечень вредных и опасных производственных факторов, которые нужно исследовать и измерить. Для этого он сопоставляет имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса с факторами из классификатора. Если выявленные факторы совпадают с приведенными в классификаторе, их признают идентифицированными (п. 6 методики).

Если вредные или опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении их исследований и измерений в соответствии с методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н (далее – Методика).

По результатам проведения исследований и измерений вредных или опасных факторов эксперт классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности или опасности по классам (подклассам) условий труда.

Классы условий труда

 

Условия труда по степени вредности и опасности подразделяют на четыре класса:

1-й класс – оптимальные условия труда. К нему относят условия труда, при которых воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, а также создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности сотрудника;

2-й класс – допустимые условия труда. Это такие условия, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены);

3-й класс – вредные условия труда. Сюда относят такие условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда;

4-й класс – опасные условия труда. Речь идет об условиях труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные или опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

 

В свою очередь 3-й класс вредных условий труда имеет следующие подклассы:

подкласс 3.1 – вредные условия труда 1-й степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные или опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника не восстанавливается до следующего рабочего дня (смены), прекращения воздействия данных факторов и увеличивается риск повреждения здоровья;

подкласс 3.2 – вредные условия труда 2-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные или опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника. Результат таких изменений – появление и развитие начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной работы в таких условиях (15 и более лет);

подкласс 3.3 – вредные условия труда 3-й степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные или опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника. Результат таких изменений – появление и развитие профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;

подкласс 3.4 – вредные условия труда 4-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные или опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

 

Об этом говорится в статье 14 Закона № 426-ФЗ. Классификатор вредных и опасных факторов приведен в приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

 

Эксперт организации, которая проводит спецоценку, может снизить в ходе ее проведения установленный класс или подкласс условий труда на рабочем месте. Методика снижения класса условий труда при применении СИЗ утверждена приказом Минтруда России от 5 декабря     2014 г. № 976н.

 

Требования к форме заключения эксперта

 

Заключения экспертов организации, проводящей специальную оценку условий труда, наряду с другими документами обязательно включают в отчет о проведении СОУТ.

Назначение компенсаций

 

Трудовой кодекс РФ определяет минимальные размеры и дифференцированный порядок предоставления компенсаций в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах, установленного по результатам СОУТ.

 

Виды компенсаций

Классы условий труда

Вредные

Опасные
3.1 3.2 3.3 3.4 4
Сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 92 ТК РФ) + + +
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – не менее семи календарных дней (ст. 117 ТК РФ) + + + +
Повышение оплаты труда – не менее 4 процентов (ч. 2 ст. 147 ТК РФ) + + + + +
Дополнительные виды компенсаций

Основание

Бесплатное предоставление работникам на работах с особо вредными условиями труда по установленным нормам лечебно-профилактического питания (ст. 222 ТК РФ, приказ Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 46н)

Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда (приложение № 1 к приказу № 46н)

Рационы лечебно-профилактического питания (приложение № 2 к приказу № 46н)

Нормы бесплатной выдачи витаминных препаратов (приложение № 3 к приказу № 46н)

Правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания (приложение № 4 к приказу № 46н)

Бесплатная выдача работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов (ст. 222 ТК РФ, приказ Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 45н)

Нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока (приложение № 1 к приказу № 45н)

 

Порядок осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов (приложение № 2 к приказу № 45н)

 

Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов (приложение № 3 к приказу № 45н)

 

Повышенные или дополнительные компенсации за работу с вредными и опасными условиями труда работодатель вправе установить самостоятельно с учетом своего финансово-экономического положения (ст. 219 ТК РФ). Установленный перечень компенсаций работникам работодатель закрепляет в соответствующих локальных актах организации (коллективном договоре, соглашении, трудовом договоре и др.).

 

В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливают.

 

Отмена компенсаций

Гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями труда можно отменить, если изменились условия труда на рабочем месте, на основании которых они были назначены (в период до 1 января 2014 года). Основание – часть 3 статьи 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда».

 

Отмена работодателем ранее предоставлявшихся гарантий и компенсаций в соответствии с Трудовым кодексом РФ является существенным изменением трудового договора.

Скидка к страховому тарифу

Чтобы получить скидку на следующий год, не позднее 1 ноября текущего года в территориальное отделение ФСС России представьте заявление.

 

Скидки устанавливают с учетом спецоценки условий труда и итогов обязательных медосмотров сотрудников по состоянию на 1 января текущего года. Такие сведения указывают в таблице 5 формы 4-ФСС (абз. 2 п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 мая 2012 г. № 524, п. 14 Порядка, утвержденного приказом ФСС России от 26 сентября 2016 г. № 381).

 

Скидки и надбавки к тарифам территориальные отделения фонда определяют по Методике, утвержденной приказом Минтруда России от 1 августа 2012 г. № 39н.

 

Если на предприятии не проводили ни спецоценки условий труда, ни аттестации рабочих мест, применяют дополнительные тарифы страховых взносов (пункты 1 и 2 статьи 428 НК РФ).

Если в организации проведена спецоценка условий труда, то по ее результатам применяют дифференцированную шкалу дополнительных тарифов (п. 3 ст. 428 НК РФ) или нулевые тарифы, если на рабочих местах установили оптимальные или допустимые условия труда (ч. 5 ст. 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ).

 

Экспертиза качества СОУТ

Государственную экспертизу условий труда (далее – Экспертиза) проводят для оценки (ст. 216.1 ТК РФ):

· качества проведения специальной оценки условий труда;

· правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с

вредными или опасными условиями труда;

· фактических условий труда работников.

 

Экспертиза носит заявительный характер. Возможны три основания для Экспертизы.

 

Первое основание: представление территориального органа Роструда в связи с осуществлением контроля за соблюдением требований Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

 

Территориальный орган Роструда может действовать в том числе по заявлениям:

· работников;

· профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками

представительных органов;

· работодателей, их объединений;

· страховщиков, обратившихся в Государственную инспекцию труда.

 

Второе основание: заявления органов исполнительной власти, работников, профессиональных союзов, их объединений, а также работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводящих специальную оценку условий труда.

 

Третье основание: определения судебных органов. Если заявителем является работник, государственную экспертизу условий труда проводят только на его рабочем месте.

 

Ответственность

Штраф должны рассчитывать в целом по организации за факт совершения административного правонарушения, однако контролирующий орган может придерживаться другой позиции и назначить штраф исходя из количества рабочих мест, на которых не проводилась спецоценка.

 

Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа (часть 2 статьи 5.27.1 КоАП):

· на должностных лиц – в размере от 5000 до 10 000 руб.;

· на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования

юридического лица, – от 5000 до 10 000 руб.;

· на юридических лиц – от 60 000 до 80 000 руб.

 

За повторное нарушение предусмотрено наказание в виде:

· штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификации на срок от одного

года до трех лет – для должностных лиц;

· штрафа от 30 000 до 40 000 руб. или административного приостановления

деятельности на срок до 90 суток – для предпринимателей;

· штрафа от 100 000 до 200 000 руб. или административного приостановления

деятельности на срок до 90 суток – для организаций.

Департамент социальной защиты населения

Администрации муниципального образования Ямальский район

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА

 

 

с. Яр-Сале

2019 г.

Специальная оценка условий труда – обязанность работодателя!

 

С 1 января 2014 года все организации, индивидуальные предприниматели обязаны проводить специальную оценку условий труда (далее - спецоценка). В отношении некоторых рабочих мест спецоценку можно проводить поэтапно.

 

Спецоценку на рабочем месте проводят не реже одного раза в пять лет. Срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда .

Внимание! результаты аттестации, которую провели до 1 января 2014 года, действуют в течение пяти лет со дня ее завершения. Исключение – случаи, когда необходимо провести внеплановую специальную оценку условий труда.

 

Чтобы провести спецоценку, работодатель заключает договор со специализированной аккредитованной организацией. По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников.

 

Цели спецоценки:

· выявить на рабочих местах вредные или опасные производственные факторы;

· оценить их воздействие на работника;

· определить степень отклонения полученных значений от установленных

нормативов;

· оценить эффективность применения средств индивидуальной и коллективной

защиты работников.

 

Проведение спецоценки регулируют:

· Трудовой кодекс РФ;

· Закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

(далее – Закон № 426-ФЗ);

· методика проведения специальной оценки условий труда, утвержденная

приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н;

· методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении

работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, утвержденная приказом Минтруда России от 5 декабря 2014 г.                            № 976н;

· приказ Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н «О форме и порядке подачи

декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда» и т. д.

 

Для отдельных видов деятельности, указанных в постановлении Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290, установлены особенности проведения спецоценки (ч. 7 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

СОУТ проводят:

· организации, которые в прошлые годы не проводили аттестацию рабочих мест

либо проводили, но срок действия результатов уже закончился;

· организации, в которых организованы новые рабочие места (не считая рабочих

мест дистанционных работников) или изменился технологический процесс.

Три группы рабочих мест требуют безотлагательной спецоценки, если на них ранее не проводили аттестацию рабочих мест либо истек срок действия ее результатов:

· 1-я группа: рабочие места сотрудников, имеющих право на досрочное

назначение трудовой пенсии по старости;

· 2-я группа: рабочие места, предполагающие гарантии и компенсации за работу с вредными или

опасными условиями труда;

· 3-я группа: рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестаций или СОУТ были установлены вредные или опасные условия труда.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 176.