Цель. Научиться создавать современные формы и образы, основываясь на словесных описаниях объектов, явлений и пр.
Задачи. Развивать творческое воображение и ассоциативно - образное мышление.
Словесное описание, какого – либо объекта или действия вызывает конкретные, индивидуальные ассоциации и представления у дизайнера и тем самым даёт ему огромные возможности использовать эти ассоциации в процессе формообразования. Данный приём основан на индивидуальной трактовке контекста и, в какой – то степени, предполагает последующее домысливание сюжета дизайнером.
Именно при помощи слов человек способен передать любую информацию о мире, в том числе и о собственных внутренних эмоциональных переживаниях. Словами обозначаются предметы и их качества, явления и их последовательность, отношения, ситуации и т. д. Слова позволяют упоминать вещи, как в их присутствии, так и в их отсутствие, – упоминать не только то, что находится «здесь», но и то, что находится «там», не только настоящее, но также прошлое и будущее. Разумеется, слово – это просто шум, который стал использоваться для говорения о чем-то; сам по себе этот шум не имеет значения, но приобретает его благодаря своему употреблению в языке. Выучивая значения слов, человек узнаёт о том, какие шумы с какими вещами обычно ассоциируются.
То, что обозначают слова, или значение слов изучает наука семантика. Семантика, в широком смысле слова, это – анализ отношения между языковыми выражениями и миром, реальным или воображаемым. Другими словами, это отношения между словами и «вещами», предметами, к которым они относятся. Термин «семантика» в переводе с греческого - «обозначающий».
Понятие «ассоциация», в отличие от «семантики» является понятием психологическим. Означает связь, которая возникает у человека при определённых условиях между двумя или более психическими образованиями: ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т. п., со схожим или подобным объектом, субъектом; или уже происходившим явлением, которая.
Семантические ассоциации следует понимать как возникновение представлений, на основе смысла словесного описания чего – либо. Необходимо сказать, что дизайнерский приём формообразования, который основан на возникновении семантических ассоциаций, не заслуживал бы большого внимания, если его понимать так однозначно, как в определении. Совершенно справедливо заметить, большинство возникающих представлений на основании сказанного, будут однозначными для всех, так как они получены эмпирическим путём.
Однако, во – первых, некоторые из семантических представлений будут ассоциироваться только с личностной эмоцией, пережитой ранее, соответственно, такие ассоциации носят строго индивидуальный характер и являются неоднозначными. Это в полнее логично, так как отношения к некоторым явлениям, действиям, ситуациям и т.п., происходящим в жизни человека есть личное переживание ситуации и конкретно - возникшего эмоционального отношения к ней.
Во – вторых, слова, значения которых имеют схожие качества принято группировать в видовые рубрики. На основании этого, производится отнесение значения слова к тому или иному классу. Некоторые соотнесения могут быть неоднозначными, и выбор значения слова зависит от выбора автора: А. на основе первоначального значения; В. на основе того, для чего оно используется в настоящий момент. Например, глиняный кувшин когда – то использовали, как ёмкость для молока, но в последнее время он превратился в кашпо для садовых цветов. Соответственно, бывший кувшин вполне может являться цветочным горшком. Очевидно, что способ отнесения конкретного объекта к классу зависит от индивидуально - используемого критерия, а критерий выбирается в зависимости от того, какого рода группировки интересуют индивида в наибольшей степени.
В – третьих, индивидуальность ассоциаций может быть вызвана так же определённым контекстом, предложенного в качестве творческого источника, где совокупность смыслов слов, индивидуально понимаемых, создают определённую эмоциональную выразительность образа или явления.
Таким образом, приём семантических ассоциаций в творческом формообразовании является: 1. Индивидуальным практическим тренером для развития фантазии художника: прочитали – представили – изобразили. 2. Динамичным приёмом формообразования, так как с течением времени многие привычные языковые выражения приобретают дополнительные значения или вызывают новые семантические ассоциации. 3. Способом для переноса ирреальных эмоций и переживаний в категорию реальных, так как на основании семантических ассоциаций, ирреальность, возможно, обозначить конкретным словом и попытаться его проявить практически.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 213.