Закономерности композиции или целостность структуры.
Данное понятие характеризуется следующими категориями: соразмерность, соподчинение, композиционный центр.
· Соразмерность частей и элементов в композиции должна быть решена, как гармоничное сочетание пропорций.
· Соподчинение – подчинение второстепенных элементов в композиции главному или композиционному центру. Необходимо, чтобы эти элементы взаимно усиливали друг друга, образуя единое целое.
· Композиционный центр – главная часть (акцент), которой подчиняются другие зависимые части.
Средства композиции: пропорции, ритм.
· Пропорции – определённое соотношение частей между собой и предмета в целом. Пропорции могут обладать иллюзорными свойствами, поэтому при их помощи возможно исправление диспропорций объекта. Пропорциональные решения формы являются показателем современности.
· Ритмом называется закономерное чередование форм или элементов. Ритм проявляется во всех явлениях природы: смена времён года, движение времени и т. д. Выражение красоты и гармонии достигается при помощи ритма.
Виды ритмов.
1. Простой, равномерный, он заключается в последовательном чередовании одинаковых по форме, размеру и цвету элементов композиции и интервалов между ними;
2. Пропорционально – последовательный ритм. Это более сложная закономерность чередования элементов и интервалов между ними.
3. Радиально – лучевой ритм. Линии берут начало из одной точки.
Характеристика ахроматических цветов.
· Светлота или яркость – близость цвета к белому или чёрному или степень отражения цвета поверхностью. Другими словами, это степень их разбеления.
Характеристика хроматических цветов.
· Цветовой тон – то, чем отличаются цвета друг от друга в спектре. Каждый цвет имеет свою длину волны.
· Светлота или яркость.
· Насыщенность или частота – количество самого цвета в смеси.
Свойства хроматических цветов.
· Нейтрализованный цвет. Цвет, яркость которого снижена добавлением нейтрального (чёрного), ахроматического цвета. Например: цвет моренго – голубой с чёрным.
· Когда нейтрализующий цвет белый, то смешанный цвет называют пастельный.
Например: розовый – красный и белый; голубой – синий и белый.
Цветовой круг.
Для определения гармоничного сочетания различных цветов пользуются цветовыми (колориметрическими) кругами. Принято считать, что первые эксперименты по упорядочиванию цветов провел Исаак Ньютон в 1676 году, его цветовой круг – это, как известно, результат разложения солнечного луча на спектр. Цветовой круг строится на контрастных парах (красный – зелёный, жёлтый – синий) – это дополнительные цвета. Дополнительные, так как при смешении в определённых пропорциях получается ахроматический цвет. Между основными цветами находятся растяжки промежуточных цветов. Идея цветового круга состоит в том, что если разложить цвета спектра по кругу, то отношения между ними станут нагляднее.
Эмоциональные свойства ахроматических и хроматических цветов.
· Тёплые - это цвета с примесью жёлтого и красного.
· Холодные – все цвета с примесью синего и зелёного.
Основные формообразующие свойства цвета, наиболее применимые в дизайне причёски и в искусстве визажа.
Фактурность цвета.
· Созданию гладкой фактуры и ощущения плоскости способствуют все холодные цвета. Жёлтые, оранжевые и все тёплые визуально явно выделяют объём, рельеф и шероховатость фактуры.
· Насыщенные цвета визуально образуют сглаженные поверхности, а менее насыщенные подчёркивают объём и рельеф фактуры.
· Чем больше освещение, тем более гладкой кажется фактура. Например, мерцающие тени не так заметны при сильном освещении.
Фигура и фон.
· Выступающие цвета всегда воспринимаются фигурой на фоне.
· Чем больше цвета отличаются по светлоте, тем более заметна фигура на фоне. Например, если взяты дополнительные цвета (красный и зелёный), то на большом расстоянии они будут сливаться.
Иррадиация.
· Свойство светлых поверхностей казаться больше, чем они есть на самом деле.
Тяжесть цвета.
· Зависит от светлоты, чем темнее цветовой тон – тем он тяжелее.
· Зависит от насыщенности. Менее насыщенный цвет, кажется тяжелее, так как содержит больше чёрного.
· Рельефная поверхность тяжелее гладкой фактуры.
· Наиболее гармонично смотрятся цветовые решения в пропорциональном соотношении: 1/3.
Цветовые гармонии.
Цветовая гармония в дизайне – это согласованность цветов между собой в результате найденной пропорциональности площадей цветов, их равновесия и созвучия, основанных на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета. Эта гармония должна вызывать в человеке определённые чувства и эмоции. Строгих законов цветовой гармонии не существует: одни те же сочетания позволяют добиться различных эффектов в зависимости от соотношения в композиции цветов, порядка их чередования, а также от размеров и формы цветовых пятен.
Типы гармоний.
1. Монохромный тип – цветовая гармония, построенная на основе одного цвета. Создаётся путём комбинирования чистого цвета с многообразием его светлых и тёмных оттенков.
2. Аналогичный. Цветовые гармонии, построенные на основе аналогичных цветов, достигается сочетанием любых цветов, находящихся в ближайших секторах цветового круга или их многообразных оттенков. В результате, получают гармонию, обладающую глубиной и элегантностью.
3. Дополнительный. Цветовая гармония, построенная на основе дополнительных цветов. Она создаётся благодаря двум диаметрально противоположным цветам в цветовом круге.
4. Ахроматичный. Ахроматичные цвета представляют особую группу в цветовой палитре. Визуально ахроматика очень условна. По цветовым характеристикам она приближена к монохромии и похожа на сочетание различных оттенков одного цвета.
5. Нейтральный. В таком гармоничном сочетании не возможно определить основной, доминирующий цвет. Все присутствующие цвета и их оттенки равнозначны по насыщенности и цветовой сложности. Один цвет является мягким визуальным дополнением другого.
6. Триада. Трёхцветная гармония создаётся путём использования трёх цветов, которые лежат на равном расстоянии друг от друга в цветовом круге. Сочетания этих цветов демонстрируют очень отчётливые цветовые комбинации, являясь, однако, самыми сложными с точки зрения правильного создания гармонии.
Символика цвета.
Красный – возбуждающий, энергичный, согревающий, самый активный.
Жёлтый – тёплый, весёлый, жизнерадостный.
Зелёный – соединяющий и спокойный, как и красный – статичный цвет.
Синий – спокойный, серьёзный, сентиментальный.
Фиолетовый – самый сложный цвет, очень сильно воздействует на человека, так как соединяет эмоциональное воздействие красного и синего цветов. Является одновременно и притягивающим и отталкивающим, полным жизни и вызывает тоску и грусть.
Белый – нейтральный, всё увеличивает и подчёркивает, в композиции создаёт живость и веселье.
Чёрный – непроницаемый, депрессивный.
4. Тема. Стилизация как приём получения новых форм. Место стилизации в концепциях формообразования дизайна
Цель. Сформировать представление о стилизации, её видах и разнообразных способах применения.
Задачи. Учиться точно подбирать виды и способы стилизации изображений для конкретного выражения авторских идей.
Стилизация, как один из этапов творческого процесса, даёт возможность автору проявить фантазию, индивидуальное видение, а так же знания и практические умения по дисциплинам: «Спец. Рисунок», «История искусств», «Теория дизайна» и др. Стилизация – это упрощение или трансформация уже созданной формы [12]. Этот приём используют не в качестве прямого копирования, а с целью придание форме нового звучания и нового назначения, но с узнаваемым внешним видом. Приём стилизации – это перенос отдельных элементов, фрагментов орнамента или повтор способов композиционных построений: больших стилей, художественных направлений, народных промыслов, авторских стилей и т. д., то есть, создание «под стиль».
Для получения удовлетворительных результатов дизайнером выполняется большая подготовительная работа по изучению исторического происхождения творческого источника и всего материала, который касается его. Здесь важна не только теоретическая часть, но практическая – графическая. Именно при помощи графической стилизации изображений автор находит новые дизайн – решения.
Виды стилизаций.
1. Перенос принципов формо – и цветообразования больших исторических стилей на современные объекты дизайна. К большим стилям относятся: готический стиль, борокко, рококо, ренессанс и т.д. Стиль – это проявление эмоциональных особенностей и путей мышления, общих для всей культуры и определяющих основные принципы формообразования и типы структурных связей, которые являются основой однородности предметной среды на определённом историческом этапе. Характеристики больших исторических стилей проявляются в архитектуре и во всех видах искусства: скульптуре, живописи, литературе, музыке, дизайне и т.д.
2. Перенос принципов формообразования, цветообразования и изобразительных приёмов различных художественных направлений.
3. Перенос различных элементов народных промыслов (гжель, хохлома, палех, финифть и т. д.) использование их приёмов при создании объектов дизайна.
4. Использование авторских стилей, то есть, применение особых технологий, приёмов и средств известных творческих личностей в своих проектах.
5. Использование различных этнических элементов, эпизодов, приёмов создания композиций при создании дизайн – проектов.
Способы стилизаций.
1. Изменение первоначального ритма орнамента.
2. Изменение очерёдности элементов первоначальной композиции.
3. Помещение эпизода прошлого на современный фон и наоборот.
4. Изменение пропорций известных ретро – объектов или авторских работ на современные решения и обратные действия.
5. Применение приёмов сдвига, поворотов, отражений элементов композиции и т.д.
6. Изменение первоначального способа графической подачи изображения объекта.
Приём стилизации является одним из тех, который широко использовался в любой из периодов формообразования. Требования, предъявляемые к стилизации, несомненно, соответствовали определённой концепции.
В период геометрической концепции практически все объекты имели стилизованный вид. Смысл стилизации заключался в придании объектам чёткой геометрической формы. Данная концепция отдавала предпочтения чёткой линии и острым углам. Сложные формы раскладывались на более простые геометрические фигуры. Эмоциональную окраску такие композиции приобретали за счёт выбранного способа взаимодействия фигур и цветовых решений. Геометрические композиции строго структурировались и строились по чётким правилам. В основном они носили знаковый характер, то есть геометрические изображения демонстрировали некий символизм. Одним из часто применимых видов стилизации являлся перенос различных этнических элементов, эпизодов и приёмов формо – и - цветообразования в современные композиции.
Органическая концепция старалась приблизить объекты к биоформе, повторить пластику, цвет и фактуру природных композиций. Стилизация основывалась на эстетике мягких и гибких форм, поэтому вещи становились продолжением органики человека.
Метафорическая концепция, возникшая на основании индивидуальных ассоциативных связях предметов с психическим состоянием автора, предлагала свой принцип стилизации. Изображение скрытых смыслов вещей или ассоциаций происходило путём строгого индивидуального подбора способов визуализации и выразительных средств. Данное направление в формообразовании не предполагало однозначности в способах и видах стилизации. Композиции могли быть и чётко структурированными и пластичными, но в исходных формах были закодированы смыслы, понятные человеку определённой культуры.
В современное время дизайнеры используют различные способы и виды стилизации. Однако, наряду с уже известными способами, в силу быстрого развития высоких технологий, возник так называемый технический способ обработки объекта дизайна. То есть, объекту придаётся принципиально новое «звучание» за счёт новейших информационных средств. Благодаря программируемости и интерактивности объекты и среда теряют постоянство и имеют возможность быстро меняться внешне и функционально, подстраиваясь под потребности времени и заказчика. Существует мнение, что все необходимые вещи для человека уже созданы, поэтому ничего не остаётся, как только их совершенствовать.
Принципы формообразования в дизайне
Требования к созданию коллекции.
1. Единство стилевого решения коллекции. В основном, целостность проектируемой коллекции обеспечивают выбор единого творческого источника и единых технологических приёмов формообразования, а так же чётко проработанная концепция.
2. Динамичное развитие цветового и тонального ряда коллекции. Модели коллекции должны быть разнообразны по цвету и тону, то есть, дизайнер предлагает как наиболее активные цветовые и тональные решения, так и более спокойные образы.
3. Чёткое композиционное построение коллекции или создание сценария коллекции. Необходимое условие целостности коллекции это — наличие композиционного центра или кульминация всей коллекции. Как правило, вся коллекция делится на блоки – «выходы», в которые входят модели близкие по форме, по назначению, по цветовым или тональным доминантам, по родственным принципам технологического исполнения.
Список используемой литературы
Основная литература
1. Азархин А.В. Мировоззрение и эстетическое развитие личности / А.В. Азархин – Киев: Наук, думка, 2008. – 192с.
2. Данилова О.Н. Архитектоника объемных форм / О.Н.Данилова, И.А.Шеромова, А.А. Еремина. ВГУЭС, Владивосток –2010.
3. Лакшими Бхаскаран. Дизайн и время / Лакшими Бхаскаран .АРТ-РОДНИК, 2009.
4. Уилан Б. Гармония цвета / Б. Уилан. АСТ-Астрель.М. 2010.
Дополнительная литература
5. Борев Ю. Б. Эстетика: /Юрий Борев. – М.: Русь – Олимп: АСТ: Астрель, 2005. – 829 с.
6. Быстрова Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001. – 288 с.
7. Быстрова Т. Ю. Концепция и методы проектирования в дизайне одежды. www.taby27ru/studentam_aspirantam/philos_disign/referaty_philos_disign/513/309.html-85k
8. Виктор Папанек. Дизайн для реального мира / Перевод с английского. – М.: Издатель Д. Аронов, 2004. – 416 с.; ил
9. Дитмар Элгер. Дадаизм. Издательство АРТ – РОДНИК, 2006.
10. Змановская Е. В. Руководство по управлению личного имиджа. СПБ.:Речь, 2005.
11. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. – СПб.: Азбука – классика, 2005. – 204 с.
12. Композиция костюма: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. М. Гусейнов, В. В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 432 с.
13. Лаврентьев А. Н., История дизайна. – М.: Гардарики, 2006.
14. Марк М., Пирсон К. Герой и бунтарь/ Создание бренда с помощью архетипов. Питер, 2005.
15. Мелодинский Д. А. Школа архитектурно – дизайнерского формообразования: Учеб. пособие. – М.: «Ахитектура – С», 2004. – 312с.
16. Новейший философский словарь / В. А. Кондрашов, Д. А. Чекалов; под общ. ред. А. П. Ярещенко. - Ростов н / Д: Феникс, 2005. – 672 с. – (Словари).
17. Розенсон И. А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. – СПБ.: Питер, 2007. – 219с.
18. Теоретические и методологические исследования в дизайне. Избранные материалы. М., 1990.
19. Шепель В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния / В. М. Шепель. – Ростов н / Д: Феникс, 2005. – 472.
20. Эстетика Морриса и современность. Москва «Изобразительное искусство», 1987. А. А. Аникст, В. В. Ванслов, Т. Ф. Верижникова.
Дополнительные способы выражения идей
8. Тема: плакат как графическая форма выражения идеи дизайнера. Графический язык и средства визуализации, используемые при создании плаката.
9. Тема: коллаж, как «спецэффект» выражения идеи дизайнера и один из приёмов увеличения эмоциональной выразительности.
Технологические приёмы формообразования, применяемые в дизайне причёске
10. Тема: приём аналогии в процессе формообразования дизайн – объектов.
11. Тема: создание образа на основе семантических ассоциаций.
12. Тема: изменение масштаба или изменение пропорциональных соотношений элементов формы как новый формообразующий принцип.
13. Тема: адаптация образцов Высокой моды парикмахерского искусства к категории повседневных образов.
1. Тема: процесс формообразования в дизайне и его сущность. Концепции формообразования. Цели и задачи дисциплины «Формообразование»
Цель. Получить и систематизировать основные базовые знания о процессе формообразования в дизайне.
Задачи. Развивать логическое мышление.
В обыденном понимании слово «форма» обозначает визуальный облик, или очертание. С точки зрения науки, понятие «форма» является пространственно-временной категорией и несёт на себе определённую информацию о культуре, стиле, моде, научно-техническом развитии общества, индивидуальных качествах человека и т. д. Определить по внешнему виду, к какой культуре, или эпохе принадлежит объект, часто, не составляет труда. Происходит это потому что, для каждого времени характерны свои принципы формо – и - цветообразования, которые зависят от нравственных и моральных норм, этических установок и эстетических законов данного общества. Вещь, в свою очередь, является носителем культурных особенностей определённого времени и является показателем эстетического и научно – технического уровня общества. Формообразование – это основа художественной деятельности, дизайна и технического творчества, обозначающее процесс создания формы, в соответствии с общими ценностными установками. Процесс формообразования объекта включает в себя создание функциональных, конструктивных, пространственно-пластичесих и технологических структур. Именно этот этап занимает большую часть времени в дизайн – процессе и требует от специалиста проявления всех его профессиональных навыков. Хотя, по мнению Ю. Борева, дизайн – это «… сфера эстетической деятельности человека вне искусства…»[1], однако дизайн использует законы композиционного формообразования и законы перспективы, применяемые в искусстве и архитектуре, а работа с цветом основывается на законах науки цветоведение. Существуют различные виды дизайна и по мере развития науно – технического прогресса появляются новые и новые, которые проникают в различные сферы жизни и деятельности людей. Все виды дизайна объединяет то, что они подчиняются одним и тем же законам композиции, перспективы и цветообразования. Основное отличие состоит в применении специализированных технологий при изготовлении объектов дизайна.
Концепции формообразования:
По мере становления и развития дизайна как профессиональной деятельности учёные выделяют четыре концепции формообразования: геометрическую, органическую, метафорическую, информационную. В основе каждой лежат наиболее доминирующие цветовые решения, определённые принципы и приёмы формообразования, которые возникли и сформировались в определённый временной период, благодаря мировоззрениям и представлениям о модели мире. Исходя из того, какие выбирались первоисточники для творчества, какие приёмы, методы, и средства использовались при дизайн - процессе, концепции и получили свои названия.
1. Прододизайн – период становления дизайна. Время прододизайна Ю. Борев в своей работе «Эстетика» определил, как время технической эстетики, которая зародилась в середине ХIХ века. Данная сфера деятельности входила в проблемное поле эстетики и занималась освоением мира по законам красоты промышленными средствами[1].
2. Геометрическая концепция формообразования. В основе этой позиции лежат математико – геометрические закономерности. Художественными средствами данной концепции являются плоские или объёмные геометрические формы. Чёткость и точность – это главные требования при построении композиции, соответственно, главным и основным принципом будет являться композиционное формообразование, его методы и средства [15]. У истоков геометрического направления в России стояли конструктивисты и супрематисты: К. Малевич, В. Татлин, А. Родченко. Во Франции основоположниками данной концепции стали кубисты. Кубизм придал ар деко его характерные формы, а Русский балет – дал ему цвет. Геометрический стиль дизайна, в 1920 – е годы, нашёл широкое применение в оформлении интерьеров и в становлении плакатной графики (Альфонс Муха). В архитектуре появились ясно структурированные формы (Геррит Ритвельд). Идеи создания гармонии через элементарные формы разрабатывались голландской дизайнерской группой «Де Стиль». В основе теории лежал математический принцип перевода трёхмерных объектов на плоскость (П. Мондриан, Геррит, Тео ван Дусбург).
Геометрическая концепция формообразования стала основной в творчестве В. Вазарели. Его основным принципом мировоззрения был принцип выражения законов вселенной через геометрию.
3. Органическая концепция формообразования.
В основе данной концепции лежит органика. В дизайн – объектах отражаются пластика форм живых организмов, многообразие текстур и фактур, на предметы переносятся природные цветовые сочетания, используются приёмы естественного цветообразования. Более того, дизайнеры пытались повторить принципы и механизмы действия живых организмов при создании дизайн – объектов [4]. Такие попытки способствовали появлению нового направления в биологии – бионики. Органическое направление в дизайне привело к созданию новых видов пластика: политен, полипропилен, меламин, полихлорвенил и других, которые могли точно повторять пластику растительного и животного мира при создании различных объектов. Такое подражание природным формам в дизайне получило название «биоморфизм». В данный период развития дизайна возникают очень важные вопросы: первый- экология дизайна, второй- эргономичность создаваемых дизайн – объектов, которые по сей день остаются актуальными.
4. Метафорическая концепция формообразования. Данная концепция формообразования принципиально отличается от двух предыдущих. Исходной единицей или основанием для композиции этого направления является символическое значение, закрепившееся за вещью [15]. Часто используются уже давно созданные объекты, привычные, но несколько в другом прочтении. Главным в концепции является не новое смысло – и формообразование, а комбинация уже имеющихся образов и идей. Такой стиль дизайна называют эклектичным. Главными приёмами являются изображение скрытых смыслов вещей и выражение различных ассоциаций. Э. Соттсасс (дизайнерская группа «Мемфис») подчёркивал, что созданные ими вещи, играют роль визуальной метафоры, а не являются вещами для продажи. Объекты, создаваемые в данной концепции не предназначались для реального дизайна, в большинстве случаев они годились для выставок, для съёмок и т.д.
5. Информационная или технонаучная концепция формообразования. Данная концепция сформировалась благодаря развитию электронных средств коммуникации. Это направление предполагает интерактивные объекты, легко перепрограммируемые. Вещи стабильные и завершённые не представляют интерес для проектировщика [15].
Необходимо сказать, что данная периодизация является условной. Основные принципы, определяющие ту или иную концепцию, легко применялись и использовались в любой другой период, иногда слегка изменяясь. Так, например, искусство Вазарели широко используется в информационный период дизайнерского формообразования, а живописный принцип алогичности К. Малевича часто применим в период метафорической концепции формообразования. В период господства информационной концепции формообразования используются все подходы для создания дизайн – объектов.
Композиционное формообразование.
Является базой для создания любой композиции в любой концептуальный период становления дизайна. Заключает в себе основные законы и правила построения гармоничных композиций, как в искусстве, так и в дизайне. То есть, является своеобразным каркасом проекта, или базовой конструкцией дизайн – объекта. Композиционное формообразование это – построение объекта, обладающего внутренней завершённостью, гармоничностью, соразмерностью, целостностью и т. п. При помощи приёмов композиционного формообразования происходит материализация проекта. Далее для придания идеи характера, колорита, своеобразия и наконец, завершённости автор использует определённые принципы формо –и – цветообразования уже известные или разработанные специально для проекта.
Мышление дизайнера. Говоря о дизайне, как о многоэтапном процессе, возникает вопрос, как должен мыслить дизайнер, чтобы справляться с разносторонними вопросами.
Если дизайн затрагивает все области человеческой деятельности, то вполне логично предположить, что мыслительный процесс представляет цепочку, взаимосвязанных между собой компонентов. Такая система не может быть замкнутой, так как, при выявлении очередной проблемы необходимо абсолютно новое решение, отличное от предыдущего. В свою очередь, качественный показатель зависит от новизны подхода к решению вопроса, причём неординарность подхода достигается не только путём нахождения новых компонентов и присоединения их к уже имеющимся в системе, а также путём изменения взаимосвязей между элементами и придумыванием новейших технологий воплощения идей.
Безусловно, специфика дизайнерского формообразования, как деятельности напрямую связана с мышлением дизайнера. Уникальность его заключается, в том, что оно носит интегрирующий характер. Другими словами, мышление дизайнера представляет собой взаимосвязь отдельных дифференцированных частей и функций большой системы, которая образует единое целое.
Качества мышления, которыми должен обладать дизайнер:
1. Открытость мышления;
2. Креативность мышления;
3. Рациональность мышления;
4. Эстетичность мышления;
5. Целостность мышления;
6. Гуманистичность мышления;
7. Системно – упорядоченный характер мышления;
8. Пространственное мышление или пространственное представление (острая чувствительность к свойствам предметной формы), образность мышления;
9. Избирательность восприятия или абстрагирующее мышление порождает следующие профессиональные качества: чувство целого, чувство пропорций, ритма, равновесия, выделение главных особенностей, так как при абстрагировании происходит мысленное отвлечение от ряда малозначительных свойств предмета;
10. Компоновочное мышление.
11. Ассоциативное мышление дизайнера проявляется в преобразовании предметных, абстрактных и психологических ассоциаций в графические поиски решений объекта.
Благодаря специфики мышления дизайнера в результате проектной деятельности создаются не только новые формы, которые имеют эстетическую и функциональную ценности, но создаётся новое предметное видение, новые практические и чувственные взаимоотношения с окружающим предметным миром. В противном случае, вещи или объекты могут создавать дискомфорт и напряжённость психологического состояния людей, возникает чувство неудовлетворённости предметной средой [16].
Предмет «Формообразование» является основополагающим и развивающим для дизайна любого вида и изучает принципы создания новых форм в дизайне. Парикмахерское искусство, как один из множества видов дизайна предполагает использование основных принципов цвето- и -формообразования, графических приёмов изображений, практическое применение композиционных законов и способов визуализации, которые применимы в дизайне вообще. В определённой степени данная дисциплина является собирательной или интегрирующей для дизайнера причёски. Для достижения положительных результатов в области формообразования необходимо умело применять знания специализированных наук: «Основы композиции», «Теория дизайна», «История искусств», «Специальный рисунок», «Технология парикмахерского искусства» и т. д. В принципе, сущность формообразования заключается в поэтапной работе дизайнерского процесса. Проще говоря, включает в себя всё действо, начиная с идеи автора и до её практического воплощения в реальность, и есть процесс формообразования. Сложность и длительность работы зависит от задумки дизайнера и его профессионализма.
Существует множество типов причёсок, огромное разнообразие аксессуаров и большое количество приёмов для их создания. Необходимы определённые знания и умения, чтобы быть настоящим профессионалом.
По мнению известного, мастера парикмахерского искусства и успешного бизнесмена Луиса Ромеро Коласа, любая стрижка основывается на многих научных и технических принципах. Хотя некоторые мастера считают, что главное – вдохновение, однако, было доказано, что парикмахерское дело опирается на технику, навыки и научные знания.
Цели и задачи дисциплины. Развивать все качества мышления, необходимые будущему дизайнеру; формировать чувства соразмерности, гармонии и эстетики в образе; учится профессионально – точно передавать графически свои идеи, при этом, применяя наиболее эмоционально - выигрышные техники и приёмы визуализации изображения; учить находить неординарные дизайнерские решения на конкретную ситуацию.
Целью предмета «Формообразование ПИ» является, создание инновационных методов, средств, приёмов визуализаций идей, в том числе графических. Проектирование и внедрение современных ракурсов восприятия образа. Создание более технологичных подходов при создании образа персоны.
2. Тема: основные формообразующие закономерности, средства и приёмы композиции. Композиционное формообразование
Цель. Повторить и систематизировать сущность основных понятий композиционных построений в дизайне.
Задачи. Формировать чувство соразмерности, гармонии и эстетики в дизайне причёски.
Композиция – это организующая структура, изобразительной системы для выражения идеи.
Для создания гармоничной композиции дизайнеру необходимо оперировать следующими понятиями, которые в совокупности составляют композиционное формообразование.
Композиционным формообразованием называется процесс пространственной организации элементов изображения, который основывается на приёмах гармонизации композиции
1. Форма – объёмно пространственная структурная организация вещи, возникающая в результате содержательного преобразования материала.
Данное понятие характеризуется следующими категориями:
Геометрический вид, конструкция, масса, силуэт, фактура, цвет.
· Геометрический вид – свойство формы, определяемое соотношением её размеров по трём координатам построения.
· Конструкция – взаимное расположение частей.
· Масса – основная физическая характеристика материи.
· Силуэт – плоскостное зрительное восприятие объёмных форм чего – либо.
· Фактура – поверхность формы – создаёт вид формы, определяет зрительный образ. Используются контрастные и нюансные сочетания фактур. Фактура, насыщенная объёмными элементами - увеличивает общую массу формы, в то время как гладкая, поверхность придаёт форме лёгкость, пластичность и зрительно уменьшает объем. Интересными фактурными сочетаниями являются матовые и мерцающие поверхности, этот приём часто применяется при выполнении макияжа.
· Цвет (см. далее).
Дата: 2019-07-30, просмотров: 238.