1. Любой хроматический цвет, помещённый на хроматический фон, изменяется в сторону субтрактивно – дополнительного к цвету фона.
2. Цвет, помещённый на субтрактивно – дополнительный выигрывает в насыщенности.
3. Хроматический цвет, помещённый на фон такого же цвета, но большей насыщенности теряет насыщенность.
4. Хроматический контраст проявляется сильнее при отсутствии светлотного контраста. Чем меньше разница в светлоте, тем более изменений цвета.
5. Хроматическому контрасту, так же как и светлотному присущ краевой контраст.
6. Контрастное действие тем сильнее, чем меньше площадь объекта по сравнению с площадью фона.
7. Ограничение объекта чётким контуром уменьшает, а иногда исключает действие контраста.
Цветовые гармонии.
Цветовая гармония в дизайне – это согласованность цветов между собой в результате найденной пропорциональности площадей цветов, их равновесия и созвучия, основанных на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета. Эта гармония должна вызывать в человеке определённые чувства и эмоции. Строгих законов цветовой гармонии не существует: одни те же сочетания позволяют добиться различных эффектов в зависимости от соотношения в композиции цветов, порядка их чередования, а также от размеров и формы цветовых пятен.
Типы гармоний.
1. Монохромный тип – цветовая гармония, построенная на основе одного цвета. Создаётся путём комбинирования чистого цвета с многообразием его светлых и тёмных оттенков.
2. Аналогичный. Цветовые гармонии, построенные на основе аналогичных цветов, достигается сочетанием любых цветов, находящихся в ближайших секторах цветового круга или их многообразных оттенков. В результате, получают гармонию, обладающую глубиной и элегантностью.
3. Дополнительный. Цветовая гармония, построенная на основе дополнительных цветов. Она создаётся благодаря двум диаметрально противоположным цветам в цветовом круге.
4. Ахроматичный. Ахроматичные цвета представляют особую группу в цветовой палитре. Визуально ахроматика очень условна. По цветовым характеристикам она приближена к монохромии и похожа на сочетание различных оттенков одного цвета.
5. Нейтральный. В таком гармоничном сочетании не возможно определить основной, доминирующий цвет. Все присутствующие цвета и их оттенки равнозначны по насыщенности и цветовой сложности. Один цвет является мягким визуальным дополнением другого.
6. Триада. Трёхцветная гармония создаётся путём использования трёх цветов, которые лежат на равном расстоянии друг от друга в цветовом круге. Сочетания этих цветов демонстрируют очень отчётливые цветовые комбинации, являясь, однако, самыми сложными с точки зрения правильного создания гармонии.
Символика цвета.
Красный – возбуждающий, энергичный, согревающий, самый активный.
Жёлтый – тёплый, весёлый, жизнерадостный.
Зелёный – соединяющий и спокойный, как и красный – статичный цвет.
Синий – спокойный, серьёзный, сентиментальный.
Фиолетовый – самый сложный цвет, очень сильно воздействует на человека, так как соединяет эмоциональное воздействие красного и синего цветов. Является одновременно и притягивающим и отталкивающим, полным жизни и вызывает тоску и грусть.
Белый – нейтральный, всё увеличивает и подчёркивает, в композиции создаёт живость и веселье.
Чёрный – непроницаемый, депрессивный.
4. Тема. Стилизация как приём получения новых форм. Место стилизации в концепциях формообразования дизайна
Цель. Сформировать представление о стилизации, её видах и разнообразных способах применения.
Задачи. Учиться точно подбирать виды и способы стилизации изображений для конкретного выражения авторских идей.
Стилизация, как один из этапов творческого процесса, даёт возможность автору проявить фантазию, индивидуальное видение, а так же знания и практические умения по дисциплинам: «Спец. Рисунок», «История искусств», «Теория дизайна» и др. Стилизация – это упрощение или трансформация уже созданной формы [12]. Этот приём используют не в качестве прямого копирования, а с целью придание форме нового звучания и нового назначения, но с узнаваемым внешним видом. Приём стилизации – это перенос отдельных элементов, фрагментов орнамента или повтор способов композиционных построений: больших стилей, художественных направлений, народных промыслов, авторских стилей и т. д., то есть, создание «под стиль».
Для получения удовлетворительных результатов дизайнером выполняется большая подготовительная работа по изучению исторического происхождения творческого источника и всего материала, который касается его. Здесь важна не только теоретическая часть, но практическая – графическая. Именно при помощи графической стилизации изображений автор находит новые дизайн – решения.
Виды стилизаций.
1. Перенос принципов формо – и цветообразования больших исторических стилей на современные объекты дизайна. К большим стилям относятся: готический стиль, борокко, рококо, ренессанс и т.д. Стиль – это проявление эмоциональных особенностей и путей мышления, общих для всей культуры и определяющих основные принципы формообразования и типы структурных связей, которые являются основой однородности предметной среды на определённом историческом этапе. Характеристики больших исторических стилей проявляются в архитектуре и во всех видах искусства: скульптуре, живописи, литературе, музыке, дизайне и т.д.
2. Перенос принципов формообразования, цветообразования и изобразительных приёмов различных художественных направлений.
3. Перенос различных элементов народных промыслов (гжель, хохлома, палех, финифть и т. д.) использование их приёмов при создании объектов дизайна.
4. Использование авторских стилей, то есть, применение особых технологий, приёмов и средств известных творческих личностей в своих проектах.
5. Использование различных этнических элементов, эпизодов, приёмов создания композиций при создании дизайн – проектов.
Способы стилизаций.
1. Изменение первоначального ритма орнамента.
2. Изменение очерёдности элементов первоначальной композиции.
3. Помещение эпизода прошлого на современный фон и наоборот.
4. Изменение пропорций известных ретро – объектов или авторских работ на современные решения и обратные действия.
5. Применение приёмов сдвига, поворотов, отражений элементов композиции и т.д.
6. Изменение первоначального способа графической подачи изображения объекта.
Приём стилизации является одним из тех, который широко использовался в любой из периодов формообразования. Требования, предъявляемые к стилизации, несомненно, соответствовали определённой концепции.
В период геометрической концепции практически все объекты имели стилизованный вид. Смысл стилизации заключался в придании объектам чёткой геометрической формы. Данная концепция отдавала предпочтения чёткой линии и острым углам. Сложные формы раскладывались на более простые геометрические фигуры. Эмоциональную окраску такие композиции приобретали за счёт выбранного способа взаимодействия фигур и цветовых решений. Геометрические композиции строго структурировались и строились по чётким правилам. В основном они носили знаковый характер, то есть геометрические изображения демонстрировали некий символизм. Одним из часто применимых видов стилизации являлся перенос различных этнических элементов, эпизодов и приёмов формо – и - цветообразования в современные композиции.
Органическая концепция старалась приблизить объекты к биоформе, повторить пластику, цвет и фактуру природных композиций. Стилизация основывалась на эстетике мягких и гибких форм, поэтому вещи становились продолжением органики человека.
Метафорическая концепция, возникшая на основании индивидуальных ассоциативных связях предметов с психическим состоянием автора, предлагала свой принцип стилизации. Изображение скрытых смыслов вещей или ассоциаций происходило путём строгого индивидуального подбора способов визуализации и выразительных средств. Данное направление в формообразовании не предполагало однозначности в способах и видах стилизации. Композиции могли быть и чётко структурированными и пластичными, но в исходных формах были закодированы смыслы, понятные человеку определённой культуры.
В современное время дизайнеры используют различные способы и виды стилизации. Однако, наряду с уже известными способами, в силу быстрого развития высоких технологий, возник так называемый технический способ обработки объекта дизайна. То есть, объекту придаётся принципиально новое «звучание» за счёт новейших информационных средств. Благодаря программируемости и интерактивности объекты и среда теряют постоянство и имеют возможность быстро меняться внешне и функционально, подстраиваясь под потребности времени и заказчика. Существует мнение, что все необходимые вещи для человека уже созданы, поэтому ничего не остаётся, как только их совершенствовать.
Принципы формообразования в дизайне
Дата: 2019-07-30, просмотров: 250.