Роль воспитания в формировании личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Педагогика – это одна из социальных наук, которая исследует процесс воспитания человека, ее предметом является воспитание, то есть процесс целенаправленного формирования личности: как из ребенка, биологического существа, формируется личность – социальное существо, сознательно

относящееся к окружающему миру [15, с. 5].

Процесс формирования личности протекает по свойственным ему закономерностям, в нем наблюдаются устойчивые связи между отдельными частями, определенные изменения влекут за собой соответствующие результаты. В процессе воспитания вовлекаются люди или определенные организации, которые вступают между собой в специфические взаимоотношения, используя при этом определенные средства воспитания и определенные методы воспитательной работы.

Педагогика занимается изучением воспитательных возможностей используемых в воспитании средств, определением путей создания рациональных взаимоотношений между участниками воспитательного процесса, разработкой методов оптимальной деятельности воспитателей в различных условиях.

Педагогикой разработаны различные методы могут быть использованы как профессиональными педагогами, так и непрофессиональными воспитателями, например, родителями, руководителями учреждений и организаций. При этом подразумевается, что все люди – воспитатели и каждый должен знать основы педагогики и использовать их в повседневной жизни. Важной задачей общества, построенного на гуманистических началах, является педагогизация всех сфер человеческой жизни и деятельности, но прежде всего это относится к жизни семьи. Если работа родителей в воспитании детей будет профессиональной, то в жизнь общества быстрее и прочнее войдут гуманные отношения между людьми.

Швейцарский ученый И. Г. Песталоцци развил учение о том, что целью воспитания является развитие природных сил и способностей ребенка. Обучая детей, можно обогащать их знания, а также развивать их ум, физические силы и нравственные наклонности. Он разработал оригинальную методику элементарного развивающего обучения, физического, трудового и нравственного воспитания с помощью строго продуманных упражнений. Обучаясь по правильно организованной методике, ребенок узнает то, что он должен уметь, он развивается и совершенствуется в умственном, физическом и нравственном отношениях.

Сущность воспитания как процесса формирования личности заключается во взаимодействии воспитателя (родителя) и воспитанника (ребенка), в ходе которого изменяется или совершенствуется личность воспитанника. Характер такого взаимодействия в различных условиях и ситуациях неодинаков: в одних случаях взаимодействие заключается в воздействии воспитателя на воспитанника и ответном действии последнего, в других случаях это совместная целенаправленная деятельность, которая обеспечивает формирование определенных качеств личности воспитанника, в третьих – создание воспитателем условий для самостоятельной деятельности воспитанника по самовоспитанию, в четвертных – это взаимодействие выражается во взаимовлиянии воспитателей и воспитанников, обеспечивающем совершенствование личностей воспитателя и воспитанника [15].

Как упоминалось ранее, семья является главенствующей в воспитании личности, а родители – это первые воспитатели, которые имеют сильное влияние на детей. Семья – это первая школа общения ребенка, в ней он учиться уважать старших, заботиться о родных, оказывать помощь. В совместном бытовом труде и общении с семьей у ребенка формируется чувство долга и взаимопомощи. Семья располагает благоприятными условиями для воспитания у ребенка чувства прекрасного, которое начинается со знакомства с красивой игрушкой, красочно-оформленной книгой, уютным домом. Когда ребенок становится старше восприятие прекрасного у него обогащается при посещении театров и музеев, немалая роль принадлежит манере правильно и красиво одеваться. Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Семья оказывает положительное воздействие на личность ребенка, если все отношения внутри семьи основаны на чувстве любви, которое определяет нравственную атмосферу, стиль и тон взаимоотношений в семье. В такой семье чаще можно встретить проявления нежности, ласки, заботы, терпимости, умения прощать, чувства долга. Семья – это тот институт, который гарантирует ребенку необходимый уровень общения, без которого он был бы не в состоянии социализироваться и стать личностью.

Несмотря на все положительные аспекты, семья является тем социальным институтом, который способен нанести ребенку больше всего вреда при его воспитании. Позже это будет приводить к педагогической запущенности, повышенной тревожности и агрессивности, неправильному формированию нравственных ценностей у ребенка, а также множество других проблем, все они начинают зарождаться именно в семье, в которой ребенку не оказывали внимания, в которой не была создана атмосфера любви и доверия, не оказывалась психологическая поддержка и защита, а интересы родителей (опекунов) ставились выше интересов ребенка. В такой семье ребенок будет не способен получить ту информацию и воспитательного воздействия, которое получают его сверстники в благополучных семьях.

Хоть семья и является важнейшим институтом при воспитании ребенка, ее воспитательное воздействие несколько ограничено перед другими социальными институтами. Ее воспитательные функции не выходят за рамки индивидуальных возможностей близкий, их собственного уровня развития, интеллектуальной и культурной подготовленности и условий жизни. В семье личность способна приобрести такие качества как доверие и страх, уверенности и застенчивость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении или отчуждение и холодность.

Большое влияние на развитие личности играют так же следующие институты воспитания: школа, средства массовой информации и круг общения.

Школа как общественный институт воспитания оказывается действенной, так как ребенок, начиная с шести-семилетнего возраста, проводит там большее количество своего времени. В ней воспитание осуществляется через учебные предметы, классного руководителя, учителей, сверстников и специальных мероприятий.

Еще один институт воспитания, который играет огромную роль в жизни современных детей и подростков – это средства массовой информации (СМИ), несмотря на то, что они используют лучшие образцы педагогики и культуры, дети чаще всего ощущают пагубное влияние информации на свой еще не сформированный взгляд на мир, на свое психологическое здоровье. Влияние СМИ рассчитаны на среднюю личность, у которой сформированы мировоззрение и нравственные ценности, а так как у детей и подростков личность еще не до конца сформирована, то это может привести к сдвигу в правильном формировании ценностей, взгляду на мир.  

Коллектив сверстников – это также отдельный общественный институт воспитания. Роль коллектива часто является положительной, в нем устанавливаются новые взаимоотношения, открываются широкие возможности для проявления различных личностных качеств, примеряются новые социальные роли и т.д. Коллектив дает детям возможность воплощать на практике формирующиеся у них социальные установки и моральные нормы взаимоотношений с другими людьми. У детей формируется психологическая общность с другими членами коллектива, возникает новое чувство для них чувство «мы», в коллективе также складываются общие ценности, усиливаются эмоциональные привязанности, появляется чувство персональной ответственности за товарищей и коллектив в целом, однако, это лишь в том случае, если в классном коллективе сложились добрые и дружеские отношения [4]. Существует немало примеров, когда отношения со сверстниками либо не складывались вообще, либо окружение оказывало негативное влияние на формирование личности. Так, например, если отношения в коллективе сложатся плохо, то дети будут знакомы только с чувством тревоги и одиночества, иногда, возможно, даже вражды. Не редки случаи, когда дети в коллективе относятся друг к другу настолько плохо, что за этим следуют оскорбления, унижения, а иногда и применение физической силы, насилия. Что касается негативного влияния окружения на личность, можно заметить, как ребенок, попав в компанию к детям, которые показывают признаки деструктивного поведения, сам становится таким. Такое может случиться, даже если ребенок воспитывался в полной семье, но в какой-то момент ему не оказали должного влияния, стоит отметить, что дети с деструктивным поведением, чаще всего вырастают из неполных семей или семей, где ребенку вообще не оказывали внимания и заботы.  

Из всего вышесказанного следует вывод, что семья самый главный институт воспитания личности ребенка и подростка. Ее влияние особенно значимо в начальным период жизни ребенка, и оно намного превышает все другие воспитательные воздействия (школу, средства массовой информации, влияние окружения). Таким образом, выведена зависимость: успешность формирования личности обусловливается, в первую очередь, семьей. Ученые различных наук, также, как и педагоги сходятся во мнении, что, в зависимости от того, какая у ребенка семья, таким человеком он и вырастет.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 203.