Понятия и составляющие личности в педагогике и психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Личность – одна из базовых категорий психологической науки и одно из наиболее широко применяемых понятий. Традиционно в психологии в это понятие вкладываются представления о наиболее развитом уровне человеческой субъективности. Личность является центральной и обобщающей категорией психологии, однако, единого определения этого понятия не выработано. Ни одно из множества определений личности, существующих в психологической науке, не может быть всеобъемлющим и бесспорным.

По мнению А.Н. Леонтьева, «личность человека «производится» - создается общественными отношениями» [14]. Из этого следует, что в основе представлений о личности отечественных психологов преобладает мнение о ней, как о совокупности общественных отношений. Однако толкование этих отношений различно. В приведенном определении появляется дополнение: «личность создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности» [3, с. 158].

Выдающийся советский психолог С.Л. Рубинштейн, приступая к характеристике личности, обращает внимание на зависимость психических процессов от личности. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности [19, с. 365].

Л.И. Божович в качестве системообразующего признака структуры личности выдвигает «внутреннюю позицию личности» или ее направленность. Именно содержание направленности личности обусловливает все ее особенности: интересы, стремления, переживания, черты характера [3, с. 89].

Отличительной особенностью формирования личности ребенка является изменение мотивов, которыми он руководствуется. Некоторые побуждения, которые действовали эпизодически и разрозненно, превращаются в какую-либо

систему мотивов. В побуждениях детей обнаруживается определенная последовательность.

Исследования Л.И. Божовича показывают, что различные мотивы по-разному влияют на мобилизацию усилий ребенка, на успешное им выполнение разных поручений и специальных заданий в учебной деятельности [3].

С.Л. Рубинштейн в своих трудах подчеркивал, что движущая сила развития самосознания – в «растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений». Ежедневно ребенок становится самостоятельнее, а его связи с окружающими усложняются. Это дает возможность для более полного и глубокого осознания себя, оценки достоинств и недостатков [19, с. 149].

Личность складывается в процессе реального взаимодействия ребенка с миром, включая социальное окружение, путем усвоения норм и нравственных критериев, регулирующих его поведение. Многие индивидные, физические, темпераментные особенности в первую очередь проявляются при взаимодействии ребенка с семьей.

Ю.А. Кулагина подчеркивает, что большинство основных свойств и личностных качеств человека складывается в детстве, за исключением тех, которые приобретаются с накоплением жизненного опыта и не могут появиться раньше того времени, когда человек достигнет определенного возраста [12, с. 232].

Структура личности – это то, что формирует уникальность личности; то, что отличает людей друг от друга [12].

В структуре личности выделяют следующие составляющие:

1) направленность – мотивация деятельности человека;

2) личностные потребности – внутренний источник активности человека;

3) способности – особенность человека, которая определяет характер реализации деятельности;

4) темперамент – динамическая характеристика особенностей протекания психической деятельности;

5) характер – совокупность психологических свойств индивида, которая влияет на реализацию поведенческих стратегий;

6) эмоции – особенности восприятия личностью социально-природной окружающей среды;

7) интересы – стимулы реализации активности человека;

8) идеалы и мировоззрение личности [12].

Указанные составляющие могут быть разделены на три основных класса компонентов, которые формируют личность как интегральное единство:

1) личность как физическое существо, то есть телесная сущность, обуславливающая особенности нашего мировосприятия;

2) личность как часть социального взаимодействия, которая принимает на себя многочисленные социальные роли, которые накладывают отпечаток на формирование мировоззрения;

3) личность как духовная экзистенция, то есть, синтез всех свойств, верований индивида [12].

В рамках педагогической науки личность является динамически изменяющейся. В ее структуре выделяют ряд компонентов физического, социального и духовного плана, развитие которых способствует развитию личности в целом и формирует ее исключительность.

Описывая высшие личностные особенности человека, Г.К. Бельгибаева называет: сознание; активность; чувство времени; стремление к смыслу жизни; ценностно-нравственные критерии, а в итоге склад личности [1, с. 114].

Традиционно в отечественной психологии под структурой личности понимается четырехкомпонентная модель, которая включает в себя темперамент, характер, направленность личности, способности [21]. Под темпераментом понимается закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, которое характеризует различные стороны динамики психической деятельности и поведения [21].

Характер – это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, которые обуславливают типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер индивида как социального существа определяется его общественным бытием; представляет собой слияние индивидуального и типического [3].

Направленность личности – это устойчивая устремленность, ориентированность мыслей, чувств, желаний, фантазий, поступков человека, являющаяся следствием доминирования определенных мотиваций [3].

Способности – это индивидуально-психологические особенности, которые отличают людей друг от друга, определяют успешность выполнения деятельности, которая не сведена к знаниям, умениям и навыкам, но которая обуславливает легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности [22]. Способности определяют и как свойства психологических функциональных систем, которые реализуют отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и своеобразии усвоения и реализации той или иной деятельности [21].

Личность рассматривается как особое качество человека, которое он приобретает в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Человек, взятый в его социальном качестве, есть личность. Однако такое обобщенное понимание личности можно отнести к разным наукам, которые изучают личность. Общепсихологическое изучение личности – это исследование человека как носителя совокупности психических свойств и качеств, определяющих социально значимые формы деятельности и поведения [21].

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 249.