Процесс формирования личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основной целью воспитания является формирование личности и ее всестороннее, гармоничное развитие. Для того, чтобы успешно решить эту задачу, необходимо знать, что такое личность, как происходит ее развитие и

какие факторы оказывают влияние на ее формирование.

С давних времен проблемы развития личности активно разрабатываются в философии, общей и социальной психологии, в педагогике и множестве других наук.

Существенное значение для педагогики имеет, в первую очередь, уяснение понятия личности и процесс ее формирования.

В развитии человека переплетаются две взаимосвязанные «линии» - биологическая и социальная. Когда рождается ребенок, он рождается как биологическое существо, его еще нельзя назвать личностью.

Процесс биологического развития тесно связан с приобретением социальных свойств и качеств, которые характеризуют его как общественное существо. Будучи биологическим существом, человек в процессе своей жизни вырабатывает и развивает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характеризуют его общественную сущность. В науке человек рассматривается как биосоциальное существо, которое является действующим лицом исторической деятельности и познания.

Понятие «личность» включает в себя лишь социальные свойства и качества человека, к которым относятся речь, сознание, которые делают его общественным существом. Данное понятие характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.

Развитие личности – это процесс становления личности под влиянием внутренних и внешних социальных и природных факторов. Это сложный, длительный и противоречивый процесс [14].

Ученые выяснили как происходит процесс формирования личности,

внутренние условия включают в себя физиологические и психологические свойства организма. Внешние же – это окружающая человека среда, в которой он живет развивается. В процессе взаимодействия с окружающей средой изменяется внутренняя сущность человека, происходят постоянные изменения.

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в

личности и человеческой общности, которые ведут к повышению уровня возможностей в достижении жизненного успеха. Результатом и показателем развития является развитость личности, группы или коллектива. Развитость – это уровень совершенства и действенности интеллектуальных, творческих, физических, жизнестойких, профессионально важных качеств, особенностей, общих и специальных способностей человека.

В процессе формировании личности семья играет самую важную роль, так как именно в семье ребенок начинает познавать мир, узнавать об окружающих людях и развиваться в целом. На родителях лежит большая ответственность за формирование у ребенка взглядов на жизнь, нравственных ценностей.

Семья – это главный институт воспитания, так как все, что человек приобретает в семье он сохраняет в течении всей последующей жизни. Именно здесь формируются основные черты характера ребенка, его привычки, от отношений в семье зависит то, каким вырастет ребенок. В семье закладываются основы личности, она начинает формироваться с первых дней жизни в процессе близких отношений с семьей. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности, она способствует появлению у личности образа своего «Я».

В зависимости от взаимоотношений в семье, от родительского воспитания, ребенок учиться смотреть на вещи положительно или отрицательно, формирует взгляды на жизнь, строит отношения с окружающими. Семье принадлежит главенствующая роль в формировании нравственных ценностей, жизненных принципов ребенка, его будущая жизнь зависит от того, как строятся взаимодействия в семье, какие ценности и

интересы выдвигаются на первое место у взрослых.

Помещение детей в раннем возрасте (до 3-х лет) в дошкольных образовательных учреждениях или привлечение няни для воспитания является психотравмирующим фактором, так как такие дети еще не готовы разлучаться с матерью, у них развито чувство привязанности. В ситуации нормального эмоционального общения ребенка с матерью к 3 годам у детей формируется чувство собственного «Я» – восприятие себя как отдельного индивида, а чувство зависимости от родителей постепенно уменьшается [1].

Движущей силой развития личности являются противоречия – это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала.

Различаю два вида противоречий:

1) внутренние – возникают на почве несогласия с собой и выражаются в индивидуальных побуждениях человека;

2) внешние – стимулируются силами из вне, отношениями человека с другими людьми, обществом и природой [3].

После институт в воспитании стоит школа, которая призвана давать образование, создавать условия для воспитания, развития и реализации личности. Школа способна скорректировать влияние внешней среды своими ценностями, ориентирами, правилами жизни, которые выработаны в этой системе.

С поступлением в школу воспитательное влияние семьи уменьшается, так как с ней конкурирует школа, ребенок проводит большинство своего времени в учебном заведении, среди учителей и сверстников, с кем он общается по тому или иному поводу.

Общечеловеческие ценности в школе становятся ориентирами для школьника, они помогают ему сформировать характер, побуждают его к высоконравственным мыслям, делам и поступкам.

В период обучения в школе формирование личности зависит, в основном, от того, насколько полно учитываются персональные особенности, интересы и склонности личности, ее способности и таланты.

Основным направлением воспитательной работы является помощь в самореализации личности ученика, то есть личностно-ориентированная направленность воспитательной работы при условии доверия ребенка и его семьи к требованиям школы, а формирование этих ценностей является основой для формирования личности каждого ученика, что является конечной целью учебно-воспитательного процесса [1]. Главная задача школы – это воспитание личности социально-адаптированной, ответственной, личности, которая готова к самоактуализации и самореализации.

Подростковый возраст считается трудным для обучения и воспитания; процесс развития его личности тесно связан с возрастными особенностями. В этом возрасте происходит переход от детства к взрослости – это связано с перестройкой психики, изменениями в общении с людьми, условиями жизни и деятельностью. Движущими силами развития подростка являются противоречия между новыми потребностями возможностью их удовлетворения; между возросшими физическими, интеллектуальными и нравственными возможностями подростка; между растущими требованиями к подростку со стороны общества, взрослых, коллектива и формами контроля.

В подростковом возрасте закладываются фундаментальные качества личности, которые обеспечивают психологическую устойчивость во взрослой жизни, позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность.

Упомянутые качества не развиваются у личности спонтанно, а формируются в определенных социальных условиях постепенно: выраженной родительской любви, участия педагогов, общения со сверстниками и под влиянием благоприятной окружающей среды, когда у подростка окончательно формируется потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление учиться и развиваться.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 189.