ГЛАВА I . ВОСПИТАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. С древнейших времен семья являлась одной из важнейших ячеек общества, – это особая социальная среда, в которой существуют свои правила и нормы поведения, в ней ребенок впервые подвергается процессу социализации, именно в ней он находит примеры для подражания и видит первую реакцию на свои действия. То, что ребенок увидит в семье, останется с ним на всю жизнь. Вероятно, что воспитание, которое было применено к нему, он будет использовать уже со своими детьми в будущем. Это показывает важность качественного воспитания личности ребенка, ведь именно в детстве он получает первый «багаж знаний» об окружающем его мире.

Одним из самых лучших периодов для формирования личности является школьный возраст, именно в этот период семейная обстановка и опыт, получаемый в семье, способствуют развитию ребенка. Этот опыт может быть как положительным, так и отрицательным, поэтому важно следить за всем, что происходит в семье в этот период. Детство является наиважнейшим периодом в жизни любого человека, так как именно в это время закладываются основы личности, которые позже будут формировать характер и взгляд на жизнь. На развитие личности влияет и многое другое, например, детский сад, школа, окружение ребенка, но ничто не заменит семейного воспитания.

Важность семейного воспитания доказана многими психологами и педагогами со всего мира, так как лишь семья способна воспитать достойную личность. От воспитания в семье, в большинстве случаев, будет зависеть вся дальнейшая жизнь ребенка, то, каким он станет и какие действия будет совершать. Именно поэтому нельзя недооценивать важность института семьи.

Недаром существуют различные программы, которые акцентируют свое внимание прежде всего на воспитании самих родителей, так как именно родители показывают пример для подражания своим детям. Помимо таких программ существуют иные, которые уделяют внимание тем детям, чьи

родители или плохо справляются со своей задачей, или не справляются вообще. 

Степень разработанности проблемы. Проблемы семьи и семейного воспитания волновали людей еще с древнейших времен. Проблемы воспитания личности встречались в сочинениях великих мыслителей прошлого, например, большое внимание развитию личности уделялось в трудах Платона и Аристотеля. Несмотря на это, тема воспитания актуальна и все еще активно изучается в наше время. Среди самых ярких представителей, которые немало внесли в изучение воспитания, можно выделить Л. И. Божовича, С. Л. Рубинштейна, Б. Д. Эльконина и многих других. Несмотря на то, что они исследовали большое количество и других вопросов, они внесли большой вклад в развитие науки о воспитании.

Несмотря на то, что воспитание начало изучаться еще в древнее время, сегодня мы еще многого о нем не знаем, существует множество вопросов, над которыми работают современные исследователи данного процесса, а также представители многих других сфер науки.

Объект исследования процесс воспитания личность школьника.

Предмет исследования – роль воспитания в семье как условие формирования личности ребенка.

Цель исследования – изучить особенности воспитания в семье, как условие развития личности ребенка.

В курсовой работе были определены следующие задачи:

1) изучить особенности воспитания как условие формирования личности;

2) рассмотреть сущность семейного воспитания личности;

3) определить роль отца и матери в семье;

4) выявить влияние неполной семьи на формирование личности.

В работе применялись следующие методы исследования: теоретическое изучение психологической, социологической, педагогической литературы о воспитании ребенка в семье и формировании его личности.

Структура работа. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.



Роль отца и матери в семье

Семья – это первая школа отношений ребенка с людьми. В семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Изначально семья, как правило, строится на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга. Если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание иногда становится неблагоприятным фактором формирования личности. Семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений, однако наибольшую роль в формировании личности ребенка играют отец и мать.

Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире [5].

Задачами отца и матери являются следующими:

1) создать максимальные условия для развития ребенка;

2) обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка;

3) передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к страшим;

4) научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, помощь близким;

5) воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я» [5].

Влияние семьи на ребенка не ограничивается воспитательной деятельностью взрослых. На формирование личности подрастающего человека ильное влияние оказывает весь образ жизни семьи. Если отец и мать имеют о семейном образе жизни неправильные представления, если они не способствуют созданию педагогически-целесообразного уклада жизни семьи, то это отрицательно сказывается на формировании отдельных качеств ребенка, воспитанности личности в целом.

Ошибки родителей можно выделить в две группы:

1) неправильные действия отцов и матерей, связанные с отрицательным влиянием на детей всего уклада жизни семьи, их личного примера;

2) неправильные представления и поступки родителей, связанные с конкретным воздействием на ребенка [5].

Семья выступает как основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в стрессогенных ситуациях.

Для ребенка становятся важны модели родительского поведения. Дети стремятся копировать поведение других людей, а наиболее часто они контактируют с родителями, соответственно, их поведение они и будут копировать.

Семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе, кроме того, с детьми важно много беседовать.

Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая какие-либо действия или бездействия ребенка, а также применяя определенную степень свободы в поведении и наказания. У родителей ребенок учиться, в первую очередь тому, как он должен себя вести.

Общения в семье – это образец для ребенка, оно позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье.

Супружеские отношения играют самую важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в развитии личности ребенка. Семейные отношения должны характеризоваться тактичностью, взаимной уступчивостью, стремлением каждого родителя выполнять свои обязанности.

Роль и место отца в семье во все времена было незаменимым, природой каждый мужчина подготавливается к тому, чтобы быть отцом, а женщина – матерью. Человек с древних времен думал о том, что останется от него после смерти, поэтому вступая в брак и рожая детей, родители берут на себя огромную ответственность.

Психологи утверждают, что участие отца в воспитании детей имеет большую роль, однако со временем мы можем наблюдать, что в большинстве семей женщина растит детей одна, даже в ситуациях, когда она не разведена. Существует множество научных данных, которые свидетельствуют о том, что заинтересованные отцы, те, которые эмоционально доступны для своих детей, вносят уникальный вклад в их благополучие. Отцы влияют на детей не так, как матери, особенно в таких областях, как взаимоотношения со сверстниками и достижения в школе.

Некоторое время назад было начато долгосрочное исследование о влияние отца на детей. В нем было выявлено, что присутствие отца делает детей более сильными, дети, чьи отцы были рядом с пятилетнего возрастом и, которые активно принимали участие в воспитании, выросли более чуткими и сочувствующими, чем те, кто рос без отцов. Участники, которые получали больше внимания от отцов в детстве, в возрасте сорока одного года имели лучшие социальные отношения. Об этом свидетельствуют более продолжительные и счастливые браки и наличие собственных детей [10]. При воспитании детей, отец проявляет свои лучшие качества, такие как: доброта, верность, отзывчивость. Отец нужен детям для того, чтобы помогать своим во всех их начинаниях и быть им другом.

Часты случаи, когда отец – это единственный или основной источник

финансового благополучия семьи, в таком случае, он может переложить свои воспитательные функции на мать. Это относится к мужчинам, которые считают, что воспитание – это исключительно женская прерогатива, а также тех, которые лишь формально осознают себя отцами, но отдают карьере и работе приоритет. В наши дни подобное пренебрежение носит массовый характер, что усиливает негативные тенденции в отцовском воспитании, связь таких отцов со своими детьми уменьшается.

Все дети нуждаются в поддержке, защите и родительской любви, при этом, стоит заметить, что материнская любовь – безусловна, а отцовская – обусловлена и требовательна, то есть ее надо заслужить.

Хоть воспитательные функции отца и матери различаются, они гармонично дополняют друг друга. Это произошло в результате некоторых исторических и национальных традиций, а также в связи с существующими юридическими и социальными нормами. Сегодня материнская функция высоко оценивается и почитается обществом, в отличии от отцовской она четко сконструирована.

Ребенок, подрастая, должен осознать, что он должен слушаться отца не потому, что он сильнее, а потому что он мудрее, больше знает и многое умеет. Отец должен показывать пример правильного и достойного поведения как в детстве, так и во взрослой жизни. Если отец отсутствует или самоустраняется от процесса воспитания, то тогда деформируется личность ребенка. Дети, которые растут без авторитета отца, чаще других бывают тревожными, безответственными, агрессивными и асоциальными по отношению к близким и окружающим.

Несмотря на важность отца в семье, мать играет немаловажную, а то и главную роль при воспитании ребенка. Она способна заложить ту основу личности, от которой в дальнейшем будет зависеть жизнь ребенка.

Первое, что мать дарит ребенку – это безусловную любовь, которую детям не нужно заслуживать, так как мать любит их лишь за то, что они есть, а не за то, какие они. Так же мать должна оказывать ребенку посильное внимание. Со стороны родителей не должно быть большой опеки, но и совсем забывать про ребенка – недопустимо. Поэтому, в первую очередь, именно мать должна выделять время, которое она проведет с ребенком.

Большую роль мать играет и в стимулировании здорового образа жизни ребенка, однако, стоит отметить, что этим должен заниматься и отец. Ребенок берет пример со своих родителей, которые должны показывать своим детям хороший пример, например, занимаясь спортом и саморазвиваясь.

Роль матери в воспитании ребенка не заканчивается в детстве, но играет большую роль и во взрослой жизни. Было проведено не мало экспериментов, выявивших, что дети без материнской опеки вырастают неуверенными в себе, агрессивными и асоциальными.

Интересный эксперимент был проведен В. Келером на обезьянах и их детенышах. В. Келер забирал маленьких обезьян от их матерей, что оборачивалось для них трагедий, так как у них замедлялось психическое развитие, после этого эксперимент прекратили. Во время второго эксперимента обезьян отняли у матерей сразу после рождения, а вместо матери им предоставили кресло с меховой обивкой в спинку которой была встроена бутылка с соской для искусственного вскармливания. Обезьяны относились к нему как к матери, позже кресло убрали. Когда эксперимент был закончен, выросших обезьян пустили в общее стадо, однако, они были агрессивными и не могли влиться в него, что привело к тому, что они не смогли создать пары. От обезьян, выросших без матерей, дождались искусственного потомства, но они не проявляли к своим детям никакого интереса и не обращали внимания на их боль. Более этого, они могли сами причинять им боль. У обезьян, в роли матери которых был неодушевленный предмет, совершенно отсутствовал материнский инстинкт, считавшийся врожденным, а также их психическое развитие отклонялось от нормы [2].

Стоит сделать вывод, что для воспитания ребенка в семье обязательно должны присутствовать и отец, и мать, чьи взаимоотношения должны быть основаны на любви и заботе, чтобы подавать детям хороший пример.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, необходимо отметить, что среди всех институтов воспитания, семья является первичным источником влияния на формирование личности ребенка. Однако, современное состояние института семьи заставляет задуматься о том, какое воспитание на формирование личности она оказывает. Институт семьи несравним ни с одним другим институтом воспитания, так как семья – это первое, на что ориентируется человек, связь с ней он ощущает на протяжении всей жизни.

Именно в семье закладываются основы нравственности, базовой культуры человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.

Человек становится ценным для общества тогда, когда становится личностью, а ее становление требует целенаправленного, систематического воздействия. Именно семья призвана формировать у ребенка черты характера, убеждения, взгляды на жизнь, мировоззрение, с ее постоянным и естественным характером воздействия.

Именно поэтому, традиционно главным институтом является семья. В ней ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей он получает не только азы, но и саму культуру на протяжении всей своей жизни.

Семья – это место рождения, среда обитания, определенный морально-психологический климат, а также первая школа отношений с людьми для ребенка. Именно в семье у ребенка складываются представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Важно создать в семье такую атмосферу, чтобы с близкими людьми ребенок переживал чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости, нужности и надежности. Воспитание ребенка играет огромную роль, поэтому важно дать правильное, которое сделает из ребенка достойную личность, однако воспитание может иметь и негативный характер, тогда над формированием личности ребенка будут вынуждены трудится другие институты воспитания. Но, как упоминалось раннее, не один институт не способен влиять на человека так, как институт семьи.

Цель воспитания – это содействовать развитию ребенка, развивать в нем мудрость, самостоятельность, любовь и доброту. Нужно помнить, что ребенка нельзя сделать человеком, но можно этому содействовать и не мешать, чтобы он сам стал человеком.

Необходимо учитывать главное правило при воспитании ребенка – последовательность в разностороннем развитии личности и демократичность в отношениях с ним. Важно учитывать интересы ребенка, его желания, а главное, не забывать о том, что он все еще ребенок, из которого лишь формируется личность.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Бельгибаева Г.К. Формирование личности в процессе воспитательной работы в условиях школы / Г.К. Бельгибаева // Успехи современного естествознания. – 2014. – №12. – С. 130-132.

2. Березина Т.Н. Резервные возможности человека – М. : Когито-Центр, 2018. – 147 с.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Учеб. пособие. – М. : Просвещение, 2014. – 426 с.

4.  Бочавер А.А. Буллинг как объект исследований и культурный феномен / А.А. Бочавер, К.Д. Хломов // Психология: Журнал Высшей Школы Экономики. – 2013. – Т. 10. – №3. – С. 149-160.

5. Букина Н.Н. Профилактика деструктивности семейного воспитания посредством неформального образования родителей // Актуальные проблемы образования и общества: сб. трудов IV межд. н. – практ. конф. в 2-х томах. – Т.1 / отв. ред. В.Г. Константинова – Ярославль: Филиал НОЧУ ВПО «МСГИ», 2013. – С. 188-191.

6. Готтман Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей / Д. Готтман, Д. Деклер – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 272 с.

7.  Гребенев И.В. Трудовое воспитание в советской школе: парадоксы становления и развития / И.В. Гребенев, Д.Д. Сомова // Вестник ННГУ им. Лобачевского. – 2015. – №3 (39). – С. 215-223.

8.  Гурьев М.Е. Психологический анализ возрастных особенностей подростков, имеющих девиантное поведение // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. – 2015. – №16. – С. 69-76.

9.  Железняк С.В. Особенности воспитания подростка в семье / С.В. Железняк // Педагогические науки. – 2016. – №40-2. – С. 126-131.

10.  Иванченко В.А. Некоторые аспекты воспитания личности в неполной семье (по материалам исследований российских и зарубежных авторов) /

В.А. Иванченко // Психологическая наука и образование. – 2012. – №3. – С. 52-65.

11.  Корнилова А.Г. Проблемы формирования личности детей в современных условиях / А.Г. Корнилова // Успехи современного естествознания. – 2013. – №6. – С. 143-145.

12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М. : Инфра-М, 2014. – 458 с.

13.  Кураженкова Н.С. Семья как главный институт воспитания / Н.С. Кураженкова // Мир Науки. – 2015. – №3. – С. 23-30.

14.  Мельников В.М. Структура личности в отечественной психологии / В.М. Мельников, И.А. Юров // Известия Сочинского государственного университета. – 2014. – №4-2 (33). – С. 67-72.

15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития. – М. : Академия, 2015. – 655 с.

16.  Неженцева Л.Г. Личность и ее составляющие в социально-психологическом контексте / Л.Г. Неженцева // Московский психолого-социальный университет (Москва). 2012. – С. 20-27.

17.  Николаева Т.А. Воспитание без проблем и нервотрепки. – СПб: Питер, 2012. – 176 с.

18.  Павлов Б.С. Родительская семья и подросток: риски социализации в девиантной среде большого города / Б.С. Павлов, Е.И. Пронина // Тюменское областное отделение Академии социальных наук. – 2017. – С. 225-234.

19.  Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб. : Питер, 2015. – 705 с.

20.  Сорокина М.И. Личность в дошкольной педагогике в контексте общего понятия личности / М.И. Сорокина, О.С. Мухина, Е.В. Николаевна // Дошкольное образование: опыт и перспективы развития: сб. материалов II Международной научно-практической конференции. / отв. ред. О.Н. Широков – Чебоксары: ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. – С. 34-37

21. Суворова Г.А. Психология деятельности: учеб. пособие для студентов

психологических и педагогических вузов. – М. : Пер Сэ, 2012. – 176 с.

22. Теплов Б.М. Психофизиология индивидуальных различий: избр. труды – М. : Педагогика, 2013. – 350 с.

23.  Топеха Т.А. Влияние семьи на формирование личности / Т.А. Топеха // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. – 2015. – №3. – С. 40-49.

24.  Усов Н.Я. Исследование качества современного воспитания как социально-педагогическая проблема / Н.Я. Усов, О.А. Козырева // Научно-издательский центр «АЭТЕРНА». – Тюмень. – 2016. – 209 с.

25. Фромм Э. Искусство любить. – М. : АСТ, 2012. – 150 с.

 

Еще раз проверьте оформление списка по методичке

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. С древнейших времен семья являлась одной из важнейших ячеек общества, – это особая социальная среда, в которой существуют свои правила и нормы поведения, в ней ребенок впервые подвергается процессу социализации, именно в ней он находит примеры для подражания и видит первую реакцию на свои действия. То, что ребенок увидит в семье, останется с ним на всю жизнь. Вероятно, что воспитание, которое было применено к нему, он будет использовать уже со своими детьми в будущем. Это показывает важность качественного воспитания личности ребенка, ведь именно в детстве он получает первый «багаж знаний» об окружающем его мире.

Одним из самых лучших периодов для формирования личности является школьный возраст, именно в этот период семейная обстановка и опыт, получаемый в семье, способствуют развитию ребенка. Этот опыт может быть как положительным, так и отрицательным, поэтому важно следить за всем, что происходит в семье в этот период. Детство является наиважнейшим периодом в жизни любого человека, так как именно в это время закладываются основы личности, которые позже будут формировать характер и взгляд на жизнь. На развитие личности влияет и многое другое, например, детский сад, школа, окружение ребенка, но ничто не заменит семейного воспитания.

Важность семейного воспитания доказана многими психологами и педагогами со всего мира, так как лишь семья способна воспитать достойную личность. От воспитания в семье, в большинстве случаев, будет зависеть вся дальнейшая жизнь ребенка, то, каким он станет и какие действия будет совершать. Именно поэтому нельзя недооценивать важность института семьи.

Недаром существуют различные программы, которые акцентируют свое внимание прежде всего на воспитании самих родителей, так как именно родители показывают пример для подражания своим детям. Помимо таких программ существуют иные, которые уделяют внимание тем детям, чьи

родители или плохо справляются со своей задачей, или не справляются вообще. 

Степень разработанности проблемы. Проблемы семьи и семейного воспитания волновали людей еще с древнейших времен. Проблемы воспитания личности встречались в сочинениях великих мыслителей прошлого, например, большое внимание развитию личности уделялось в трудах Платона и Аристотеля. Несмотря на это, тема воспитания актуальна и все еще активно изучается в наше время. Среди самых ярких представителей, которые немало внесли в изучение воспитания, можно выделить Л. И. Божовича, С. Л. Рубинштейна, Б. Д. Эльконина и многих других. Несмотря на то, что они исследовали большое количество и других вопросов, они внесли большой вклад в развитие науки о воспитании.

Несмотря на то, что воспитание начало изучаться еще в древнее время, сегодня мы еще многого о нем не знаем, существует множество вопросов, над которыми работают современные исследователи данного процесса, а также представители многих других сфер науки.

Объект исследования процесс воспитания личность школьника.

Предмет исследования – роль воспитания в семье как условие формирования личности ребенка.

Цель исследования – изучить особенности воспитания в семье, как условие развития личности ребенка.

В курсовой работе были определены следующие задачи:

1) изучить особенности воспитания как условие формирования личности;

2) рассмотреть сущность семейного воспитания личности;

3) определить роль отца и матери в семье;

4) выявить влияние неполной семьи на формирование личности.

В работе применялись следующие методы исследования: теоретическое изучение психологической, социологической, педагогической литературы о воспитании ребенка в семье и формировании его личности.

Структура работа. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.



ГЛАВА I . ВОСПИТАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Дата: 2019-07-30, просмотров: 256.