Ч-П | Ч-Т | Ч-Ч | Ч-З | Ч-Х |
1а (4) | 1б (6) | 2а(6) | 2б(4) | 3а(7) |
3б(3) | 4а(5) | 46(5) | 5а(3) | 5б(7) |
6а(4) | 66(6) | 7а(2) | ||
7б(8) | 8а(6) | 8б(4) | ||
9а(8) | 96(2) | |||
10а(4) | 106(6) | |||
11а(8) | 11б(2) | 12а(7) | 126(3) | 13а(6) |
13б(4) | 14а(4) | 14б(6) | 15а(6) | 15б(4) |
16а(5) | 16б(5) | 17а(6) | ||
17б(4) | 18а(5) | 18б(5) | ||
19а(7) | 19б(3) | |||
20а(9) | 20б(1) | |||
41 | 44 | 47 | 28 | 41 |
Как видно из таблицы для выборки из десяти человек определенной закономерности не наблюдается. Что подтверждает изначальное предположение.
Наглядно результаты представлены на диаграмме 2.
Диаграмма 2
Как видно из диаграммы в исследуемой группы не обнаружено преобладающей сферы деятельности. Не смотря на то, что студенты проходят обучение по техническому направлению, область «Человек-Техника» не преобладает над остальными. Возможно это объясняет посредственные результаты обучения. Участники этого опроса не обращались за услугами специалиста по профориентированию.
Анализ полученных результатов по методике «Изучения мотивации профессиональной деятельности К. Замфира в модификации А. Реана» полностью подтверждает выдвинутое предположение. Студенты, демонстрирующие высокие результаты в процессе обучения и прошедшие ранее тесты на профориентацию получают образование для работы по специальности в той сфере, которая доминирует. При этом мотивационный комплекс личности подтверждает больший уровень удовлетворения выбранной специальностью у студентов контрольной группы.
Следует так же заметить, что по данным исследований, удовлетворенность профессией имеет значимые корреляционные связи с оптимальностью мотивационного комплекса. Иначе говоря, удовлетворенность избранной профессией тем выше, чем оптимальнее мотивационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий - внешней отрицательной.
Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность мотивирована самим содержанием деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой деятельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности. А следовательно это доказывает необходимость выбора профессии в «своей» сфере деятельности. И наглядно видно при сравнении двух групп студентов, в данном исследовании
Заключение
Сегодня уделяется недостаточно внимания молодежной профилактики профориентации. Но тем не менее, в нашей стране такая система существует и люди, которые занимаются этим делом понимают важность профессионального самоопределения, серьезностью которого является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации.
Главная цель профилактики профессионального ориентирования заключается в формировании готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития, готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности, а так же общего понимания сути такой деятельности.
Результатом профилактики профориентирования должно являтся понимания психологического содержания видов труда, важности формирования профессиональной пригодности, в том числе, учет персональных особенностей, личных качеств.
Именно выявление личностных особенностей и предрасположенностей лежало в основе проведенного исследования.
На наш взгляд, полученные результаты исследования позволяют считать его задачи решенными, а гипотезу подтвержденной.
Список литературы
1. Белюзева Г.В. Психолого-педагогическое обоснование профес-сиональной работы (Профессиональное образование 2004 №5 – с. 10)
2. Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации (Вопросы психологии 1988 №1 – с. 77-82)
3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – Киев.: «Наукова Дулека», 1989
4. В мире профессий. Сборник профессионального материала. – Барнаул, 2003
5. Захарав Н.Н Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение, 1988 с. 22
6. Зеер Э.Ф. Психология профессии. Учебное пособие для ВУЗов – М.: Академический проект, 2003 с.122
7. Игнатьев Е.И., Громов М.Д., Лукин Н.С. Психология. – М.: Просвещение, 1995 с. 285-293
8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону. «Феникс», 1996
9. Климов Е.А., Кроткова Г.Ф. Правильно выбирать. (Семья и школа. Журнал для родителей. – 1977 №5 с. 26-28
10. Климов Е.А. Как выбирать профессию. Книга для учащихся старших классов средней школы. – М.: 1990
11. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение. 1984
12. Комплект психологических методик для проведения профессиональной консультации. – Барнаул, 1996 с. 4-9
13. Кузин В.С. Психология. – М.: Агар, 1997 с. 285
14. Кудрявцева Т.В., Сухарева А.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения (Вопросы психологии. – 1985 №1 с. 86-93)
15. Мои жизненные и профессиональные планы. Книга для учащихся старших классов. – М.: 1994
16. Немов Р.С. Практическая психология. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998
17. Немов Р.С. Практическая психология 1 ч. – М.: Просвещение, 1998 с. 91
18. Основы психологии. Практикум для студентов ВУЗов. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002 с. 176-180
19. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: «Первое сентября», 2004
20. Пряжников Н.С Профессиональное и личностное самоопределение. Издательство «Институт практической психологии, Воронеж: НПО» МОДЭК, 1996
21. Пряжников Н.С. Имитация игры как средство формирования у оптантов умения строить личные профессиональные планы. – М.: 1988 с. 37-40
22. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М.: Просвещение, 1991
23. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии. – М.: Просвещение, 1995
24. Практикум по психолгии профессиональной деятельности и менеджмента (Под ред. Никифорова Г.С., Дмитриевой М.А., Снеткова В.М. – СПб, 2001 с. 36-39
25. Сборник профессиограмм современных профессий. – Барнаул, 2003
26. Тест Дж. Холланда (Профессиональное образование. – 2004 №5 с. 11)
27. Человек, труд, профессия. Методические материалы по курсу для учителей общеобразовательных школ: Ульяновск, 1994 с. 156
28. Чистякова С.Н. Типы профессиональной среды (Профессиональное образование – 2004 №3 с. 25)
29. Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. Профессиональная организация школьников. – М.: 1987
30. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности, с. 319
Приложение 1.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 190.