В процессе социализации и профессионального самоопределения, учащихся успех их действий существенным образом зависит от их собственной активности, от сформированности субъектной позиции. Именно эта позиция и связанный с ней опыт позволяют учащимся целенаправленно, сознательно, активно и умело осуществлять поиск профессии и подготовку к ней. Иными словами, активность учащегося в профессиональном самоопределении определяется тем, насколько он подготовлен как субъект деятельности. Поэтому при изучении первых этапов профессионального самоопределения столь важно оценить сформированность субъектной позиции учащегося.
Среди факторов, которые определяют выбор той или иной профессии или сферы труда, важнейшее место отводят выраженности интересов к этому труду. Но для выяснения субъектной позиции учащегося недостаточно знать степень выраженности интереса к данной сфере занятий. Удовлетворенность выбором обеспечивается также подготовленностью учащихся, то есть наличием умений, необходимых для самостоятельной работы, и готовностью преодолевать возможные (обусловленные обстоятельствами выполнения работы) «дискомфортные» состояния: вынужденность и навязанность, ощущение социального давления. У учащихся к седьмому - девятому классам уже формируются представления об имеющихся у них умениях, о том, как переживаются ими принуждение и другие формы давления со стороны взрослых.
С целью изучения гипотезы (академические результаты выше в том случае, когда студент проходит обучение по специальности, соответствующей его профессиональной ориентации) были проведены ряд методик на определение характерных сфер деятельности испытуемых. Тесты на двух группах студентов (по 10 человек) технической специальности. В контрольной группе студенты демонстрировали высокие показатели по успеваемости (средний балл за семестр 4,8), во второй группе академические результаты были ниже (средний балл за семестр 3,6).
Сопоставление интересов и предпочтений с подготовленностью учащихся и их отношением к вынужденному выполнению заданий в разных сферах занятий оказалось возможным благодаря дифференциально-диагностическому опроснику.
Опросник предъявляется несколько раз. При первом предъявлении дается инструкция: «Вам предъявляется список профессиональных занятий. Предлагаются они попарно. Представьте себе, что после соответствующего обучения вас научили выполнять любую работу. Вы все знаете, вы все умеете. Но если бы пришлось выбирать из двух возможных занятий только одно, какое из них вы бы предпочли? В соответствующей графе бланка отметьте крестиком выбранный вами вид занятия».
Список предлагаемых в методике Е.А. Климова вид занятий используется нами без существенных изменений. Многократные испытания подтвердили, с одной стороны, их соотнесенность с указанными сферами интересов, с другой – относительную независимость от этнических, региональных, возрастных и половых факторов. Результаты заполнения бланков ответов обрабатываются по методу, предложенному Е.А. Климовым, - в итоге определяются интересы и предпочтения в мире профессий.
Второе предъявление опросника предваряется новой инструкцией: «Сейчас вам будут еще раз представлены ранее перечисленные виды занятий. Отметьте кружком те, в которых у вас в настоящее время есть хоть какие-нибудь умения. Речь не идет о мастерстве – главное, чтобы у вас были хотя бы простые начальные умения. Поэтому, если вы хоть что-то умеете делать сами в каком-либо виде занятий, отмечайте».
Третье предъявление опросника сопровождается инструкцией: «Сейчас вам снова будут предъявлены виды занятий, с которыми вы уже работали. Каково было бы ваше отношение к каждому из этих занятий, если бы какие-либо причины или обстоятельства вынудили вас его выполнять? Хочется – не хочется, а выполнять надо! Количество проставляемых в клетках бланка плюсов (минусов) должно указывать выраженность вашего положительного (отрицательного) отношения к перечисляемым занятиям в этих условиях:
§ «+ + +» - все равно работал бы с удовольствием (нашел бы в работе интересное для себя);
§ «+ +» - то, то заставляют, мешало бы достичь полного удовлетворения;
§ «+» - скорее бы нравилось, чем не нравилось;
§ «-» - скорее бы не нравилось, чем нравилось;
§ «- -» - работал бы через силу, раз ничего не поделаешь;
§ «- - -» - такая работа была бы для меня настоящим мучением».
Текст опросника
1а. Ухаживать за животными.
или
1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).
2а. Помогать больным.
или
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок.
или
3б. Следить за состоянием, развитием растений.
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.).
или
4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.
или
5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты).
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы).
или
6б. Тренировать товарищей (или младших) для выполнения и закрепления каких-либо навыков (трудовых, учебных, спортивных).
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты).
или
7б. Управлять какой-либо машиной (грузовым, подъемным или транспортным средством) – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.).
или
8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище.
или
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.
10а. Лечить животных.
или
10б. Выполнять вычисления, расчеты.
11а. Выводить новые сорта растений.
или
11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.).
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять.
или
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.
или
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты.
или
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые).
или
15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
16а. Делать лабораторные анализы в больнице.
или
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.
или
176. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
или
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.
или
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.
или
20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.).
Ответы, полученные на данные вопросы заносятся в специальную шкалу.
Таблица 1
ЛИСТ ОТВЕТОВ
I | II | III | IV | V |
1а | 1б | 2а | 2б | 3а |
3б | 4а | 46 | 5а | 5б |
6а | 66 | 7а | ||
7б | 8а | 8б | ||
9а | 96 | |||
10а | 106 | |||
11а | 11б | 12а | 126 | 13а |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16а | 16б | 17а | ||
17б | 18а | 18б | ||
19а | 19б | |||
20а | 20б |
Лист ответов» сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+», так как именно в данной сфере профессиональных навыков он будет трудится максимально эффективно.
Название типов профессий по столбцам:
I. «Человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.
II. «Человек-техника» – все технические профессии.
III. «Человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.
IV. «Человек-знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.
V. «Человек - художественный образ» – все творческие специальности.
1. Профессии типа «человек-человек» (Ч-Ч). Предметом труда здесь становится сам человек (лечит врач, учит преподаватель, обслуживает продавец, актер, проводник, менеджер и т. д.).
2. Профессии типа «человек-техника» (Ч-Т) – монтажник, наладчик, каменщик, инженер, водитель транспортного средства, слесарь, электромонтер и др.
3. Профессии типа «человек-знак, знаковая система» (Ч-З). К этой группе относятся секретарь-референт, переводчик, библиотекарь (работа с текстами); программист, экономист (работа с цифрами и формулами); чертежник (работа с чертежами).
4. Профессии типа «человек - художественный образ» (Ч-Х). К данной группе относятся художники, композиторы (создание, проектирование, моделирование художественных произведений); ювелир, реставратор (изготовление, восстановление произведений искусства).
5. Профессии типа «человек-природа» (Ч-П). К этой группе относятся микробиолог, геолог и многие др. (изучение микроорганизмов, исследование недр земли); животновод, почвовед, эколог и др. (природопользование).
Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Исследование проводилось в группе по 10 человек.
Результаты тестирования контрольной группы представлены в таблице 2.
Таблица 2
Ответы контрольной группы.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1а | + | + | ||||||||
1б | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
2 а | + | + | + | |||||||
2 б | + | + | + | + | + | + | + | |||
3 а | + | + | + | + | + | + | ||||
3 б | + | + | + | + | ||||||
4 а | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
4 б | + | + | ||||||||
5 а | + | + | + | + | + | + | ||||
5 б | + | + | + | + | ||||||
6 а | + | |||||||||
6 б | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
7 а | ||||||||||
7 б | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
8 а | + | + | + | + | + | + | ||||
8 б | + | + | + | + | ||||||
9 а | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
9 б | ||||||||||
10 а | + | + | + | + | + | + | ||||
10 б | + | + | + | + | ||||||
11 а | ||||||||||
11 б | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
12 а | + | + | + | |||||||
12 б | + | + | + | + | + | + | + | |||
13 а | + | + | + | + | ||||||
13 б | + | + | + | + | + | + | ||||
14 а | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
14 б | ||||||||||
15 а | + | + | + | + | + | + | ||||
15 б | + | + | + | + | ||||||
16 а | + | + | + | + | ||||||
16 б | + | + | + | + | + | + | ||||
17 а | ||||||||||
17 б | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
18 а | + | + | + | + | ||||||
18 б | + | + | + | + | + | + | ||||
19 а | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
19 б | ||||||||||
20 а | + | + | + | + | + | |||||
20 б | + | + | + | + | + |
Результаты испытания исследуемой группы представлены в таблице 3.
Таблица 3
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1а | + | + | + | + | ||||||
1б | + | + | + | + | + | + | ||||
2 а | + | + | + | + | + | + | ||||
2 б | + | + | + | + | ||||||
3 а | + | + | + | + | + | + | + | |||
3 б | + | + | + | |||||||
4 а | + | + | + | + | + | |||||
4 б | + | + | + | + | + | |||||
5 а | + | + | + | |||||||
5 б | + | + | + | + | + | + | + | |||
6 а | + | + | + | + | ||||||
6 б | + | + | + | + | + | + | ||||
7 а | + | + | ||||||||
7 б | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
8 а | + | + | + | + | + | + | ||||
8 б | + | + | + | + | ||||||
9 а | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
9 б | + | + | ||||||||
10 а | + | + | + | + | ||||||
10 б | + | + | + | + | + | + | ||||
11 а | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
11 б | + | + | ||||||||
12 а | + | + | + | + | + | + | + | |||
12 б | + | + | + | |||||||
13 а | + | + | + | + | + | + | ||||
13 б | + | + | + | + | ||||||
14 а | + | + | + | + | ||||||
14 б | + | + | + | + | + | + | ||||
15 а | + | + | + | + | + | + | ||||
15 б | + | + | + | + | ||||||
16 а | + | + | + | + | + | |||||
16 б | + | + | + | + | + | |||||
17 а | + | + | + | + | + | + | ||||
17 б | + | + | + | + | ||||||
18 а | + | + | + | + | + | |||||
18 б | + | + | + | + | + | |||||
19 а | + | + | + | + | + | + | + | |||
19 б | + | + | + | |||||||
20 а | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
20 б | + |
Вывод: данная методика позволит определить взаимосвязь между результатами обучения и персональной предрасположенностью испытуемого к определенной сфере профессиональной деятельности. Анализ результатов представлен в главе 2.2.
В качестве второго исследования была предложена методика К. Замфира в модификации А. Реана.
Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.
Испытуемым было предложено ознакомится с бланками ответов, в которых нужно было по пятибалльной шкале проставить свою оценку тому или иному мотиву.
На основании полученных результатов определялся мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.
К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетания: ВМ>ВПМ>ВОМ и ВМ=ВПМ>ВОМ.
Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ>ВПМ>ВМ. Где ВМ – внутренняя мотивация; ВПМ – внешняя положительная мотивация; ВОМ – внешняя отрицательная мотивация.
Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные комплексы.
При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.
Таблица
в очень незначительной мере (1) | в достаточно незначительной мере (2) | в небольшой, но и в немаленькой мере (3) | в достаточно большой мере (4) | в очень большой мере (5) | |
Денежный заработок (А) | |||||
Стремление к продвижению по работе (Б) | |||||
Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег (В) | |||||
Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей (Г) | |||||
Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других (Д) | |||||
Удовлетворение от самого процесса и результата работы (Е) | |||||
Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности (Ж) |
Исследование проводилось с целью подтверждения общей гипотезы.
Результаты обеих групп представлены в таблице 1
Показатель выраженности типа мотивации берем средний для обоих групп.
Таблица 1
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | ВМ | ВПМ | ВОМ | |
1 | 4,8 | 4,6 | 1 | 1,2 | 3,7 | 4,1 | 5 | 4,6 | 4,3 | 1,1 |
2 | 5 | 4,7 | 1 | 1,2 | 4 | 3,6 | 4 | 3,8 | 4,6 | 1,1 |
Дата: 2019-07-30, просмотров: 188.