Методы проведения профилактики профориентации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Так или иначе, но молодой человек, вступающий с самостоятельную взрослую жизнь, имеет сегодня возможность свободно выбирать не только профессию, но и образ жизни, и то, какое социальное место в обществе он займёт, кем хочет быть - предпринимателем, т.е. работодателем, наёмным работником или государственным служащим. Он будет создавать рабочие места и условия для эффективной работы наёмных работников или продавать свои знания, свой профессионализм, свои способности и силы работодателю. Это сегодня лежит в основе активного профессионального самоопределения и диктует определённые условия при выборе профессии.

Учитывая, что каждая профессия (и социальное положение) требует от человека не только определённых общих и специальных умений и знаний, но и конкретных способностей и личностных качеств, черт характера, хорошего знания рынка труда и рынка профессий, можно назвать три основных составляющих содержания профессионального самоопределения:

· самопознание (самоосознание своих возможностей, способностей, особенностей характера и т.д.);

· самооценивание (сравнение результатов самопознания с теми требованиями, которые предъявляет избираемая профессия к человеку);

· саморазвитие (развитие в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения избранной профессиональной деятельности и той социальной роли, к которой готовит себя молодой человек).

Оценить степень развития общих и специальных способностей человека может только специалист, профессионал - психолог, профконсультант, специально подготовленный учитель. Они с помощью специальных тестов с достаточной точностью смогут выявить большинство общих способностей, нужных человеку в любой деятельности (умственные способности, способность воспринимать и анализировать информацию, концентрировать внимание и т.п.) и специальные способности, которые могут быть своими для каждой профессии (математические, конструкторские, спортивные и т.д.), т.е. те, которые опираются на определённые задатки человека.

Именно поэтому возникает насущная потребность школы именно в таком специалисте, т.к. переход школы на профильную систему обучения и создание специализированной подготовки в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучающихся, даёт возможность в профориентационной работе более полно учитывать интересы и склонности каждого ученика.

В ходе профориентационной работы необходимо расширить возможность социализации моодежи, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием и более полно подготовить выпускников школы к освоению программ среднего и высшего профессионального обучения.

Исходя из вышесказанного можно определить несколько целей и задач курса профориентации в школе: дать представление учащимся старших классов об основных направлениях и методах работы по профессиональному самоопределению и выбору профессии в условиях современного рынка труда и рыночных отношений; научить реально оценивать свои способности и экономическую ситуацию на современном рынке труда; выявить и развивать способности учащихся с учётом их профессиональной направленности; способствовать успешной самореализации старших школьников, приобретению ими навыков самопознания и профессионального самоопределения, умения планировать свою профессиональную карьеру, исходя из своих индивидуальных особенностей, а также - спроса рынка труда.

В этом смысле цели и задачи профориентации созвучны с задачами профильного обучения.

Целенаправленное формирование профессиональной направленности должно осуществляться в системе профессиональных консультаций, которые включают в себя профессиональный отбор, который осуществляется, как правило, вне школы. Профессиональная консультация - одно из важнейших звеньев системы профориентационной работы, предполагающей целенаправленное и педагогическое воздействие на молодёжь для её подготовки к сознательному выбору профессии и построению реальных жизненных планов. Когда мы на первое место при выборе профессии ставим потребность общества в кадрах, то имеем ввиду не столько необходимость обеспечения сферы материального производства, сколько гарантию предоставления человеку возможности работать по избранной им профессии. В сложившихся условиях рыночных отношений важно помочь молодым людям не растеряться, а своевременно, ещё учась в школе, профессионально самоопределиться, выбрать профессию, которая удовлетворяла бы их духовные и материальные потребности, позволяла максимально использовать и развивать свои природные способности и личностные качества.

Идеальных профессий не бывает - любая имеет свои положительные и отрицательные стороны. Выбирая профессию, человек чаще всего не знает (или не хочет знать) о её объективных минусах, судит о ней из различных источников информации. Однако, для людей с разными желаниями и внутренними ресурсами одни трудности представляются непреодолимыми, а другие - вполне терпимыми. Одной из возможностей реально оценить свои силы и способности, проверить правильность выбора профессии являются профессиональные практики. В ходе таких практик молодые люди знакомятся с конкретными условиями труда и требованиями, которые предъявляются к данной профессии, примеряют на себя конкретную специальность и соизмеряют уровень своих притязаний и ожиданий с действительностью. Думается, что возвращение к производственным практикам в процессе профориентационной работы, является насущной потребностью и одним из основных условий правильного выбора молодыми людьми будущей профессии.

Основными формами работы по профориентации могут быть: индивидуальные- беседа, консультация, диагностика и групповые- урок, классный час, сбор, утренник, игра, вечер, встреча, экскурсия, конкурс, путешествие и др. Но классному руководителю в одиночку справиться с такой работой порой не по силам. Поэтому необходима совместная, тесная работа классного руководителя или куратора со всеми участниками профориентационной работы как в школе, так и в Вузе.

Конечно можно воспользоваться услугами специальных профцентров, где проводится компьютерное тестирование, консультационная работа. Но не всегда и у всех имеется такая возможность. Большую роль в профессиональной ориентации молодых людей играет курс "Основы профессионального самоопределения". Но он читается еще в школе, на него отведено тридцать четыре часа.

Особого внимания заслуживают занятия по составлению профессиограм (описаний профессий), цель которых- ознакомить учащихся со спецификой труда в данной отрасли, научить самостоятельно работать над изучением профессии. Подобные курсы проводятся в большинстве Вузов.

Использование методов формирования практических умений выбора профессии, создание ситуации, эмоционально окрашенных опирающихся на жизненный опыт школьников, в их глазах делает занятия практически значимыми.

Во всех случаях, выбирая методы, следует придерживаться определенных правил (целесообразности, доступности, привлекательности и гибкости).

Дата: 2019-07-30, просмотров: 169.